СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сжатое изложение ОГЭ. Тренировочные варианты

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа сожержит тренировочные варианты, задания для подготовки учащихся к написанию сжатого изложения на ОГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Сжатое изложение ОГЭ. Тренировочные варианты»

ПРИМЕР

Предложим ученикам размеченный текст

Раннее пробуждение

Чайковский проснулся рано и несколько минут не двигался, прислушиваясь к перезвону лесных жаворонков. Даже не глядя в окно, он знал, что в лесу лежат росистые тени. Рудый Яр возле лесного озера.
На соседней сосне куковала кукушка. Он встал, подошел к окну.
Дом стоял на пригоркеЛеса уходили вниз, в веселую даль, где лежало среди зарослей озеро. Там у композитора было любимое место – оно называлось Рудым Яром. Дорога к Рудому Яру запомнилась на всю жизнь
Сама дорога к Яру всегда вызывала волнение. Бывало, зимой в сырой гостинице в Риме он просыпался среди ночи и начинал шаг за шагом вспоминать эту дорогу: сначала по просеке, где около пней цветет розовый иван-чай, потом березовым грибным мелколесьем, потом через поломанный мост заросшей речкой – вверх, в корабельный бор.Посещение Рудого Яра воплотится в музыку
Он вспоминал этот путь, и у него тяжело билось сердце. Это место казалось ему наилучшим выражением русской природы. Он знал, что сегодня, побывав там, вернется – и давно живущая где-то внутри любимая тема о лирической силе этой лесной стороны перельется через край и хлынет потоками звуков.

Ученик должен понять, насколько размеченный текст понятнее и легче для запоминания: уже при первом самостоятельном чтении при такой подаче материала за содержание «цепляется» не только глаз, но и сознание.

Очень продуктивным может быть повторение или устный пересказ любого текста по заглавиям микротем.

Выделяя в тексте микротемы и находя в них лексические опоры, ребенок учится рациональной работе с текстом любого содержания для пересказа, написания контекста или записи лекции.

Сжатие текста предполагает использо­вание таких приемов, как исключение второстепенной информации (подробно­стей, деталей, уточнений, пояснений и пр.), обобщение единичных явлений и фактов (гиперонимические замены, за­мены ряда однородных членов обобщен­ным наименованием и пр.), а также уп­рощение синтаксических структур.

При работе над сжатым изложением также необходимо уделять внимание тому, чтобы в результате сжатия исход­ного текста у учеников получился связный, логичный текст, соответствующий всем признакам текста. Сжимая прослушанный текст, экзаменуемый создает на его основе соб­ственный, который, как и любой дру­гой, должен обладать смысловой цель­ностью, речевой связностью и последо­вательностью изложения. При этом из­ложение должно сохранять логику ис­ходного текста.

Подготовкой к нему стоит заниматься в течение всего года, комплексно работая с текстами изложений ( лучше из тестов ГИА).


Как лучше начать работу?

Предлагаем учащимся завести специальную тетрадь для лексической, орфографической и синтаксической работы. Кроме того, будем работать карандашом с текстами изложений.

Пример работы с текстом

Фрагмент текста:

«(1)Серёга был настоящим художником. (2)Нет, рисовать он не умел. (3)Но, например, он умел быть желанным гостем. (4)Он удивлял меня тем, что у него всегда находилась идея, с которой можно к кому-нибудь прийти. (5)Иногда у него оказывалось несколько диковинных конфет. (6)Или он дарил хозяевам какую-нибудь необыкновенную свечку. (7)Если он знал, что идёт в гости к девушкам или там есть хозяйка дома, он не забывал купить цветы. (8)А какие тогда можно было купить цветы? (9)Только несколько астрочек или гвоздичек. (10)И он обычно покупал три гвоздички. (11)Но как он их преподносил!..»

В нем 88 слов. Пытаемся пересказать сжато:

«Серёга был настоящим художником, хотя рисовать не умел. Зато он умел быть желанным гостем. Он всегда мог придумать что-то, с чем можно прийти к кому-нибудь. Например, свеча, или конфеты, или цветы. Он умел простые гвоздики преподнести как нечто необыкновенное».

В пересказе 39 слов. Сохранена основная мысль, важные детали (свеча, конфеты, цветы), менее существенные (какие цветы можно было купить) отброшены. Фрагмент взят из начальной части текста, начало довольно сильное, к тому же, как первое предложение, скорее всего, сохранится в памяти хорошо.

При написании текста важно не допускать традиционных для учащихся ошибок:

·  повторения одних и тех же слов;

·  неправильного употребления личных местоимений.

Важно следить за правильной передачей прямой речи, не писать от первого лица. После окончания работы нужно несколько раз проверить готовый текст. Несколько раз – это как минимум три.

Первая проверка должна показатьнасколько верно и полно передано содержание текста. Всё ли учтено? Нет ли лишних деталей? Не пропали ли нужные мелочи? Оформлен ли логичный и плавный переход от части к части? Иными словами, проверяется текст как таковой.

Вторая проверка касается языка. Упомянутые выше личные местоимения и косвенная речь, строй предложений, наличие абзацев. «Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения» – это один из критериев оценки изложения как этапа ГИА.

Третья проверка отлавливает орфографические и пунктуационные ошибки. Такая трехступенчатая проверка хороша в любой работе: изложение ли, сочинение – любой авторский текст должен проверяться таким образом, это поможет создавать наилучшие работы и избегать всевозможных ошибок.

Сжатое изложение требует от ученика выполнить информационную обработ­ку текста. При этом востребованными оказываются не репродуктивные, а про­дуктивные коммуникативные умения, а именно умения отбирать лексиче­ские и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Учащийся может использовать различные приемы ком­прессии исходного текста как с точки зрения содержания, так и с точки зрения поиска оптимальных языковых средств.

Пример работы с текстом (берем один абзац текста)

(1)  Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. (2) Ее назы­вали духовной лабораторией человечества. (3) Нашей культуре_всегда было_свойственно особое почитание искусства_слова. (4) Вели­кая литература для нас - это не только воз­можность стать более информированными, но и способ самосовершенствования, воспи­тания сердца, разума и души. (5) В чтении, в сопереживании литературным героям, в диа­логе с автором человек все более одухотворя­ет свой внутренний мир, возвышает, очелове­чивает.

Примерные варианты сокращения:

1) (1) Раньше чтение играло огромную роль в мире, особенно в России. (2) Россияне счита­лись самой начитанной нацией. (3) Мы ценили чтение как способ воспитания нравственности и души.

2) (1) Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая до недавнего времени считалась самой читаемой страной в мире. (2) Ее называ­ли духовной лабораторией человечества. (3) Ве­ликая литература для нас - это не только воз­можность стать более информированным, но способ самосовершенствования..

3) (1) Чтение имеет особое значение для Рос­сии, которая считалась самой читаемой страной в мире. (2) В нашей культуре всегда было свой­ственно чтение литературы. (3) В чтении сопе­реживание литературных героев, человек более возвышает свой внутренний мир.

Пример работы над предложением:

С самого начала своей научной деятельнос­ти М. В. Ломоносов руководствовался прин­ципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, которые изучают естественные науки.

Что нам стало известно из данного предложения?

М. В. Ломоносов руководствовался прин­ципом сохранения вещества и движения (силы).

Возможно, у учащихся возникнет во­прос: «Неужели все остальное неважно? И если это так, то зачем автор нам говорит об этом?»

Отвечаем: «Все пояснения авто­ра, идущие после слов который и кото­рые и являющиеся придаточными предло­жениями, не являются неинтересными или неважными, но это лишь дополнение к основной информации предложения».

Закрепляем умение находить главную информацию.

1. Прочитайте предложения, подчерк­ните в них главную информацию. Исполь­зуя прием свертывания, сократите текст.

А) Многие вещества биологического проис­хождения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру.

Запись должна выглядеть так:

Многие вещества биологического происхож­дения, основой которых является вода, имеют жидкокристаллическую структуру. - Многие вещества биологического происхождения име­ют жидкокристаллическую структуру.

Б) Принято считать, что чистый воздух ну­жен только людям, подтверждением тому яв­ляется устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются.

Прием свертывания суждений позволя­ет при анализе этого предложения выде­лить следующие части:

Принято считать, что чистый воздух нужен только людям, подтверждением тому являет­ся устойчивый оборот «как без воздуха», но чистый воздух необходим и в особо точном производстве, так как из-за пыли машины преждевременно изнашиваются, -

и получить такое предложение:

Чистый воздух нужен не только людям, он необходим и в точном производстве.

Обращаем внимание учащихся на то, что наряду с содержательным приемом сокращения текста и свертывания исход­ной информации за счет обобщения мы использовали и языковые средства: заме­нили сочетание чистый воздухместоимением и в первую часть предложения до­бавили отрицательную частицу не.

2. Прочитайте предложения, рассказы­вающие об истории происхождения не­которых крылатых выражений. Сверните эти предложения, выделив:

1) только значение крылатого выраже­ния;

2) только информацию об истории про­исхождения этого выражения.

Предложение 1.

Выражение «довести до белого каления» (разозлить до предела, до бешенства) основа­но на свойстве металла при нагревании све­титься по-разному в зависимости от темпера­туры: сначала красным светом, потом желтым и наконец ослепительно белым.

Предложение 2.

Поиск алхимиками, предшественниками современных химиков, философского камня, овладение которым считалось верхом удачи и счастья, пределом всех желаний, породил вы­ражение, употребляемое сейчас в тех случа­ях, когда мы хотим сказать о поиске чего-то невозможного или попытке найти универ­сальный ключ к решению многих задач.

Предложение 3.

Выражение «цепная реакция», обозначаю­щее сейчас любой процесс, над которым че­ловек потерял власть и контроль, все то, что, раз начавшись, развивается все шире и шире, изначально было введено учеными для обо­значения последовательного ряда чередую­щихся химических реакций.

Ответы:

Предложение 1.

1) Довести до белого каления - очень силь­но разозлить.

2) Выражение основано на свойстве метал­лов светиться при нагревании.

Предложение 2.

1) Искать философский камень - пытаться решить невозможное.

2) Выражение «искать философский ка­мень» возникло в то время, когда была широ­ко распространена алхимия.

Предложение 3.

1) Цепная реакция - вышедший из-под кон­троля процесс.

2) Выражение «цепная реакция» употребля­лось учеными-химиками для обозначения ряда чередующихся химических реакций.

3 Примеры работы с текстом. Прочитайте первые два абзаца тек­ста.

Какая информация вам кажется избыточной?

Какие пред­ложения, перестроив, можно соединить?

Используя различные приемы сжатия текста, передайте основную информа­цию, заключенную в двух абзацах, так, чтобы объем вашего высказывания не превышал 35 слов.

(1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.

(2) Цель всегда конкретна, измеряема, до­стижима. (3) Например, целью может быть по­ступление в вуз или покупка мотоцикла. (4) В любом случае можно заранее продумать и про­считать, что нужно сделать, чтобы этого до­стичь. (45 слов).

Можно обратить внимание на 4-е предложение (сложноподчиненное, с последовательным соединением прида­точных) и предложить придумать вариант с использованием только одного прида­точного.

Примеры выполнения работы учащи­мися:

1) (1) Может показаться парадоксальным, но человеку нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты. (2) Цель конкретна и достижима, мы можем про­думать или просчитать те действия, которые необходимы для ее достижения. (32 слова).

Здесь использованы приемы исключе­ния информации, содержащейся в 3-м предложении исходного текста, прием слияния двух предложений (2-го и 4-го), упрощение структуры предложения.

2) (1) Людям нужны не только рациональ­ные цели, но и совсем не рациональные меч­ты. (2) Можно заранее продумать и просчи­тать, как добиться цели, но мечта - это нечто другое. (25 слов).

В данном варианте исключена информация 3-го предложения исходно­го текста, фрагмент 1-го предложения (может показаться парадоксальным), ошибочно включил в данную микротему содержание следующей («…. мечта - это нечто другое»).


теперь в вашем аккаунте есть возможность создания тестов
Проводите тестирования ваших пользователей!
добавляйте статьи, новости, фото, контакты, файлы!

Открыть сайт


3) (1) Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и нерациональные мечты. (2) Цель конкретна, точна, достижима. (3) Можно заранее просчитать, что нужно сделать для ее достижения. (28 слов).

Используется прием исключения информации (3-го предло­жения, второстепенных членов в 4-м предложении исходного текста).

4. Определите и подчеркните главную информацию в тексте.

В каждом ли предложении есть такая информация?

Дополните текст сво­ими примерами нарушения природного равновесия. Сформулируйте вывод к до­полненному вами тексту.

Текст

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы взаимодействующих элемен­тов. Окружающая природа - сложноорганизованная система, элементами

которой явля­ются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух..,

Примеров нарушения природного равнове­сия можно привести много. Вот как оберну­лось неожиданное прибытие в Америку, полу­тропический штат Флорида, трех африкан­ских улиток.

Вернувшись домой после летнего путеше­ствия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень боль­ших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревь­ев и даже штукатурку домов (нужен был мате­риал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство, заста­вив людей ударить в набат. Улиток травят, со­бирают в корзины, но плодятся они провор­нее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет вра­гов, которые не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не ока­залось.

Проверь себя.

Рассмотрим строение дан­ного текста Это нам потребуется для того, что­бы вычленить в нем главную и дополнитель­ную информацию. Текст-рассуждение должен содержать тезис, доказательства-примеры, приведение которых делает тезис более весо­мым, очевидным для читателя.

1-й тезис заключен в первом предложении 1-го абзаца;

2-й тезис - первое предложение 2-го абзаца;

3-й и 4-й абзацы текста - пример, иллюст­рирующий 2-й тезис, - рассказ об улитках, по­явление которых в Майами нарушило там природное равновесие.

Попробуем выделить информационные центры предложений, определить, какую ин­формацию можно исключить.

Равновесие в природе

Понятие равновесия распространяется на любые системы-взаимодействуюших элемен­тов. Окружающая природа - сложноорганизованная система, элементами которой явля­ются растения, животные, микроорганизмы, почва, вода, воздух...

Примеров нарушения природного равнове­сия можно привести много. Вот как оберну­лось неожиданное прибытие в Америку, полу­тропический штат Флорида, трех африканс­ких улиток.

Вернувшись домой после летнего путеше­ствия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень боль­ших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».

Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не_прошло и года, как, улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьян, кору деревь­ев и даже штукатурку домов (нужен был мате­риал для строительства панциря). За год три улитки дали миллиардное потомство, заста­вив людей ударить в набат. Улиток травят, со­бирают в корзины, но плодятся они провор­нее, чем их пытаются уничтожить.

Эта улитка размером с кулак. В Восточной Африке улитка ахатина - обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов, которые не дают улиткам бесконт­рольно плодиться, В Америке такого контро­ля не оказалось.

Трансформация (сжатие или расшире­ние) информации текста зависит от пра­вильно воспринятого замысла высказыва­ния. Совершенствованию данного умения способствует следующее упражнение.

Из отрезка текста (1-2 абзаца, 5-6 предложе­ний) предлагаем выписать все существи­тельные, сохраняя число, в котором они употреблены в тексте, но используя все существительные в именительном паде­же. В созданном тексте можно менять па­деж существительных, оставляя неизменным число. По необходимости проводит­ся словарная работа, возможно определе­ние тематических групп слов, выявление синонимов.

1. Спрогнозируйте, о чем пойдет речь в тексте, в котором использованы следу­ющие имена существительные:

красота, мир, разнообразие, непохожесть, мысль, человечество, толпа, люди, личности, мысль, красота, эстетика.

2. Какие группы можно выделить сре­ди предложенных слов?

Красота - 2 раза, мысль - 2 раза, разнооб­разие и непохожесть — синонимы, человече­ство — толпа - люди — личности — слова раз­ной стилистической окраски. Слово мир — многозначное, здесь использовано, скорее всего, в значении «земной шар, Земля, а так­же люди, население земного шара».


Особняком стоит слово эстетика, обратим­ся к словарю за толкованием: «Эстетика -философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особом виде общественной идеологии».

3. В тексте какого стиля и типа речи мо­гут встретиться эти слова? Почему? О чем будет текст? Что подсказывает направление работы?

Стиль - публицистический, допускающий совмещение лексики различных стилей, тип речи - рассуждение.

4. Напишите свое начало текста, ис­пользуя данные слова.

5. Прочитайте авторское начало текста:

(1) Красота в мире - это разнообразие, непо­хожесть. (2) Мысль о том, что человечество якобы составляет толпа серых и одинаковых людей, руководимых отдельными исключи­тельными и яркими личностями, - такая мысль исключает красоту и противоречит эстетике. (В. Белов).

Первое предложение тек­ста довольно четко определяет структуру второго предложения. Анализ первого предложения абзаца - абзацного зачина - не менее важен.

1. Прочитайте первое предложение аб­заца, найдите контекстуальные синонимы:

Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей!

(Слова одинаковые и бездарные становятся контекстуальными синонимами.)

2. Предположите: до этого предложе­ния речь в тексте шла о том, что.... Продолжением станет мысль о том, что... .

3. Выражена ли и каким способом по­зиция автора?

Выражена, формулируется тезис. По форме это риторическое восклицание, усиленное ча­стицей да. Это укрепляет нас в мысли о том, что перед нами текст-рассуждение публици­стического стиля речи.

4. «Разверните» данное предложение в абзац.

5. Прочитайте авторский вариант:

(3) Да нет, не бывает абсолютно одинаковых, другими словами, бездарных людей! (4) Каж­дый рождается в мир с печатью какого-либо таланта. (5) Потребность творчества так же естественна, как потребность пить или есть, она теплится в каждом из нас даже в самых невероятно тяжких условиях. (6) Каждая лич­ность по-своему талантлива, иными словами, своеобразна. (7) Людей, абсолютно плохих внутренне и внешне, к счастью, не существует. (8) То, что потребность творчества свойствен­на каждому, видно хотя бы из того, что в дет­стве, даже в младенчестве, у ребенка есть по­требность в игре. (9) Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. (В. Белов).

При обучении сжатому изложению не­обходимо совершенствовать умение школьников видеть логику построения текста

1. Прочитайте окончание текста В. Бе­лова. Слово почему (значение «по какой причине») замените вводной конструкци­ей или союзом. Сверните информацию данного абзаца за счет обобщения.

(10) Почему же с годами творчество поне­многу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (11) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили та­ланта). (12) Второе нередко зависит от перво­го, но и первое от второго не всегда бывает свободно. (13) Не научившись трудиться, нельзя узнать, чем наградила тебя природа. (14) Если духовный потенциал слаб, личность стирается, нивелируется, теряет индивидуаль­ные, присущие ей одной черты.

2. Напишите сжатое изложение, допол­нив текст примерами из жизни великих людей.

Подобные упражнения, как и упражне­ния по моделированию текста, интересны учащимся, демонстрируют им возможно­сти языка, заставляют внимательнее вчи­тываться в текст, помогают совершенство­вать умения выделять микротемы, опреде­лять в них главное, существенное, отсе­кать второстепенное, отбирать лексиче­ские и грамматические средства для крат­кой передачи полученной информации.

Организация работы по совершенство­ванию умений информационной перера­ботки текста позволяет предотвратить возможные коммуникативные неудачи учащихся как при чтении/понимании текста, так и при создании ими собствен­ных высказываний.

При подготовке к изложению особое внимание нужно обратить на лексические комментарии. Они не только знакомят ученика с новым словом или понятием, пополняя его лексический запас, но также облегчают процесс дальнейшего восприятия и запоминания текста.

Прокомментировать незнакомые слова стоит уже в процессе чтения текста. Потом рекомендуем записать наиболее сложные с лексической точки зрения слова в рабочую тетрадь, выделив в ней специальный раздел «Лексика».

Типы заданий, направленных на сжатие текста

1. Сократите текст на одну треть (вдвое, на три четверти…).

2. Сократите текст, передав его содержание в одном-двух предложениях.

3. Уберите в тексте лишнее с вашей точки зрения.

4. Составьте на основе текста «телеграмму», т. е. выделите и очень коротко (ведь в телеграмме дорого каждое слово) сформулируйте главное в тексте.

Пример сжатия текста

Исходный текст

Сжатое изложение

Он был «един и многолик». «Един», потому, что был Александром Ивановичем Куприным - художником слова, своеобразным и неповторимым. «Многолик» потому, что были и ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик, третий – рыбак, а ещё учётчик на заводе, спортсмен, носильщик на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но всё это рабочее воинство совмещалось в одном лице – писателе Куприне.(57слов)

Он был «един и многолик». «Един», потому, что был Александром Ивановичем Куприным - художником слова. «Многолик» потому, что у него было много других профессий, и все они совмещались в одном лице – писателе Куприне. (32 слова)

Примеры языкового обобщения.

Замена простых предложений сложным.

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)

Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Замена однородных членов их обобщенным наименованием

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.

Обобщение содержания фрагмента текста

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений

и целых предложений

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову)

Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.

Учащимся можно предложить инструкцию по написанию изложения.

Инструкция

«Как писать сжатое изложение»

1. Выделите в тексте существенные (т. е. важные, необходимые) мысли.

2. Найдите среди них главную мысль.

3. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

4. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

5. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

6. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

7. Обдумайте средства связи между частями.

8. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

9. Запишите этот сокращенный, «отжатый» текст на черновике.

Подробная памятка для учащихся "Как писать сжатое изложение"

ПЕРВЫЙ ЭТАП (первое прочтение текста)

1. Определите ТЕМУ текста (о чём текст?). Способы (как сделать):

по началу текста; по ключевым словам; по ключевым эпизодам; по поступкам или размышлениям героев (автора); по заглавию текста.

2. Сформулируйте ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ (чему учит текст?) 
 
 Способы (как это сделать):

по настроению, которое вызывает прочтение текста; по отношению автора к событиям, героям; по наличию в тексте тезиса, формулирующего прямо или косвенно основную мысль (определение авторской позиции).

3. Определите СТИЛЬ текста и ТИП речи, особенности построения текста.

  Способы (как сделать):

в повествовании - по началу событий, ходу его, самого острого момента сюжета, концу; в описании - по предмету речи и его значимым, существенным признакам; в рассуждении - по общему положению, аргументам, доказательствам, выводу.

4. Составьте План текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.

  Способы (как сделать):

по выделению главной мысли в абзаце; по соотношению нескольких абзацев в соответствии с главной мыслью; по ключевым слова и ключевым предложениям абзаца.

ВТОРОЙ ЭТАП (второе прочтение текста)

1. Отметьте в каждой микротеме СУЩЕСТВЕННОЕ и ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ в каждой части.

Способы (как сделать):

по содержанию (существенное раскрывает тему и идею текста, дополнительное содержит подробности, детали, описательные элементы, которые можно опустить).

2. Определите СПОСОБ сокращения текста (исключение, обобщение, упрощение).

3. Напишите СЖАТОЕ изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст. 
Способы (как это сделать): использовать лексические и лексико-грамматические средства соединения частей текста:

лексические - повтор, однокоренные слова, синонимы; лексико-грамматические - местоимения, наречия, союзы и союзные слова, частицы.

Помните о главных УСЛОВИЯХ в написании изложения:

необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом; не объединять микротемы в один абзац; каждый абзац начинать с красной строки; объём изложения - 90-100 слов; пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Наилучших результатов достигают те учащиеся, которые научились понимать текст. Изложение, поставленное на «службу понимания», развивает ряд важных умений: понимать и запоминать текст на основе воссоздающего воображения, выделять главное, вести диалог с текстом, составлять свое мнение о прочитанном, соотносить исходный текст с имеющимися знаниями и личным опытом.


Кроме того, учащиеся должны попробовать поработать в условиях, максимально приближенных к тем, которые будут на экзамене. Ученик должен знать не только правила работы с текстом, но и то, как организовать время на экзамене, в том числе при написании изложения.

Отработка навыков работы с текстом должна вестись целенаправленно на протяжении всего времени обучения в школе.

Организованное по всем требованиям методики изложение часто в учебное время не проведешь. Но в структуру любого урока можно включить элементы анализа текста, лексическую работу, диктанты с продолжением.

Ученику важно усвоить то, что в своем изложении он должен обязательно отразить перечень фактов, логику их взаимосвязанности и композицию их объединения, стилистические особенности текста. С чего начать? Конечно, с работы над черновиком.

Во-первых, нужно постараться научить выпускника дифференцировать факты на важные и менее существенные, которые можно опустить в изложении. Кто-то практикует выписывание их на специальные карточки, а затем выполнение с ними ряда упражнений (например, раскладывание карточек по порядку появления фактов в тексте) или что-то другое. Думаю, ребятам, работающим с текстом дома или в классе, не трудно заполнить таблицу (или лист, сложенный пополам) таким образом: в левый столбец выписать важные факты, в правый – менее важные, а затем попробовать пересказать текст, опираясь на слова только левого столбца. Ученики заметят, что при подробном пересказе “несущественные детали” правого столбца сами собой всплывают в памяти, заканчивая логическую цепочку. Такое упражнение снижает риск смешивания только что записанных фактов с собственными фоновыми знаниями.

Во-вторых, необходимо привить внимание учащегося к любому незнакомому или малознакомому слову, услышав которое при первичном чтении текста, обязательно следует записать его в контексте и постараться выяснить, что оно означает.

Вот тут-то самое время воспользоваться лингвистическими словарями или помощью учителя. Нужно стремиться побуждать ученика к освоению новой лексики, учить не оставлять без внимания ни одного незнакомого слова. Этому способствует составление словариков к прочитанному тексту, подготовка ученика-консультанта, который работает с текстом и словарями заранее или прямо на уроке. А чтобы новое слово перешло в активный словарь учащегося, к нему придется обратиться не один раз: попробовать ввести его в контекст, подобрать к нему синонимы, еще раз уточнить лексическое значение. После выполнения таких заданий ученик не растеряется, если встретит в тексте диалектизмили архаизм, смело воспроизведет в изложении термин или просторечное слово.

В-третьих, многое зависит от того, как и что записывает ученик, воспринимая текст на слух. Учащийся должен уяснить, что не следует при первом прочтении стремиться к дословной записи текста – упустишь существенные детали и потеряешь общую логику. Можно попробовать записать в центре листа в столбик только ключевые слова и логические связки внутри текста, а на полях фиксировать тип речи определенного фрагмента с помощью сокращений и личных условных обозначений (Ц – цитата, О – описание, Р – рассуждение, П – повествование и т. п.). Это поможет определиться с выбором средств изложения (морфологических, синтаксических). Затем, при повторном чтении, этот “скелет” (ключевые слова) обрастет “мышцами”, то есть свободное место вокруг слов заполнится необходимыми деталями. Вот здесь нужно постараться не упустить авторские самобытные выражения, изобразительно-выразительные средства, которые подчеркнут индивидуальность авторского стиля, цитаты. При втором прочтении текста ученик может делать записи так, как ему “удобно”, чтобы затем (во время паузы после первого прочтения) восстановить их с минимальными потерями, ведь все зависит от мыслительных способностей пишущего изложение.

Задача учителя – определенным образом направлять творчество учащихся, помогая выявляться ему, отливая его в определенную форму.

Следует также учить выпускников правильно готовиться психологически к экзамену: уметь создавать рабочий, деловой настрой, сосредотачиваться не на себе, а на работе. Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержки у учителя. Улыбка, доброе слово («у вас все получится», «вы всё знаете», «не волнуйтесь») должны настроить детей на позитивную волну. Это один из факторов успешной сдачи экзамена.

РАБОТА НАД ОРФОГРАФИЕЙ И ПУНКТУАЦИЕЙ

В особый блок подготовки к экзамену необходимо выделить работу над орфографией и пунктуацией текстов.

При работе с каждым конкретным текстом выбираем наиболее сложные для написания слова и группируем их.

·  Правописание гласных и согласных в суффиксах:

Ключик, карандашик, пенечек, листочек, семечко, сосенка обидчик, девчонка,

регулировщик, речонка, лужок

·  Слитное, дефисное, раздельное написание

Кто-нибудь, что –то, как-то, почему-то, во-первых, в-третьих, в пору лютого голода, недосягаемо-сытный, русско-японский, пойду ли, вслед за мною, во что бы то ни стало, белым-бело, до свидания, сверхинициативная, пол-лимона, полудня, пол-Москвы



·  Правописание приставок:

Присоединиться, прибегнуть, прибывать на станцию, пребывать в командировке, претерпеть изменения, презирать труса, преемственность поколений, беспрекословный, разбег, восстание, изморось, развалить, беззвучный

·  Н и НН

Деревянный, лебединый, туманное, священный, медленный, принесенный, решенный, окружена, скошена, вязаные, закопченный, асфальтированная

Работа над орфографией может проходить в виде словарных диктантов, орфографических пятиминуток, самостоятельных работ-миниатюр. Таким образом, достигается повторение и закрепление орфографических навыков и знаний, а также происходит возвращение к определенным смысловым элементам текста.

РАБОТА НАД СИНТАКСИСОМ

Особое место при подготовке к экзаменационному изложению необходимо уделить работе над синтаксисом. Предлагаю углубленное повторение всего школьного курса синтаксиса на базе конкретных текстов.

Как правило, все предложения блока записываются под диктовку, потом выполняется комплекс заданий, подобранных к каждому блоку (например, подчеркивание основ, составление схем). Так идет работа над структурой предложения и повторение теории синтаксиса сложного предложения, которая изучается именно в 9-м классе.

Пример

·  Бессоюзные предложения

А. Держался Ландау очень скромно, всегда готов был выручить товарища: решить контрольную, подсказать на экзамене.
Б. И вдруг студенты поняли: Ландау прав.

Запишите предложения под диктовку, подчеркните основы предложений и объясните знаки препинания.
– Расскажите о постановке тире и двоеточий в бессоюзных сложных предложениях.

·  Сложные предложения с различными видами связи

Проходя по коридорам, он поднимал плечи и наклонял голову: ему казалось, что так он выглядит значительно старше.

Запишите предложение под диктовку и объясните постановку знаков препинания.

·  Прямая речь

А. Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:
– Поздравляю, молодой человек. Вы нашли оригинальное решение.

Б. Лев смутился. От неловкости он не знал, куда деваться.
– Прочитайте и запишите предложения по памяти, сохраняя деепричастный оборот и передавая реплики говорящего в предложении с прямой речью.

Задача учителя –определенным образом направлять творчество учащихся, помогая ему выявляться, отливая в определенную форму.

Ттолько планомерная серьезная работа по развитию речи учащихся, общая культура мышления выпускника, его подготовленность к данному виду работы приведут к положительным результатам итоговой аттестации по русскому языку в новой форме.

Для учащихся экзамен – это стресс, поэтому они интуитивно ищут поддержки у учителя.

Улыбка, доброе слово («у вас все получится», «не волнуйтесь», «вы все знаете») - один из факторов успешной сдачи экзамена.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!