СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Своеобразие педагогической профессии.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопрос контрольной работы по предмету "Педагогика"

Просмотр содержимого документа
«Своеобразие педагогической профессии.»

Своеобразие педагогической профессии.

Педагогическая профессия — это род трудовой деятельности, требующий определенной подготовки (интеллектуальной, нравственно-этической, психофизической), осуществляемой в основном в учебно-воспитательных учреждениях.

Эта профессия является одной из самых древнейших. Основатель педагогики Я. А. Коменский считал профессию учителя «настолько превосходной, как никакая другая под солнцем''. Педагогическая профессия отличается разнообразием входящих в нее специальностей. Например: воспитатель дошкольного учреждения, учитель, педагог дополнительного образования, тренер, преподаватель. В вузах государственных стандартов дается 41 специальность высшего и 16 специальностей среднего педагогического образования.

Профессиональная деятельность педагога имеет свою ярко выраженную специфику, определенную ее социальным назначением и значение и имеет особенность в предмете, орудиях, средствах и продукте труда.

Одной из особенностей педагогической профессии является зависимость результатов труда отличности учителя. В этом отношении она схожа с профессией артиста. Личность учителя как бы проецируется на его учеников (как и личность актера — на зрителей). Это относится как к его достоинствам, так и к недостаткам. Учитель (во всех его проявлениях: внешнего вида; внутреннего, духовного и интеллектуального содержания) является не только субъектом, активным действующим лицом, выполняющим педагогическую деятельность, но и средством этой деятельности. Еще великий К.Д. Ушинский подчеркивал, что личность формируется личностью, характер формируется характером.

К предмету труда педагога относится формирование человека. Своеобразие субъекта педагогической деятельности (учащегося) состоит в том, что нет пропорциональной зависимости от степени воздействия на него, а зависит от особенностей его психики (особенностям восприятия, понимания, мышления, становления воли, характера). Это обусловливает изменчивость и неповторяемость педагогических процессов.

В педагогическом процессе орудия труда специфичны: к ним относятся не только знания педагога, его опыт, личное воздействие на воспитуемого, но и виды деятельности, на которые он должен уметь переключить школьников, способы сотрудничества с ними, - так называемые духовные средства труда.

Продуктом педагогического труда является воспитанный, подготовленный к жизни человек. В целостном педагогическом процессе (воспитательном процессе, учебном процессе) формируются отдельные качества личности в соответствии в общей целевой установкой.

К особенностям педагогического труда относятся:

— его осуществление в духовной, а не материальной сфере общественного производства. Основное содержание педагогической профессии составляют взаимоотношения с людьми.1 Недочеты в деятельности работника сферы материального производства имеют последствия только в текущем, материальном плане, действия же педагога влияют на судьбы людей и закладывается сегодня будущее нашего общества.

— большая социальная значимость, высокая общественная ответственность, которая во многом определяется перспективной направленностью деятельности: сегодняшние первоклассники будут определять развитие общества через 20-30 лет. По словам А. С. Макаренко, ``хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать''

— творческий характер деятельности учителя(невозможно провести два совершенно одинаковых урока в двух параллельных классах, так как классы неповторимы, а урок - это творчество; кроме того, учитель и на уроке и в воспитательной работе ежедневно решает педагогические задачи, которые относятся к разряду творческих, так как в каждой ситуации он сталкивается с неповторимой личностью ученика, поэтому нет, и не может быть формулы, трафарета решения педагогических задач). По творческому потенциалу профессия учителя стоит в одном ряду с профессией актера (педагог, как актер, постоянно перед зрителями), скульптора (педагог, как скульптор, ``лепит'' душу человека, формируя его личность).

;— трудоемкость и высокий уровень занятости, связанные с необходимостью выполнять разнообразные виды педагогической деятельности и постоянно работать над собой, над своим образованием, личностным ростом;

—Высокий уровень занятости, связанной с постоянной необходимостью работать над собой, совершенствовать свои знания, расти как личность, но и с тем, что педагогическая деятельность — это сложное явление, ее эффективное выполнение требует разнообразных умений и навыков (диагностических, проектировочных, организаторских, коммуникативных, дидактических, суггестивных и т.д.). Их выработка и осуществление предполагают большие затраты времени учителя, его духовных и физических сил. Эта работа считается трудоемкой и нерегламентированной по времени. Иногда сложно определить, когда начинается и кончается рабочий день педагога. Учитель смотрит спектакль или программу “Время”... Что это — работа или отдых? Вероятно, и то, и другое. В процессе постижения чего-то нового идет накопление знаний, впечатлений, чувств, которые в работе могут сыграть важную роль, стать основой для решения разнообразных педагогических ситуаций. А результативно, на высоком творческом уровне проведенный урок может дать педагогу мощный заряд психологической и физической бодрости, который человек получает в результате активного отдыха. Совершенно справедливо утверждение классика немецкой педагогики А. Д. Дистервега о том, что учитель может учить других только до тех пор, пока учится сам

— направленность на других людей; Особенностью педагогического труда является то, что он осуществляется в ходе взаимодействия между учителем и учеником. Характер этого взаимодействия определяется в первую очередь учителем (хотя воспитанники тоже во многом оказывают на него влияние). Надо понимать, что организатором педагогического общения является учитель, от него зависит, будет ли это общение продуктивным. Оптимальным стилем педагогического общения является сотрудничество с учащимися,которое предполагает позицию равноправных, взаимоуважающих друг друга партнеров педагогического процесса.

— постоянное общение с молодежью. Постоянное общение с молодежью (учитель - профессия вечной юности, так как, несмотря на возраст, учитель живет интересами подрастающего поколения, остается духовно молодым). Есть еще одна важная особенность педагогического труда: учитель — это профессия, дающая выполняющему ее человеку уникальную возможность избежать старчества (не стареть не может никто, но можно состариться духовно и в 20 — 30 лет, а можно сохранять бодрость тела и духа и далеко за 70). Это внутреннее ощущение во многом определяет и то, как выглядит человек внешне. Педагогические наблюдения позволяют утверждать, что педагоги, работающие на высоком профессиональном уровне, реализовавшиеся в профессии, отличаются открытым, молодым взглядом, подтянутостью, бодростью и достаточно хорошим здоровьем независимо от того, сколько им лет.

-Коллективный характер педагогической деятельности (находясь в системе коллективных отношений, учитель усваивает опыт той профессиональной среды, к которой он принадлежит). А. С. Макаренко вскрыл закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлено уровнем сформированности педагогического коллектива: ``Единство педагогического коллектива, - считал он, - совершенно определяющая вещь, и самый молодой, самый неопытный педагог в едином, спаянном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый педагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом. Нет ничего опаснее индивидуализма и склоки в педагогическом коллективе''.



1 Сластенин В.А. и др. Педагогика:Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Завед./В.А.Сластение, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов;Под ред.В.А.Сластенина.-М.:Издательский центр «Академия»,2007-576 с-с.10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!