Свет в жизни организмов
Цели: образовательные-, организовать деятельность учащихся по приобретению знаний о характеристике света как абиотического фактора среды, закономерностях действия света на живые организмы и умению распознавать адаптации у растений к световому режиму; развивающие-, способствовать развитию умений проводить наблюдения за растениями и животными, вести учебный диалог, работать индивидуально и в парах; воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры взаимоотношений, стимулированию познавательной деятельности. Оборудование, средства обучения: мультимедийный проектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Джунгли» (ВВС), гербарии «Растительные сообщества», картинки тенелюбивых и светолюбивых растений.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
- Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания I—III уровней сложности можно взять из перечня заданий, приведённого в конце изученного параграфа.
-
- (IV). В чём заключается биологический смысл выражения комплексное действие экологических факторов?
- (IV). Зависит ли лимитирующий фактор от среды обитания организма? Ответ обоснуйте.
- (V). Какое практическое значение имеют знания о лимитирующих факторах? В какой сфере хозяйственной деятельности нашей страны важно использовать эти знания? Ответ аргументируйте примерами.
- Изучение нового материала.
1. Свет как абиотический фактор.
Может ли существовать жизнь на Земле без солнечного света? Почему свет считают одним из основных условий существования жизни на Земле? Каковы физические характеристики солнечного света?
(Совместная работа учителя с классом по составлению схемы с использованием содержания параграфа 5 (см. схема 2)).
Отметьте в схеме: 1) длины волн; 2) роль в жизни организмов.
Схема 2. Состав и роль солнечного света в жизни организмов
Влияние света на организмы зависит от его качества, интенсивности освещения, продолжительности воздействия.
Вводятся понятия фотопериод, фотопериодизм.
2. Экологические группы растений по отношению к световому режиму. Предлагается перечень растений различных экологических групп (мать-и-мачеха, пшеница, рожь, мхи, папоротники, лещина, сныть, подорожник и др.) и даётся задание распределить их на группы по отношению к свету без указания экологической группы (на уровне имеющихся жизненных знаний), т. е. идёт актуализация жизненного опыта учащихся. Результаты разные. Цель работы на уроке — выяснить, какие экологические группы растений выделяют и по каким признакам их можно определить. (Индивидуальная, парная или фронтальная работа по заполнению и проверке таблицы.)
Экологические группы растений
|
Особенности произрастания и световой режим
|
Адаптации
|
Примеры растений
|
Светолюбивые
|
Открытые территории, поглощают много солнечной энергии
|
Листовые пластинки более толстые и светлые, небольшие, блестящие, иногда покрыты воском или имеют опушение. Листья ориентированы вертикально или под углом. Мезофилл хорошо развит, хлоропласты мелкие
|
Мать-и-
мачеха,
пшеница,
рожь,
сосна,
берёза
и др.
|
Тенелюбивые
|
Сильно затенённые места
|
Листовые пластинки очень тонкие, располагаются под углом к свету, не затеняя друг друга, хорошо развита губчатая паренхима, хлоропласты крупные, много межклетников,
столбчатая паренхима
J nrcrt ; ,
развита слабо
--------------- г--------- ---------------
|
Мхи, папоротники, кислица, медуница и др.
|
|
|
—-------- -- 1-------
|
|
Экологические группы растений
|
Особенности произрастания и световой режим
|
Адаптации
|
Примеры растений
|
Теневыносливые
|
Хорошая освещённость, но могут расти в тени
|
Стебель у травянистых растений тонкий с длинными междоузлиями. Особенности строения листа, как у светолюбивых растений
|
Лещина, сныть, подорожник, ежевика и др.
|
- Закрепление изученного материала.
- Ответьте на вопросы после параграфа.
- Составьте по три вопроса, к которым необходимо дать ответ «Верю», и три вопроса, к которым нужно дать ответ «Не верю». Например:
- Верите ли вы, что рожь — это теневыносливое растение? (Не верю.)
- Верите ли вы, что жизнь на Земле может быть без солнечного света? (Не верю.)
Используя приём «SMS», адресуйте их любому учащемуся класса.
-
- Домашнее задание.
Изучить § 5. Творческое задание: составить памятку цветоводу по выращиванию и раннему цветению хризантем (в августе), тюльпанов (к 8 Марта).
Просмотр содержимого документа
«Свет в жизни организмов.»
Урок 5
Свет в жизни организмов
Цели: образовательные-, организовать деятельность учащихся по приобретению знаний о характеристике света как абиотического фактора среды, закономерностях действия света на живые организмы и умению распознавать адаптации у растений к световому режиму; развивающие-, способствовать развитию умений проводить наблюдения за растениями и животными, вести учебный диалог, работать индивидуально и в парах; воспитательные: способствовать формированию у учащихся культуры взаимоотношений, стимулированию познавательной деятельности. Оборудование, средства обучения: мультимедийный проектор, фрагменты видеофильма «Планета Земля. Джунгли» (ВВС), гербарии «Растительные сообщества», картинки тенелюбивых и светолюбивых растений.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Вопросы и задания I—III уровней сложности можно взять из перечня заданий, приведённого в конце изученного параграфа.
(IV). В чём заключается биологический смысл выражения комплексное действие экологических факторов?
(IV). Зависит ли лимитирующий фактор от среды обитания организма? Ответ обоснуйте.
(V). Какое практическое значение имеют знания о лимитирующих факторах? В какой сфере хозяйственной деятельности нашей страны важно использовать эти знания? Ответ аргументируйте примерами.
Изучение нового материала.
1. Свет как абиотический фактор.
Может ли существовать жизнь на Земле без солнечного света? Почему свет считают одним из основных условий существования жизни на Земле? Каковы физические характеристики солнечного света?
(Совместная работа учителя с классом по составлению схемы с использованием содержания параграфа 5 (см. схема 2)).
Отметьте в схеме: 1) длины волн; 2) роль в жизни организмов.
Схема 2. Состав и роль солнечного света в жизни организмов
Влияние света на организмы зависит от его качества, интенсивности освещения, продолжительности воздействия.
Вводятся понятия фотопериод, фотопериодизм.
2. Экологические группы растений по отношению к световому режиму. Предлагается перечень растений различных экологических групп (мать-и-мачеха, пшеница, рожь, мхи, папоротники, лещина, сныть, подорожник и др.) и даётся задание распределить их на группы по отношению к свету без указания экологической группы (на уровне имеющихся жизненных знаний), т. е. идёт актуализация жизненного опыта учащихся. Результаты разные. Цель работы на уроке — выяснить, какие экологические группы растений выделяют и по каким признакам их можно определить. (Индивидуальная, парная или фронтальная работа по заполнению и проверке таблицы.)
Экологические группы растений | Особенности произрастания и световой режим | Адаптации | Примеры растений |
Светолюбивые | Открытые территории, поглощают много солнечной энергии | Листовые пластинки более толстые и светлые, небольшие, блестящие, иногда покрыты воском или имеют опушение. Листья ориентированы вертикально или под углом. Мезофилл хорошо развит, хлоропласты мелкие | Мать-и- мачеха, пшеница, рожь, сосна, берёза и др. |
Тенелюбивые | Сильно затенённые места | Листовые пластинки очень тонкие, располагаются под углом к свету, не затеняя друг друга, хорошо развита губчатая паренхима, хлоропласты крупные, много межклетников, столбчатая паренхима J nrcrt ; , развита слабо г | Мхи, папоротники, кислица, медуница и др. |
| | — 1 |
Экологические группы растений | Особенности произрастания и световой режим | Адаптации | Примеры растений |
Теневыносливые | Хорошая освещённость, но могут расти в тени | Стебель у травянистых растений тонкий с длинными междоузлиями. Особенности строения листа, как у светолюбивых растений | Лещина, сныть, подорожник, ежевика и др. |
Закрепление изученного материала.
Ответьте на вопросы после параграфа.
Составьте по три вопроса, к которым необходимо дать ответ «Верю», и три вопроса, к которым нужно дать ответ «Не верю». Например:
Верите ли вы, что рожь — это теневыносливое растение? (Не верю.)
Верите ли вы, что жизнь на Земле может быть без солнечного света? (Не верю.)
Используя приём «SMS», адресуйте их любому учащемуся класса.
Изучить § 5. Творческое задание: составить памятку цветоводу по выращиванию и раннему цветению хризантем (в августе), тюльпанов (к 8 Марта).
1