СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь между суммой и слагаемыми

Нажмите, чтобы узнать подробности

Связь между суммой и слагаемыми.

Просмотр содержимого документа
«Связь между суммой и слагаемыми»


79 10.02.2020 1-А класс. Тема: Связь между суммой слагаемыми.

Цели урока:

  1. Познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания, сформулировать правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.

  2. Включать учащихся в поисковую и творческую деятельность; использовать наиболее удобный способ при вычислениях; развивать математическую речь, оперативную память, познавательную активность.

  3. Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.

Задачи:

Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.

Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.

Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.


Планируемые результаты:

Личностные:

-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.

- -Учиться планировать учебную деятельность на уроке.

-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).

– учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
– учатся решать задачи изученных видов;
– учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;

Познавательные УУД:

-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

Коммуникативные УУД:

-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

-Слушать и понимать речь других.

-Вступать в беседу на уроке и в жизни.

– учатся контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
– учатся использовать речь для регуляции своего действия;

Оборудование: программа “Школа России учебник “Математика” М.И.Моро, цифровой образовательный ; кассы геометрических фигур у учащихся, маршрутный лист у каждого учащегося.


Ход урока

 

1.      Орг. момент

Учитель: Селям алейким, балалар. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.

Вот прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.

Вы все приготовили к уроку?

Что необычного вы заметили на партах?

Дети: У нас вместо тетрадей голубые листочки.

Учитель: А предположите, для чего нам нужен этот лист?

Дети: Мы будем работать на листах, а не в тетрадях.

Да, действительно это так.

Скажите, с чем ассоциируется голубой цвет?

Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие, во время которого вы сможете открыть одно важное математическое правило. Но путешествовать мы будем не по суше, а опустимся под воду. Закройте глаза или отвернитесь, кому как удобнее, и мы перенесемся с вами на берег моря.

Слайд 2. При переходе к этому слайду автоматически начинает звучать шум моря. Шум сам затихает через несколько секунд. Этот слайд стоит фоном во время беседы учителя и детей.

Учитель: Путешествие наше будет сказочным, и помогать нам будет сказочный герой. Угадайте, кто это может быть. Какой сказочный персонаж может быть связан с морем?

Дети называют сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой.

2. Устный счет

Учитель: Вы назвали много сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой. А кто же на самом деле? Для того чтобы узнать его имя, я предлагаю вам поиграть на пляже. Вам нужно собрать ракушки с ответом 7. Если вы правильно найдете все ракушки, вы узнаете точно имя нашего «экскурсовода».

Посмотрите внимательно на цифру 7 и пропишите красиво её в своих листах рядом с цифрой 1.

(На доске переворачиваю цифру 7)

Если ваша цифра похожа на образец. Она написана правильно, то закрасьте кружок в зеленый цвет, если она немного отличается от неё, то в желтый цвет, ну а если она получилась не очень красивой, закрасьте кружок в красный цвет.

Учитель Вам нужно собрать ракушки с ответом 7. Если вы правильно найдете все ракушки – вы узнаете точно имя нашего «экскурсовода».

Слайд 3

Цель: повторить состав числа 7. При смене слайда появляются ракушки с заданиями. Дети должны выбрать ракушки с ответом 7. После выбора всех примеров появится имя «Немо», при щелчке по имени появится изображение рыбки Немо.

Учитель: К нам приплыл Немо, он зовет нас в подводное царство. Ныряем?

Ну, что ребята, отправляемся в путешествие?

Комментарий для учителя. Учитель может предложить детям «нырнуть» стоя. Например, зажав нос и как бы задержав дыхание, присесть под парту. Таким образом, не только появляется еще один игровой момент, но и динамическая минутка.

Учитель: Какие фигуры вы видите на экране? Разделите их на группы.

Назовите, на какие группы можем разделить геометрические фигуры?

Дети:(По форме, по цвету, по размеру).

Треугольники, прямоугольники, круги.

Учитель: Какие фигуры вы использовали для своих рыбок? Назовите их.

Учитель: Вот мы и под водой. Но как мы можем путешествовать на глубине? Давайте попросим помощи у рыбок? Для этого надо быстро собрать из геометрических фигур изображение рыбки. (Конверты на партах)

Дети складывают изображение рыбок. Учитель контролирует выполнение работы.

Учитель: Ну вот, мы сложили рыбок, а теперь мы можем отправляться в подводный мир.

Учитель: Вот вы и готовы к подводному путешествию. Опускаемся на дно. Кто здесь? Нас с Немо встречает морская звезда.


Игра «Лопни пузырек»

Учитель: Со дна моря поднимаются пузырьки. Морская звезда редко может увидеть наш мир и очень хочет почувствовать ароматы надводного мира. В пузырьках есть земной воздух, и если лопнуть правильный пузырек, то звезда почувствует аромат свежего морского ветерка на суше. Звезда будет задавать вам задания, а вы должны быстро найти значение выражения, выбрать правильный ответ и записать в воздушные пузырьки, которые изображены на ваших листах.

Ваша задача решать быстро и правильно. Постарайтесь не ошибаться, чтобы звездочке было приятно играть с вами.

Дети записывают в листы.

Проверяют с доски. Открываю числа 4, 7, 1,6.

Учитель: Оцените свою деятельность. Давайте вспомним, как мы оцениваем свою работу.

Поднимите руки у кого зеленый кружок. Молодцы!

Учитель: Ребята, назовите лишнее число. Почему 4?

Дети Т.к. 1,6,7 взаимосвязаны.

Учитель: Как они взаимосвязаны?

Дети:7 – это 6 и 1. Если убрать 1, то останется 6, а если убрать 6, то останется 1.

Учитель: Мы можем составить выражение?

Составьте выражения на сложение.

Ученик записал на доске.

6+1=7

1+6=7

- Учитель: Давайте вспомним, как называются числа при сложении?

- Учитель: Как можно прочитать это равенство, используя термины «сумма», «слагаемое»?

(Сумма чисел 1 и 6 равна 7. Первое слагаемое 1, второе слагаемое 6, сумма 7)

Какие еще примеры на вычитание мы можем составить, используя эти числа?

На доске записывает ученик.

Дети читают выражения математическими терминами.

7-1=6

7-6=1

Слайды 5-9.

Дети Итак, 7 – это целое, 6 и 1 –это части целого. Если убрать 1, то останется 6, а если убрать 6, то останется 1.

Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье. Из значения суммы 7 вычтем первое слагаемое 1, получим второе слагаемое 6. Если из значения суммы 7 вычесть второе слагаемое 6, получится первое слагаемое 1.

Ребята, что вы заметили?

Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.

- Какой вывод можно сделать? - Связаны ли между собой сумма и слагаемые?

Дети: Да, слагаемые и сумма связаны между собой.

Учитель: Да, действительно, сумма и слагаемые между собой связаны.

Вы, наверное, уже догадались как называется тема урока. (Открываю запись на доске.)

Вы молодцы! У вас хорошая реакция!

Учитель: Озвучиваю цель урока. Сегодня мы будем развивать умения использовать приём вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми; познакомимся со связью сложения и вычитания, выведем правило нахождения неизвестного слагаемого; продолжим формировать вычислительные навыки.

Отправляемся дальше?

3. Изучение нового материала

Слайд 11.  Цель: создать условия для самостоятельного вывода детьми о связи сложения и вычитания.

Учитель: К кому мы приплыли? Кто это?

Дети: Дельфин.

Учитель: Кто из вас видел дельфинов в море или в дельфинарии?

Учитель: Посмотрим, какое задание придумал для нас дельфин? Наш дельфин предлагает нам придумать и решить выражения.

Учитель: Что вы увидели? Что произошло с рыбками?

Дети: Сначала приплыли 5 рыбок, потом еще одна.

Учитель: Задайте вопрос по картинке.

Дети: Сколько стало рыбок?

Учитель: Выберите выражения по рисунку и найдите их значения. Задание записывается на листок рядом с цифрой 3

4+3 8+1 5+1 1+5 9-4 2+6 6-1 7-2 9-6 6-5


Дети пишут на листах

5+1=6. 1+5=6 6-1=5 6-5=1

По щелчку появляется выражение, по второму значение выражения, по третьему выражение отъезжает в сторону.

Учитель: К каждому примеру на сложение можно составить 2 примера на вычитание.

Учитель: Когда решали примеры, вы заметили что-нибудь интересное?

Дети: Если из суммы вычесть столько, сколько прибавили, то останется столько, сколько было в начале!

Дети: Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.

Учитель: Если слагаемое увеличить на несколько единиц, что произойдет с суммой?

А если уменьшить?

Дети: Если слагаемое увеличить на несколько единиц, то сумма тоже увеличиться на несколько единиц.

Учитель: Вы сейчас открыли один математическое правило! Да, сложение и вычитание тесно связаны. А если вы знаете такой важное правило то вы сможете решать и другие примеры!

Да, ребята, ведь тема нашего урока связь суммы со слагаемыми

Молодцы! Мы много работали. Теперь отдохнем.

Учитель: Ребята, какие вы молодцы! А теперь дельфин предлагает нам отдохнуть.

  Физкультминутка.

Игра «Море волнуется раз…».

4.Закрепление.

Учитель: Отдохнули? Поплыли дальше! Ой, а кто это у нас?

Дети: Морской конек!

Учитель: Морской конек предлагает нам составить и решить задачу.

Кто вспомнит и скажет, из чего состоит задача?

Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.

Учитель: Посмотрите, здесь изображены морские животные. Кто назовет их?

Дети: Крабы и раки-отшельники.

Учитель: Кто составил задачу?

Условие задачи.

На морском дне встретились 7 морских обитателей 4 краба и несколько раков- отшельников. Сколько раков-отшельников было на дне моря?

Учитель: О чем говорится в задаче?

Что нам известно?

 Дети: Что всего было 7 обитателей, из них 4 краба.

Учитель: Что нужно узнать в задаче?

О чем спрашивается в задаче?

Дети: Сколько раков- отшельников.

Учитель: Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?

Дети: Да.

Учитель: Если мы сразу можем ответить на вопросы решить в одно действие, то задача простая.

Какого типа эта задача?

 Дети: На нахождение неизвестного слагаемого.

Учитель: Составьте условие задачи, запишите решение и ответ.

 Учитель: Взаимопроверка. Ребята, теперь поменяйтесь своими листочками и проверьте решение и ответ задачи у товарища.

Открываю обратную сторону доски. Верните свои листы.

Вилен, Ты справился с заданием? Как ты оцениваешь свою работу?

Ребята. Мы достигли своей цели?

Слайд 17

Учитель: Ребята, кого мы с вами видим? Осьминога.

Он приготовил для вас задание, чтобы его успешно выполнить, нам нужно отдохнуть.

 Физкультминутка.

Учитель: Но осьминог не уплывает. Он хочет проверить насколько вы дружны, и как вы умеете работать в команде.

Раздаю 4 таблицы.

Проверяем. Командир команды называет ответы на мои вопросы. Остальные дети слушают и исправляют.

Ваша команда выполнила задание без ошибок. Тогда какой кружок вы возьмете? Приклейте на свой лист.

Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо поработали, показали, что умеете работать в команде.

Учитель: Наш путь близится к концу.

Сейчас мы поработаем с учебником страница 31 № 1.

Прочитайте 1 столбик.

На что вы обратили внимание?

Дети: Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.

Учитель: Что вы видите на листе? Что нужно выполнить в этом задании?

Это задание выполните самостоятельно.

Запишите примеры в своих листочках. Задание № 5

Проверяем устно. Дети зачитывают ответы, класс проверяет

Что вы видите на листе? Что нужно выполнить в этом задании?

5. Итог урока.

Учитель: Давайте проанализируем вашу работу на уроке.

Все ли у вас получилось?

С какими заданиями вы справились легко?

Какие знания помогли?

Какие задания вам понравились больше?

Что нового вы узнали сегодня?

Дети: Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.

Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные

А кто сегодня закрасил максимальное количество зеленых кружков? Поднимите руки.

У кого сегодня не все получилось, не огорчайтесь, мы продолжим работать по данной теме. И у вас будет возможность все исправить.

Учитель: Осьминог охранял клад. Т.к. вы справились со всеми заданиями, он решил подарить его вам.

Учитель: Ну что ж, будем прощаться с Немо! Нам пора возвращаться в класс. Всплываем!

Слайд 19. Фон для завершения урока.





















10 февраля

Классная работа

1.

2.



3.


4. Задача.


Крабы - шт. шт.

Раки - шт.



Ответ: раков- отшельников

5.

3 + = 7 + 6 = 10

+ = + =

- = - =

- = - =



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!