СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свидание с музыкой

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное меропрриятие целью которого является приобщение детей к классической музыке, расширить знания о класической музыке, развивать музыкальный вкус учащихся

Просмотр содержимого документа
«Свидание с музыкой»

«Свидание с музыкой»

Внеклассное мероприятие

учителя музыки I квалификационной категориии МАОУ «СОШ №40 с углубленным изучением отдельных предметов» Михеевой Любовь Александровны

Оформление класса:

Кабинет музыки празднично украшен. В нем много цветов. Он напоминает маленькую уютную гостиную. Потолок и боковые стены украшают разноцветные шары. На экране написана тема мероприятия и высказывания великих людей о музыке.

«Цель музыки- трогать сердца» И.С. Бах

«Ты, Моцарт, -Бог, и сам того не знаешь…» А.С.Пушкин

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой» Л.В.Бетховен

«Музыка Глинки полна любовью к Родине» В. Стасов

«Душа музыки- мелодия» П.И. Чайковский


Цель мероприятия: Приобщение детей к классической музыке.

Цели: 1.Расширить знания о музыке вне урока

2.Закрепить знания о классической музыке, полученные на уроке.

3.Развивать музыкальный вкус учащихся.


Учитель:

Добрый день, дорогие друзья! Я рада видеть вас в нашей музыкальной гостиной. Оставив все свои дела, мы сегодня пришли на свидание с музыкой. Сегодня мы познакомимся с творчеством великих композиторов прошлого, узнаем об истоках музыки, будем учиться слушать и понимать музыку. Свидание с музыкой начинается.

(Звучит «Вальс- фантазия М. И. Глинки.)

1 чтец: Вот музыка та, которую

Мне хочется плакать и петь

Возьмите себе оратории

И дробь барабанов медь

Возьмите себе в союзники

Легко, до скончания дней,

Меня же оставьте с той музыкой,

Мы будем беседовать с ней.

Б. Окуджава.

Учитель: - Я надеюсь, вы узнали это произведение. Оно было написано Михаилом Ивановичем Глинским в то время, когда он был влюблён. Эту чудесную музыку он посвятил Екатерине Ермолаевне Керн.




Ведущая:

Родившись на заре человечества, музыка в течении многих веков развивалась, изменялась, рассказывая о чувствах и переживаниях людей разных эпох. (Слово Ежовой Валерии)

Учитель: -Долгое время музыка была на правах прекрасной падчерицы ,служа избранному кругу людей.

Музыка звучала во дворцах знатных господ, под сводами костелов.

Первым музыкальным инструментом, которым сопровождалось церковное пение в Западной Европе, был клавесин.

1Слайд (изображение клавесина, характеристика клавесина, пример звучания инструмента)

Позже на смену ему пришел орган.

2Слайд (изображение органа)

С его появлением, церковное пение, особенно хоровое, обрело невиданную силу и красоту.

(Звучит песня Ф. Шуберта «Аве Мария»)

3 Сайд(изображение иллюстраций картин «Секстинская мадонна».


2 чтец: Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у царских врат,

Причастный к тайнам плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

А. Блок

Ведущая:

Как самые большие реки начинаются с истока, так западно - европейская музыка начинается с Иоганна Себастьяна Баха. Его творчество открыло дорогу великим классикам: Гайдну, Моцарту, Бетховену. Поэтому имя его близко и дорого истинным любителям музыки.

4 Слайд(портрет И.С. Баха, иллюстрации)

3 чтец:


Мне дорог Бах…

Ну, как вам сказать,

Не то, чтоб нынче музыки не стало,

Но вот такого чистого кристалла

Еще нам не являла благодать.

Какое равновесие страстей

Какая всеобъемлющая совесть,

Какая удивительная повесть

О брошенной в века

Душе моей

И. Ушаков.

(звучит пьеса Баха «Шутка».)

Ведущая:

Могут ли дети сочинять музыку? Да. И даже очень хорошую. Эпизод из жизни замечательного австрийского композитора В. А. Моцарта- лучшее тому подтверждение.

5 Слайд (портрет Моцарта)

Моцарт родился в городе Зальцбурге в 1756 году в семье композитора. Отец его писал музыку по заказам знатных господ. Однажды он написал менуэт и сказал пятилетнему сыну: «Отнеси это господину Рейнгарту. Его дом стоит у городской ратуши. Скажи ,что за деньгами я позже приду сам».

Ведущий:

Маленький Моцарт отправился выполнять поручение отца. Путь был неблизкий. К тому же надо было перейти по мосту довольно широкий канал. Но это не остановило отважного путешественника. Когда мальчик был на середине моста, вдруг налетел ветер, вырвал из рук малыша нотные листы и бросил их в канал. «Менуэт» уплыл. Вольфганг вернулся домой. Он хотел рассказать отцу о постигшей его беде, но дома никого не было. Мальчик подошел к клавесину, задумался, тронул пальцами чуткие клавиши, они отозвались тихой светлой мелодией. Моцарт вывел на чистом листе первые ноты.

Ведущая:

Прошло несколько дней. Старый Моцарт отправился к Рейнгарту, чтобы получить причитающиеся ему деньги. Господин сидел за инструментом и наигрывал какую-то незнакомую мелодию. «Кто сочинил эту прекрасную музыку?»- спросил Моцарт, когда хозяин дома перестал играть.- «Как? Вы забыли? Это же Ваш «Менуэт». Маленький Вольфганг принес его мне неделю назад»- удивился Рейнгард. «Я действительно посылал к вам своего сына, но я никогда не писал ничего подобного»,- воскликнул композитор. Он бросил взгляд на нотные листы, и лицо его озарила счастливая улыбка. Моцарт создал много замечательных произведений, Мы послушаем «Маленькую ночную серенаду»

( Звучит «Маленькая ночная серенада» В. А. Моцарта)

1 Чтец:

6 Слайд (портрет Бетховена)

Людвиг Ван Бетховен… О творчестве этого великого композитора можно говорить и рассказывать бесконечно. Ведь он не просто писал музыку, он создавал удивительный мир, в котором «добро и зло сошлись в единоборстве». В этом мире нет места малодушию, фальши, низменным страстям. В нем торжествует правда и справедливость, добро побеждает зло.

2 Чтец:

Особенно ярко творческий гений Бетховена проявился в сонате, которую один из друзей композитора назвал звонким, запоминающим словом «Аппасионата». Она так точно передавало основную суть произведения, что сразу закрепилось за ним и живет до сих пор.

3 Чтец:

Над «Аппасионатой» Бетховен работал в 1794 году, в период своего творческого расцвета. Соната была написана быстро, а вот финал ее не получался. Казалось мысль натолкнулась на непреступную стену, зашла в тупик, из которого нет выхода. Но композитор не привык отступать. Жизнь композитора никогда не была легкой. Она укрепила его волю, закалила характер , научила бороться и искать. И он искал, называя долгие часы мучительных раздумий «вершиной творческого счастья» Решение пришло неожиданно. Однажды во время прогулки, Бетховен стал напевать какую-то мелодию. Она ширилась, крепла, завладела всем его существом. « Именно таким должен быть финал моей симфонии»,- пронеслась счастливая мысль. Композитор поспешил домой. Снова погрузился в работу.

(Тихо начинает звучать финал «Аппасионаты». Музыка то возникает, то прерывается. На ее фоне)


4 Чтец: Мелодия возникла и пропала,

И вновь возникла,

И опять пропала,

Как будто из далекого далека

Ее волнами доносили ветры…

Наверное,

Можно было бы заметить,

Как ясный звук

Легко рождался в сердце,

Потом бежал по нервам

К чутким пальцам,

А пальцы плавно клавишей касались.

Послушным струнам звук передавали…

И вот она, Мелодия живая,

Восстала страстно из небытия,

И тут уже не вечер и не осень

Тревожно простирались над землей,

Но безраздельно и неумолимо

Владеет миром «Аппасионата».

И. Кашпуров.

После паузы:

5 Чтец:

Люблю березку русскую

То светлую, то грустную ,

В белом сарафанчике,

С платочками в карманчиках,

С красивыми застежками,

Люблю ее заречную

С нарядными оплечьями,

То ясную, кипучую,

То грустную, плакучую

А. Прокофьев.

(Звучит музыка 1 концерта П.И.Чайковского)

На фоне музыки:

Ведущая:

Музыка Чайковского близка и понятна миллионам людей. Слушая ее, человек попадает в волшебный мир добра и красоты.

8 Чтец:

В беспросветные дни осенние

И в дремучий лютый мороз,

После грозного потрясения

Злых обид и черных угроз

Вдруг почувствуешь: легче дышится,

И внезапно в душе твоей

Ни с того, ни с сего послышится

Таней маленьких лебедей.

Дали дальние в добром лепете,

Клекот близится и растет

И на что тебе эти лебеди?

И дался тебе их полет!

Хоть и маленькие, а смелые…

Слушай жадно и молодей,

Думу думая, дело делая,

Танец маленьких лебедей.

9 Чтец:

Помогая ходу истории,

Пробуждая совесть и честь,

Героические оратории в мире есть.

Но меж ними, храня и милуя,

Беззаветно любя людей

Существует улыбка милая-

Танец маленьких лебедей.

Неожиданное спасение,

Белый плеск лебединых крыл,

Зашумели ключи весенние

Драгоценных душевных сил.

Дело доброе не забудется

И наказан будет злодей

До поры, пока сердцу чудится

Танец маленьких лебедей.

М. Алигер.

(Звучит « Танец маленьких лебедей» из балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро».)

9 Сайд (изображение фрагментов из балета «Лебединое озеро».)

10 Чтец:

Научиться слушать и понимать серьезную музыку сложно.

Это процесс творческий, требующий от человека напряжения всех душевных сил. «Как радостно,- писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский, - что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов…

Музыка- могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полно ценное воспитание ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности».

11 Чтец:

Я никогда не понимал

Искусства музыки священной,

А нынче слух мой различал

В ней чей-то голос сокровенный.

Я полюбил в ней ту мечту,

И те души моей волненья,

Что всю былую красоту

Волной приносят из забвенья…

Под звуки прошлое встает

И близким кажется и ясным,,

То для меня мечта поет

И веет таинством прекрасным.

А.Блок.

(Звучит «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского «Щелкунчик».)

10 Слайд (изображение фрагментов из балета «Щелкунчик»

Учитель музыки:

Растаял в тишине последние звуки прекрасной мелодии музыки П.И.Чайковского. Подошло к концу наше свидание с музыкой. Приглашая вас в музыкальную гостиную, мы мечтали показать вам светлую тропинку в мир прекрасного. Этот мир безбрежен, как океан. Впереди у вас целая жизнь. Будьте пытливы, настойчивы, любознательны. Старайтесь побольше прочитать и побольше узнать. Тогда вы сможете глубже понять и осознать те или иные мотивы, настроение композитора, благодаря чему было написано произведение.

На этом позвольте закрыть нашу музыкальную гостиную. До свидания! До новых встреч!





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!