Автор: учитель изобразительного искусства средней общеобразовательной школы №11 города Балаково Папенина Оксана Николаевна
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Урок
по изобразительному искусству
5класс
Цели:
- систематизировать и обобщить знания учащихся о народных художественных промыслах.
- развивать умения выполнять вариации орнаментальных композиций на основе народных росписей России, создавая их с учётом формы и назначения предметов быта.
- Воспитывать уважение к творчеству народных мастеров и интерес к народным художественным промыслам России.
Задачи:
План урока.
- 1 организационный момент.
- 2 сообщение темы и целей урока.
- 3 игра.
- - 1 конкурс Приветствие (представление)
- - 2 конкурс Мастер-класс (сказочный цветок)
- - 3 конкурс Домашнее задание
- 4 подведение итогов
1 конкурс
Представление команд
Представитель каждой команды выходит к доске и в стихотворной форме представляет свою команду, сопровождая рассказ работами ребят по теме, собранными в коллаж.
Мы мастера Городецкой росписи
Наши доски расписные,
Посмотрите, вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он .
Мы мастера Гжельской росписи
А деревня наша Гжель
Не за тридевять земель.
Под Москвою мы живём.
Глину месим и поём.
Очень любим синий цвет,
Потому что краше нет.
Мы мастера Жостовской росписи
Мы приехали к вам в гости
На весёлый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.
Чёрный фон сияет лаком,
А на нём цветов краса.
Алых, жёлтых с красным маком –
Это просто чудеса.
Мы мастера Дымковских игрушек
Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские на все манеры:
Вот и барышни и кавалеры.
У барышень алые щёчки и губки,
Нарядные платья и тёплые шубки.
Хоть весь базар обойдёте,
Лучше барышень не найдёте.
Мы мастера Хохломской росписи
Удивляя,
Прорастая,
Как-то празднично жива.
Молодая,
Непростая,
Чёрно-красная трава.
Листья рдеют, не редея
От дыхания зимы,
Входим в царство Берендея –
В мир волшебной Хохломы.
2 конкурс
Совместно-индивидуальная форма деятельности
На столах у каждой команды лежат лепестки цветка, необходимо украсить их в соответствии с тем промыслом, к которому относится команда. Помогают ребятам таблицы с элементами промыслов. Украсив лепестки, дети собирают их в волшебный цветок.
Вот что у нас получилось
3 конкурс
Каждая команда делает мини презентации, которые просматриваются на уроке и оцениваются жюри
Русские художественные лаки.
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт…
Эти строки знакомы каждому. И неудивительно. Есть что-то бесконечно родное, с детства близкое в образе удалой русской тройки.
Увидеть настоящую тройку можно сегодня разве что на празднике русской зимы. Но на работах мастеров лаковой миниатюры это образ продолжает жить, даря радость людям.
В конце 18 века в подмосковном селе Данилково, ныне Федоскино, было организовано производство художественных изделий из лакированного папье-маше с миниатюрной живописью.
Материалом для изготовления изделий служит картон. Ларцы, шкатулки, коробки различных размеров из папье-маше с наружной стороны покрывают чёрным грунтом и лаком, а изнутри окрашивают в красный цвет.
Федоскинские миниатюры пишут масляными красками. Сюжеты: сказки, исторические события, песни, пейзажи.
Федоскино
В 20-е годы 20 века организованы новые лаковые производства в Палехе, Мстёре, Холуе. Раньше эти сёла были известны как центры иконописи и реставрации старинных икон и фресок.
В советское время лучшие мастера Палеха, Мстёры и Холуя освоили новый вид искусства – миниатюрную живопись по папье-маше, переняв технологию изготовления изделий у федоскинцев. В их произведениях нашли продолжение лучшие художественные традиции древнерусской живописи. Эти миниатюры пишу темперными красками.
Палех
В процессе формирования миниатюрного искусства Палеха, Мстёры и Холуя определились различия между ними. Палехская живопись как бы «расплёскивается» яркими красками и замысловатыми узорами по чёрной поверхности изделия. Мстёрская миниатюра при первом впечатлении кажется замкнутой картиной, обрамлённой узорной полоской золотого орнамента. Искусству мастеров Холуя присущи подчёркнутая декоративность и любовь к пейзажам, чёрный фон нередко заменяется на цветной.
Холуй
Изделия мастеров Федоскино, Палеха, Мстёры, Холуя украшают наш быт, воспитывают вкус, прививают любовь к народному творчеству. Ежегодно они демонстрируются на выставках и ярмарках как у нас так и за рубежом. На смену старым живописцам приходят молодые и талантливые художники, они бережно хранят и развивают богатые традиции народных мастеров, которыми издавна славилась земля русская.
Автор презентации:
Пантелеев Владимир
Мстёра
Вологодское кружево.
Долгая и таинственная зимняя ночь. Крепкий морозец рисует неповторимые свои узоры на окнах домов.
Нет, не случайно всё-таки искусство плетения кружев, которым издавна славилась русская земля, связано в нашем сознании с этим зимним чудом. Тут особенно ясно видно, что главный учитель в народном творчестве – родная природа.
… Сидя за тугим коротким валиком-подушкой с наколотым на него рисунком, мастерица быстро перебирает в руках деревянные палочки-коклюшки. От булавок, обозначающих каждый поворот узора, веером тянутся к коклюшкам нити. Перебегая от булавки к булавке, быстрая пара нитей рождает ажурную сетку. Элементов плетения всего четыре, но именно из них и складывается бесконечное разнообразие народного кружева.
Всемирную известность получили вологодские кружева. Промысел сложился очень давно: на рубеже XIX – XX веков в Вологодской губернии работало около 20 тысяч мастериц. В наши дни это искусство бережно хранят и развивают современные художники.
Поэтичностью образов, оригинальностью композиции отличается панно «Зима». На прозрачном фоне в окружении раскидистых елей изображены лесные олени. Головы их, обрамлённые ветвистыми рогами, обращены назад. Животные словно на миг прервали свой стремительный бег и теперь чутко прислушиваются к лесным шорохам, звону белого снега, движениям морозного ветра. Фигурки оленей и деревья расположены на разных уровнях, и это создаёт ощущение объёмности лесной опушки. Не по-зимнему ласковое солнце словно освещает эту сказочную картину. В его искристых лучах и тают недолговечные снежинки.
Как незабываемо прекрасна русская зима!.. Белоснежное кружево как бы светится чистотой ясного зимнего дня и рождает чувство праздничного и трогательного единения с природой. Автор презентации: Суховей Анна
Русская матрёшка.
Удивительно, что родная наша матрёшка имеет японского родственника – складную деревянную куклу Фукуруму, изображающую весёлого старичка с большой вытянутой головой. Такую куклу в самом конце 19 века привезла из-за границы хозяйка знаменитой абрамцевской усадьбы Е.Г.Мамонтова.
В эти годы и родилась знаменитая русская матрёшка. Самую первую, как говорят «восьмиместную», выточили в Москве токарь В.Звёздочкин из Сергиева посада, а расписал известный художник С.Малютин. Первая матрёшка изображала деревенскую девочку Матрёну, одетую в традиционный русский костюм – платок, сарафан и передник. В руках она держала чёрного петуха. Все семь её подружек так же реалистичны; одна несёт миску к столу, у другой в руках серп, третья держит перед собой за руку маленького брата, а четвёртая, младшенькая, просто засунула палец в рот. Разнообразит девичью вереницу фигурка мальчика в косоворотке с хворостиной. И наконец, завершает ряд спелёнутый младенец меньше мизинца.
Вскоре матрёшка «переселилась» в Сергеев посад, где издавна находился известный на всю Россию промысел деревянной игрушки. Здесь стали изготовлять тысячи, а затем и десятки тысяч Загорских складных деревянных кукол.
Своё первое путешествие за границу матрёшка совершила в 1900 году – на Всемирную выставку в Париж и сразу же завоевала всеобщую симпатию.
Вначале 20 века матрёшек стали делать в Семёновском уезде Нижегородской губернии. Более стройные по сравнению с загорскими, они несли на своих передниках букеты алых цветов в окружении сочных зелёных листьев.
Несколькими десятилетиями позже в Горьковской области возник ещё один центр изготовления матрёшек – Полховский Майдан с близлежащей деревней Крутец. У здешних красавиц на передниках тоже целые сады с цветами и плодами, но присутствует чёрная обводка и более темные, и насыщенные цвета.
Матрёшка прожила ещё недолгую для произведения искусства жизнь. Но с конца 19 века стала такой родной нашему глазу и дорогой сердцу, что кажется, будто существует она с незапамятных времён.
Автор презентации:
Бойко Анастасия
Филимоновская игрушка.
Традиционные персонажи филимоновской игрушки – барыни и солдаты, бабы, всадники, птицы. Все филимоновские игрушки-свистульки. Их расписывают анилиновыми красками, растёртыми на яичном желтке.
Глиняная игрушка рождается волшебно. Руки мастера лепят её из иссиня-чёрной, жирной глины, вытягивая форму и приглаживая бока пока игрушка не приобретёт изящество.
В процессе обжига происходит удивительное превращение: изделие меняет свой цвет, глина становится твёрдой и белой, с мягкими оттенками розового и жёлтого.
И, наконец, мастер наносит роспись. В филимоновской палитре три главных цвета: красно-малиновый, зелёный и жёлтый.
Цвет играет существенную роль в художественном облике игрушки: он выявляет и подчёркивает пластику; с помощью мазков и пятен фигурки обретают лицо, одежду; открытые краски создают весёлую пестроту, нарядную декоративность игрушки. Традиционная роспись в полоску или простейшими точками и кругами ещё больше отделяет этих комически-серьёзных человечков и наивнодурашливых зверей от реальных, вводит в сказочный мир народной игрушки, где всякий образ возможен и правдоподобен.
Современные мастера продолжают традиции, сложившиеся ещё в 14 веке.
Автор презентации:
Поворов Сергей
Гжельская майолика.
Изделия из майолики не в моде у коллекционеров, сейчас более популярен фарфор, с синей росписью. Но именно майолика прославила Гжельскую волость в 18 веке, пленив всех теплотой и рукотворностью.
Майолика – керамика из красной глины. Кувшины, блюда, кружки для кваса и многое другое изготавливают мастера. Расположен промысел недалеко от Москвы в деревне Фенино. Красная глина очень пластична в работе, и эта рукотворность гжельской керамики покоряет и по сей день.
Художники украшают свои изделия пейзажной росписью. Палитра художника традиционна: на белом фоне эмали появляются зелёные кроны деревьев и узоры трав, жёлтая архитектура и цветочные орнаменты, а ещё синий и коричневый цвета. В 18 веке цветовая палитра была ограничена возможностями натуральных красителей, а теперь эта «пятицветка» сохраняется как своеобразие гжельской майолики.
Автор презентации:
Куликова Кристина
Результаты игры выставлены в таблицу итогов.
Жюри высказывает своё мнение о работе учеников и называет победителей
Наши итоги.
Список литературы.
- Гуляева В. Кавецкая С. Дорошенко Е. Прокопьев А. Пирогова Л. Батов Г. Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1983 .
- Князева Л. Молодой Палех, журнал Юный художник №4 – М.: Молодая гвардия 1980 .
- Колякина В.И. Методика организации уроков коллективного творчества.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2004.
- Коромыслов Б. Федоскино, журнал Юный художник №5 – М.: Молодая гвардия 1978 .
- Нефедова О. Русская матрёшка, журнал Юный художник №12 – М.: Молодая гвардия 1982 .
- Шпикалова Т.Я. Алексеенко Е.В. Алферова Н.Н. Бидак Н.Т. Ботова С.И. Вешечкина Г.А. Макарова Н.Р. Поровская Г.А. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства, альбом, часть 2 – М. Мозаика-Синтез 1997.