СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свобода - это то, что позволено законом

Нажмите, чтобы узнать подробности

раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность», «закон»

Просмотр содержимого документа
«Свобода - это то, что позволено законом»

Тема урока: Свобода - это то, что позволено законом


Цель урока: организация работы по усвоению нового понятия темы, выявление его сущностных характеристик.
Задачи:
• раскрыть различные смыслы и аспекты понятия «свобода», показать практическую связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность», «закон» ;
• развивать умение анализировать учебный материал, рассуждать, объяснять понятия, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения;
• способствовать процессу социализации учащихся посредством воспитания необходимых для жизни в современном социуме качеств личности.
Оборудование: учебник, раздаточный материал
Основные понятия: свобода, абсолютная свобода, относительная свобода, выбор, ответственность, свободное общество.

Оборудования : карточки со словами «Свобода и закон», отрывки статей для заданий.

Формулировка темы урока.

Учитель просит прочитать учеников прочитать эпиграф к занятиям, записанный на доске.

Ползти. Идти. Бежать. Лететь. Стремиться. Верить и хотеть...
Забыть. Устать. Застыть. Стоять. Хандрить. Поддаться. Угасать...

Два выбора.
И две судьбы.
Ну, а итог решаешь ты...

Татьяна Ярошевич

Вопросы:

- Как вы понимаете эти слова?

- Как вы думаете, какое отношение они могут иметь к нашему уроку?

- Попробуйте сформулировать тему урока.

Учитель открывает тему: Поговорим о свободе и ответственности человека.

Учитель: Вы знаете, что в современном обществе вы обладаете определенным набором свобод, который и подкрепляет ваше ощущение раскованности.
Учитель: А есть ли какой-то конкретный официальный документ, который подтверждает ваше ощущение свободы? (да, Конституция). Глава 2. Человек и гражданин. (То есть, чтобы доказать мне, что вы на самом деле свободные люди можно просто открыть, например, статью 17 Конституции РК, в которой написано: «Достоинство человека неприкосновенно, никто не должен подвергаться пыткам, насилию …»).
Статья 2. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Вообще, о свободе мы привыкли говорить исключительно позитивно. Свобода - это желаемое, к чему мы стремимся.

Свобода - это ответственность за ту жизнь, которую мы создаем

и для большинства людей свобода это суровое испытание.

Свобода - это способность преодолевать границы и ограничения

Учитель: Итак, мы называем себя свободными людьми. Но что такое свобода в вашем понимании? Человек один – он свободен и счастлив? Человек в обществе – он свободен или зависим? (постановка проблемных вопросов).
У каждого человека свое собственное видение этого понятия. Представьте себе пирата. Для него свобода заключается в возможности захватывать корабли… Для заключенного, возможность выйти из тюрьмы, для школьника – каникулы. Но нам с вами надо попробовать найти такие ассоциации, которые будут отражать общие признаки этого понятия.
Работа с ассоциациями (все вместе): на слайде - СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА
Предложить готовый перечень ассоциаций и попросить проранжировать по степени важности: альтернатива, выбор, возможность, желание, активность, независимость, необходимость.

Работа по группам. Задание – в теч. 1 минуты – закончите предложение: Свобода – это…, используя те признаки, которые выделены на доске.
(русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии).
Ответы групп (зафиксированы на ватмане).

Работа с учебником

- Найдите в тексте учебника ответ, что такое ответственность. (Ответственность – эта черта характера личности и ее действий, которая говорит том, что человек отвечает за собственный свободный выбор.)

Работа в группах. Задание «Поступаем ответственно». На карточках записана ситуация. Внимательно прочитайте ситуацию, обсудите её в группе и предположите ваши действия в ситуации.

Ситуация № 1

Вы зашли в школьную раздевалку и увидели, как один озорник связывает шнурки у обуви, хранящейся на полках. При этом вы поняли, что безобразник вас заметил. Каковы будут ваши действия?

Ситуация № 2

Вы едете в общественном транспорте и заметили странного человека, который старается тайно подложить пакет под сиденье. Вдруг он понимает, что вы пристально наблюдаете за ним. Он грозно смотрит на вас, давая понять, что готов причинить вам вред. Он реально опасен для вас. Как вы поступите

Ситуация № 3

Вы идёте по улице и видите, как компания подростков издевается над щенком. Они заметили ваше внимание к их действиям и пригрозили, что побьют, если вы проболтаетесь. Вы понимаете, что они замучают щенка до смерти. Как же поступить?

Обсуждение ответов.

- Для чего нужно поступать ответственно?

Пока вы ещё дети, юридическую ответственность несут за вас родители: если вы разбили стекло или испортили книгу, то родители должны будут за это заплатить. Родители отвечают за то, чтобы вы были сыты, у вас была одежда, вам было, где жить. Но и дети должны учиться отвечать за свои поступки, ведь они тоже станут взрослыми.

- За что вы уже сейчас можете нести ответственность?

Человек не может отвечать за всё. Он не может отвечать за то, что другой человек не выполнил своих обязанностей, но за свои поступки должен отвечать каждый.

А теперь выберите каждый для себя вывод.

1. Я отвечаю за всё.
2. Я отвечаю за свои поступки (думаю, а потом делаю)
3. За все мои поступки отвечают родители.

  1. Итог урока: Легко ли быть свободным?

Синквейн к слову:

  1. СВОБОДА

  2. Думать, задавать, поступать

  3. Свобода –это обязанности.

Ответственность

Домашнее задание: с. 22-26. Прочитать текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 26 учебника, выполните первое задание рубрики «В классе и дома» и ответьте на вопросы. - какая позиция вам ближе?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!