СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свет в жизни организмов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Свет в жизни организмов

Цели: образовательные-, организовать деятельность уча­щихся по приобретению знаний о характеристике света как абиотического фактора среды, закономерностях действия све­та на живые организмы и умению распознавать адаптации у растений к световому режиму; развивающие-, способствовать развитию умений проводить наблюдения за растениями и животными, вести учебный диалог, работать индивидуально и в парах; воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры взаимоотношений, стимулированию по­знавательной деятельности. Оборудование, средства обучения: мультимедийный про­ектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Джунгли» (ВВС), гербарии «Растительные сообщества», картинки тене­любивых и светолюбивых растений.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания I—III уровней сложности можно взять из перечня заданий, приведённого в конце изученного параграфа.

    1. (IV). В чём заключается биологический смысл выраже­ния комплексное действие экологических факторов?
    2. (IV). Зависит ли лимитирующий фактор от среды обита­ния организма? Ответ обоснуйте.
    3. (V). Какое практическое значение имеют знания о лими­тирующих факторах? В какой сфере хозяйственной деятель­ности нашей страны важно использовать эти знания? Ответ аргументируйте примерами.
  1. Изучение нового материала.

1. Свет как абиотический фактор.

Может ли существовать жизнь на Земле без солнечного света? Почему свет считают одним из основных условий су­ществования жизни на Земле? Каковы физические характе­ристики солнечного света?

(Совместная работа учителя с классом по составлению схе­мы с использованием содержания параграфа 5 (см. схема 2)).

Отметьте в схеме: 1) длины волн; 2) роль в жизни орга­низмов.

Схема 2. Состав и роль солнечного света в жизни организмов

Влияние света на организмы зависит от его качества, ин­тенсивности освещения, продолжительности воздействия.

Вводятся понятия фотопериод, фотопериодизм.

2. Экологические группы растений по отношению к све­товому режиму. Предлагается перечень растений различных экологических групп (мать-и-мачеха, пшеница, рожь, мхи, папоротники, лещина, сныть, подорожник и др.) и даётся за­дание распределить их на группы по отношению к свету без указания экологической группы (на уровне имеющихся жиз­ненных знаний), т. е. идёт актуализация жизненного опыта учащихся. Результаты разные. Цель работы на уроке — вы­яснить, какие экологические группы растений выделяют и по каким признакам их можно определить. (Индивидуальная, парная или фронтальная работа по заполнению и проверке таблицы.)

Экологические группы растений

Особенности произрастания и световой режим

Адаптации

Примеры растений

Светолюбивые

Открытые тер­ритории, по­глощают мно­го солнечной энергии

Листовые пластинки бо­лее толстые и светлые, небольшие, блестящие, иногда покрыты воском или имеют опушение. Листья ориентированы вертикально или под углом. Мезофилл хоро­шо развит, хлоропласты мелкие

Мать-и-

мачеха,

пшеница,

рожь,

сосна,

берёза

и др.

Тенелюбивые

Сильно зате­нённые места

Листовые пластинки очень тонкие, распо­лагаются под углом к свету, не затеняя друг друга, хорошо развита губчатая паренхима, хлоропласты крупные, много межклетников,

столбчатая паренхима

J nrcrt ; ,

развита слабо

--------------- г--------- ---------------

Мхи, папо­ротники, кислица, медуница и др.

 

 

—-------- -- 1-------

 

 

Экологические группы растений

Особенности произрастания и световой режим

Адаптации

Примеры растений

Теневыносли­вые

Хорошая осве­щённость, но могут расти в тени

Стебель у травянистых растений тонкий с длин­ными междоузлиями. Особенности строения ли­ста, как у светолюбивых растений

Лещина, сныть, подорож­ник, еже­вика и др.

  1. Закрепление изученного материала.
    1. Ответьте на вопросы после параграфа.
    2. Составьте по три вопроса, к которым необходимо дать ответ «Верю», и три вопроса, к которым нужно дать ответ «Не верю». Например:
  • Верите ли вы, что рожь — это теневыносливое растение? (Не верю.)
  • Верите ли вы, что жизнь на Земле может быть без сол­нечного света? (Не верю.)

Используя приём «SMS», адресуйте их любому учащемуся класса.

    1. Домашнее задание.

Изучить § 5. Творческое задание: составить памятку цве­товоду по выращиванию и раннему цветению хризантем (в ав­густе), тюльпанов (к 8 Марта).

Просмотр содержимого документа
«Свет в жизни организмов.»

Урок 5

Свет в жизни организмов

Цели: образовательные-, организовать деятельность уча­щихся по приобретению знаний о характеристике света как абиотического фактора среды, закономерностях действия све­та на живые организмы и умению распознавать адаптации у растений к световому режиму; развивающие-, способствовать развитию умений проводить наблюдения за растениями и животными, вести учебный диалог, работать индивидуально и в парах; воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры взаимоотношений, стимулированию по­знавательной деятельности. Оборудование, средства обучения: мультимедийный про­ектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Джунгли» (ВВС), гербарии «Растительные сообщества», картинки тене­любивых и светолюбивых растений.

Тип учебного занятия: комбинированный урок.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Вопросы и задания I—III уровней сложности можно взять из перечня заданий, приведённого в конце изученного параграфа.

    1. (IV). В чём заключается биологический смысл выраже­ния комплексное действие экологических факторов?

    2. (IV). Зависит ли лимитирующий фактор от среды обита­ния организма? Ответ обоснуйте.

    3. (V). Какое практическое значение имеют знания о лими­тирующих факторах? В какой сфере хозяйственной деятель­ности нашей страны важно использовать эти знания? Ответ аргументируйте примерами.

  1. Изучение нового материала.

1. Свет как абиотический фактор.

Может ли существовать жизнь на Земле без солнечного света? Почему свет считают одним из основных условий су­ществования жизни на Земле? Каковы физические характе­ристики солнечного света?

(Совместная работа учителя с классом по составлению схе­мы с использованием содержания параграфа 5 (см. схема 2)).

Отметьте в схеме: 1) длины волн; 2) роль в жизни орга­низмов.

Схема 2. Состав и роль солнечного света в жизни организмов

Влияние света на организмы зависит от его качества, ин­тенсивности освещения, продолжительности воздействия.

Вводятся понятия фотопериод, фотопериодизм.

2. Экологические группы растений по отношению к све­товому режиму. Предлагается перечень растений различных экологических групп (мать-и-мачеха, пшеница, рожь, мхи, папоротники, лещина, сныть, подорожник и др.) и даётся за­дание распределить их на группы по отношению к свету без указания экологической группы (на уровне имеющихся жиз­ненных знаний), т. е. идёт актуализация жизненного опыта учащихся. Результаты разные. Цель работы на уроке — вы­яснить, какие экологические группы растений выделяют и по каким признакам их можно определить. (Индивидуальная, парная или фронтальная работа по заполнению и проверке таблицы.)

Экологические группы растений

Особенности произрастания и световой режим

Адаптации

Примеры растений

Светолюбивые

Открытые тер­ритории, по­глощают мно­го солнечной энергии

Листовые пластинки бо­лее толстые и светлые, небольшие, блестящие, иногда покрыты воском или имеют опушение. Листья ориентированы вертикально или под углом. Мезофилл хоро­шо развит, хлоропласты мелкие

Мать-и-

мачеха,

пшеница,

рожь,

сосна,

берёза

и др.

Тенелюбивые

Сильно зате­нённые места

Листовые пластинки очень тонкие, распо­лагаются под углом к свету, не затеняя друг друга, хорошо развита губчатая паренхима, хлоропласты крупные, много межклетников,

столбчатая паренхима

J nrcrt ; ,

развита слабо

г

Мхи, папо­ротники, кислица, медуница и др.



— 1





Экологические группы растений

Особенности произрастания и световой режим

Адаптации

Примеры растений

Теневыносли­вые

Хорошая осве­щённость, но могут расти в тени

Стебель у травянистых растений тонкий с длин­ными междоузлиями. Особенности строения ли­ста, как у светолюбивых растений

Лещина, сныть, подорож­ник, еже­вика и др.

  1. Закрепление изученного материала.

    1. Ответьте на вопросы после параграфа.

    2. Составьте по три вопроса, к которым необходимо дать ответ «Верю», и три вопроса, к которым нужно дать ответ «Не верю». Например:

  • Верите ли вы, что рожь — это теневыносливое растение? (Не верю.)

  • Верите ли вы, что жизнь на Земле может быть без сол­нечного света? (Не верю.)

Используя приём «SMS», адресуйте их любому учащемуся класса.

    1. Домашнее задание.

Изучить § 5. Творческое задание: составить памятку цве­товоду по выращиванию и раннему цветению хризантем (в ав­густе), тюльпанов (к 8 Марта).

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!