СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т 115. Русский язык. Домашнее задание от 24.04.2020 г. по теме «Основные единицы синтаксиса. Классификация предложений»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Т 115. Русский язык. Домашнее задание от 24.04.2020 г. по теме «Основные единицы синтаксиса. Классификация предложений»»

Т 115 Русский язык (Крошина В.А.)

Задание на 24.04.2020г.

выполнить до 26.04.2020г.

Выполненное задание присылать на электронную почту - krowera@mail.ru

Основные единицы синтаксиса. Классификация предложений

1. Изучить теоретический материал

Основные единицы синтаксиса. Классификация предложений

Предложение – основная синтаксическая единица, содержащая сообщение, вопрос или побуждение. Главный структурный признак предложения – наличие грамматической основы.

Грамматическая основа состоит из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого или одного из них).

Типы предложения по структуре
(общая характеристика структуры предложения)

Простое
(одна грамматическая основа)
Солнце осветило землю.

Сложное
(несколько грамматических основ)
Солнце осветило землю, и туман рассеялся.



Типы предложения по структуре
(общая характеристика структуры предложения)

Простое
(одна грамматическая основа)
Солнце осветило землю.

Сложное
(несколько грамматических основ)
Солнце осветило землю, и туман рассеялся.

Простое предложение

двусоставное
(два главных члена)
Солнце осветило землю.

односоставное
(один главный член)
Рассвело.

нераспространённое
(нет второстепенных членов)
Ручьи журчат.

распространённое
(есть второстепенные члены)
Повсюду весело журчат ручьи.

полное
(нет пропущенных главных или второстепенных членов)
Повсюду весело журчат ручьи.

неполное
(пропущены главные или второстепенные члены)
Повсюду – ручьи.

неосложнённое
(нет однородных, обособленных членов предложения, вводных слов, обращений)
Повсюду весело журчат ручьи.

осложнённое
(есть однородные, обособленные члены предложения, вводные слова, обращения)
Повсюду, на дорогах и в оврагах, весело журчат ручьи.

Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений

Противопоставление двусоставных и односоставных предложений связано с количеством членов, входящих в грамматическую основу.

  • Двусоставные предложения содержат два главных члена – подлежащее и сказуемое.

Мальчик бежит; Земля круглая.

  • Односоставные предложения содержат один главный член (подлежащее или сказуемое).

Вечер; Вечереет.

Односоставные по структуре предложения - это полные предложения. У них не пропущен второй член: второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.

 

Типы односоставных предложений

Форма выражения главного члена

Примеры

Соотносительные конструкции
двусоставных предложений

1. Предложения с одним главным членом – СКАЗУЕМЫМ

1.1. Определённо-личные предложения

Глагол-сказуемое в форме 1-го или 2-го лица (нет форм прошедшего времени или условного наклонения, так как в этих формах у глагола нет лица).

Люблю грозу в начале мая.
Беги за мной!

Я люблю грозу в начале мая.
Ты беги за мной!

1.2. Неопределённо-личные предложения

Глагол-сказуемое в форме множественного числа третьего лица (в прошедшем времени и условном наклонении глагол-сказуемое во множественном числе).

Стучат в дверь.
Постучали в дверь.

Кто-то стучит в дверь.
Кто-то постучал в дверь.

1.3. Обобщённо-личные предложения

Не имеют своей специфической формы выражения. По форме – определённо-личные или неопределённо-личные. Выделяются по значению. Два основных типа значения:

а) действие может быть отнесено ко всякому лицу;

б) действие конкретного лица (говорящего) является привычным, повторяющимся или представлено в виде обобщённого суждения (глагол-сказуемое стоит в форме 2-го лица единственного числа, хотя речь идёт о говорящем, то есть – о 1-м лице).

Без труда не вынешь рыбки из пруда (по форме определённо-личное).
Цыплят по осени считают (по форме – неопределённо-личное).
От сказанного слова не отвяжешься.
Перекусишь на привале, а потом опять пойдешь.

Любой (всякий) без труда не вынет рыбки из пруда.
Все цыплят по осени считают.
Любой (
всякий) цыплят по осени считает.
От сказанного слова 
любой не отвяжется.
Я перекушу на привале и потом опять пойду.

1.4. Безличное предложение

1) Глагол-сказуемое в безличной форме (совпадает с формой единственного числа, третьего лица или среднего рода).

а) Светает; Светало; Мне везет;
б) Тает;
в) Мне (дат. падеж) не спится;
г) Ветром (твор. падеж) сорвало крышу.

а) нет соотносительных конструкций;

б) Снег тает;
в) Я не сплю;
г) Ветер сорвал крышу.

2) Составное именное сказуемое с именной частью – наречием.

а) На улице холодно;
б) Мне холодно;
в) Мне грустно;

а) нет соотносительных конструкций;

б) Я мёрзну;
в) Я грущу.

3) Составное глагольное сказуемое, вспомогательная часть которого – составное именное сказуемое с именной частью – наречием.

а) Мне жаль расставаться с тобой;
б) Мне надо идти.

а) Я не хочу расставаться с тобой;
б) Я должен идти.

4) Составное именное сказуемое с именной частью – кратким страдательным причастием прошедшего времени в форме единственного числа, среднего рода.

Закрыто.
Складно сказано, отец Варлаам.
В комнате накурено.

Магазин закрыт.
Отец Варлаам складно сказал.
В комнате кто-то накурил.

5) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже (отрицательные безличные предложения).

Нет денег.
Не было денег.
Не осталось денег.
Не хватило денег.

 

6) Сказуемое нет или глагол в безличной форме с отрицательной частицей не + дополнение в родительном падеже с усилительной частицей ни (отрицательные безличные предложения).

На небе нет ни облачка.
На небе не было ни облачка.
У меня нет ни копейки.
У меня не было ни копейки.

Небо безоблачно.
Небо было безоблачно.
Я не имею ни копейки.
Я не имел ни копейки.

1.5. Инфинитивные предложения

Сказуемое – независимый инфинитив.

Всем молчать!
Быть грозе!
Поехать бы к морю!
Чтобы простить человека, надо его понять.

Все молчите.
Будет гроза.
Я поехал бы к морю.
Чтобы ты мог простить человека, ты должен его понять.

2. Предложения с одним главным членом – ПОДЛЕЖАЩИМ

Назывные (номинативные) предложения

Подлежащее – имя в именительном падеже (в предложении не может быть обстоятельства или дополнения, которые относились бы к сказуемому).

Ночь.
Весна.

Обычно нет соотносительных конструкций.

Примечания.

1) Отрицательные безличные предложения (Нет денег; На небе нет ни облачка) являются односоставными только при выражении отрицания. Если конструкцию сделать утвердительной, предложение станет двусоставным: форма родительного падежа изменится на форму именительного падежа (ср.: Нет денег. – Есть деньги; На небе нет ни облачка. – На небе есть облака).

2) Ряд исследователей форму родительного падежа в отрицательных безличных предложениях (Нет денег; На небе нет ни облачка) считает частью сказуемого. В школьных учебниках эту форму обычно разбирают как дополнение.

(Источник: Балашова Л.В., Дементьев В.В. Курс русского языка [Электронный ресурс] URL:https://licey.net/free/4-russkii_yazyk/40-kurs_russkogo_yazyka_sintaksis_i_ punktuaciya.html)



2.Домашнее задание

 Перепишите предложения, расставляя знаки препинания. Выделите грамматические основы. Дайте каждому из них полную характеристику.


  1. Люблю Отчизну я но странною любовью! (М.Ю. Лермонтов)

  2. Я хотел бы пройти сто дорог а прошёл пятьдесят. (А.В. Макаревич)

  3. Николай Петрович быстро обернулся и подойдя к человеку высокого роста в длинном балахоне с кистями только что вылезшему из тарантаса крепко стиснул его обнажённую красную руку. (И.С. Тургенев)

  4. И какой же русский не любит быстрой езды? (Н.В. Гоголь)

  5. Внимать вам долго понимать душой всё ваше совершенство пред вами в муках замирать бледнеть и гаснуть вот блаженство! (А.С. Пушкин)

  6. Ровно передвигая ноги в столбчатых панталонах он прошагал между стеной и столом почти дошёл до койки но несмотря на свою сановитую плотность преспокойно исчез растворившись в воздухе. (В.В.Набоков) 

  7. Ты добр умён нежен благороден и... гибнешь! (И.А. Гончаров)

  8. Друг нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок? (А.С. Грибоедов)

  9. Не губи ты нашу душу выплесни ты нас на сушу! (А.С. Пушкин)

  10. Пусть любовь совсем короткой будет и горькою разлука. Близко от тебя пройти позволь и запомнить голос твой. (Л.П. Дербенёв)

  11. Паниковский вам было поручено встретиться сегодня с нашим подзащитным и вторично попросить у него миллион сопровождая эту просьбу идиотским смехом? (И.А. Ильф и Е.П. Петров)

  12. Идёшь по весеннему парку благоухающему апрельскими ароматами и радуешься


Порядок синтаксического разбора предложения


Выделяем грамматическую основу. Подлежащее подчёркиваем одной чертой, сказуемое – двумя. При подчёркивании составного подлежащего или составного сказуемого используем сплошные черты, не разрывая их по границам слов.

Выделяем второстепенные члены предложения (при наличии). Дополнение подчёркиваем пунктирной линией, обстоятельство – пунктирной линией с точками, определение – волнистой линией.

Над каждым словом предложения указываем, какой частью речи является данное слово.

Составляем характеристику предложения согласно следующей схеме:

1) по структуре (простое, сложное); для сложного предложения указываем его вид (бессоюзное - БСП, сложносочинённое – ССП, сложноподчинённое – СПП, с разными видами связи – СПРВС);

2) по цели высказывания (повествовательное, побудительное, вопросительное);

3) по эмоциональной окраске (восклицательное, невосклицательное);

4) по количеству главных членов (односоставное, двусоставное);

5) по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространённое, нераспространённое);

6) по наличию или отсутствию осложняющих компонентов (осложнённое, неосложнённое).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя