СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Свойства азотной кислоты

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Комбинированный урок при изучении физических и химических свойств азотной кислоты. Предпол огает развитие у учащихся интереса к предмету, формирование логического мышления, умение работать с дополнительной литературой, использования ИКТ.

Просмотр содержимого документа
«Свойства азотной кислоты»

Урок по теме » Азотная кислота»

Тип урока: изучение новой темы с применением элементов ИКТ.

Форма урока: урок-исследование

Цели урока:

-обучающая- формирование и расширение знаний о свойствах азотной кислоты;

-развивающая- развитие у учащихся познавательного интереса, формирование логического мышления, умение работать с дополнительной литературой, с использованием ИКТ;

-воспитательная- стимулирование развития умений работать самостоятельно и в коллективе, привитие умений и навыков правильного обращения с химическими реактивами и оборудованием.

Учебно-методическое обеспечение:

Г.Е Рудзитис «Химия 9 класс»- М.: »Просвещение», 2008

А.М. Радецкий. Дидактический материал 8-9 класс.- М.: « Просвещение»- 2012

Учебно-наглядный комплекс:

-лоток с химическими реактивами и оборудованием;

-компьютер (1 шт ), операционная среда Windows XP, Microsoft Office Power Point, медиапроектор, экран. Презентация к уроку.

Время реализации занятия- 45 минут.

Класс-9

Медиапродукт : Операционная среда- Windows XP: Microsoft Office Power Point, интернет -ресурсы.

Вид медиапродукта: наглядная презентация Microsoft Office Power Point

Целесообразность использования медиапродукта- повышение эффективности усвоения материала, развитие проектно-исследовательской компетентности обучающихся, интенсификация учебно-воспитательного процесса.

Чему должны научиться школьники:

  1. Составлять уравнения реакций, характеризующих свойства азотной кислоты в молекулярной, полной и сокращенной ионной формах

  2. Составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций с использованием метода электронного баланса.

  3. Отличать общие свойства кислот от специфических.

  4. Применять полученные знания в повседневной жизни.

Ход урока. Вступительное слово учителя (приветствие, настрой на работу)

Этап проверки усвоения ранее полученных знаний.

  1. Химическая разминка по следующим вопросам:

а) Какие элементы входят в VA-группу?

б) Сколько валентных электронов у элементов группы?

в) Чему равна высшая СО (степень окисления)? Примеры. (На экране- слайды).

г) Чему равна отрицательная СО? Примеры. (Слайды).

д) Почему Р2О5 с легкостью образуется в процессе горения фосфора, а N2O5 можно получить лишь косвенным путем?

е) Чем объясняется низкая активность молекулы азота?

ж) Назовите ион аммония.

з) Чему равна СО в NH4+? А валентность?

и) Чему равна СО в молекуле NH3? А валентность?

2. Проверка домашней работы. (Радецкий, с.78, В 4, №2)

3. В это время один из » продвинутых» учащихся выполняет на доске индивидуальное задание опережающего уровня:

Cu+HNO3= Cu(NO3)2+NO↑+ H2O

Расставить коэффициенты с использованием метода электронного баланса.

Данное задание позволяет экономить время при изучении нового материала.

Этап усвоения новых знаний.

Изучение новой темы происходит с помощью проблемного подхода, с учетом психологических особенностей детей, разного уровня их развития. В связи с этим удается добиться положительной динамики в формировании надпредметного умения: обобщать путем сравнения, ставить и решать проблемы, рассуждать; проявляется индивидуальность учащихся, раскрывается их творческий потенциал.

Учитель: На сегодняшнем уроке вы познакомитесь со свойствами HNO3. Надеюсь, что все знания, умения и навыки, полученные ранее, вы сможете применить при изучении новой темы, раскроете свои творческие способности.

Этап изучения физических свойств HNO3. ПТБ

Демонстрация HNO3 (концентрированная) и HNO3 (разбавленная) в склянках

Учитель: Опишите свойства кислоты по плану:

-агрегатное состояние;

-запах (1 ученик исследует)

Учитель: HNO3 (концентрированная) окрашена в желтый цвет. Почему?

(Краткое сообщение ученика , ранее получившего это задание).

Этап изучения химических свойств HNO3.

(общих с другими кислотами)

Учитель: Думаю, что вы согласитесь, что для HNO3 присущи свойства, общие с другими кислотами. Мы на практике докажем это.

Как можно доказать, что HNO3- кислота?

-Изменение окраски индикаторов, демонстрация;

-При внесении электродов в раствор HNO3 лампочка вспыхивает. Опыт;

Учитель: На что указывает горение лампочки?

-Взаимодействие с основными оксидами. Опыт. Все реакции ученики записывают на доске и в тетрадях;

-С основаниями (опыт);

-С солями более летучих и слабых кислот;

Этап изучения специфических свойств HNO3

-Просмотр видеофильма (реакция HNO3(концентрированная) со скипидаром) ;

Учитель объясняет суть реакции, записывает на доске.

-С белками (опыт);

Учитель еще раз напоминает об осторожном обращении при работе с кислотами.

-С металлами. Видеофильм.

Учащиеся знакомятся с ранее написанной на доске реакцией HNO3 разбавленной с медью.

Учитель: Посмотрите внимательно на все уравнения реакций, записанные вами. Назовите номера тех реакций, которые характерны не только для HNO3, но и для всех кислот. Проверьте ваш выбор ( на мониторе- слайд). Какие номера не включили? (Слайд). Почему не включили?

Вывод: это- специфические свойства HNO3.

Этап знакомства со значением HNO3 для человека

Презентация, подготовленная учеником.

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

& 19, Радецкий с. 79 В 3, №1- для всех; №2- для сильных учащихся

Этап закрепления полученных знаний.

На этом этапе предлагается по желанию разбиться на 2 группы:

1 группа- с. 59 учебника, №1- 1 человек работает на доске;

2 группа отрабатывает составление реакций, характеризующих общие свойства HNO3

Этап подведения итогов урока.

Учитель: Что нового узнали?

Какой этап урока был наиболее сложным?

Достигли ли мы цели урока?

Этап выставления оценок.

Литература:

  1. Аршанский Е. Я. Методика обучения химии в классах гуманистического профиля. М.: Вентана-Граф, 2012;

  2. Зуева М. В. Развитие учащихся при изучении химии. М.: 2013;

  3. Лысакова Е. Н. Психология развития и возрастная психология. М.;2012.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!