СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Своеобразие полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Своеобразие полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта"»

Своеобразие полового воспитания у подростков с нарушением интеллекта

     Многие считают, что поскольку сознание подростка  с нарушением интеллекта в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта проводится во многих странах. Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания внутрипсихологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Дети, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью  почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми, т.к. не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются  наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии.

     Половое воспитание подростков осуществляется конкретными людьми, с которыми он общается и которые являются проводниками в данной области.  

     В этом качестве выступают не только родители и педагоги, но и сверстники, работники средств массовой информации. Немалую роль в половом воспитании играют организованные и стихийно складывающиеся группы подростков. Предоставленные сами себе и не связанные влиянием авторитета взрослых, такие подростковые компании обсуждают многие вопросы, в том числе и те, которые связаны с отношениями между полами. Подростки с особенностями в развитии легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную  информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру. По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта. Подростки с нарушением интеллекта при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней передаваемых половым путем. Поэтому педагоги и воспитатели считают, что вопросы сексуального образования должны быть обязательно включены в программы по половому воспитанию. Для умственно отсталых подростков семейное воспитание имеет еще большее значение, чем для их сверстников из общеобразовательных школ, т.к. именно от родителей и других близких подростку людей зависит то, насколько успешно будет проходить его коррекция и адаптация. Огромное значение для подростков с нарушением интеллекта имеет то какая у него обстановка дома: отсутствие одного из родителей; плохие социально-бытовые условия жизни; алкоголизация родителей.

Половое воспитание никак не стимулирует раннее начало половой жизни, как утверждают в последнее время многие авторы (В.В. Абраменкова, Р. Гальцева, И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова и др). Наоборот, половое воспитание полезно и эффективно т.к. дети становятся более осведомленные, получают более достоверные знания, которые облегчают понимание и терпимость к чужим взглядам и поведению.

  Умственно отсталому подростку нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. С этой целью члены семьи могут каждый раз вознаграждать его хорошее поведение и не уделять особого внимания плохому. Такой метод должен использоваться в семье задолго до полового созревания.

  Ошибочное мнение, будто у подростков с нарушением интеллекта нет потребности в интимных отношениях. Такая потребность есть, и, если она не удовлетворяется, это может привести к осложнениям, как для самих подростков, так и для взрослых.  Поэтому половое воспитание должно стать важной частью учебного процесса. В школе нужно и важно создать такую культуру отношений, такую атмосферу, когда уважаются интимные чувства детей.

    Половое развитие умственно отсталого человека имеет принципиальное значение для личности и межличностных отношений. Оно требует соответствующего внимания и педагогической помощи, которое должно предусматривать  общее воспитание, особенно воспитание эмоциональности.

    Многие исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые подростки имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены, а родители и воспитатели считают их большими «пуританами», нежели они есть на самом деле.

    Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться в обществе путем усвоения норм, ценностных ориентаций, знаний, связанных с проблемой пола. Самое главное, что половое влечение идет на бессознательном уровне (рефлексе первой сигнальной системы), они не управляют своими желаниями и потребностями.

   Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не способными найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Подобным образом, подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса.

По мере приближения к половой зрелости сексуальная активность подростков с нарушением интеллекта возрастает – они так или иначе осваивают нормы морали, лучше управляют своим поведением и начинают скрывать то, что идет в разрез с усвоенными моральными нормами.

Таким образом, половое воспитание необходимо детям с нарушением интеллекта. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования.

     Половое воспитание является одним из определяющих начал в вопросах формирования полноценной личности, способной адаптироваться

 В половом воспитании и просвещении нуждаются не только нормально развивающиеся подростки, но и подростки с нарушением интеллекта, так как они наиболее подвержены дурному влиянию окружающей их среды. При всем этом половое воспитание следует начинать задолго до полового созревания.




Диагностика полового воспитания

Рисуночный тест «Нарисуй человека своего и противоположного пола»

(Разработан К. Маховер в 1946 году на основе теста Ф. Гудинаф)

Цель исследования данной методики – выявление представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных подростками. Данное задание выполняется индивидуально.

   Перед подачей задания с подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».

  1. Ты – человек какого пола?

  2. Ты мальчик или девочка?

  3. Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет противоположным.

Инструкция:

  1. Нарисуй человека своего пола:

- в одежде;

 2. Нарисуй человека противоположного пола:

- в одежде;

   Следует уточнять понятно ли задание подросткам с нарушением интеллекта. Время рисования не ограничено, дополнительные инструкции давать не желательно.

 При оценке следует учитывать изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:

  1. Соответствует ли изображение фигуры полу;

  2. Соответствует ли одежда и аксессуары полу;

  3. Соответствует ли прическа полу;

  4. Изображены ли вторичные половые признаки;

      Ряд признаков, которые помогают оценить признаки половой идентичности:

 - Лицо – символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетно, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.

- Глаза – красивые глаза, длинные ресницы – признак эстетических наклонностей, женственности, у девочек – признак половой идентификации.

- Губы – символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки – признак половой идентификации.

Критерии оценки рисунка

  1. Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин).

  2. Одежда свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол). Брюки, рубашка, шорты (мужской пол), присутствие одежды, свойственной полу.

  3. Прическа в соответствии полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков.

  4. Вторичные половые признаки при изображении тела (грудь).

  5. Дополнительные баллы присваиваются за наличие в рисунке признаков половой идентификации; красивые глаза, длинные ресницы, пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), максимально.



Методика «Исследование полоролевого поведения подростков с умственной отсталостью» (Е.И. Зритнева)

Цель: Для определения соответствия полового поведения и пола умственно отсталого подростка, а также с целью различения вариаций и отклонений поло-ролевого поведения был составлен опросник для воспитателей и учителей включавший вопросы, касающиеся:

  1. Ролевых предпочтений (при выборе рода занятий, свойственных мужскому или женскому полу, стремление к изменению внешности: переодевание в одежду противоположного пола, манеры);

  2. Характера общения (со сверстниками, взрослыми);

  3. Стиля поведения (маскулинное или фемининное);

  4. Интереса к половым различиям;

Полоролевое поведение оценивают по 7 критериям.

1. Ролевые предпочтения в играх, то есть если роль соответствует полу (девочки - мамы, дочки, учительницы; мальчики, папы, солдаты) - 1 балл, если не соответствует - минус 1 балл).

 2. Выбор игр и занятий в соответствии с полом (вязание, шитье - девочки, спортивные состязания, конструирование - мальчики) - 1 балл, не соответствие - минус 1 балл, не выраженность маскулинного или  фемининного поведения - 0.

  1. Интерес к противоположному полу (это обычно свойственно детям пубертатного периода): в случае присутствия интереса - 1 балл, нет - минус 1 балл, невыраженность - 0.

  2. Стремление к изменению внешности: удовлетворенность внешностью, одеждой, прической, свойственной полу. Да - 1 б., нет - минус 1 б., невыраженность - 0.        

  3. Стесняется ли телесной женственности (мужественности): да - 1 б., нет - минус 1 б.

  4. Стиль поведения. Оценивалась маскулинность или фемининность поведения. За соответствие полу - 1 балл, несоответствие - минус 1 балл, неопределенный стиль - 0.

  5. Интерес к обнаженному телу (своему или других). Присутствие - 1 б., нет - минус 1

Отдельно рассматривается  параметр:

Характер общения со взрослыми: ищет их внимания, тепла, что говорит об открытости ребенка, или же, наоборот, обладает аутичныи чертами.


Опросник для учащихся (7-10 классов.)

 Цель: получение информации относительно знаний учащихся в области половых отношений.

  Инструкция: прочитайте вопросы и ответьте на них, выбирая один из вариантов (или сформулируйте свой ответ); отвечайте правдиво; анкеты не надо подписывать.

  1. Что вы понимаете под словом «половые отношения»:

         а) Ухаживание;

         б) Поцелуи;

         в) Секс;

         г) Другое.

  1. О половых отношениях я узнал(а):

         а) Из телепередач

          б) Из чтения специальной литературы;

          в) Из разговора со сверстниками;

          г) От родителей;

          д) От учителей;

          е) Другие источники.

  1. Почему молодежь начинает раннюю половую жизнь:

          а) Из любопытства;

          б) Случайно;

          в) Быть как другие;

          г) Казаться взрослее;

          д) Под воздействием алкоголя, наркотиков, токсических    

                       веществ.

  1. Считаете ли вы, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным последствиям. Почему?

  2. Считаете ли вы, что в школе нужен специальный урок по этой теме:

          а) Да, нужен;

          б) Наверное, нужен;

          в) Затрудняюсь ответить;

          г) Наверное, не нужен;

          д) Не нужен.

  1. Вступали ли вы в половые отношения. В каком возрасте?

          а) Да;

          б) Нет.

Опросник «Кто я?»

 Опросник разработан М. Куном и Т. Макпартлендом. Опросник используется для выявления роли гендерных характеристик в структуре Я - концепции.

 Инструкция: отвечайте так, как если бы вы отвечали самому себе. Пишите ответы в том порядке, в каком они приходят вам в голову, и не заботьтесь о важности ответов. Всего 20 ответов. Укажите, пожалуйста, ваш пол и возраст.

Категории оценки:

  1. Семейные и межличностные роли (я мать, жена, сын, дочь, подруга и др.);

  2. Профессиональные роли (я спортсмен, ученик и т.д.);

  3. Другие социальные роли, из сфер досуга (я коллекционер, рыболов, читатель, зритель и т.д.).

     Эти категории составляют содержание социальной идентичности испытуемых.

    Следующие категории рассматриваются как составляющие личностной идентичности:

  1. Феминные характеристики (черты, традиционно присущие женщине (заботливая, чувствительная, зависимая и т.д.);

  2. Маскулинные характеристики (черты, стереотипно связанные с образом мужчины: я сильный, смелый, целеустремленный и т.д.);

  3. Нейтральные характеристики, личностные черты (я веселый, добрый, трудолюбивый и т.д.).

     Таким образом, данные методики помогут выявить: представления подростков с нарушением интеллекта  о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков, выполненных самими подростками; определить соответствия полового поведения и пола подростка с нарушением интеллекта; получить информацию относительно знаний учащихся в области половых отношений, что позволит спланировать коррекционную работу, наметить план воспитательной работы.


Формы реализации полового воспитания:

  1. Беседы - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями, медицинскими работниками.

  2. Лектории («гигиена пола»). Проведение таких мероприятий осуществляется медицинскими работниками.

  3.  Круглые столы (гигиена, место мужчины и женщины в семье и обществе, приобщение детей к данной функции) - Проведение таких мероприятий осуществляется классными руководителями.

4. Диспуты – работа проводится классным руководителем.

5. Ролевые игры (с привлечением психологических служб образовательных учреждений, медицинских работников).         

6. Стенгазеты – творческая деятельность подростков.

Направления коррекционной работы:

  - Идентификация подростка в соответствии со своим полом.  Формирование представлений подростка о своем и противоположном поле;

-  Формирование представлений об основных правилах гигиены;

-  Формирование форм поведения в соответствии с полом подростка;

- Расширить представление подростка о природе любви; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как целомудрие, верность, самоотверженность, честь, моральная и нравственная чистота; воспитывать негативное отношение к распущенности, вседозволенности, вульгарности;

- Формирование ощущения «Я-мужчина» и «Я-Женщина». Осознание единства и противоположности мужского и женского начал, их проявлений и предназначения, развитие мужественности и женственности;

-  Формирование представлений о традиционных, общепринятых стереотипах поведения мужчины и женщины, формах совместного проживания и культуры интимно-личностного взаимодействия;

Воспитательная работа предусматривает различные здоровье сберегающие мероприятия, помогающие учащимся сформировать правильное отношение к половым отношениям и половой идентификации.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!