Уроки №№ 3-6.
Тема урока: Свойства и графики основных функций.
Цели урока:
Образовательные:
- закрепить изученный материал в ходе выполнения упражнений;
- развивать у учащихся навыки построения графиков функций;
- изучить свойства функции;
- выяснить, какими свойствами обладают некоторые ранее изученные функции.
Развивающие:
- развивать логическое мышление обучающихся;
- развивать математическую речь обучающихся;
- развивать наблюдательность, память обучающихся.
Воспитательные:
- прививать аккуратность, точность;
- формировать положительное отношение к предмету, интерес к знаниям.
План урока:
№ | Этап урока | Содержание | Время (мин) |
1 | Организационный момент. | Нацелить учащихся на урок. | 2 |
2 | Повторение и закрепление пройденного материала. | Выяснить степень усвоения учащимися пройденного материала с помощью вопросов по домашнему заданию и выполнения самостоятельной работы. | 5 |
3 | Изложение и закрепление нового материала. | Ознакомить учащихся с основными свойствами функциями и научить строить их графики. Закрепить с помощью решения типовых заданий. | 10 |
4 | Контрольные вопросы. | С помощью наводящих вопросов определить степень усвоения учащимися нового материала. | 3 |
5 | Решение заданий на уроке. | Закрепить пройденный материал с помощью решения типовых заданий. | 10 |
6 | Решение творческих заданий. | С помощью творческих заданий закрепить полученные на уроке сведения учащимися. | 10 |
7 | Подведение итогов урока. | Обобщить теоретические сведения, полученные на уроке, выставить оценки, отметить отличившихся учащихся. | 3 |
8 | Сообщение домашнего задания. | Разъяснить содержание домашнего задания и методы его выполнения. | 2 |
Ход урока:
I. Организационный момент (2 минуты):
- заполнить доску (число, тема урока, домашнее задание);
- заполнить журнал (проставить число, отметить отсутствующих, записать тему, число и домашнее задание);
- проверить готовность обучающихся к уроку (наличие учебников, тетрадей, дневников, письменных принадлежностей).
II. Повторение и закрепление пройденного материала (5 минут):
1. Ответы на вопросы по домашнему заданию (разобрать вопросы к параграфу и разобрать нерешённые задачи у доски).
2. Контроль усвоения материала (самостоятельная работа):
Вариант 1
Найдите значения функции :
а) ;
б) ;
в) .
Найдите область определения функции:
а) ;
б) ;
в) .
Вариант 2
Найдите значения функции :
а) ;
б) ;
в) .
Найдите область определения функции:
а) ;
б) ;
в) .
III. Изучение нового материала (15 минут):
1. Свойства функции:
Как уже известно из курса 7-8 классов, любая функция характеризуется определёнными свойствами. Часть этих свойств была рассмотрена ранее. Теперь необходимо систематизировать эти свойства и рассматривать их при исследовании любых функций и построении их графиков.
Остановимся теперь на свойствах функции. С двумя свойствами функции вы уже знакомы - это область определения и область значений функции. Рассмотрим следующее свойство функции - точка пересечения графика функции с осями координат.
Так как ось Оу характерна тем, что любая точка на ней имеет координату х = 0, а для оси Ох - любая точка на ней имеет координату у = 0, то точки пересечения графика с осями координат находятся очень просто. Точка пересечения с осью Оу равна значению функции у(х) при х = 0, т. е. у(0).
Точки пересечения с осью Ох являются корнями уравнения у(х) = 0 и называются нулями функции.
1. Рассмотреть свойства функции у = кх +b , где к ≠ 0 (по рис. 12
в учебнике).
2. Рассмотреть свойства функции у = k/x, где к ≠ 0 (по рис. 13).
3. Рассмотреть функции,,, и описать их свойства в таблице:
График функции | Свойства функции |
Учитель готовит на плакатах и вывешивает по очереди графики функций: | Свойства функций по мере вывешивания описывают учащиеся с помощью учителя по схеме: |
| 1. 2. 3. возрастание, убывание. 4. ограниченность снизу, сверху. 5. наименьшее, наибольшее значение. 6. непрерывность. 7. выпуклость вверх, вниз. |
Пример 1
Рассмотрим функцию .
Найдём точки пересечения графика этой функции с осями координат. Чтобы определить точку пересечения графика с осью ординат, вычислим значение функции y(х) при х = 0: . Получаем координаты этой точки A(0; -8).
Теперь определим точки пересечения графика данной функции с осью абсцисс. Для этого в функцию подставим значение у = 0 и получим квадратное уравнение , или .
Решим его: , то есть .
Поэтому график функции пересекает ось абсцисс в двух точках: В(2; 0) и С(4; 0). Для наглядности на рисунке приведён график данной функции (здесь мы несколько забежали вперёд).
Следующее свойство - ограниченность функции.
Функция называется ограниченной снизу, если все значения функции не меньше некоторого числа а (т. е. у(х) ≥ а).
Функция называется ограниченной сверху, если все значения функции не больше некоторого числа А (т. е. y(x) ≤ А). Если функция ограничена снизу и сверху, то она называется ограниченной. На рисунке приведены графики ограниченных и неограниченных функций.
Для выяснения ограниченности функции очень часто используются алгебраические преобразования.
Пример 2
Докажем, что функция ограничена сверху.
Выделим в функции полный квадрат разности. Для этого в скобках прибавим и вычтем единицу.
Получаем: .
Так как при всех значениях х величина , величина , то , т. е. . Тогда по определению данная функция ограничена сверху (при этом число А, входящее в определение, равно 1). Из графика примера 1 наглядно видно, что при всех значениях x значения .
Рассмотрим еще одно свойство функции - монотонность (т. е. возрастание или убывание функции).
Функция называется возрастающей, если большему значению аргумента соответствует большее значение функции (т. е. если х2 х1, то .
Функция называется убывающей, если большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции (т. е. если х2 x1, то ).
На рисунке приведены графики монотонных (возрастающей и убывающей) и немонотонной функций.
Пример 3
Определить монотонность функции .
Область определения этой функции - все значения х, т. е. х ∈ (-∞; +∞). Возьмём два значения х из области определения этой функции х1 и х2 и пусть х2 х1. Найдём значения функции в этих точках: . Теперь необходимо сравнить эти значения и определить, какое из них больше. Для этого рассмотрим разницу этих величин: .
Так как , то разность и величина . Поэтому получаем: , или . Это неравенство означает, что большему значению аргумента соответствует меньшее значение функции. Поэтому данная функция (по определению) является убывающей. Это же видно из приведённого графика функции:
Функция во всей области определения может быть немонотонной, но на отдельных промежутках функция может быть монотонной. Например, в примере 1 функция в целом немонотонная, но на промежутке функция убывает, а на промежутке - возрастает (докажите самостоятельно).
И наконец, рассмотрим ещё одно свойство функции - чётность. Предварительно введём ещё одно понятие - симметричность области определения.
Область определения называется симметричной, если функция определена и в точке х0, и в точке (-х0) (т. е. в точке, симметричной х0 относительно начала числовой оси).
Пример 4
а) Областью определения функции являются все значения х, кроме тех, для которых . Поэтому эта функция определена, например, как при х = -1, так и при х = -(-1) = 1.
И наоборот, эта функция не определена и при х = -2, и при х = -(-2) = 2. Следовательно, область определения данной функции симметричная.
б) Областью определения функции являются все значения х, кроме тех, для которых . Поэтому эта функция определена в точке x = -4, но не определена в симметричной точке x = -(-4) = 4. Поэтому область определения данной функции не является симметричной.
Понятие чётности функции вводится только для функции с симметричной областью определения.
Функция называется чётной, если при изменении знака аргумента, значение функции не меняется, т. е. .
График чётной функции всегда симметричен относительно оси ординат.
Функция называется начётной, если при изменении знака аргумента, значение функции также меняется на противоположное, т. е. .
График начётной функции всегда симметричен относительно начала координат.
На рисунке приведены (для наглядности) графики чётной, нечётной функции и функции, не имеющей никакой чётности.
Пример 5
Выяснить чётность функций: а) ; б) ; в) .
Прежде всего отметим, что области определения всех трёх функций симметричны.
Для выяснения чётности этих функций надо найти значение и сравнить значения .
а) (здесь учтено, что . Теперь легко видеть, что совпадает с данной функцией , т. е. . Поэтому данная функция четная и ее график симметричен относительно оси ординат.
б) . Видно, что значения функции в точках х и -х противоположны по знаку, т. е. . Поэтому данная функция нечетная и ее график симметричен относительно начала координат.
в) . Сравнивая значение со значением , видим, что равенство не выполняется. Поэтому эта функция не является четной. Найдем теперь величину . Сравнивая значение со значением , видим, что равенство также не выполняется. Поэтому эта функция не является нечетной.
Итак, данная функция никакой чётности не имеет и её график не обладает никакой симметрией.
В заключение отметим, что исследование основных свойств функции облегчает анализ её поведения и построение её графика. В старших классах будут рассмотрены и другие свойства функции.
2. Свойства и графики некоторых функций:
Теперь необходимо вспомнить основные свойства и графики некоторых ранее изученных функций (свойства надо представлять, но запоминать не стоит).
Линейная функция :
1. Область определения - множество всех чисел.
2. Графиком функции является прямая линия.
3. График функции пересекает ось абсцисс в точке (при k ≠ 0) и параллелен оси абсцисс при k = 0. График функции пересекает ось ординат в точке у = b.
4. Функция возрастает при k 0, убывает при k k = 0.
5. Функция неограниченная при k ≠ 0 и ограниченная при k = 0.
6. Функция определённой чётности не имеет при b ≠ 0, нечётная при b = 0 и чётная при k = 0.
7. Область значений - множество всех чисел при k ≠ 0 и у = b при k = 0.
8. При b = 0 функцию называют прямой пропорциональностью.
Пример 6
Найти условие, при котором линейная функция является: а) начётной; б) чётной.
Область определения функции х ∈ (-∞; +∞) — симметричная. Найдём значение .
а) Если функция нечётная, то . Получаем: , или b = -b, или 2b = 0, откуда b = 0.
б) Если функция чётная, то . Получаем: , или 0 = 2kх, откуда k = 0 (т. к. x - любое число, не равное нулю).
Обратная пропорциональность :
1. Область определения - множество всех чисел, кроме нуля.
2. Графиком функции является гипербола.
3. График функции осей координат не пересекает.
4. Функция возрастает при k k 0 в области определения.
5. Функция неограниченная.
6. Функция нечётная.
7. Область значений - множество всех чисел, кроме нуля.
Пример 7
Выясним монотонность обратной пропорциональности .
Область определения данной функции D(y) = (-∞; 0)U(0; +∞). Рассмотрим два произвольных значения x1 и х2 (где x1 х2) из области определения функции. Найдём значения функции в этих точках и и сравним их. Для этого рассмотрим разность . Так как х2 х1, то разность x1 - х2 отрицательна. Поэтому знак разности противоположен знаку дроби .
Функция не определена в точке х = 0. Рассмотрим два промежутка области определения. При х1, х2 ∈ (-∞; 0) и при х1 ,х2 ∈ (0; +∞) произведение x1x2 положительно. Поэтому знак разности противоположен знаку коэффициента k. Следовательно, при k . т. е. и функция возрастает; при k 0 величина , т. е. и функция убывает.
Квадратная функция :
Заметим, что функция является частным случаем квадратичной функции, которая детально будет изучаться позднее.
1. Область определения - множество всех чисел.
2. Графиком функции является парабола.
3. График функции проходит через начало координат.
4. Функция убывает на промежутке (-∞; 0] и возрастает на промежутке [0; +∞).
5. Функция ограничена снизу, т. е. у ≥ 0.
6. Функция чётная.
7. Область значений - промежуток [0; +∞).
Пример 8
Докажем ограниченность квадратичной функции .
Очевидно, что при всех значениях x величина принимает только неотрицательные значения, т. е. у ≥ 0. По определению функция ограничена снизу, т. е. у ≥ а (где а может быть любым неположительным числом: a = -103, a = -5, a = -0,1, a = 0).
Кубическая функция :
1. Область определения - множество всех чисел.
2. График специального названия не имеет.
3. График функции проходит через начало координат.
4. Функция возрастает.
5. Функция неограниченная.
6. Функция нечётная.
7. Область значений - множество всех чисел.
Пример 9
Докажем нечётность кубической функции .
Область определения функции х ∈ (-∞; ∞) - симметричная. Найдём значение функции . Так как выполнено равенство , то по определению данная функция нечетная.
Функция :
1. Область определения — множество неотрицательных чисел.
2. График специального названия не имеет.
3. График выходит из начала координат.
4. Функция возрастает.
5. Функция ограничена снизу, т. е. у ≥ 0.
6. Функция определённой чётности не имеет.
7. Область значений - множество неотрицательных чисел.
Функция :
1. Область определения - множество всех чисел.
2. График специального названия не имеет.
3. График проходит через начало координат.
4. Функция убывает на промежутке (-∞; 0] и возрастает на промежутке [0; +∞).
5. Функция ограничена снизу, т. е. у ≥ 0.
6. Функция чётная.
7. Область значений - множество неотрицательных чисел.
Рассмотренные свойства функций используются и при построении графиков более сложных функций.
Пример 10
Построим график функции .
Область определения функции - множество всех чисел, кроме х = 2. Сократим дробь и запишем функцию в виде . Поэтому надо построить график линейной функции и удалить из него точку с абсциссой х = 2 (показана стрелками).
Пример 11
Построим график функции .
Раскроем знак модуля, рассмотрев два случая. При х - 3 , при x - 3 ≥ 0 имеем: . Таким образом, надо построить график функции Строим при х (луч АВ) и при x ≥ 3 график прямой (луч АС). Поэтому графиком данной функции будет ломаная ВАС.
IV. Контрольные вопросы (3 минуты):
1. Как найти точки пересечения графика функции с осями координат?
2. Понятие ограниченности функции.
3. Возрастающая и убывающая на промежутке функция.
4. Нечётная и чётная функции и их свойства.
5. Свойства и график линейной функции .
6. Свойства и график обратной пропорциональности .
7. Свойства и график квадратичной функции .
8. Свойства и график кубической функции .
9. Свойства и график функции .
10. Свойства и график функции .
V. Задание на уроке (10 минут):
№ 17 (а, в); 18 (а); 20; 23; 25 (а); 27; 29 (а); 30 (а, в, д); 31 (а, г); 32; 37; 41 (б); 42 (а); 45; 51 (а); 53 (б); 54 (а).
VI. Творческие задания (10 минут):
1. Постройте график функции:
2. Постройте множество точек (х; у), координаты которых удовлетворяют условию:
VII. Подведение итогов урока (3 минуты):
- подвести итоги урока;
- сделать выводы о достижении поставленных перед уроком целей;
- выставить оценки обучающимся;
- объявить и похвалить наиболее отличившихся обучающихся.
VIII. Задание на дом (2 минуты):
№ 17 (б, г); 18 (б); 21; 22; 25 (б); 28; 29 (б); 30 (б, г, е); 31 (б, в); 33; 38; 41 (в); 42 (б); 46 (а); 51 (б); 53 (в); 54 (б, в).