СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т.16. Крым в 1-й половине 19 века. Архитектура. Литература и театр.

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лекционный материал по теме: Крым в 1-й половине 19 века. Архитектура. Литература и театр содержит следующие вопросы:

1.Создание Таврической  губернии. Переселение в Крым  различных народов: русских,  украинцев, немцев, болгар, греков и др. Новые занятия населения.

2. Особенности социальной структуры населения полуострова. Образование. Театр.

3. Архитектура и искусство. Крым в жизни выдающихся писателей.

 

Просмотр содержимого документа
«Т.16. Крым в 1-й половине 19 века. Архитектура. Литература и театр.»

Дисциплина «Этнографическая культура Крыма»

Преподаватель Черченко Л.В.

[email protected]


Выполненную работу отправьте фотографиями на указанную электронную почту до 28.03.2020

В теме письма укажите ФИО и группу.



Специальность 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»

Группы 41, 42, 43-44 РД, 30 – АРД, 30 – БРД – 45 РД.

Задания по темам:

1.Изучить темы и составить конспект

Т.16. Крым в 1-й половине 19 века. Архитектура. Литература и театр.

Вопросы:


1.Создание Таврической губернии. Переселение в Крым различных народов: русских, украинцев, немцев, болгар, греков и др. Новые занятия населения.

2. Особенности социальной структуры населения полуострова. Образование. Театр.

3. Архитектура и искусство. Крым в жизни выдающихся писателей.

Присоединение Крыма к России привело к коренным изменениям в экономике, культуре, социальных процессах.В 1784 году была образована Таврическая область, в состав которой вошли Крым, Тамань, земли к северу от Перекопа. В 1802 году Таврическая область была преобразована в губернию. Вместо прежних наместничеств создавалось семь уездов, из которых пять (Симферопольский, Левкопольский, а с 1787 года — Феодосийский, Евпаторийский и Перекопский) уездов располагались в пределах самого полуострова. В 1837 году из Симферопольского уезда выделился новый — Ялтинский уезд, после чего административное деление края почти не изменялось вплоть до 20-х гг. XX века.В конце XVIII века в Крыму насчитывалось более 100 тыс. жителей.Учитывая важное военно-стратегическое значение Крыма и большое влияние Турции на татарское население полуострова, царское правительство стремилось расположить к себе новых подданных.22 февраля 1784 года крымско-татарская знать была приравнена к российскому дворянству.18 сентября 1796 года крымские татары освобождались от рекрутской повинности и военного постоя, им предоставлялось право разбирать взаимные тяжбы у улемов (авторитетные богословы, законоведы). Мусульманское духовенство навсегда освобождалось от уплаты податей. В начале XIX века была подтверждена личная свобода крымско-татарского крестьянства. Согласно постановлению 1827 года, крымско-татарское население имело по закону право собственности на движимое и недвижимое имущество.Но все эти меры не смогли предотвратить эмиграции части населения в Турцию. Количество жителей, покинувших Крым, определить трудно.Одной из причин эмиграции крымских татар было их обезземеливание, которое проводилось как русскими, так и татарскими помещиками при активном содействии царских чиновников. Важной причиной эмиграции явились сохранившиеся многовековые связи Крыма с Турцией (экономические, культурные и особенно религиозные). В результате эмиграции резко сократилось сельское и городское население полуострова, что негативно отразилось в экономике.

В связи с этим царское правительство принимает ряд мер с целью заселить Крым. Сюда направляются отставные солдаты, русские и украинские крестьяне, выходцы из Молдавии и жители Польши, переселенцы из Эстонии, новогреки, болгары, немецкие колонисты и др. Значительную роль в изменении этнического состава населения Крыма сыграло поселение здесь государственных крестьян из внутренних губерний России. Из 92 242 переселенцев, прибывших в Таврическую губернию с 1783 по 1854 год, 45 702 (50,55%) составляли государственные крестьяне. По национальной принадлежности это были, как правило, русские и украинцы.Проводимые реформы русского правительства, эмиграция крымско-татарского населения, заселение Крыма переселенцами наложили большой отпечаток на социально-экономическое, культурное развитие края на протяжении всего XIX века.

Борьбу за выход к Черному морю и приобретение новых земель на юге Россия продолжила в царствование Екатерины II.В войне с Турцией 1769-1774 гг. русское правительство приняло решение действовать наступательно, причем главным направлением военных действий были избраны Дунайские княжества — Молдавия и Валахия. В 1769 году русские взяли Азов и Таганрог. На Азовском море начал создаваться флот для действий против турок на Черном море.Большой успех принес русским войскам 1770 год. Возглавляемая талантливым полководцем П. А. Румянцевым, русская армия в ряде сражений разгромила турецко-татарскую армию. Особенно крупными были победы на реках Ларге 7(18) июля и Кагул 21 июля (1 августа). Успехи на суше были подкреплены морскими победами.Успех армии П. А. Румянцева на Дунайском театре военных действий позволил перейти в наступление 2-й армии В. М. Долгорукова, которая блокировала Крым. Долгоруков разбил 70-тысячную армию хана Селим-Гирея и 15 июня 1771 года взял крепость Перекоп. Одновременно часть войск 2-й армии, наступавшей по Арабатской стрелке, преодолев сопротивление противника, прорвалась на полуостров. Русские войска, развивая свой успех, сумели 22 июня овладеть Гезлевом, затем 38-тысячная русская армия повернула на восток и в тот же день подошла к Ак-Мечети. Здесь Долгоруков остановил армию, надеясь на то, что после этого крымский хан капитулирует. Но не дождавшись ханских послов, Долгоруков через пять дней начинает новое наступление в направлении Каффы. Русское войско сумело разгромить ханские войска и 29 июня овладело городом. После этого были завоеваны: Арабат, Керчь, Еникале, Балаклава. Турецкие войска, и часть крымских татар покинула Крым на кораблях.Одержанные русской армией многочисленные победы вынудили Турцию пойти на подписание мирного договора с Россией 10 (21) июля 1774 года. По условиям Кючук-Кайнарджийского договора Россия приобретала выход к Черному морю. К ней переходил Азов, Керчь, Еникале, Кинбурн. Она могла отныне строить на Черном море свой флот. Русские торговые корабли получили право прохода через проливы. Крымское ханство становилось независимым от Турции и тем самым предрешался последующий переход его под власть России.

Заключение мирного договора в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи не означало прочного урегулирования отношений России с Турцией. Половинчатый характер решения вопроса о Крыме неизбежно вел к борьбе между Россией и Турцией за влияние в Крыму, за окончательное решение судьбы территорий, входивших в состав ханства. В Крыму сложилась чрезвычайно сложная обстановка: и Турция, и Россия пытались выдвинуть на ханский престол своего ставленника. Это привело к тому, что в Крыму оказалось сразу два хана: Шагин-Гирей — русский ставленник и Девлет-Гирей — ставленник Турции. Пытаясь поддержать своих сторонников, и та и другая стороны направляют в Крым свои войска.В 1776 году на полуостров был высажен турецкий десант, в ноябре этого же года русские войска занимают Перекоп, а весной 1777 года они входят в Крым. А. В. Суворову, который командовал русскими войсками, посланными в Крым, удалось избежать столкновения с находившимися там турецкими войсками. Турки вместе с Девлет-Гиреем покидают Крым. Крымским ханом был провозглашен Шагин-Гирей.Используя благоприятную обстановку, Россия стремится окончательно решить вопрос о Крыме. Она проводит целый ряд мероприятий для того, чтобы поставить Шагин-Гирея в полную зависимость. Одним из таких актов было переселение из Крыма в 1778 году более 30 тысяч христианского населения. Шагин-Гирей вскоре отрекся от престола, и указом от 8 апреля 1783 года Екатерина II включает Крым в состав России. Летом 1783 года в лагере, расположенном на отвесной скале Ак-Кая (недалеко от Карасубазара (Белогорск), наместник Новороссии Григорий Потемкин принял от беев, мурз и от всей татарской знати присягу на верность России.Но борьба за Крым не прекратилась: и Россия, и Турция готовились к новой войне. В Крыму строились крепости и флот. Демонстрацией готовности России к войне и успехов в освоении южных земель явилось путешествие Екатерины II в Крым в 1787 году в сопровождении ряда иностранных послов и австрийского императора Иосифа II. Новая война между Россией и Турцией происходила в 1787-1791 гг. Война, носившая кровопролитный и затяжной характер, закончилась полной победой России. Турция вынуждена была просить мира. Мирный договор был заключен в Яссах 29 декабря 1791 года. Турция подтвердила признание присоединения Крыма к России.





ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР

Первым певцом Тавриды был Василий Васильевич Капнист. В стихотворении «Другу сердца» есть строки, написанные под впечатлением его первой поездки в Крым в

1803 году. Второе путешествие в Тавриду поэт совершил в 1819 году. Внимательно изучая остатки древних городов и укреплений, он составил на имя министра народного просвещения докладную записку, в которой первым среди ученых и деятелей русской культуры настоятельно предложил обеспечить охрану и изучение «достопамятностей и древностей Тавриды».

Большой след в творчестве А. С. Пушкина оставило его посещение Тавриды. 15 августа 1820 года он вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского прибыл из Тамани в Керчь. Далее на пути была Феодосия, а затем на корабле они направились в Гурзуф. Погруженное во тьму побережье, предчувствие чего-то сказочного, еще непознанного, возбудили поэтическое воображение А. С. Пушкина. На борту корабля поэт написал знаменитую элегию:

Погасло дневное светило:

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан... 

Три недели, проведенные в Гурзуфе, поэт называл счастливейшими в своей жизни. «Я любил, — писал он в Петербург, — проснувшись, ночью, слушать шум моря — и заслушивался целые часы. В двух шагах от дома рос молодой кипарис: каждое утро я навещал его и к нему привязался чувством, похожим на дружество». Не раз впоследствии А. С. Пушкин обращался в воспоминаниях к «полуденному краю». Например, в «Путешествии Онегина»:

Прекрасны вы, брега Тавриды,

Когда вас видишь с корабля

При свете утренней Киприды,

Как вас впервой увидел я... 

С Южного берега путь поэта пролегал в Бахчисарай, где он осмотрел ханский дворец. 8 сентября 1820 года А. С. Пушкин прибыл в Симферополь и вскоре покинул Крым. Пять лет спустя бахчисарайские впечатления вылились в прекрасные строки:

Фонтан любви, фонтан живой!

Принес я в дар тебе две розы.

Люблю немолчный говор твой

И поэтические слезы... 

В любое время года у Фонтана слез вы увидите две свежие розы: красную и белую. Их меняют каждое утро. Так сотрудники Бахчисарайского музея хранят память о пребывании великого поэта в Крыму.

В Крыму побывали А. С. Грибоедов, Адам Мицкевич (написал замечательный лирический цикл «Крымские сонеты»), Н. В. Гоголь, В. А. Жуковский и др.

По мере роста городов и численности их населения росла и потребность в культурных центрах, в выпуске газет и других периодических изданий.

Поселившийся в Симферополе московский купец Волков основал в 1826 году первый в Крыму театр. Сцену и зал он устроил в длинном каменном сарае. Игравшая здесь труппа особыми талантами не блистала, но иногда случались в театре настоящие праздники. Так было в 1846 году, когда на симферопольской сцене выступал великий М. С. Щепкин, посетивший Крым в сопровождении В. Г. Белинского.

В 1840 году в Севастополь приезжает труппа Жураховско-го, и с этого момента начинается история русского театра в городе. Театр тогда размещался в сарае Артиллерийской слободки, затем в 1841 году при адмирале М. П. Лазареве было построено новое здание. Здесь выступали корифеи сцены М. С. Щепкин, М. Г. Савина, Г. Н. Федотова, М. К. Садовский и др.

Основание первого периодического издания — «Таврических губернских новостей» относится к 1838 году. Очевидно, газета издавалась сначала как сборник официальных сообщений и указаний, затем стала «светской», сообщая самую разнообразную информацию. Впоследствии выходили газеты: «Крымский листок», «Таврида», «Крым», «Крымский вестник», «Южные ведомости» и другие.

АРХИТЕКТУРА

В 1807 году по чертежам и под руководством архитектора С. Бабовича была возведена в Евпатории Большая кенасса. Снаружи здание имеет простые и ясные формы, соответствующие внутренней планировке: выделяются двусветный зал с большими внизу и вверху окнами, а также входная галерея. Кенасса, прямоугольных очертаний, ориентирована на юг. По традиции внутреннее ее пространство делится на три части. Использовался этот храм лишь по праздникам, а в будние дни верующие молились в Малой кенассе, построенной тем же зодчим в 1815 году.

За время своего существования Малая кенасса много раз переделывалась. Почти неизменной осталась входная галерея. Обращают на себя внимание шесть мраморных колонн отличной работы, поддерживающих арки, массивную стену храма и крышу.

Евпаторийские кенассы с их дворами — уникальные образцы зодчества малочисленного ныне караимского народа, памятники начала XIX века. В их архитектуре отражены традиции того переходного времени, когда зрел, набирая силу, русский классицизм, оставивший и в Крыму ряд значительных и интересных построек. В стиле русского классицизма в Симферополе построены лавки с колоннадой (начало XIX в.), бывшая загородная усадьба врача Мильгаузена (октябрь 1811 г.), «странноприимный» дом Таранова-Белозерова (1825 г.), загородный дом Воронцова в парке «Салгирка».

«Дом Воронцова» построен в 1826-1827 гг. архитектором Ф. Эльсоном. Здание имеет четкий план и весьма импозантный восточный фасад с колоннадой и широкой лестницей, спускающейся с террасы в парк. Однако в этом здании «чистота» стиля была сразу же и вполне сознательно нарушена. В стиль русского классицизма вплетаются восточные мотивы. Так, веранда на западном фасаде дома и стоящий напротив кухонный корпус выполнены в духе павильонных сооружений Бахчисарайского дворца.

Высокое мастерство показали зодчие при строительстве собора Александра Невского, главного православного храма губернии, построенного в Симферополе. Выбранное для церкви место было освящено в мае 1810 года. Но стройка шла очень трудно, были допущены серьезные просчеты, и почти возведенное здание в 1822 году пришлось разобрать: Новый собор начали строить по проекту выходца из Франции И. Шарлемана, на первой площади Симферополя (ныне Сквер Победы). Наблюдение за стройкой поручили архитектору Якову Ивановичу Колодину. В 1828 году храм был возведен, а 3 июня 1829 года он был освящен. Собор был очень красив и внешне, и внутренне: богатый иконостас, голубые купола, позолоченные кресты, малиновый звон колоколов, ажурная решетка ограды. В 1931 году собор был варварски разрушен.

Около середины XIX века русский классицизм уступал место готике, византийской архитектуре, зодчеству мусульманского Востока. Классический стиль соблюдался в строительстве официальных зданий, а дворцы и особняки частных лиц возводились в стиле готики, ренессанса или восточном «вкусе». К числу зданий, выдержанных в традициях русского классицизма, относятся колоннада Графской пристани (1846 г.) и Петропавловский собор (1848 г.) в Севастополе. Из построек, отходящих от этого стиля, наибольшей известностью пользуются Алупкинский, Гаспринский и Ливадийский дворцы.

В архитектуре Алупкинского дворца, резиденции генерал-губернатора Новороссии графа М. С. Воронцова, бросается в глаза разнохарактерность дворцовых фасадов. Дворцовый комплекс, состоящий из главного, библиотечного, столового и служебных корпусов, как будто выстроен тремя разными архитекторами в течение нескольких столетий. С запада возвышаются две разновысокие круглые башни, напоминающие архитектуру XIV века. Стрельчатая арка ведет в узкую средневековую улочку с высокими крепостными стенами. Затем следует двор в английском стиле XVIII века. Северный фасад дворца: большие прямоугольные окна, строгие грани эркеров — остекленных балконов, обилие готических завершений — зубцов и шпилей, башенка. Южный фасад имеет ярко выраженный восточный стиль. Монументальный вид имеет портал с величественной, художественно совершенной нишей, украшенной резными кружевами. Все строительные и отделочные работы выполнены с большим вкусом и изяществом.Алупкинский дворцовый ансамбль — детище действительно трех архитекторов: строили его в течение 20 лет (1828-1848 гг.) англичане Эдуард Блор, Гейтон и Вильям Гунт. Фасады главного корпуса, генеральный план, компоновка основных объемов принадлежали Блору, придворному архитектору английских королей. Осуществлял строительство сначала Гейтон, довел его до конца Вильям Гунт. Именно Гунт увлекался формами крепостной архитектуры. Об этом свидетельствует его самостоятельная работа — Гаспринский дворец (ныне один из корпусов санатория «Ясная поляна»), внешним своим видом напоминающий небольшой готический замок.Одновременно с дворцовым комплексом создавался парк площадью 40 гектаров. В его планировке достигнуто сочетание регулярной (строго спланированной) и ландшафтной частей. Архитектура дворца, высокое парковое искусство в свое время задали тон аналогичному строительству на всем Южном берегу Крыма.


















































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!