№79 10.02.2020 1-А класс. Тема: Связь между суммой слагаемыми.
Цели урока:
Познакомить со взаимосвязью сложения и вычитания, сформулировать правило нахождения неизвестного слагаемого; формировать вычислительные навыки.
Включать учащихся в поисковую и творческую деятельность; использовать наиболее удобный способ при вычислениях; развивать математическую речь, оперативную память, познавательную активность.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе.
Задачи:
Образовательные: создать условия для актуализации и уточнения знаний детьми математической терминологии, умения читать математические равенства; для знакомства с взаимосвязью между компонентами действия сложения, правилом нахождения неизвестного слагаемого.
Развивающие: создать условия для развития умения пользоваться изученным правилом на практике, развивать навыки счёта.
Воспитательные: создать условия для воспитания чувства коллективизма и доброго отношения друг к другу; привития интереса к математике.
Планируемые результаты:
Личностные:
-Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).
-В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- -Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
– учащиеся учатся использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств;
– учатся решать задачи изученных видов;
– учатся выполнять задачи творческого и поискового характера;
Познавательные УУД:
-Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Коммуникативные УУД:
-Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-Слушать и понимать речь других.
-Вступать в беседу на уроке и в жизни.
– учатся контролировать и оценивать свою работу и ее результат.
– учатся использовать речь для регуляции своего действия;
Оборудование: программа “Школа России” учебник “Математика” М.И.Моро, цифровой образовательный ; кассы геометрических фигур у учащихся, маршрутный лист у каждого учащегося.
Ход урока
1. Орг. момент
Учитель: Селям алейким, балалар. Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями.
Вот прозвенел звонок, мы начинаем наш урок.
Вы все приготовили к уроку?
Что необычного вы заметили на партах?
Дети: У нас вместо тетрадей голубые листочки.
Учитель: А предположите, для чего нам нужен этот лист?
Дети: Мы будем работать на листах, а не в тетрадях.
Да, действительно это так.
Скажите, с чем ассоциируется голубой цвет?
Учитель: Сегодня я приглашаю вас в путешествие, во время которого вы сможете открыть одно важное математическое правило. Но путешествовать мы будем не по суше, а опустимся под воду. Закройте глаза или отвернитесь, кому как удобнее, и мы перенесемся с вами на берег моря.
Слайд 2. При переходе к этому слайду автоматически начинает звучать шум моря. Шум сам затихает через несколько секунд. Этот слайд стоит фоном во время беседы учителя и детей.
Учитель: Путешествие наше будет сказочным, и помогать нам будет сказочный герой. Угадайте, кто это может быть. Какой сказочный персонаж может быть связан с морем?
Дети называют сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой.
2. Устный счет
Учитель: Вы назвали много сказочных персонажей, с которыми можно путешествовать под водой. А кто же на самом деле? Для того чтобы узнать его имя, я предлагаю вам поиграть на пляже. Вам нужно собрать ракушки с ответом 7. Если вы правильно найдете все ракушки, вы узнаете точно имя нашего «экскурсовода».
Посмотрите внимательно на цифру 7 и пропишите красиво её в своих листах рядом с цифрой 1.
(На доске переворачиваю цифру 7)
Если ваша цифра похожа на образец. Она написана правильно, то закрасьте кружок в зеленый цвет, если она немного отличается от неё, то в желтый цвет, ну а если она получилась не очень красивой, закрасьте кружок в красный цвет.
Учитель Вам нужно собрать ракушки с ответом 7. Если вы правильно найдете все ракушки – вы узнаете точно имя нашего «экскурсовода».
Слайд 3
Цель: повторить состав числа 7. При смене слайда появляются ракушки с заданиями. Дети должны выбрать ракушки с ответом 7. После выбора всех примеров появится имя «Немо», при щелчке по имени появится изображение рыбки Немо.
Учитель: К нам приплыл Немо, он зовет нас в подводное царство. Ныряем?
Ну, что ребята, отправляемся в путешествие?
Комментарий для учителя. Учитель может предложить детям «нырнуть» стоя. Например, зажав нос и как бы задержав дыхание, присесть под парту. Таким образом, не только появляется еще один игровой момент, но и динамическая минутка.
Учитель: Какие фигуры вы видите на экране? Разделите их на группы.
Назовите, на какие группы можем разделить геометрические фигуры?
Дети:(По форме, по цвету, по размеру).
Треугольники, прямоугольники, круги.
Учитель: Какие фигуры вы использовали для своих рыбок? Назовите их.
Учитель: Вот мы и под водой. Но как мы можем путешествовать на глубине? Давайте попросим помощи у рыбок? Для этого надо быстро собрать из геометрических фигур изображение рыбки. (Конверты на партах)
Дети складывают изображение рыбок. Учитель контролирует выполнение работы.
Учитель: Ну вот, мы сложили рыбок, а теперь мы можем отправляться в подводный мир.
Учитель: Вот вы и готовы к подводному путешествию. Опускаемся на дно. Кто здесь? Нас с Немо встречает морская звезда.
Игра «Лопни пузырек»
Учитель: Со дна моря поднимаются пузырьки. Морская звезда редко может увидеть наш мир и очень хочет почувствовать ароматы надводного мира. В пузырьках есть земной воздух, и если лопнуть правильный пузырек, то звезда почувствует аромат свежего морского ветерка на суше. Звезда будет задавать вам задания, а вы должны быстро найти значение выражения, выбрать правильный ответ и записать в воздушные пузырьки, которые изображены на ваших листах.
Ваша задача решать быстро и правильно. Постарайтесь не ошибаться, чтобы звездочке было приятно играть с вами.
Дети записывают в листы.
Проверяют с доски. Открываю числа 4, 7, 1,6.
Учитель: Оцените свою деятельность. Давайте вспомним, как мы оцениваем свою работу.
Поднимите руки у кого зеленый кружок. Молодцы!
Учитель: Ребята, назовите лишнее число. Почему 4?
Дети Т.к. 1,6,7 взаимосвязаны.
Учитель: Как они взаимосвязаны?
Дети:7 – это 6 и 1. Если убрать 1, то останется 6, а если убрать 6, то останется 1.
Учитель: Мы можем составить выражение?
Составьте выражения на сложение.
Ученик записал на доске.
6+1=7
1+6=7
- Учитель: Давайте вспомним, как называются числа при сложении?
- Учитель: Как можно прочитать это равенство, используя термины «сумма», «слагаемое»?
(Сумма чисел 1 и 6 равна 7. Первое слагаемое 1, второе слагаемое 6, сумма 7)
Какие еще примеры на вычитание мы можем составить, используя эти числа?
На доске записывает ученик.
Дети читают выражения математическими терминами.
7-1=6
7-6=1
Слайды 5-9.
Дети Итак, 7 – это целое, 6 и 1 –это части целого. Если убрать 1, то останется 6, а если убрать 6, то останется 1.
Посмотрите, как из первого равенства получили второе и третье. Из значения суммы 7 вычтем первое слагаемое 1, получим второе слагаемое 6. Если из значения суммы 7 вычесть второе слагаемое 6, получится первое слагаемое 1.
Ребята, что вы заметили?
Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.
- Какой вывод можно сделать? - Связаны ли между собой сумма и слагаемые?
Дети: Да, слагаемые и сумма связаны между собой.
Учитель: Да, действительно, сумма и слагаемые между собой связаны.
Вы, наверное, уже догадались как называется тема урока. (Открываю запись на доске.)
Вы молодцы! У вас хорошая реакция!
Учитель: Озвучиваю цель урока. Сегодня мы будем развивать умения использовать приём вычитания на основе связи между суммой и слагаемыми; познакомимся со связью сложения и вычитания, выведем правило нахождения неизвестного слагаемого; продолжим формировать вычислительные навыки.
Отправляемся дальше?
3. Изучение нового материала
Слайд 11. Цель: создать условия для самостоятельного вывода детьми о связи сложения и вычитания.
Учитель: К кому мы приплыли? Кто это?
Дети: Дельфин.
Учитель: Кто из вас видел дельфинов в море или в дельфинарии?
Учитель: Посмотрим, какое задание придумал для нас дельфин? Наш дельфин предлагает нам придумать и решить выражения.
Учитель: Что вы увидели? Что произошло с рыбками?
Дети: Сначала приплыли 5 рыбок, потом еще одна.
Учитель: Задайте вопрос по картинке.
Дети: Сколько стало рыбок?
Учитель: Выберите выражения по рисунку и найдите их значения. Задание записывается на листок рядом с цифрой 3
4+3 8+1 5+1 1+5 9-4 2+6 6-1 7-2 9-6 6-5
Дети пишут на листах
5+1=6. 1+5=6 6-1=5 6-5=1
По щелчку появляется выражение, по второму значение выражения, по третьему выражение отъезжает в сторону.
Учитель: К каждому примеру на сложение можно составить 2 примера на вычитание.
Учитель: Когда решали примеры, вы заметили что-нибудь интересное?
Дети: Если из суммы вычесть столько, сколько прибавили, то останется столько, сколько было в начале!
Дети: Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.
Учитель: Если слагаемое увеличить на несколько единиц, что произойдет с суммой?
А если уменьшить?
Дети: Если слагаемое увеличить на несколько единиц, то сумма тоже увеличиться на несколько единиц.
Учитель: Вы сейчас открыли один математическое правило! Да, сложение и вычитание тесно связаны. А если вы знаете такой важное правило то вы сможете решать и другие примеры!
Да, ребята, ведь тема нашего урока связь суммы со слагаемыми
Молодцы! Мы много работали. Теперь отдохнем.
Учитель: Ребята, какие вы молодцы! А теперь дельфин предлагает нам отдохнуть.
Физкультминутка.
Игра «Море волнуется раз…».
4.Закрепление.
Учитель: Отдохнули? Поплыли дальше! Ой, а кто это у нас?
Дети: Морской конек!
Учитель: Морской конек предлагает нам составить и решить задачу.
Кто вспомнит и скажет, из чего состоит задача?
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Учитель: Посмотрите, здесь изображены морские животные. Кто назовет их?
Дети: Крабы и раки-отшельники.
Учитель: Кто составил задачу?
Условие задачи.
На морском дне встретились 7 морских обитателей 4 краба и несколько раков- отшельников. Сколько раков-отшельников было на дне моря?
Учитель: О чем говорится в задаче?
Что нам известно?
Дети: Что всего было 7 обитателей, из них 4 краба.
Учитель: Что нужно узнать в задаче?
О чем спрашивается в задаче?
Дети: Сколько раков- отшельников.
Учитель: Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
Дети: Да.
Учитель: Если мы сразу можем ответить на вопросы решить в одно действие, то задача простая.
Какого типа эта задача?
Дети: На нахождение неизвестного слагаемого.
Учитель: Составьте условие задачи, запишите решение и ответ.
Учитель: Взаимопроверка. Ребята, теперь поменяйтесь своими листочками и проверьте решение и ответ задачи у товарища.
Открываю обратную сторону доски. Верните свои листы.
Вилен, Ты справился с заданием? Как ты оцениваешь свою работу?
Ребята. Мы достигли своей цели?
Слайд 17
Учитель: Ребята, кого мы с вами видим? Осьминога.
Он приготовил для вас задание, чтобы его успешно выполнить, нам нужно отдохнуть.
Физкультминутка.
Учитель: Но осьминог не уплывает. Он хочет проверить насколько вы дружны, и как вы умеете работать в команде.
Раздаю 4 таблицы.
Проверяем. Командир команды называет ответы на мои вопросы. Остальные дети слушают и исправляют.
Ваша команда выполнила задание без ошибок. Тогда какой кружок вы возьмете? Приклейте на свой лист.
Учитель: Молодцы! Вы очень хорошо поработали, показали, что умеете работать в команде.
Учитель: Наш путь близится к концу.
Сейчас мы поработаем с учебником страница 31 № 1.
Прочитайте 1 столбик.
На что вы обратили внимание?
Дети: Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.
Учитель: Что вы видите на листе? Что нужно выполнить в этом задании?
Это задание выполните самостоятельно.
Запишите примеры в своих листочках. Задание № 5
Проверяем устно. Дети зачитывают ответы, класс проверяет
Что вы видите на листе? Что нужно выполнить в этом задании?
5. Итог урока.
Учитель: Давайте проанализируем вашу работу на уроке.
Все ли у вас получилось?
С какими заданиями вы справились легко?
Какие знания помогли?
Какие задания вам понравились больше?
Что нового вы узнали сегодня?
Дети: Если из суммы вычесть 1 слагаемое, то получим 2 слагаемое. Если из суммы вычесть 2 слагаемое, то получим 1 слагаемое.
Слагаемые и сумма связаны между собой математическими действиями сложением и вычитанием. Они дружат друг с другом, поэтому их называют взаимообратные
А кто сегодня закрасил максимальное количество зеленых кружков? Поднимите руки.
У кого сегодня не все получилось, не огорчайтесь, мы продолжим работать по данной теме. И у вас будет возможность все исправить.
Учитель: Осьминог охранял клад. Т.к. вы справились со всеми заданиями, он решил подарить его вам.
Учитель: Ну что ж, будем прощаться с Немо! Нам пора возвращаться в класс. Всплываем!
Слайд 19. Фон для завершения урока.
10 февраля
Классная работа
1.
2.
3.
4. Задача.
Крабы - шт. шт.
Раки - шт.
Ответ: раков- отшельников
5.
3 + = 7 + 6 = 10
+ = + =
- = - =
- = - =