СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т.А. Кушевич ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА. Повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Т.А. Кушевич ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА. Повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах»

Педагогика Английский язык

Библиотека в школе

Биология

География

Дошкольное образование Здоровье детей

Русский язык

№5(11)/2006

Информатика Искусство История Литература Математика Начальная школа Немецкий язык Спорт в школе Управление школой Физика

Французский язык Химия

Т.А. КУШЕВИЧ



Ш

Библиотечка «Первого сентября»

Изучение выразительных возможностей русского языка

Повторительно­обобщающие уроки в 10-11 классах

кольный психологБИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Серия «Русский язык»

Выпуск 5 (11)

Т.А. Кушевич

ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

Повторительно-обобщающие уроки
в 10-11 классах

Москва

Чистые пруды

2006Предисловие

У методистов и педагогов нет единого мнения о том, каким должно быть содержание уроков русского языка в старших классах. Несомненно, нельзя ограничиваться только повторением орфографических и пунктуационных правил и отработкой навыков грамотного письма. Куда более осмысленной кажется задача обобщить, систематизировать и углубить знания, получен­ные учащимися в средней школе, а также показать живую взаимосвязь от­дельных языковых явлений и лингвистических категорий, расширить све­дения по стилистике, культуре речи и др. Именно эта задача положена в основу двухлетнего (в 10-11 классах) курса, разработанного автором пред­лагаемых материалов.

Уроки в 10-м классе посвящены выразительным возможностям разных частей речи и построены на материале программных произведений русской литературы XIX века.

На уроках русского языка в 11-м классе систематизируются знания по важным разделам синтаксиса и пунктуации; выразительные возможности синтаксиса изучаются в основном на примере художественных текстов, на­писанных в XX веке.

Особый интерес предлагаемые уроки представляют потому, что тема выразительных средств языка еще недостаточно освоена школьными учи­телями, и при этом она стала особенно актуальной с введением ЕГЭ по рус­скому языку.Уроки в 10 классе

Языковые средства выразительности. Комплексный
анализ стихотворения А.Пушкина «Нереида»

  1. Индивидуальное задание.

Закончите высказывание известной русской актрисы Рины Зеленой. Оформите его как эпиграф к уроку (обращается внимание на отсутствие кавычек).

Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же крат. прил. и крат. прил. (прекрасна и беззащитна).

  1. Объявление темы урока.

  • Чтение наизусть стихотворения «Нереида» (учителем или подготов­ленным учеником). Когда написано это стихотворение?

Стихотворение А.Пушкина «Нереида» написано в 1820 году в южной ссылке, опубликовано в «Полярной звезде» за 1824 г. и включено в сборник 1826 г. в раздел «Подражание древним».

  • Какие слова нужно объяснить?

Таврида - во времена Пушкина название Крымского полуострова.

Нереиды - в древнегреческой мифологии: морские нимфы, дочери Не- рея - бога, олицетворявшего спокойное море.

Влага - о водном пространстве, море. (См. Словарь языка Пушкина. М.: Азбуковник, 2000.)

  1. Работа с текстом.

Запишите стихотворение. Объясните все знаки препинания (повторение условий обособления распространенных определений, нахождение случая дистантного положения обособленного определения по отношению к опре­деляемому слову: Сокрытый меж дерев, едва я.. .).

НЕРЕИДА

Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,

На утренней заре я видел нереиду.

Сокрытый меж дерев, едва я смел дохнуть:

Над ясной влагою - полубогиня грудь Младую, белую, как лебедь, воздымала И пену из власов струею выжимала.

(А.Пушкин)

  • Назовите реальные время, место и действующих лиц.

(Раннее утро, берег моря. Лирический герой, скрытый деревьями, ку­пающаяся девушка, названная полубогиней.)

  • На какие смысловые части можно разделить стихотворение?

  • Что символизирует нереида? Какие ассоциации вызывает у вас этот образ? (Воплощение божественной красоты. Афродита, рожденная из пены морской.)

  • Как бы вы определили жанр этого произведения? Не кажется ли вам, что стихотворение не закончено? (Это фрагмент, «картинка».)

Да, это жанр поэтического фрагмента, лирической миниатюры, впо­следствии блестяще разработанный Ф.И. Тютчевым. Его художественная задача - передать эстетическое переживание, пробудить в человеке чувство прекрасного.

  • К каким языковым средствам выразительности прибегает поэт в этом стихотворении?

Использование мифологического образа морской нимфы - нереиды.

Лексический уровень: устаревшая лексика (лобзать, младой), точные и простые эпитеты, метафора (лобзающих Тавриду), олицетворение.

Морфологический уровень: устаревшие формы слов, создающие высо­кий стиль стихотворения, - власов, струею, влагою, сокрытый меж дерев, воздымала.

Синтаксический уровень: синтаксический параллелизм (3 из 6 строк начинаются с обстоятельства места), сравнение, синтаксический перенос в строках 4 и 5 - излюбленный пушкинский прием.

Фонетический уровень: скопление звуков, имитирующих плеск волн.

  1. Домашнее задание.

§ 27, упр. 141, 144 (Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 1998 и далее).

Напишите сочинение-миниатюру на основе развернутой метафоры на «морскую» тему.

Имя существительное как часть речи.

Роль существительных в художественном тексте

Эпиграф к уроку:

Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.

М.Горький

  1. Индивидуальное задание (выполняется на доске). Морфологичес­кий разбор имен существительных из эпиграфа к уроку (1-2 человека).

  • Как вы понимаете данное высказывание? Какой художественный при­ем лежит в его основе? Объясните постановку тире в предложении.

  1. Объявление темы урока.

Имена существительные - самые частотные в нашей речи слова: ученые подсчитали, что на каждые 100 слов приходятся приблизительно 40 имен существительных и только 26 глаголов.

  1. Проверка домашнего задания.

Любая часть речи характеризуется с четырех сторон:

  1. Общее значение, на какой вопрос отвечает.

  2. Грамматические признаки.

  3. Синтаксическая роль.

  4. Морфемные показатели.

Последняя характеристика чрезвычайно важна, так как связана с право­писанием окончаний, суффиксов и приставок.

Характеристика имени существительного как части речи. Обращаем вни­мание на то, какие грамматические значения выражены у имен существи­тельных. Можно расширить знания учащихся, рассказав о категории оду­шевленности-неодушевленности и грамматическом способе ее выражения.

  1. Работа с текстом.

Чтение, запись.

И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способно­стей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно от­личился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего харак­тера.

Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; за­тейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово не­мец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

  • Назовите автора и произведение. (Н.В. Гоголь. Мертвые души. 5-я гла­ва, лирическое отступление.)

  • Определите тип речи, аргументируйте свой выбор. (Рассуждение.)

  • Выделите тезис, объясните его метафорический смысл. (Всякий народ в слове отражает собственный характер.)

  • Какие имена существительные употреблены в ед. числе в значении мно­жественного?

Выводы для записи в тетрадь

Грамматические характеристики имени существительного могут быть в тексте средством языковой выразительности.

Существительное единственного числа может употребляться в значении множественного числа (обобщенное значение). Художественное средство, в основе которого лежит такой перенос, называется синекдохой (греч. соот­несение).

Особую смысловую нагрузку может выполнять и категория падежа. Най­дите пример тропа (сравнения), связанного с определенной падежной фор­мой (существительное в тв. п. щеголем).

  • Объясните значение слова сердцеведение. К какой группе слов с точки зрения происхождения и употребления оно относится? (Окказионализм, книжная, художественная лексика.) Найдите еще два авторских неологизма в данном отрывке. Что вы можете сказать о способе их образования? (Умно­худощавое (слово) - эпитет, образован путем сложения основы и слова; животрепетало - глагол, образованный слиянием.)

Охарактеризуйте морфемный состав слова сердцеведение. (Сложное слово, образовано по словообразовательной модели: природ + о, товар + о, литератур + о + вед - ени - е.)

  1. Домашнее задание.

Записи в тетради.

§ 30, упр. 154. § 31, упр. 158. § 32, упр. 160 (указанное выше пособие).

Подготовьте ответ на тему «Прилагательное как часть речи».

Имя прилагательное как часть речи.

Роль прилагательных в художественном тексте

  1. Морфемная разминка.

Найдите 4-е лишнее:

веский, тульский, резкий, скользкий;

утренний, торжественный, серебряный, естественный;дешевый, ситцевый, свинцовый, столовый;

осенний, весенний, каменный, пламенный;

старинный, картинный, магазинный, гардинный.

  1. Проверка домашнего задания.

Характеристика имени прилагательного как части речи.

Обращаем внимание на следующие моменты:

  1. Морфемные показатели (суффиксы) прилагательных связаны с разря­дом:

суффиксы качественных прилагательных: -н-, -чив-, -лив-, -оньк-(-еньк-), -оват-(-еват-) и др.;

суффиксы относительных прилагательных: -ан-(-ян-), -енн-(-онн-), -ск-, -ов-, -чат-, -ат- и др.;

суффиксы притяжательных прилагательных: -j-, -ин-, -ов- и др.

  1. Довольно распространенное явление - омонимия морфем (бирюзо­вый - отцов).

  2. Изменение разряда прилагательного, употребленного в переносном значении (золотое время - золотое кольцо).

  1. Объявление темы урока.

Вспомним, какой литературный герой XVIII века был большим «знато­ком» грамматики. К каким частям речи, по его мнению, могло относиться слово дверь?

По частотности употребления прилагательные занимают 3-е место пос­ле существительных и глаголов.

Особую роль играют имена прилагательные в художественной литера­туре, особенно в поэзии.

  1. Работа с текстом.

Чтение, запись (без заглавия).

Среди громов, среди огней,

Среди клокочущих страстей,

В стихийном, пламенном раздоре,

Она с небес слетает к нам - Небесная, к земным сынам,

С лазурной ясностью во взоре - И на бунтующее море Льет примирительный елей.

1850

  • Охарактеризуйте синтаксическую структуру текста. (Текст представ­ляет собой одно предложение.) Сделайте его пунктуационный разбор.

Данный текст позволяет вспомнить постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах, повторить главные условия обособле­ния определений.

  • Кто автор стихотворения? В заглавии произведения названа его герои­ня. Кто она, на ваш взгляд? Аргументируйте свою точку зрения (Ф.И. Тют­чев. Поэзия.)

Обратите внимание на три сильные позиции текста (название, первую и последнюю строки). Сформулируйте главную мысль текста: в чем видит лирический герой суть и назначение поэзии?

(Стихотворение Ф.И. Тютчева «Поэзия» - своеобразный поэтический манифест эстетического направления в литературе середины XIX века. Его сторонники видят назначение поэзии в служении Красоте, Гармонии, выс­шей Истине, считая, что художественное, высокое слово обладает магичес­кой силой примирения.)

  • С помощью каких языковых средств создается образ Поэзии? (Эпи­теты: небесная, с лазурной ясностью во взоре; метафоры: слетает, льет елей.)

  • Как вы понимаете выражение лить елей? (Успокаивать, смирять.)

  • В каком значении употреблено слово море? (В перен.: люди; ср.: людс­кое море, море людей, точнее, море людских страстей, так как оно бунтую­щее.)

  • Назовите все эпитеты в стихотворении, охарактеризуйте их частерече­вую принадлежность.

  • Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в данном тексте? Обратите внимание на одиночные причастия, выступающие в роли прилагательных: клокочущие страсти, бунтующее море.

Еще одним из важных художественных приемов в стихотворении Ф.И. Тютчева является повтор, в данном случае корневой (небес, небесный). Повтор как средство языковой выразительности необходимо отличать от тавтологии (речевого недочета).

  • Определите роль корневого повтора в данном стихотворении. (Повтор небес - небесный подчеркивает божественную природу искусства.)

  1. Домашнее задание.

Записи в тетради.

Устный ответ на вопрос «Роль прилагательных в художественном тексте» (с опорой на материалы урока).

§ 36, упр. 184, 185, 186, 190 (6-10) (указанное выше пособие).

Причастия и прилагательные.

Переход одиночных причастий в прилагательные

  1. Задание всему классу.

Распределите данные суффиксы в три столбца: суффиксы прилагатель­ных, суффиксы причастий, омонимичные суффиксы прилагательных и при­частий. Аргументируйте свой выбор, подбирая соответствующие примеры.

-Ан-(-ян-); -ущ-(-ющ-); -енн-(-онн-); -ин-; -им-; -янн-, -н-, -т-, -ом-(-ем-), -вш-; -ш-; -нн-; -к-; -ащ-(-ящ-); -оньк-(-еньк-).

  • В чем сходство и различие между прилагательными и причастиями?

(Обе части речи обозначают признак предмета, причастие - форма гла­гола, поэтому обозначает не просто признак, а процессуальный признак пред­мета. Причастие, как и прилагательное, изменяется по числам, родам и па­дежам, так же согласуется с существительным, к которому относится. Но причастие - это склоняемая форма глагола. В причастии, как в глаголе, мо­гут быть выражены два времени: настоящее и прошедшее (причастия буду­щего времени в русском языке нет). Причастия могут принадлежать к двум разным группам: действительным и страдательным.)

  • Какие доказательства, кроме морфологических признаков, можно при­вести при определении принадлежности слова к классу прилагательных или причастий? (Морфемные показатели, т.е. характерные суффиксы; способ образования слова: прилагательные, как правило, образованы от существи­тельных, но могут быть образованы и от глаголов, а причастия - только от глаголов.)

  1. Работа с текстом.

Чтение, запись.

Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изоб­ражение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и дере­веньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанны­ми крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и цер­кви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.

  • Кто эти проезжающие? (Герои романа Тургенева «Отцы и дети» - База­ров, отец и сын Кирсановы.)

  • Какова роль этого пейзажа в контексте всего романа? (Положение по­реформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глаза­ми Аркадия, молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен.)

  • К какому типу речи относится отрывок из романа И.С. Тургенева? Есть ли у него какие-либо особенности? (Это динамическое описание, читатель как будто вместе с героями едет по дороге и наблюдает изменяющуюся кар­тину.)

  • Какие части речи можно считать текстообразующими, формирующи­ми такой тип речи, как описание? (Существительные, прилагательные и при­частия.)

Задание 1. 1-й вариант. Выпишите из текста в два столбика словосоче­тания с главным словом - именем существительным: 1) прил. + сущ.; 2) прич. + сущ. Обозначьте суффиксы и окончания в прилагательных и при­частиях (свой выбор мотивируйте).

2-й вариант. Выпишите из текста действительные и страдательные при­частия. От какой основы глагола образуются причастия настоящего и про­шедшего времени? Выделите суффиксы причастий.

  • Почему слова молотильный, опустелый, хотя и образованы от глагола и обозначают признак предмета по действию, не являются причастиями? К какой части речи их нужно отнести? (Слова молотильный, опустелый об­разованы от глаголов с помощью особых суффиксов, нехарактерных для причастия. Они являются отглагольными прилагательными.)

Приведите свои примеры отглагольных прилагательных с суффиксами -л-, -льн-, -тельн-. (Горелый, зрелый, спелый, стиральный, читальный, ку­пальный, ослепительный, оглушительный.)

Задание 2. Найдите в тексте причастия, которые, лишившись зависимо­го слова, могут изменить свой внешний облик и перейти в разряд имен при­лагательных. (Плетенные из хвороста стены - плетеные стены). Объяс­ните правописание следующих слов: печеная, печенная на костре, пропе­ченная, непеченая (картошка).

Выводы для записи в тетрадь

Основным морфемным показателем отглагольных прилагательных яв­ляется суффикс -ен-. (Менее продуктивными являются суффиксы -л-, -льн-, -тельн-). Они могут обозначать:

  1. качество человека: пуганый, бешеный, смышленый, ученый, стриже­ный, пудреный, чесаный и др.;

  2. признак предметов, связанных со строительными или другими рабо­тами: крашеный, беленый, клееный, вязаный, штопаный, груженый, реза­ный, плетеный, тесаный, кошеный, стираный и др.;

  3. признак предметов из области гастрономии и кулинарии: копченый, печеный, вареный, тушеный, жареный, сушеный, моченый, соленый, кипя­ченый, мороженый и др.

Задание 3. Объясните знаки препинания в записанном тексте и сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  1. Домашнее задание.

Записи в тетради.

§ 39, упр. 211, 185, 212 (указанное выше пособие).

Эмоционально-экспрессивные возможности глагола
в художественном тексте

  1. Работа с текстом.

Чтение, запись.

Дня через четыре приезжает Азамат в крепость. По обыкновению он зашел к Григорию Александровичу, который его всегда кормил лакомства­ми. Я был тут. Зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича: уж такая-то она резвая, красивая, словно серна - ну про­сто, по его словам, этакой и в целом мире нет.

Засверкали глазенки у татарчонка, а Печорин будто не замечает; я заго­ворю о другом, а он, смотришь, тотчас собьет разговор на лошадь Казбича. Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат. Недели три спустя стал я замечать, что Азамат бледнеет и сохнет, как бывает от любви в романах-с. Что за диво?..

Вот видите, я уже после узнал всю эту штуку: Григорий Александрович до того его задразнил, что хоть в воду. Раз он ему и скажи:

  • Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь; а не видать тебе ее как своего затылка! Ну, скажи, что бы ты дал тому, кто тебе ее пода­рил бы?..

  • Все, что он захочет, - отвечал Азамат.

(М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)

• Назовите рассказчика и слушателя этой истории.

  • Найдите слова и выражения, содержащие оценку описываемых собы­тий. Охарактеризуйте их с экспрессивно-стилистической точки зрения.

(По обыкновению (разг.), уж (разг.), всегда, такая-то (разг.), ну (разг.) просто, по его словам (вв. сл.), этакой (разг.) и в целом мире нет, засверкали глазенки (разг.), у татарчонка (разг.), стал замечать, смотришь (вв. пр.), бледнеет и сохнет (прост.), как бывает от любви в романах-с (ирон.), что за диво? (разг.), штуку (разг.), до того задразнил (разг.), хоть в воду (разг.).)

  • Как этот анализ помогает сделать некоторые выводы о личности рас­сказчика?

(Лексикон, языковая манера и стиль общения многое могут сказать о человеке. В оценочной лексике данного эпизода преобладают слова разго­ворного стиля, что во многом объясняется ситуацией непринужденного об­щения, но не исчерпывается ею.)

Максим Максимыч - человек наблюдательный, неравнодушный, незло­бивый. Да, он по природе лишен агрессии и злобы: видя, как Печорин совсем измучил (задразнил) мальчишку, Максим Максимыч старается перевести разговор на другую тему, но он пасует перед циничной целеустремленностью Печорина. Печорин так и останется для простодушного, добросердечного Максима Максимыча загадкой. Рассказчик говорит об этой истории как о «штуке», за грубоватой иронией пряча, быть может, досаду на собственное бессилие и сожаление о случившемся, ведь перед тем, как начать повествова­ние, Максим Максимыч в сердцах восклицает: Никогда себе... не прощу.

  • Разговорные элементы есть и в речи Печорина. Найдите их, определи­те лексическое значение, синтаксическую функцию и роль в идейном со­держании.

Больно (понравилась) - очень; наречие степени, обстоятельство.

(Не видать) как своего затылка - никогда; фразеологический оборот, обстоятельство (ср. не видать как своих ушей).

  • Объясните, почему оборот (не видать) как своего затылка является фразеологическим, а не сравнительным, а значит, не обособляется.

(По структуре этот оборот представляет собой синтаксически недели­мое, цельнооформленное сочетание, по своему значению (переносному) соотносится с одним словом - наречием никогда.)

  • Найдите в тексте слова различных уровней со значением сравнения, определите их место в предложении, объясните пунктуацию.

Красивая, словно серна... - сравнительный оборот, зависит от состав­ного именного сказуемого (обязательное обособление).

Печорин будто не замечает - сравнительный союз, входит в состав ска­зуемого (запятая не нужна).

.. .Азамат бледнеет и сохнет, как бывает от любви вроманах-с - прида­точное предложение со значением сравнения в сложноподчиненных пред­ложениях (всегда отделяется от главного предложения запятой).

  • Максим Максимыч в данном эпизоде предстает искусным рассказчи­ком. Какими способами он передает чужую речь и привлекает внимание слушателей?

(Диалог, несобственно-прямая речь (уж такая-то она резвая...), ввод­ные конструкции (вот видите, смотришь), риторический вопрос).

  • Вся эта штука случилась довольно давно, но ее очевидец запомнил мельчайшие подробности, кроме, пожалуй, точных дат и чисел. Какими язы­ковыми средствами выражается приблизительность обозначения времени происходящего?

Дня через четыгре, недели три спустя - инверсия;

после, раз (разг.) - наречия времени.

  • Повтор в художественном тексте (на разных языковых уровнях) всегда не случаен, имеет определенную задачу. Найдите повторяющиеся слова, сравните их лексическое и грамматическое значение, частеречевую принадлежность.

  1. Приезжает - глагол изъявительного наклонения настоящего време­ни в значении прошедшего; неопределенная форма приезжать.

Приезжал - глагол изъявительного наклонения прошедшего времени; неопределенная форма - приезжать.

  1. Зашел - глагол в изъявительном наклонении, прошедшем времени; неопределенная форма - зайти, в значении «идя, по пути побывать».

Зашел - глагол в изъявительном наклонении, прошедшем времени; не­определенная форма - зайти, в значении «возникнуть, начаться».

  1. Разговор (зашел).

Разговор (собьет) — отличается только падежная форма (и.п. - в.п.).

  1. (Разговор) о лошадях — сущ. ж.р., п.п., мн. ч.

(Началрасхваливать) лошадь — сущ. ж.р., в.п., ед. ч.

(Собьетразговор) на лошадь — сущ. ж.р., в.п., ед. ч.

(Понравилась) лошадь — сущ. ж.р., и.п., ед. ч.

  1. (Всякий) раз - сущ. м.р., 2-го скл., ед.ч., в значении «случай, явление в ряду однородных (повторяющихся или возможных) действий, проявле­ний чего-либо».

Раз (скажи) - нареч. времени, неизм. ф., в значении «однажды».

  1. (Он и) скажи - глагол повелительного наклонения в значении изъяви­тельного, в прошедшем времени; неопределенная форма - сказать.

(Ну), скажи - глагол повелительного наклонения; неопределенная фор­ма - сказать.

  • Определите роль повтора в рассказе Максима Максимыча. Какая сто­рона слов - формальная или смысловая (содержательная) - более важна в каждом случае?

(Эти словесные пары являются своего рода сигналами назревающей ка­тастрофы, этапами пути к трагической развязке всей новеллы. Слово ло­шадь в отрывке повторяется 4 раза, определяя внешнюю причину, повод к дальнейшему развитию событий.

Во втором примере изменяется лишь лексическое значение слова, в пя­том случае обращает на себя внимание грамматическая омонимия (раз: сущ. - нареч.), в первом и последнем примерах лексическое значение слов и их часть речи остаются прежними, более активна и важна грамматичес­кая форма, точнее, наклонение и время.)

  • Вспомните, что обозначает понятие «наклонение глагола». Как связано значение наклонения с категорией времени?

Наклонение - это отношение действия к действительности (обозначает реальность-нереальность происходящего). Глаголы в изъявительном накло­нении, в отличие от форм условного и повелительного, обозначают реаль­ное действие, происходящее до, после или в момент речи, поэтому только они изменяются по временам.

Для обозначения действий, происходящих до момента речи, используют­ся, как правило, глаголы изъявительного наклонения прошедшего времени.

Эти значение и функцию глагольных форм можно назвать прямыми и непосредственными (по аналогии с типами лексического значения слова). Однако существует и так называемое переносное, художественное употреб­ление наклонений и времен, например, для обозначения событий «давно минувших дней», как в данном тексте.

  • Выпишите глаголы со значением действия, произошедшего до момен­та речи, сгруппировав их по наклонениям и временам. Проследите, какое дополнительное эмоционально-смысловое наполнение приобретают различ­ные глагольные формы, употребленные в значении прошедшего времени.

В тексте большая часть глаголов употреблена в изъявительном наклоне­нии прошедшего времени (они прямо обозначают действие, происходящее до момента речи, формируя повествовательный тип речи, задавая разме­ренный, эпический тон) - зашел, кормил, был, начал расхваливать, засвер­кали, продолжалось, приезжал, стал замечать, узнал, понравилась.

Приезжает, не замечает, бледнеет, сохнет, бывает - глаголы изъяви­тельного наклонения настоящего времени в значении прошедшего; для боль­шей живости и наглядности изображения прошедших событий; значение повторяемости.

Заговорю, собьет - формы изъявительного наклонения будущего вре­мени в значении прошедшего; для обозначения неоднократных, недлитель­ных действий, сменяющих друг друга.

Скажи (раз он ему и скажи) - форма повелительного наклонения; пе­редает внезапность, неожиданность действия.

• Как известно, в повествовании текстообразующую роль играют гла­голы. Сравните общее количество глаголов с количеством глаголов, упот­ребленных в переносном значении. Сколько глаголов, обозначающих про­изошедшее действие, выражено другими формами, помимо изъявитель­ного наклонения прошедшего времени? Сделайте вывод: благодаря чему рассказ Максима Максимыча столь динамичен, выразителен и интере­сен?

(Из 25 глаголов (не считая входящих в состав вводных конструкций и фразеологического единства) только 2 имеют переносный смысл (собьет, сохнет). Действие, произошедшее до момента речи, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени в 10 случаях, дру­гими способами - в 8 случаях.)

Выводы для записи в тетрадь

Основная эмоционально-экспрессивная стилистическая нагрузка в дан­ном повествовании лежит на грамматической форме глаголов.

Благодаря использованию ресурсов морфологии (парадигмы наклоне­ний и времен глаголов) рассказ героя легко воспринимается слушателями, становится динамичным, выразительным и интересным.

Употребление элементов разговорного стиля создает ситуацию непри­нужденной беседы, а также служит средством характеристики образа рас­сказчика.

Формально-грамматическая и стилистическая сторона текста гармони­чески соответствует острому, почти детективному сюжету романтической новеллы.

  1. Домашнее задание.

1. Проверьте орфографию и пунктуацию записанного текста по ориги­налу (роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», главе «Бэла»). Обратите внимание на наличие или отсутствие авторских знаков, на осо­бенности грамматики XIX века.

  1. Выпишите 5 предложений из романа М.Ю. Лермонтова, содержащих глаголы с необычным способом выражения прошедшего времени, опреде­лите их функцию в тексте.

  2. Подготовьте устное сообщение на тему «Эмоционально-экспрессив­ные возможности глагола в художественном тексте» (по материалам урока).

  3. Индивидуальное задание. Напишите мини-исследование на тему «Нео­пределенная форма глагола как грамматическое средство выразительности (на материале поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон”)».

Уроки в 11 классе

Смысл и знаки препинания

  1. Повторение теории.

  • Как вы понимаете лингвистические термины синтаксис и пунктуа­ция?

Охарактеризуйте термины синтаксис и пунктуация с точки зрения про­исхождения, употребления, активного и пассивного запаса, стилисти­ческой окраски.

  • Восстановите логическую цепочку, назвав пропущенные звенья: Син­таксис... Пунктуация (Синтаксис - Интонация - Смысл - Пунктуация).

  1. Объявление темы урока.

Самый знаменитый пример того, что от грамотного написания, произ­несения и понимания текста порой зависит многое, даже сама жизнь, из­вестен нам с детства: Казнить нельзя помиловать.

Существуют не только литературные факты, но и исторические свиде­тельства, документы. Так, например, постановка лишних запятых позволи­ла И.А. Крылову придать оскорбительному письму, адресованному дирек­тору театра, который отказывал автору в постановке пьес, корректную, при­личную форму: «И последний подлец, каков только может быть, Ваше пре­восходительство, огорчился бы... Видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеяться...».

  • Чем обусловлен комический эффект данных высказываний в устной речи? (Порядок слов (синтаксическая структура), интонация.)

Знаки препинания не только помогают передавать смысл, но употребля­ются иногда вместо слов. При чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те час­ти текста, которые вызывают особый интерес, - знаком восклицательным (!). Существует одна занятная история. В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней свое письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из одного знака: «?». Издатель незамед­лительно ответил таким же бессловесным письмом: «!».

Эти и другие любопытные и полезные сведения (история знаков препи­нания, их классификация, пунктуационный «алфавит» и др.) содержатся в книге С.И. Львовой «Язык и речь. Учебное пособие для 8-9-х классов» (с. 164-170). Данный дидактический материал может быть использован для подготовки учительского или ученических сообщений.

  1. Работа с текстом.

Чтение, запись.

Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. По­том он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной инто­нацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало.1 Он ко всему относился без эмоций.

Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие воп­росы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни про­исходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.*

Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.

К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точ­ки.* Берегите...

(Г.Каневский)

точку, от точки до точки, находиться на мертвой точке, дойти до точ­ки, попасть в самую точку, точка в точку).

  • Выполните синтаксический разбор трех предложений, отмеченных звез­дочкой, составьте схемы.

  • Объясните случаи правописания не и ни в тексте.

  1. Домашнее задание.

§ 58, 59. Упр. 327, 330 (указанное выше пособие).

Интонация. Смысл. Пунктуация

Эпиграф к уроку:

Обращая внимание на естественную связь употребления знаков препинания с произношением, мы достигнем того, что письменная и устная речь будут не мешать, а помогать одна другой.

В.И. Чернышев

  1. Проверка домашнего задания.

Сформулируйте тему прошлого урока, прокомментируйте ее название.

  1. Объявление темы урока.

Интонация живого слова выполняет важнейшую роль в общении: она по­зволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помо­гает правильно понимать и чувствовать собеседника. Именно по интонации слушатели главным образом угадывают чувства и настроение говорящего.

• Назовите элементы, составляющие интонационный рисунок высказы­вания. (Логические ударения, паузы, тон, темп речи.)

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоцио­нальной окраски речи.

Мелодика речи (мелодический рисунок) - движение голоса во время речи.

Каждый элемент интонации обозначается особыми значками.

Условные обозначения записи партитуры (интонационной разметки) текста.

- логическое ударение, т.е. выделение голосом наиболее важно­го по смыслу слова.

. . .• .• .• .• .• .• - усиленное логическое ударение.

/, //, /// - пауза различной продолжительности (короткая, средняя, дли­тельная).

- повышение голоса.

^ - понижение голоса.

  1. Практическая работа.

Задание 1. Прочитайте предложения в соответствии с пунктуацией. Объясните причину происходящих недоразумений. Как их можно испра­вить? Затем вслух прочитайте предложения, соблюдая правильную интона­цию. Запишите их, правильно расставляя знаки препинания, заполняя про­пуски. Составьте схемы исправленных предложений. (Упр. 218, указанное пособие.)

  1. К финишу с ревом и грохотом влетела последняя двадцать пятая машина. 2) На улице много народу: автомобилей и грузовиков. 3) Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.

  1. Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и побежала на дискотеку. 5) Окна, вероятно, были отрыты потому, что слы­шался неумолчный смех, громкий хохот, радостные крики. 6) Солнце уже спряталось за белые дома, с красными крышами стремительно наступали сумерки. 7) Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.

Задание 2. Работа с предложением Директор института ученый швед (войти) в кабинет. Определите все возможные варианты интонации, коли­чество подлежащих, согласуйте сказуемое с подлежащим. Запишите полу­ченные предложения, расставив знаки препинания. Проследите, как ме­няется их синтаксическая структура.

Директор института, ученый, швед вошли в кабинет (3 человека).

Директор института, ученый-швед вошли в кабинет (2 человека).

Директор института, ученый-швед, вошел в кабинет (1 человек).

Задание 3. Владеете ли вы интонацией бессоюзного сложного предло­жения? Продиктуйте предложения в любом порядке. Определите, правиль­но ли вас поняли слушатели. Одновременно вам удастся проверить, владе­ют ли ваши слушатели пунктуационным правилом постановки знака в бес­союзном сложном предложении. (Упр. 234, указанное выше пособие.)

  1. Наступила долгожданная тишина: ребята легли спать. - Наступила долгожданная тишина - ребята легли спать. - Наступила долгожданная ти­шина, ребята легли спать.

  2. Подул сильный ветер, погода стала меняться. - Подул сильный ветер: погода стала меняться. - Подул сильный ветер - погода стала меняться.

  3. Лес рубят, щепки летят. - Лес рубят - щепки летят. - Лес рубят: щепки летят.

• Доказывает ли этот эксперимент справедливость слов известного лин­гвиста В.И. Чернышева? (См. эпиграф к уроку.)

Задание 4. Объясните, в каких предложениях не обособляются (на пись­ме и в произношении) выделенные сочетания и почему. В каких предложе­ниях пропущены знаки препинания? Сделайте вывод. Спишите, соблюдая правила русской орфографии. (Упр. 92, выполняется письменно.)

1) Работал я не покладая рук. 2) Не торопясь Катя открыла шкафчик. 3) На собрании критиковали невзирая на лица. 4) Иванченко представлялся ему человеком, который действует очертя голову. 5) Лошади мотая голова­ми уныло брели дальше. 6) Укоряла нас за то, что работали спустя рукава. 7) Приняв решение нужно неукоснительно проводить его в жизнь. 8) Он был необычайно взволнован, метался по комнате не помня себя. 9) Судя по всему зима в этом году будет ранняя. 10) День и ночь спешу к вам сломя голову. 11) Вытащив билет студент очень расстроился. 12) Скрепя сердце я согласился на это. 13) Спустившись по лестнице Игорек немного постоял у двери, а затем решительно вышел из подъезда. 14) Лютов был не тот чело­век, который позволил бы сидеть сложа руки.

  1. Домашнее задание.

Подготовьте сообщение по теме с использованием эпиграфа и материа­лов урока.

Повторите общую характеристику простого предложения.

§ 61, упр. 334 (указанное выше пособие). Выпишите грамматические основы.

Знаки препинания конца предложения

  1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке говорилось о том, что знаки препинания внутри пред­ложения неразрывно связаны со смыслом. Знаки препинания конца предло­жения обладают особой информативностью, эмоционально-смысловой и стилистической емкостью.

  1. Объявление темы урока.

  2. Работа с текстом. Анализ предложения Многоточие - это следы на цыпочках ушедших слов. (ИБродский)

  • Определите мелодику высказывания. Как его интонационный рисунок определяется порядком слов? Аргументируйте свой ответ.

  • Выполните синтаксический разбор, составьте схему предложения.

  • Какой художественный прием лежит в основе определения И.Бродско- го?

Подберите похожие по синтаксической модели крылатые выражения. (Краткость - сестра таланта. Молчание - знак согласия. Новое - хорошо забытое старое. Чтение - вот лучшее учение.)

Афоризм И.Бродского можно рассматривать как своеобразное метафо­рическое определение, перифраз умолчания - художественного приема, построенного на употреблении предложений с многоточием.

Умолчание предоставляет слушателю или читателю возможность дога­дываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании...

В устной речи чувства и переживания передаются с помощью пауз раз­личной долготы, а в письменной речи этой цели служит специальный пунк­туационный знак - многоточие.

Предложения с многоточием, помимо умолчания, недосказанности, мо­гут обозначать различные проявления душевного состояния человека.

Выводы для записи в тетрадь

Большая пауза в речи обычно выражает:

  1. недосказанность, намеки - умолчание;

  2. раздумья человека, неопределенность решения;

  3. чрезмерное волнение говорящего;

  4. замешательство, затруднительное положение героя, мучительное по­дыскивание нужного слова;

  5. особую значимость отдельного слова, выражения;

  6. усиление впечатления длительности времени;

  7. особенность речи человека.

В письменной речи пауза передается специальным пунктуационным зна­ком - многоточием.

  1. Практическая работа.

Задание. Из какого произведения взяты данные примеры? Назовите ге­роев, произносящих реплики. Определите значение многоточия в каждом случае. Выразительно прочитайте предложения, интонацией передайте под­текст.

  1. - У, как высоко! - произнесла она ослабевшим и вздрагивающим го­лосом. - Когда я гляжу с такой высоты, у меня как-то сладко и противно щекочет в груди... и пальцы на ногах щемит... И все-таки тянет, тянет... (Анна, сестра Веры Николаевны)

  2. - Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты... Но, знаешь, Анна, это только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet (фр. записная книжка). (Княгиня Вера Нико­лаевна Шеина)

  3. - Девочки. подождите. не бранитесь, - говорил он, перемежая каждое слово вздохами, происходившими от давнишней одышки. - Чест­ное слово. докторишки разнесчастные. все лето купали мои ревматиз- мы. в каком-то грязном. киселе. ужасно пахнет... И не выпускали. Вы первые. к кому приехал. Ужасно рад. с вами увидеться. (Гене­рал Аносов)

  4. Да нет. скажите. неужели в самом деле вы никогда не любили на­стоящей любовью? Знаете, такой любовью, которая... ну, которая... словом. святой, чистой, вечной любовью. неземной. Неужели не любили? (Кня­гиня Вера)

  5. Поди посмотри. там у меня в столе, в ящичке, лежит красный фут­ляр, а в нем письмо. Прочитай его. (Княгиня Вера)

  6. Трудно выговорить такую. фразу. что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мене право на это. (Желтков)

  7. Я люблю лес. Помнишь, у нас в Егоровском?.. Разве может он когда- нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина такая. прохлада. (Княгиня Вера)

(А.И. Куприн. Гранатовый браслет)

• Чем объясняется употребление сочетающихся знаков препинания в кон­це предложений в последнем примере?

Как называются выразительные приемы синтаксиса, использованные в 7-м примере для повышения эмоциональности речи? (Риторический воп­рос, риторическое восклицание.)

В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, воп­росительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности риторический вопрос может сохранять воп­росительное значение, но задается он не с целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя.

Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения (чаще неодушевленному). Из двух функций, свойственных обращению, - призывной и экспрессивной, выра­зительной, - в риторическом обращении преобладает последняя.

• Какие лексико-грамматические средства в примерах 1, 4 и 7 усилива­ют эмоциональность речи? (Междометие у, частица неужели, союз точ­но.)

Историческая справка. Риторический вопрос, риторическое воскли­цание, риторическое обращение относятся к риторическим фигурам. Рито­рические фигуры (от греч. оратор) - термин старой русской поэтики (рето- рики, или риторики): стилистические обороты речи, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ора­торского искусства, она возникла в Древней Греции (школа Пифагора). В своей «Риторике» М.В. Ломоносов утверждал, что употребление ритори­ческих фигур - признак высокого стиля.

  1. Домашнее задание.

§ 79, 69. Упр. 357 (указанное выше пособие).

Выпишите из стихотворений С.Есенина предложения с обращениями различных видов (обычные, риторические, содержащие тропы (эпитеты, метафоры и др.) - 5-6 примеров.

Понятие об экспрессивном синтаксисе

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Работа с текстом.

Чтение с проверкой знаков препинания.

Чистое мое, светлое мое, золото певучее, обещание, мечта, зов дальний!

Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь! Тихая, а смеешься, кричишь, поешь; покорная - изумляешь, дразнишь, заманива­ешь; малая, а в тебе народы без числа... захочешь - вскружишь голову, за­путаешь, завертишь, затуманишь, слезы вспузырятся, дыхание захолонет, вся-то душа, как полотно на ветру, взволнуется, волнами восстанет, крыла- ми взмахнет!

А то чувство какое бессловесное в груди ворочается, стучит кулаками в двери, в стены: «Задыхаюся! Выпусти!» - а как его, голое-то, шершавое, выпустишь? Какими словами оденешь? Нет у нас слов, не знаем! Как все равно у зверя дикого, али у слеповрана, али русалки - нет слов, мык один!

(Т.Толстая. Кысь)

  • Является ли обращение, открывающее текст, риторическим? Приведи­те аргументы.

  • Поможет ли это обращение определить адресата, которому посвящен такой страстный монолог? (Риторическое обращение обозначает не реаль­ного собеседника, а предмет художественного изображения, чаще - неоду­шевленный.) Назовите его. (Книга.)

  • Какие лексико-синтаксические особенности задают эмоциональный тон всему тексту? (Перечислительная, восклицательная интонация, инверсия, повторы, метафора, словесные ряды, построенные по принципу синтакси­ческого параллелизма, нанизывание однородных членов.)

Словесный ряд - это элемент композиции художественного текста. В словесный ряд входят единицы, объединенные какими-либо общими при­знаками, например, значением, принадлежностью к архаизмам или неоло­гизмам, просторечию или книжной лексике и т.п.

Определение словесный в выражении словесный ряд употребляется в ши­роком смысле. В качестве слагаемых, компонентов словесного ряда могут выступать не только слова, но и словосочетания, различные по синтакси­ческой модели, тропы, фигуры, а также, по мнению академика В.В. Виног­радова, разные формы и типы речи.

Словесные ряды в композиции художественного произведения вступа­ют в сложное взаимодействие. Возможны их чередование, взаимопроник­новение, параллельное развертывание, преобразование одного в другой.

Словесные ряды, как правило, бывают прерывными, т.е. между состав­ляющими могут располагаться другие единицы текста.

(На примере анализа отрывка из книги Т.Толстой «Кысь» можно по­строить отдельный урок - исследование роли словесных рядов в компози­ции и идейном содержании художественного текста.)

Монолог героя о книге необычайно выразителен. Яркая эмоциональ­ность текста достигается прежде всего многообразными синтаксически­ми средствами языка. Перед нами пример текста с экспрессивным синтак­сисом.

Экспрессивный (лат. expressio выразительность) - выразительный.

  • Какие синтаксические особенности, кроме риторического обращения и инверсий, встречаются в данном отрывке? (Риторический вопрос, рито­рическое восклицание, сравнения, ряды однородных членов.)

  • Какую роль в идейном содержании (в понимании основного смысла) играют однородные члены предложения? (Изображение индивидуальных особенностей мышления, эмоционального восприятия речи и др. создает образ персонажа, произносящего монолог.)

Объясните смысловые различия при постановке тире:

...покорная - изумляешь... (противопоставление);

...захочешь - вскружишь голову (в первой части - условие). Необходимо обратить внимание на способ выражения однородных чле­нов: чаще всего это глаголы, придающие особый динамизм, усиливающие эмоциональную напряженность, взволнованность речи. При этом образу­ется смысловая градация, подчеркиваемая зависимыми словами при одно­родных членах.

Градация (лат. gradatio постепенное повышение, gradus ступень) - стилис­тический прием расположения слов и выражений, а также средств художе­ственной изобразительности по возрастающей или убывающей значимос­ти.

  • Выделите окончание, определите и обозначьте спряжение у всех глаго­лов во 2-м лице.

  • Найдите слова, формы и выражения с эмоционально-экспрессивной ок­раской, определите их стилистическую принадлежность (просторечные слова, формы и выражения: без числа (много), а то, али (или), вспузырятся, захоло­нет, взволнуется, крышами, задыхаюся, как все равно (как будто); окказио­нализмы (индивидуально-авторские слова): слеповран, мык (мычание).

  • Как проделанная работа позволяет охарактеризовать личность персо­нажа? (Пылкий, впечатлительный, восприимчивый по натуре, герой недо­статочно образован, но интуитивно тянется к знаниям, чувствует магичес­кую силу художественного слова, его непреходящую ценность и роль в жиз­ни людей: «...нету нас слов.»).

  • Чем объясняет сам говорящий свое столь трепетное отношение к кни­ге? Найдите ответ в тексте (книга превращает зверя дикого, слеповрана бессловесного в человека).

  • Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова бессло­весный.

  • В тексте слово один повторяется дважды. Определите его частереч­ную принадлежность и художественную функцию в тексте. (Ты) одна (не обманешь); (мык) один - выделительно-ограничительное значение, близость к частице только.

  1. Домашнее задание.

Записи в тетради.

§ 78. Упр. 385, 388 (указанное выше пособие).

Обособленные члены предложения: их значение и
функция в художественном тексте

Эпиграфы к уроку:

Знаки препинания служат нотами при чтении.

А.Чехов

Изымите все произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая, но не выгчеркивайте запятой:

она имеет свой смыгсл.

А.Блок

I. Объявление темы урока.

  • Подберите родственные слова к термину обособленный. Как и род­ственные слова, морфемный состав слова обособленным помогает понять его смысл. (Отдельный, изолированный, автономный, независимый, сепа­ратный; об-особл-енн-ый; бИбл.)

  • Как вы понимаете слова А.Блока? Прямое или переносное значение имеет утверждение поэта?

  • Какие художественные приемы лежат в основе двух афоризмов? Сколь­ко второстепенных членов предложения в чеховском высказывании?

  • Переведите слова А.Чехова на язык науки.

  • Какие члены предложения могут быть обособленными? Могут ли обо­собляться подлежащее и сказуемое? Почему?

Обособленные члены предложения - сравнительно молодая синтакси­ческая структура. Их описал в начале XX века А.М. Пешковский в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914). Интонацию, со­провождающую обособление, А.М. Пешковский назвал обособляющей.

  • Каковы характерные признаки обособляющей интонации?

(Паузы, логические ударения, ритм - особая мелодика, мелодический рисунок.)

Однако ярко выраженная пауза не является универсальным условием обо­собления. (Ср.: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед сосе­дом.)

  • Вспомните наиболее общие условия обособления для всех видов опре­делений и обстоятельств.

Причина обособления связана не с формой, т.е. лексико-грамматичес­ким способом выражения, а с семантикой, смыслом, содержанием выска­зывания.

Наша задача - определить спектр значений обособленных членов пред­ложения.

II. Практическая работа.

Задание 1. Перестройте каждые два простых предложения в одно с обо­собленными членами.

А он просит бури. Он мятежный.

На окне за ночь хризантемы расцвели. Серебряное от инея окно.

Однажды я из лесу вышел. Была студеная зимняя пора.

Под голубыми небесами великолепными коврами лежит снег. Снег бле­стит.

Шли тополя по придорожью. Тополя были обнажены ветрами зимы.

Назовите условия обособления и вид обособленного члена.

Сравните исходные и измененные предложения. Сделайте вывод о зна­чении и функции обособленного члена предложения в каждом примере (см. таблицу).

Таблица


А он, мятежный, просит бури.

Второстепенное сказуемое. Оценка субъекта. Определительное значение.

На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели.

Образная, метафорическая характе­ристика предмета. Определительное значение.

Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел.

Дополнительное сообщение, уточнение. Обстоятельственное значение.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит.

Второстепенное сказуемое, добавочная характеристика протекания основного действия. Обстоятельственное значение.

Шли тополя по придорожью, ветрами зимы обнаженные.

Равно придаточному предложению, книжный стиль, признак предмета. Определительное значение.




Задание 2. Цель данного задания - исследовать выразительные возмож­ности предложений с обособленными членами в прозаическом художествен­ном тексте.

(Отрывок из рассказа И.Бунина предлагался для внеклассного само­стоятельного изучения.)

Морозно. Иней на межах наседал так густо, что они, как огромные се­ребряные папоротники, лежали, пригнувшись к земле. Потом уже ничего нельзя было разглядеть в седой мгле ночи. Чувствуешь только запах снега и слышишь какой-то шепот: это шуршат полозья. И поминутно теряется пред­ставление о том, куда едешь.

Но вот во мгле на горизонте стало светлеть. Пробиваясь сквозь нее ма­линовым шаром, стал подыматься большой месяц, еще мутный, перерезан­ный пополам лиловатой длинной тучкой.

Подымаясь, он оставил тучку ниже себя, а сам становился все золотис­тей и прозрачней, и от лошади и саней обозначились тени. Когда же я подъе­хал к заказу, въехал в сумрак, лежавший от него по полю и испещренный узорами света, вся снежная даль направо была озарена ярко и сияла.

(И.Бунин. Мелитон)

  • Найдите и обозначьте обособленные члены предложения, определите условия их обособления, вид.

  • Проведем лингвистический эксперимент. Мысленно опустим обособ­ленные структуры в тексте. Сравним, в чем состоит различие исходного и измененного вариантов. Обладают ли обособленные члены предложения выразительными возможностями? Аргументируйте свою точку зрения, опи­раясь на примеры из текста. Сделайте вывод.

  1. Домашнее задание.

Повторите тему «Обособленные члены предложения».

Подготовьтесь к письменной контрольной работе по изученной теме.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

В качестве дидактического материала использованы стихи поэтов Се­ребряного века Н.Гумилева и М.Волошина.

  1. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте син­таксическую функцию обособленных членов предложения. В скобках назо­вите условия обособления в каждом примере.

  2. Определите авторство: стихи, написанные Н.Гумилевым, и строки, принадлежащие М.Волошину. Коротко обоснуйте свой выбор.

  3. Сделайте морфемный разбор слов: выр_стая, уносятся, ласточек, испуга(н,нн)ая, высоким (1-й вариант); сумерках, взмывающ_й (волны), со­брались, поднимаясь, сердцевина (2-й вариант).

В зеленых сумерках дрожа и выр_стая Восторг таинственный пр(е,и)пал к родной земле И прежние слова уносятся во мгле Как ч_рных ласточек испуга(н,нн)ая стая.

( )

Ясный вечер зимний и холодный За высоким матовым стеклом.

Там в окне в зеленой мгле подводной Бьются зори огне(н,нн)ым крылом.

( )

Мир увл_каемый плавным движеньем Звездные звенья влача как змея Станет зеркальным, живым отраженьем Нашего вечного, слитного Я.

( )

В молочных сумерках за сизой пеленой Мерцает золото как ж_лтый огнь в опалах На бурый войлок мха на ш_лк листов опалых Росится тонкий дождь осенний и лесной.

( )

В прохладных кельях беле(н,нн)ых известкой Вздыхает ветр живет глухой раскат Волны взмывающ_й на берег плоский Полынный дух и ж_сткий треск цикад.

( )

В

Автор

Характерные стилевые черты (темы, образы, художественные приемы)


мой мозг в мой гордый мозг собрались думы Как воры ночью в тихий мрак предместий.

Как коршуны зловещи и угрюмы Они столпившись требовали мести.

( )


Его глаза подземные озера Покинутые царские чертоги.

Отмечен знаком высшего позора Он (не,ни)когда (не,ни)говорит о Боге. (

_)

И звенит и поет поднимаясь песок Он узнал своего господина.

Воздух меркнет станови(т,ть)ся солнца зрач к Как гранатовая сердцевина.

(

_)

И повсюду (в)верху и (в)низу караваны Видят солнце и пьют (не)оглядный простор Уходя в до сих пор (не)известные страны За слоновою костью и золотом гор.

(

_)

Он печален этот человек По морю прошедший как по суше Словно шашки двигающий души От родных селений мирных нег К диким устьям без мянных рек... (

_)

Автор

Характерные стилевые черты (темы, образы, художественные приемы)




Литература

  1. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10- 11-х кл. общеобразоват. учреждений. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1997. 336 с.

  2. Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 1998. 286 с.

  3. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. Изд. 2-е, стерео­тип. М.: Дрофа, 2000. 464 с.

  4. Львова СИ. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9-х классов. Изд. 2-е, доработ. М.: ООО «Торгово-издательский дом “Русское слово - Рс”», 2000. 232 с.

  5. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Изд. 3-е, испр. М.: Черо, 1999. 400 с.

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие 3

Уроки в 10 классе

Языковые средства выразительности. Комплексный анализ

стихотворения А.Пушкина “Нереида” 4

Имя существительное как часть речи.

Роль существительных в художественном тексте 5

Имя прилагательное как часть речи.

Роль прилагательных в художественном тексте 7

Причастия и прилагательные.

Переход одиночных причастий в прилагательные 10

Эмоционально-экспрессивные возможности глагола

в художественном тексте 12

Уроки в 11 классе

Смысл и знаки препинания 17

Интонация. Смысл. Пунктуация 19

Знаки препинания конца предложения 21

Понятие об экспрессивном синтаксисе 24

Обособленные члены предложения: их значение и функция

в художественном тексте 27

Литература 32


Общая редакция серии «Русский язык»: Л.А. Гончар

Кушевич Т.А.

К96 Изучение выразительных возможностей русского языка : повторитель­

но-обобщающие уроки в 10-11 классах / Т.А. Кушевич. - М. : Чистые пру­ды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 5 (11)).

ISBN 5-9667-0228-4

Уроки русского языка в 10-11-х классах, построенные на материале программных произведений русской литературы XIX-XX вв., посвящены изучению выразительных возможностей разных частей речи, а также синтаксических особенностей текста.

УДК 372.880.82 ББК 74.268.1Рус

Учебное издание

КУШЕВИЧ Татьяна Алексеевна

ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
Повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах

Редакторы Л.А. Гончар, Н.А. Шапиро
Корректор СМ. Подберезина
Компьютерная верстка Г.В. Струкова

Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2004 г.
Подписано в печать 24.08.2006.

Формат 60x90/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Печ. л. 2,0.

Тираж экз. Заказ №

ООО «Чистые пруды», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165
Тел. (495) 249-28-77, http://www.1september.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в Раменской типографии
Сафоновский пр., д. 1, г. Раменское, МО, 140100
Тел. (495) 377-07-83. E-mail: [email protected]

©

ISBN 5-9667-0228-4

УДК 372.880.82 ББК 74.268.1Рус К96


ООО «Чистые пруды», 2006

1 Определите жанр текста. (Аллегория, т.е. иносказание.)

  • Закончите последнее предложение, не нарушая метафорического строя всего произведения. (Берегите знаки препинания.)

  • Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?

  • Каких литературных персонажей напоминает герой этого текста?

  • Что означает выражение дойти до точки?

В каком словаре можно получить ответ на данный вопрос? (В специали­зированном - фразеологическом - словаре, а также в толковом словаре, в котором даются самые известные фразеологические обороты в конце сло­варной статьи.)

Вспомните и объясните смысл фразеологизмов, в состав которых вхо­дит слово точка (поставить все точки над «и», точка зрения, ставить


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!