СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Связь времен в народном искусстве

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вы сможите систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах.

Развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначения предметов быта.

Познакомить с промыслами, не вошедшими в школьную программу: Гжельская майолика, Русские художественные лаки, Филимоновская игрушка, Русская матрёшка, Вологодское кружево.

Просмотр содержимого документа
«Связь времен в народном искусстве»

Автор: учитель изобразительного искусства средней общеобразовательной школы №11 города Балаково  Папенина Оксана Николаевна Роль народных художественных промыслов в современной жизни.  Урок по изобразительному искусству 5класс

Автор: учитель изобразительного искусства средней общеобразовательной школы №11 города Балаково Папенина Оксана Николаевна

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Урок

по изобразительному искусству

5класс

Цели: систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах. развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначения предметов быта. Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России.

Цели:

  • систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах.
  • развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначения предметов быта.
  • Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России.
Задачи:

Задачи:

    План урока. 1 организационный момент. 2 сообщение темы и целей урока. 3 игра. - 1 конкурс Приветствие (представление) - 2 конкурс Мастер-класс (сказочный цветок) - 3 конкурс Домашнее задание 4 подведение итогов

    План урока.

    • 1 организационный момент.
    • 2 сообщение темы и целей урока.
    • 3 игра.
    • - 1 конкурс Приветствие (представление)
    • - 2 конкурс Мастер-класс (сказочный цветок)
    • - 3 конкурс Домашнее задание
    • 4 подведение итогов
    1 конкурс Представление команд Представитель каждой команды выходит к доске и в стихотворной форме представляет свою команду, сопровождая рассказ работами ребят по теме, собранными в коллаж.

    1 конкурс

    Представление команд

    Представитель каждой команды выходит к доске и в стихотворной форме представляет свою команду, сопровождая рассказ работами ребят по теме, собранными в коллаж.

    Мы мастера Городецкой росписи Наши доски расписные, Посмотрите, вот какие. Все хотим вам показать И подробно описать. По розанам и купавкам Городецкий скачет конь, И в цветах весь утопает, До чего ж красивый он .

    Мы мастера Городецкой росписи

    Наши доски расписные,

    Посмотрите, вот какие.

    Все хотим вам показать

    И подробно описать.

    По розанам и купавкам

    Городецкий скачет конь,

    И в цветах весь утопает,

    До чего ж красивый он .

    Мы мастера Гжельской росписи А деревня наша Гжель Не за тридевять земель. Под Москвою мы живём. Глину месим и поём. Очень любим синий цвет, Потому что краше нет.

    Мы мастера Гжельской росписи

    А деревня наша Гжель

    Не за тридевять земель.

    Под Москвою мы живём.

    Глину месим и поём.

    Очень любим синий цвет,

    Потому что краше нет.

    Мы мастера Жостовской росписи Мы приехали к вам в гости На весёлый праздник ваш. Посмотрите на подносы – Это просто вернисаж. Чёрный фон сияет лаком, А на нём цветов краса. Алых, жёлтых с красным маком – Это просто чудеса.

    Мы мастера Жостовской росписи

    Мы приехали к вам в гости

    На весёлый праздник ваш.

    Посмотрите на подносы –

    Это просто вернисаж.

    Чёрный фон сияет лаком,

    А на нём цветов краса.

    Алых, жёлтых с красным маком –

    Это просто чудеса.

    Мы мастера Дымковских игрушек Почтеннейшие господа! Посмотрите вы сюда! Игрушки вятские на все манеры: Вот и барышни и кавалеры. У барышень алые щёчки и губки, Нарядные платья и тёплые шубки. Хоть весь базар обойдёте, Лучше барышень не найдёте.

    Мы мастера Дымковских игрушек

    Почтеннейшие господа!

    Посмотрите вы сюда!

    Игрушки вятские на все манеры:

    Вот и барышни и кавалеры.

    У барышень алые щёчки и губки,

    Нарядные платья и тёплые шубки.

    Хоть весь базар обойдёте,

    Лучше барышень не найдёте.

    Мы мастера Хохломской росписи Удивляя, Прорастая, Как-то празднично жива. Молодая, Непростая, Чёрно-красная трава. Листья рдеют, не редея От дыхания зимы, Входим в царство Берендея – В мир волшебной Хохломы.

    Мы мастера Хохломской росписи

    Удивляя,

    Прорастая,

    Как-то празднично жива.

    Молодая,

    Непростая,

    Чёрно-красная трава.

    Листья рдеют, не редея

    От дыхания зимы,

    Входим в царство Берендея –

    В мир волшебной Хохломы.

    2 конкурс Совместно-индивидуальная форма деятельности

    2 конкурс

    Совместно-индивидуальная форма деятельности

    На столах у каждой команды лежат лепестки цветка, необходимо украсить их в соответствии с тем промыслом, к которому относится команда. Помогают ребятам таблицы с элементами промыслов. Украсив лепестки, дети собирают их в волшебный цветок.

    На столах у каждой команды лежат лепестки цветка, необходимо украсить их в соответствии с тем промыслом, к которому относится команда. Помогают ребятам таблицы с элементами промыслов. Украсив лепестки, дети собирают их в волшебный цветок.

    Вот что у нас получилось

    Вот что у нас получилось

    3 конкурс Каждая команда делает мини презентации, которые просматриваются на уроке и оцениваются жюри

    3 конкурс

    Каждая команда делает мини презентации, которые просматриваются на уроке и оцениваются жюри

    Русские художественные лаки.  Тройка мчится, тройка скачет, Вьётся пыль из-под копыт… Эти строки знакомы каждому. И неудивительно. Есть что-то бесконечно родное, с детства близкое в образе удалой русской тройки. Увидеть настоящую тройку можно сегодня разве что на празднике русской зимы. Но на работах мастеров лаковой миниатюры это образ продолжает жить, даря радость людям.

    Русские художественные лаки.

    Тройка мчится, тройка скачет,

    Вьётся пыль из-под копыт…

    Эти строки знакомы каждому. И неудивительно. Есть что-то бесконечно родное, с детства близкое в образе удалой русской тройки.

    Увидеть настоящую тройку можно сегодня разве что на празднике русской зимы. Но на работах мастеров лаковой миниатюры это образ продолжает жить, даря радость людям.

    В конце 18 века в подмосковном селе Данилково, ныне Федоскино, было организовано производство художественных изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью. Материалом для изготовления изделий служит картон. Ларцы, шкатулки, коробки различных размеров из папье-маше с наружной стороны покрывают чёрным грунтом и лаком, а изнутри окрашивают в красный цвет. Федоскинские миниатюры пишут масляными красками. Сюжеты: сказки, исторические события, песни, пейзажи. Федоскино

    В конце 18 века в подмосковном селе Данилково, ныне Федоскино, было организовано производство художественных изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью.

    Материалом для изготовления изделий служит картон. Ларцы, шкатулки, коробки различных размеров из папье-маше с наружной стороны покрывают чёрным грунтом и лаком, а изнутри окрашивают в красный цвет.

    Федоскинские миниатюры пишут масляными красками. Сюжеты: сказки, исторические события, песни, пейзажи.

    Федоскино

    В 20-е годы 20 века организованы новые лаковые производства в Палехе, Мстёре, Холуе. Раньше эти сёла были известны как центры иконописи и реставрации старинных икон и фресок. В советское время лучшие мастера Палеха, Мстёры и Холуя освоили новый вид искусства – миниатюрную живопись по папье-маше, переняв технологию изготовления изделий у федоскинцев. В их произведениях нашли продолжение лучшие художественные традиции древнерусской живописи. Эти миниатюры пишу темперными красками. Палех

    В 20-е годы 20 века организованы новые лаковые производства в Палехе, Мстёре, Холуе. Раньше эти сёла были известны как центры иконописи и реставрации старинных икон и фресок.

    В советское время лучшие мастера Палеха, Мстёры и Холуя освоили новый вид искусства – миниатюрную живопись по папье-маше, переняв технологию изготовления изделий у федоскинцев. В их произведениях нашли продолжение лучшие художественные традиции древнерусской живописи. Эти миниатюры пишу темперными красками.

    Палех

    В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мстёры и Холуя определились различия между ними. Палехская живопись как бы «расплёскивается» яркими красками и замысловатыми узорами по чёрной поверхности изделия. Мстёрская миниатюра при первом впечатлении кажется замкнутой картиной, обрамлённой узорной полоской золотого орнамента. Искусству мастеров Холуя присущи подчёркнутая декоративность и любовь к пейзажам, чёрный фон нередко заменяется на цветной. Холуй

    В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мстёры и Холуя определились различия между ними. Палехская живопись как бы «расплёскивается» яркими красками и замысловатыми узорами по чёрной поверхности изделия. Мстёрская миниатюра при первом впечатлении кажется замкнутой картиной, обрамлённой узорной полоской золотого орнамента. Искусству мастеров Холуя присущи подчёркнутая декоративность и любовь к пейзажам, чёрный фон нередко заменяется на цветной.

    Холуй

    Изделия мастеров Федоскино, Палеха, Мстёры, Холуя украшают наш быт, воспитывают вкус, прививают любовь к народному творчеству. Ежегодно они демонстрируются на выставках и ярмарках как у нас так и за рубежом. На смену старым живописцам приходят молодые и талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская. Автор презентации:  Пантелеев Владимир Мстёра

    Изделия мастеров Федоскино, Палеха, Мстёры, Холуя украшают наш быт, воспитывают вкус, прививают любовь к народному творчеству. Ежегодно они демонстрируются на выставках и ярмарках как у нас так и за рубежом. На смену старым живописцам приходят молодые и талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская.

    Автор презентации:

    Пантелеев Владимир

    Мстёра

    Вологодское кружево. Долгая и таинственная зимняя ночь. Крепкий морозец рисует неповторимые свои узоры на окнах домов. Нет, не случайно всё-таки искусство плетения кружев, которым издавна славилась русская земля, связано в нашем сознании с этим зимним чудом. Тут особенно ясно видно, что главный учитель в народном творчестве – родная природа. … Сидя за тугим коротким валиком-подушкой с наколотым на него рисунком, мастерица быстро перебирает в руках деревянные палочки-коклюшки. От булавок, обозначающих каждый поворот узора, веером тянутся к коклюшкам нити. Перебегая от булавки к булавке, быстрая пара нитей рождает ажурную сетку. Элементов плетения всего четыре, но именно из них и складывается бесконечное разнообразие народного кружева.

    Вологодское кружево.

    Долгая и таинственная зимняя ночь. Крепкий морозец рисует неповторимые свои узоры на окнах домов.

    Нет, не случайно всё-таки искусство плетения кружев, которым издавна славилась русская земля, связано в нашем сознании с этим зимним чудом. Тут особенно ясно видно, что главный учитель в народном творчестве – родная природа.

    … Сидя за тугим коротким валиком-подушкой с наколотым на него рисунком, мастерица быстро перебирает в руках деревянные палочки-коклюшки. От булавок, обозначающих каждый поворот узора, веером тянутся к коклюшкам нити. Перебегая от булавки к булавке, быстрая пара нитей рождает ажурную сетку. Элементов плетения всего четыре, но именно из них и складывается бесконечное разнообразие народного кружева.

    Всемирную известность получили вологодские кружева. Промысел сложился очень давно: на рубеже XIX – XX веков в Вологодской губернии работало около 20 тысяч мастериц. В наши дни это искусство бережно хранят и развивают современные художники. Поэтичностью образов, оригинальностью композиции отличается панно «Зима». На прозрачном фоне в окружении раскидистых елей изображены лесные олени. Головы их, обрамлённые ветвистыми рогами, обращены назад. Животные словно на миг прервали свой стремительный бег и теперь чутко прислушиваются к лесным шорохам, звону белого снега, движениям морозного ветра. Фигурки оленей и деревья расположены на разных уровнях, и это создаёт ощущение объёмности лесной опушки. Не по-зимнему ласковое солнце словно освещает эту сказочную картину. В его искристых лучах и тают недолговечные снежинки.

    Всемирную известность получили вологодские кружева. Промысел сложился очень давно: на рубеже XIX – XX веков в Вологодской губернии работало около 20 тысяч мастериц. В наши дни это искусство бережно хранят и развивают современные художники.

    Поэтичностью образов, оригинальностью композиции отличается панно «Зима». На прозрачном фоне в окружении раскидистых елей изображены лесные олени. Головы их, обрамлённые ветвистыми рогами, обращены назад. Животные словно на миг прервали свой стремительный бег и теперь чутко прислушиваются к лесным шорохам, звону белого снега, движениям морозного ветра. Фигурки оленей и деревья расположены на разных уровнях, и это создаёт ощущение объёмности лесной опушки. Не по-зимнему ласковое солнце словно освещает эту сказочную картину. В его искристых лучах и тают недолговечные снежинки.

    Как незабываемо прекрасна русская зима!.. Белоснежное кружево как бы светится чистотой ясного зимнего дня и рождает чувство праздничного и трогательного единения с природой.   Автор презентации: Суховей Анна

    Как незабываемо прекрасна русская зима!.. Белоснежное кружево как бы светится чистотой ясного зимнего дня и рождает чувство праздничного и трогательного единения с природой. Автор презентации: Суховей Анна

     Русская матрёшка. Удивительно, что родная наша матрёшка имеет японского родственника – складную деревянную куклу Фукуруму, изображающую весёлого старичка с большой вытянутой головой. Такую куклу в самом конце 19 века привезла из-за границы хозяйка знаменитой абрамцевской усадьбы Е.Г.Мамонтова. В эти годы и родилась знаменитая русская матрёшка. Самую первую, как говорят «восьмиместную», выточили в Москве токарь В.Звёздочкин из Сергиева посада, а расписал известный художник С.Малютин. Первая матрёшка изображала деревенскую девочку Матрёну, одетую в традиционный русский костюм – платок, сарафан и передник. В руках она держала чёрного петуха. Все семь её подружек так же реалистичны; одна несёт миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руку маленького брата, а четвёртая, младшенькая, просто засунула палец в рот. Разнообразит девичью вереницу фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной. И наконец, завершает ряд спелёнутый младенец меньше мизинца.

    Русская матрёшка.

    Удивительно, что родная наша матрёшка имеет японского родственника – складную деревянную куклу Фукуруму, изображающую весёлого старичка с большой вытянутой головой. Такую куклу в самом конце 19 века привезла из-за границы хозяйка знаменитой абрамцевской усадьбы Е.Г.Мамонтова.

    В эти годы и родилась знаменитая русская матрёшка. Самую первую, как говорят «восьмиместную», выточили в Москве токарь В.Звёздочкин из Сергиева посада, а расписал известный художник С.Малютин. Первая матрёшка изображала деревенскую девочку Матрёну, одетую в традиционный русский костюм – платок, сарафан и передник. В руках она держала чёрного петуха. Все семь её подружек так же реалистичны; одна несёт миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руку маленького брата, а четвёртая, младшенькая, просто засунула палец в рот. Разнообразит девичью вереницу фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной. И наконец, завершает ряд спелёнутый младенец меньше мизинца.

    Вскоре матрёшка «переселилась» в Сергеев посад, где издавна находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки. Здесь стали изготовлять тысячи, а затем и десятки тысяч Загорских складных деревянных кукол.  Своё первое путешествие за границу матрёшка совершила в 1900 году – на Всемирную выставку в Париж и сразу же завоевала всеобщую симпатию.

    Вскоре матрёшка «переселилась» в Сергеев посад, где издавна находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки. Здесь стали изготовлять тысячи, а затем и десятки тысяч Загорских складных деревянных кукол.

    Своё первое путешествие за границу матрёшка совершила в 1900 году – на Всемирную выставку в Париж и сразу же завоевала всеобщую симпатию.

    Вначале 20 века матрёшек стали делать в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Более стройные по сравнению с загорскими, они несли на своих передниках букеты алых цветов в окружении сочных зелёных листьев.

    Вначале 20 века матрёшек стали делать в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Более стройные по сравнению с загорскими, они несли на своих передниках букеты алых цветов в окружении сочных зелёных листьев.

    Несколькими десятилетиями позже в Горьковской области возник ещё один центр изготовления матрёшек – Полховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. У здешних красавиц на передниках тоже целые сады с цветами и плодами, но присутствует чёрная обводка и более темные, и насыщенные цвета.  Матрёшка прожила ещё недолгую для произведения искусства жизнь. Но с конца 19 века стала такой родной нашему глазу и дорогой сердцу, что кажется, будто существует она с незапамятных времён. Автор презентации:  Бойко Анастасия

    Несколькими десятилетиями позже в Горьковской области возник ещё один центр изготовления матрёшек – Полховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. У здешних красавиц на передниках тоже целые сады с цветами и плодами, но присутствует чёрная обводка и более темные, и насыщенные цвета.

    Матрёшка прожила ещё недолгую для произведения искусства жизнь. Но с конца 19 века стала такой родной нашему глазу и дорогой сердцу, что кажется, будто существует она с незапамятных времён.

    Автор презентации:

    Бойко Анастасия

    Филимоновская игрушка. Традиционные персонажи филимоновской игрушки – барыни и солдаты, бабы, всадники, птицы. Все филимоновские игрушки-свистульки. Их расписывают анилиновыми красками, растёртыми на яичном желтке.

    Филимоновская игрушка.

    Традиционные персонажи филимоновской игрушки – барыни и солдаты, бабы, всадники, птицы. Все филимоновские игрушки-свистульки. Их расписывают анилиновыми красками, растёртыми на яичном желтке.

    Глиняная игрушка рождается волшебно. Руки мастера лепят её из иссиня-чёрной, жирной глины, вытягивая форму и приглаживая бока пока игрушка не приобретёт изящество. В процессе обжига происходит удивительное превращение: изделие меняет свой цвет, глина становится твёрдой и белой, с мягкими оттенками розового и жёлтого. И, наконец, мастер наносит роспись. В филимоновской палитре три главных цвета: красно-малиновый, зелёный и жёлтый.

    Глиняная игрушка рождается волшебно. Руки мастера лепят её из иссиня-чёрной, жирной глины, вытягивая форму и приглаживая бока пока игрушка не приобретёт изящество.

    В процессе обжига происходит удивительное превращение: изделие меняет свой цвет, глина становится твёрдой и белой, с мягкими оттенками розового и жёлтого.

    И, наконец, мастер наносит роспись. В филимоновской палитре три главных цвета: красно-малиновый, зелёный и жёлтый.

    Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушки: он выявляет и подчёркивает пластику; с помощью мазков и пятен фигурки обретают лицо, одежду; открытые краски создают весёлую пестроту, нарядную декоративность игрушки. Традиционная роспись в полоску или простейшими точками и кругами ещё больше отделяет этих комически-серьёзных человечков и наивнодурашливых зверей от реальных, вводит в сказочный мир народной игрушки, где всякий образ возможен и правдоподобен. Современные мастера продолжают традиции, сложившиеся ещё в 14 веке. Автор презентации:  Поворов Сергей

    Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушки: он выявляет и подчёркивает пластику; с помощью мазков и пятен фигурки обретают лицо, одежду; открытые краски создают весёлую пестроту, нарядную декоративность игрушки. Традиционная роспись в полоску или простейшими точками и кругами ещё больше отделяет этих комически-серьёзных человечков и наивнодурашливых зверей от реальных, вводит в сказочный мир народной игрушки, где всякий образ возможен и правдоподобен.

    Современные мастера продолжают традиции, сложившиеся ещё в 14 веке.

    Автор презентации:

    Поворов Сергей

    Гжельская майолика. Изделия из майолики не в моде у коллекционеров, сейчас более популярен фарфор, с синей росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в 18 веке, пленив всех теплотой и рукотворностью. Майолика – керамика из красной глины. Кувшины, блюда, кружки для кваса и многое другое изготавливают мастера. Расположен промысел недалеко от Москвы в деревне Фенино. Красная глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской керамики покоряет и по сей день.

    Гжельская майолика.

    Изделия из майолики не в моде у коллекционеров, сейчас более популярен фарфор, с синей росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в 18 веке, пленив всех теплотой и рукотворностью.

    Майолика – керамика из красной глины. Кувшины, блюда, кружки для кваса и многое другое изготавливают мастера. Расположен промысел недалеко от Москвы в деревне Фенино. Красная глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской керамики покоряет и по сей день.

    Художники украшают свои изделия пейзажной росписью. Палитра художника традиционна: на белом фоне эмали появляются зелёные кроны деревьев и узоры трав, жёлтая архитектура и цветочные орнаменты, а ещё синий и коричневый цвета. В 18 веке цветовая палитра была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта «пятицветка» сохраняется как своеобразие гжельской майолики. Автор презентации:  Куликова Кристина

    Художники украшают свои изделия пейзажной росписью. Палитра художника традиционна: на белом фоне эмали появляются зелёные кроны деревьев и узоры трав, жёлтая архитектура и цветочные орнаменты, а ещё синий и коричневый цвета. В 18 веке цветовая палитра была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта «пятицветка» сохраняется как своеобразие гжельской майолики.

    Автор презентации:

    Куликова Кристина

    Результаты игры выставлены в таблицу итогов. Жюри высказывает своё мнение о работе учеников и называет победителей

    Результаты игры выставлены в таблицу итогов.

    Жюри высказывает своё мнение о работе учеников и называет победителей

    Наши итоги.

    Наши итоги.

    Список литературы. Гуляева В. Кавецкая С. Дорошенко Е. Прокопьев А. Пирогова Л. Батов Г. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1983 . Князева Л. Молодой Палех, журнал Юный художник №4 – М.: Молодая гвардия 1980 . Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004. Коромыслов Б. Федоскино, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1978 . Нефедова О. Русская матрёшка, журнал Юный художник №12 – М.: Молодая гвардия 1982 . Шпикалова Т.Я. Алексеенко Е.В. Алферова Н.Н. Бидак Н.Т. Ботова С.И. Вешечкина Г.А. Макарова Н.Р. Поровская Г.А. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, альбом, часть 2 – М. Мозаика-Синтез 1997.

    Список литературы.

    • Гуляева В. Кавецкая С. Дорошенко Е. Прокопьев А. Пирогова Л. Батов Г. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1983 .
    • Князева Л. Молодой Палех, журнал Юный художник №4 – М.: Молодая гвардия 1980 .
    • Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.
    • Коромыслов Б. Федоскино, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1978 .
    • Нефедова О. Русская матрёшка, журнал Юный художник №12 – М.: Молодая гвардия 1982 .
    • Шпикалова Т.Я. Алексеенко Е.В. Алферова Н.Н. Бидак Н.Т. Ботова С.И. Вешечкина Г.А. Макарова Н.Р. Поровская Г.А. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, альбом, часть 2 – М. Мозаика-Синтез 1997.


    Скачать

    Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

    Вебинар для учителей

    Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!