СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свиридкина Оксана Викторовна творческий проект "Сумка из лоскутков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Творческий проект в котором рссказывается об истории лоскутного шитья и технологии изготовления сумки из лоскутков.

Просмотр содержимого документа
«Свиридкина Оксана Викторовна творческий проект "Сумка из лоскутков"»















Панно из лоскутков
























Содержание


Введение …………………………………………………………………………………………3

Глава 1.История лоскутного шитья………………………………………………………4

Глава 2. Виды и техники лоскутного шитья……………………………………………8

Глава 3. Технология изготовления сумки из лоскутков…………………………12

3.1. Эскиз

3.2. Материалы и инструменты

3.3. Технология изготовления сумки

3.4. Расчет себестоимости………………………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………………………………….

Использованная литература……………………………………………………………….


























Введение




Цель:

  • Сшить сумку в стиле лоскутного шитья


Задачи:

  • Изучить историю лоскутного шитья

  • Узнать о видах и техниках лоскутного шитья

  • Выполнить поэтапную работу по пошиву сумки

  • Рассчитать себестоимость

  • Оценить готовое изделие



























Глава 1. История лоскутного шитья

Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали независимо друг от друга у многих народов мира. Вероятно везде, где человек работал с тканью, возникала необходимость использовать обрезки и выпады кроя, и лоскутное шитьё появлялось в том или ином виде. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н. э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.



Англия и Новый свет

В XVI веке в Англию начали поступать красочные ткани разнообразных узоров из индийского хлопка. Одеяло, декорированное вышивкой или набойкой, считалось модным украшением домашнего интерьера. Шитьё из лоскутов появилось в результате дефицита ситца, возникшего из-за запрета продажи в Англии индийских тканей в 1712 году. Таким образом, правительство намеревалось сохранить отечественные мануфактуры, на которых производились шерстяные и шёлковые ткани. Ситец попадал в Англию контрабандными путями и его цена резко выросла. Обрезки, оставшиеся после кроя одежды из ситца, не выбрасывали, а использовали для создания других изделий. Крупными фрагментами декорировались шерстяные либо льняные ткани в технике аппликации. Самые мелкие остатки сшивались друг с другом, образуя единое полотно.

В Новый Свет стёганое полотно попало вместе с переселенцами в 20-х годах XVII века. Из-за нехватки тканей починка стёганых одеял производилась с помощью кусков из старой одежды. Дальнейший дефицит тканей закрепил традицию изготавливать стёганые изделия из лоскутов. Они с течением времени усложнялись, каждая мастерица старалась создать квилт со своим особенным узором и комбинацией цветов. Обыкновенно американские хозяйки шили верхнюю часть квилта зимой. На простёжку квилта собирались весной все соседки, по вечерам, после работы, к ним присоединялись мужчины. Практически все американские квилты, созданные до 1750 года, изготовлены в технике пэчворка. С течением времени сформировались традиционные блоки узоров лоскутного шитья. Названия многих из них связаны с реалиями повседневной жизни («Зуб пилы», «Медвежья лапа», «Корзинка для штопки»); местностью, в которой этот узор был придуман («Звезда Огайо и Техаса»); ассоциациями с историями из Библии («Лестница Иакова»). Позднее (до 1850 года) стала популярна аппликация. Сохранилось очень мало старинных одеял в технике пэчворка, так как они были предметами повседневного обихода в то время, как квилты с аппликацией предназначались для особых случаев.

На Всемирной выставке 1876 года в Филадельфии экспонировались английские работы в новой технике: крейзи (англ. crazy, безумный, известна также под названиями «Спираль», «Карусель», «Роза») из шёлковых тканей, дополненные вышивкой. Техника крейзи позволяла создавать композиции из лоскутков роскошных тканей (парчи, бархата, шёлка) любой формы, расцветки и рисунков, собранных произвольно. Швы, соединяющие лоскуты, украшались разнообразной вышивкой, сами изделия могли дополняться аппликациями и рисунками на ткани. Новый вид рукоделия в 1879 году описал иллюстрированный журнал «Петерсон». Это направление в пэчворке получило название «расшитый квилт» или «японский шёлк» (из-за широкого использования восточных мотивов). Изделия предназначались лишь для украшения, так как лоскутки скреплялись небольшим количеством швов без простёжки, края были декорированы бахромой, кистями, помпонами, кружевом, а прокладка давала усадку, что не позволяло стирать их. Более утилитарные вещи создавались в религиозных кружках рукоделия, где в полотно в стиле крейзи добавляли практичные материалы: шерстяные и хлопковые ткани. Новая техника породила целое направление в американской торговле, предлагающее всем желающим готовые наборы, рисунки вышивок и расписанные вручную блоки шёлка для изготовления пэчворка. К 10-м годам XX века популярность крейзи идёт на убыль, уступая место обычным видам лоскутного шитья. Модные веяния не коснулись некоторых религиозных общин, оставшихся верными приёмам шитья, выработанным годами: только традиционные узоры и одноцветные ткани используют и сегодня мастера квилта из сект амишей и менонитов.

В 70-х годах XX века в Америке интерес к пэчворку возродился. Стали популярны квилт-клубы, специализированные магазины предлагают покупателю все необходимые материалы для этого вида декоративно-прикладного искусства, широкий ассортимент тематических книг и журналов. В 1971 году Ив Сен-Лоран создал модель, декорированную лоскутным шитьём, предвосхитив новое направление в моде — увлечение фольклорным романтизмом.

Россия

На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома (до XVIII века в основном в стране использовалось домотканое полотно), так и покупной. «Домострой» содержит подробные инструкции кроя платья, сортировки и сохранения обрезков и починки готовой одежды. Известно, что в XVII веке в среде старообрядцев использовались лоскутные коврики, называемые «подручниками». Рисунок этих ковриков символически изображал девять ангельских чинов.


Шитьё из лоскутов получило широкое распространение во второй половине XIX века с появлением в продаже заграничного ситца. В отличие от домотканых полотен, ширина которых была около 40 см, ткани фабричного производства имели ширину 75—80 см, и при раскрое из них одежды образовывалось большое количество обрезков. Аппликация появилась позднее: так как английские ситцы в России были дороги, считалось неуместным закрывать одну ткань другой. Своего пика лоскутное шитьё достигло в конце века, когда было налажено производство дешёвых хлопчатобумажных набивных тканей и появились швейные машины. В основном вещи (большей частью лоскутные одеяла), создаваемые в крестьянской среде, несли исключительно практическую функцию — защищали от холода. На их изготовление шли преимущественно лоскуты ношеной одежды, они были неправильной формы и соединялись случайным образом. Однако параллельно существовала традиция шитья одеял к свадьбе и рождению ребёнка. Эти изделия соединяли в себе функции утилитарную и декоративную. Форма лоскута (полоска, квадрат, треугольник) определялась формой выпада, образовывавшегося при раскрое прямого русского костюма. В конце XIX — начале XX века лоскутное шитьё в народном костюме заменяло сложные в исполнении кружево, вышивки, тканые элементы. В приёмы сборки полотна, цветовое решение изделий всегда привносились художественные предпочтения местных жителей. Были созданы оригинальные техники объемного лоскутного шитья: «ляпаками» (необработанные разноцветные полоски, нашитые на основу, название каргопольских свадебных одеял, сотканных из небольших лоскутов), «уголками» (ткань сворачивалась углом и настрачивалась на основу), «махрами», «розанами» («кругляки» или за пределами России — «йо-йо» — квадратные либо круглые лоскуты стягивались по намётке, выполненной по окружности, полученные объёмные детали нашивались на основу в один слой или накладывались друг на друга). Наряду с ковриками из уголков были распространены коврики из шнуров-косичек, сплетённых из скрученной ткани, которые выкладывались по кругу и сшивались.

Для традиционного русского лоскутного шитья характерна ручная сборка без использования основы, соединение лоскутов внахлёст, использование разных по размеру деталей.


В начале XX века лоскутное шитьё вместе с коллажем привлекло внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. После революции этот вид шитья не вошёл в перечень поддерживаемых государством видов декоративно-прикладных искусств. Позднее лоскутное шитьё стало признаком нищеты, напоминанием о периодах войн и разрухи, пережитых страной. Интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства возродился в 90-х годах XX века, тогда же началось и его изучение. Оно стало не только распространённым хобби, но и самостоятельным жанром декоративного искусства. В России каждые два года (с 1997) проходит фестиваль «Лоскутная мозаика России», где демонстрируются произведения мастеров.


















Виды лоскутного шитья


Лоскутное шитье – понятие довольно обширное. Это современное рукоделие представлено различными видами и техниками. Вот некоторые (наиболее популярные) виды лоскутного шитья.


  • Традиционный пэчворк

Англо-американское рукоделие, цель которого – создание цельного полотна из отдельных лоскутков, сложенных в геометрические узоры. В этой технике можно сшить и большое покрывало, и маленькие прихватки для кухни. Как правило, сшитое покрывало или более мелкие изделия имеют лицевую (лоскутную) сторону и подкладку.


  • Крэйзи-пэчворк (сумасшедший лоскуток)

Разновидность пэчворка, в которой соблюдается технология изготовления лоскутных полотен с использованием произвольных (неправильных) фигур, кривых полос и аппликаций. Кроме того швы здесь маскируются тесьмой или вышивкой, а само изделие (покрывало, подушка, панно, сумка, одежда) обильно декорируются лентами, бусинами, кружевом и другой фурнитурой.


  • Вязаный пэчворк

Еще одна разновидность традиционного пэчворка, где используется несколько иная технология соединения лоскутов. Здесь отдельные фрагменты привязываются друг к другу с помощью контрастной нити и вязального крючка.


  • Японский пэчворк

Технология лоскутного шитья, объединившая восточные и западные традиции. В ней активно используется стежка, а предпочтение отдается шелковым тканям, из которых можно изготовить и шикарное лоскутное покрывало, и панно, и одежду. В основе узоров лежат традиционные геометрические формы: квадраты, треугольники, ромбы, уголки.


  • Квилтинг

Считается, что квилтинг – это более широкое понятие, чем пэчворк. Однако в дословном переводе «квилтинг» – стеганое полотно. Это технология создания узоров с помощью стежки, когда между двумя полотнами прокладывается мягкая прокладка из синтепона, ваты или ватина, а узор вышивается машинной строчкой. Созданное в технике квилтинга объемное покрывало или одеяло выглядит более элегантно, чем просто собранное из лоскутов. С равным успехом, возможно, использовать эту технику и при изготовлении прихваток для кухни, диванных подушек или одежды для детей.



Техники лоскутного шитья:


Технология сшивания лоскутов на первый взгляд достаточно проста: вырезай да сшивай, создавая своими руками любое задуманное изделие: покрывало, скатерть, подушку, прихватки для кухни или озорную одежку для детей. Но это только на первый взгляд. Лоскутное шитье – рукоделие, требующее на только умения обращаться с иголкой и ниткой, но и художественного вкуса, трудолюбия, усидчивости и аккуратности.


Если посмотреть на образцы изделий, то возникает только один вопрос. Как именно удается создавать столь разные узоры, используя одинаковые элементы: блоки из полос или отдельные полосы, квадраты, уголки и треугольники, ромбы? А все дело в разных техниках, с помощью которых и создаются самые невероятные узоры. Давайте рассмотрим некоторые наиболее популярные техники (способы) лоскутного шитья.


  • Техника «Быстрые квадраты»

Очень удобная техника для начинающих. Этим способом изготавливаются сборные квадратные блоки (быстрые квадраты), нарезанные из заранее сшитых полос ткани. В данной технике изготовить большое покрывало можно за считанные часы.


  • Техника «Акварель»

Достаточно популярная техника, в которой тоже используются квадраты. Иногда квадраты сшиваются в блоки, из которых изготавливается полотно. Главное условие удачного изделия – правильно подобранная цветовая гамма.


  • Техника «Полоска к полоске»

Лоскутное шитье с использованием разноцветных полос ткани. Собирая рисунок из полос, их расположение и сочетание можно варьировать как угодно. Таким легко образом сшить озорной коврик или большое лоскутное покрывало в виде уложенных паркетных дощечек: лесенкой, зигзагом, ромбиками или уголками. В результате из полос получают узоры «Паркет», «Пашня», «Елочка» и «Колодец».


  • Техника «Бревенчатая изба»

Еще один способ шитья из полос. В этой технике полосы собирают вокруг центрального квадрата, укладывая их по спирали. Один из вариантов данной техники – смещение квадрата в угол. А для четкости узора рисунок собирают из парных одноцветных полос.


  • Техника «Волшебные треугольники»

Треугольники – один самых распространенных элементов в лоскутном шитье. Мало того, что этой фигуре приписывали магическую силу, треугольники еще и очень удобны в работе. Из них составляют и простые квадраты, и сложные звезды. Чаще всего в лоскутном шитье используют прямоугольные равнобедренные треугольники. Сшивая их по длинной стороне, получают двуцветные квадраты, а соединяя короткими сторонами – узоры из многоцветных пестрых полос. Наиболее популярные узоры, в которых применяются треугольники: «Мельница», «Алмаз», «Звезда».


  • Техника «Лоскутные уголки»

Русское изобретение. Техника отличается от всех предыдущих тем, что уголки не вырезаются по шаблону, а складываются из квадратов или полос ткани. Затем получившиеся уголки собираются в полосы (тесьму) из которой и сшивается полотно. При этой технике лоскутного шитья получается объемное полотно.


  • Техника «Шахматка»

Здесь также используются квадраты, а точнее не квадраты, а квадратики, которые укладываются в шахматном порядке. Кстати, собрать шахматку можно из ромбов, просто развернув квадраты углом. Собирается узор из элементов двух контрастных расцветок.


  • Техника «Русский квадрат»

Национальная русская техника, отличающаяся сложностью сборки узора, в основе которого лежит квадрат, а верхний и нижний ярусы составлены из равнобедренных треугольников. Следующие ярусы узора собирают из полос и треугольников. Ярусы делают либо одинаковыми по размеру, либо «растущими» от центра к краям.


  • Техника «Соты»

Известна также под названием «Бабушкин сад». Полотно собирается из шестиугольников и узором напоминает соты. Иногда из шестиугольников собирается цветок, середина которого выделяется пуговицей, обтянутой тканью.


  • Техника «Ляпачиха»

Весьма своеобразный и озорной способ лоскутного шитья, в результате которого получается объемное полотно. В этой технике необработанные цветные полосы ткани (ляпаки) настрачиваются на основу. Это, кстати, тоже национальное русское изобретение. В импортном варианте похожая техника известна под названием «йо-йо».





























































































Использованная литература:


http://ru.wikipedia.org/wiki/Лоскутное_шитье

http://www.jlady.ru/hobby/shite-loskutnoe.html


15



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!