Развитие речи Сжатое изложение текста
4 класс
Зинька выручила
Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.
- А где же тут спать? – спросила у них Зинька.
- А ты делай, как мы, - говорят куропатки. – Вот гляди.
Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.
Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит – ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там все до одной! Что тут делать? Да ведь синички – боевой народ.
Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. Большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.
Во т уж они её хвалили, благодарили!
Зинька выручила
О ком написал этот рассказ Виталий Бианки?
Наша задача:
кратко передать содержание текста
План работы
- Прочитать рассказ.
- Определить тему.
- Определить главную мысль.
- Разделить текст на части.
- Выделить главное в каждой части.
- Озаглавить части.
- Сократить каждую часть.
- Написать изложение.
- Проверка изложений.
Определим тему и основную мысль рассказа.
ТЕМА
ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ
Что главное хотел сказать автор?
О чём говорится в тексте?
Как автор относится к героине своего рассказа?
заголовок
Автор хотел показать храбрость маленькой, но боевой синички, её находчивость и стремление помочь попавшим в беду куропаткам.
В тексте говорится о том, как Зинька выручила куропаток.
Составление плана и сокращение частей .
1 часть
Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.
- А где же тут спать? – спросила у них Зинька.
- А ты делай, как мы, - говорят куропатки. – Вот гляди.
Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.
Где жили куропатки?
Как выглядели куропатки?
Чем питались куропатки?
Где спали куропатки?
Куропатки в снегу
Выделим главное в 1 части
Как спали куропатки.
Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки – красивые такие полевые курочки с шоколадной подковкой на груди. Целая стая их тут жила, зёрна из-под снега выкапывала.
- А где же тут спать? – спросила у них Зинька.
- А ты делай, как мы, - говорят куропатки. – Вот гляди.
Поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их. И сверху их никто не увидит, и тепло им там, на земле, под снегом.
Спали они под снегом. Смотрит Зинька:
О чём обязательно надо сказать?
О чём можно не говорить?
Составление плана и сокращение частей.
2 часть
Ледяная корка
Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит – ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там все до одной! Что тут делать? Да ведь синички – боевой народ.
Что самое главное?
В какую беду попали куропатки?
Как назвать эту часть?
Выделим главное во 2 части
А утром увидела Зинька на снегу ледяную корку.
Утром ищет Зинька куропаток. Нигде их не видно. А там, где они вечером в снег нырнули, наст блестит – ледяная корка. Поняла Зинька, в какую беду попали куропатки: сидят теперь, как в тюрьме, под ледяной крышей и выйти не могут. Пропадут там все до одной! Что тут делать? Да ведь синички – боевой народ.
Поняла она, что куропатки попали в беду.
Что случилось за ночь?
Кто увидел ледяную корку?
Что поняла Зинька, когда увидела ледяную корку?
Выделим главное в 3 части.
Зинька продолбила дырку.
Зинька слетела на наст – и давай долбить его крепким своим, острым носиком. Большую дырку сделала. И выпустила куропаток из тюрьмы.
Слетела Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку.
Так она
Во т уж они её хвалили, благодарили!
Как Зинька продолбила дырку?
Какое доброе дело сделала Зинька?
Как закончить рассказ?
Краткий пересказ текста
Зинька выручила
Орфографическая подготовка
З ин ь ка
кур о па т ки
Каждый заподозрит родство этого названия с "курой". Так оно и есть: оно образовано из "кур" - "петух" и давно исчезнувшего славянского "пъта" - "птица" (вспомним всем известное "пташка"). Общее значение очень точное: " куро о бразная птица ".
Проверьте себя!
План.
- Как спали куропатки.
- Ледяная корка.
- Зинька продолбила корку.
Полетела Зинька в поле. В поле, в кустах, жили серые куропатки . Спали они под снегом. Смотрит Зинька: поднялись все на крылья, разлетелись пошибче – да бух с разлёту в снег! Снег – сыпучий – обсыпался и прикрыл их.
А утром увидела Зинька на снегу ледяную корку. Поняла она, что куропатки попали в беду. Пропадут там все до одной!
Слетела Зинька на наст и продолбила своим острым носиком большую дырку. Так она выпустила куропаток из тюрьмы.
Во т уж они её хвалили, благодарили!