Связь уроков ОРКСЭ с другими учебными предметами в патриотическом воспитании школьников (из опыта работы)
(Слайд 1)
(Слайд 2)
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирована цель, на достижение которой направлен процесс образования и воспитания школьников – формирование высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, патриота. Достижению этой цели способствует активизация воспитательного потенциала всех школьных дисциплин, а предмет ОРКСЭ может служить метапредметной основой, которая их объединяет.
(Слайд 3) А как же происходит патриотическое воспитание на уроках ОРКСЭ?
(Слайд 4) Курс ОРКСЭ связан с целым рядом учебных дисциплин:
русским языком;
литературным чтением;
окружающим миром;
информатикой;
изобразительным искусством;
технологией;
музыкой и др.
(Слайд 5) В своей работе я активно использую связь уроков ОРКСЭ с другими предметами.
К урокам ОРКСЭ подбираю литературный материал (уже пройденный учащимися или дополнительный), который служит основой для патриотического воспитания школьников:
(Слайд 6) Стихотворение Асадова Э. А. «Россия начиналась не с меча» к уроку на тему «Любовь и уважение к Отечеству».
(Слайд 7) На уроках ОРКСЭ вместе с детьми вспоминаем пословицы и поговорки о Родине и патриотизме, решаем кроссворды, ребусы и т.д.
Пословицы:
«Где не жить — Родине служить» — даже, если пришлось уехать в другую страну, о стране, в которой родился забывать нельзя. Нужно до конца быть стеной для своей страны.
«Где сосна взросла, там она и красна» — а эта пословица учит нас, что свою землю не выбирают. Нужно жить и трудиться в родном месте. Тогда достигнешь высот.
«Герой – за Родину горой» — настоящий герой за Родину в любой ситуации будет стоять до последнего, невзирая на неудобную ситуацию или время.
«Главное в жизни – служить отчизне» — раньше патриотизм ценился и проявлялся выше. Да, сегодня поменялись условия жизни. Воевать за свои земли и отстаивать их честь, теперь не в такой надобности. Но нужно всегда быть готовым постоять за себя, семью, свою землю!
«За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да свое». Как бы ни было красиво в других странах, но оно не родное, а значит, еще и не показало всех своих минусов.
«И лес шумит дружней, когда деревьев много» — это наставление, что народ должен быть дружным и смотреть в одно направление, тогда он станет непобедимым.
«И собака свою сторону знает» — отвезите собаку или кошку в лес, хоть за несколько километров, но дорогу домой животное обязательно найдет. Как бы по дороге ему не пришлось трудно.
«Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается» — в родном крае появляется уверенность в своих силах, он получает дополнительную защиту и опору, поэтому и сильнее своего врага становиться двукратно.
«Мила та сторона, где пупок резан» — эта сторона всегда будет самой лучшей, поскольку именно там проходили самые лучшие годы нашей жизни.
(Слайд 8) Связь с уроками русского языка проявляется
-в работе с терминами и понятиями;
-в обогащении лексического запаса;
-в совершенствовании навыков построения устной и письменной речи;
-в повышение грамотности;
-в оформление тетрадей (словарной работы, тезисов, высказываний великих людей).
(Слайд 9) Межпредметные связи с уроками информатики: создание своих презентаций к урокам (по теме «Россия – наша Родина», «Подвиг», «Христианская семья», «Защита Отечества», «Любовь и уважение к Отечеству»)
(Слайд 10) Связь с уроками изобразительного искусства. Через любование картин художников дети начинают воспринимать истинную красоту Божьего мира, отраженную в предметах живописи. А патриотизм начинается с любви к родному краю, к Родине. (Слайды 11,12,13,14)
(Слайды 15,16,17,18) На уроках ОРКСЭ рисуем то, что услышали, поняли.
(Слайд 19) А программа курса «Окружающий мир» в 4 классе «перекликается» с курсом «ОРКСЭ» следующими темами:
Природные зоны и природные сообщества, в рамках которой рассматриваются условия жизни и занятия коренного населения всех уголков России.
Важнейшие события в истории Отечества, где дети продолжают знакомство с историческими событиями, происходящими в России.
(Слайды 20)
(Слайды 21) Для уроков курса ОРКСЭ тщательно отбираю музыкальный материал. Музыка – пища для души. Она несет радость и сопереживание, любовь и покаяние, чистоту и стройность. Музыка может активно воздействовать на выстраивания ритма всего урока или части, на создание определенного настроения (работа с эмоциональным фоном), на подготовку к восприятию материала, оформление музыкой стихотворной информации и т.д:
(Слайд 22) Урок "Россия-Родина моя"- «Песня о России» (Музыка: В. Локтева. Слова: О. Высотской).
(Слайд 23) Или урок «Защита Отечества» - песня «Мальчишка – будущий солдат»
(Слайд 24, 25) Дети очень любят петь,танцевать.
(Слайд 26) Следует отметить положительные результаты данного подхода в обучении учащихся начальных классов: обогащение детей в личностном, метапредметном и предметном планах.
А так же расширение «горизонтов видения» в преподавании собственного предмета и новых перспектив деятельности.
(Слайд 27) Хочется верить, что наши ученики согласятся со словами «Песня о России» (муз. В.Локтева, сл. О.Высотской).
Фундамент такого отношения к Родине закладывается на уроках ОРКСЭ.