Педагогика Английский язык
Библиотека в школе
Биология
География
Дошкольное образование Здоровье детей
Русский язык
№5(11)/2006
Информатика Искусство История Литература Математика Начальная школа Немецкий язык Спорт в школе Управление школой Физика
Французский язык Химия
Т.А. КУШЕВИЧ
Ш
Библиотечка «Первого сентября»
Изучение выразительных возможностей русского языка
Повторительнообобщающие уроки в 10-11 классах
кольный психологБИБЛИОТЕЧКА «ПЕРВОГО СЕНТЯБРЯ»
Серия «Русский язык»
Выпуск 5 (11)
Т.А. Кушевич
ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ
ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
Повторительно-обобщающие уроки
в 10-11 классах
Москва
Чистые пруды
2006Предисловие
У методистов и педагогов нет единого мнения о том, каким должно быть содержание уроков русского языка в старших классах. Несомненно, нельзя ограничиваться только повторением орфографических и пунктуационных правил и отработкой навыков грамотного письма. Куда более осмысленной кажется задача обобщить, систематизировать и углубить знания, полученные учащимися в средней школе, а также показать живую взаимосвязь отдельных языковых явлений и лингвистических категорий, расширить сведения по стилистике, культуре речи и др. Именно эта задача положена в основу двухлетнего (в 10-11 классах) курса, разработанного автором предлагаемых материалов.
Уроки в 10-м классе посвящены выразительным возможностям разных частей речи и построены на материале программных произведений русской литературы XIX века.
На уроках русского языка в 11-м классе систематизируются знания по важным разделам синтаксиса и пунктуации; выразительные возможности синтаксиса изучаются в основном на примере художественных текстов, написанных в XX веке.
Особый интерес предлагаемые уроки представляют потому, что тема выразительных средств языка еще недостаточно освоена школьными учителями, и при этом она стала особенно актуальной с введением ЕГЭ по русскому языку.Уроки в 10 классе
Языковые средства выразительности. Комплексный
анализ стихотворения А.Пушкина «Нереида»
Индивидуальное задание.
Закончите высказывание известной русской актрисы Рины Зеленой. Оформите его как эпиграф к уроку (обращается внимание на отсутствие кавычек).
Русскую речь надо охранять и беречь, как русскую природу. Она столь же крат. прил. и крат. прил. (прекрасна и беззащитна).
Объявление темы урока.
Чтение наизусть стихотворения «Нереида» (учителем или подготовленным учеником). Когда написано это стихотворение?
Стихотворение А.Пушкина «Нереида» написано в 1820 году в южной ссылке, опубликовано в «Полярной звезде» за 1824 г. и включено в сборник 1826 г. в раздел «Подражание древним».
Таврида - во времена Пушкина название Крымского полуострова.
Нереиды - в древнегреческой мифологии: морские нимфы, дочери Не- рея - бога, олицетворявшего спокойное море.
Влага - о водном пространстве, море. (См. Словарь языка Пушкина. М.: Азбуковник, 2000.)
Работа с текстом.
Запишите стихотворение. Объясните все знаки препинания (повторение условий обособления распространенных определений, нахождение случая дистантного положения обособленного определения по отношению к определяемому слову: Сокрытый меж дерев, едва я.. .).
НЕРЕИДА
Среди зеленых волн, лобзающих Тавриду,
На утренней заре я видел нереиду.
Сокрытый меж дерев, едва я смел дохнуть:
Над ясной влагою - полубогиня грудь Младую, белую, как лебедь, воздымала И пену из власов струею выжимала.
(А.Пушкин)
Назовите реальные время, место и действующих лиц.
(Раннее утро, берег моря. Лирический герой, скрытый деревьями, купающаяся девушка, названная полубогиней.)
На какие смысловые части можно разделить стихотворение?
Что символизирует нереида? Какие ассоциации вызывает у вас этот образ? (Воплощение божественной красоты. Афродита, рожденная из пены морской.)
Как бы вы определили жанр этого произведения? Не кажется ли вам, что стихотворение не закончено? (Это фрагмент, «картинка».)
Да, это жанр поэтического фрагмента, лирической миниатюры, впоследствии блестяще разработанный Ф.И. Тютчевым. Его художественная задача - передать эстетическое переживание, пробудить в человеке чувство прекрасного.
Использование мифологического образа морской нимфы - нереиды.
Лексический уровень: устаревшая лексика (лобзать, младой), точные и простые эпитеты, метафора (лобзающих Тавриду), олицетворение.
Морфологический уровень: устаревшие формы слов, создающие высокий стиль стихотворения, - власов, струею, влагою, сокрытый меж дерев, воздымала.
Синтаксический уровень: синтаксический параллелизм (3 из 6 строк начинаются с обстоятельства места), сравнение, синтаксический перенос в строках 4 и 5 - излюбленный пушкинский прием.
Фонетический уровень: скопление звуков, имитирующих плеск волн.
Домашнее задание.
§ 27, упр. 141, 144 (Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. М.: Просвещение, 1998 и далее).
Напишите сочинение-миниатюру на основе развернутой метафоры на «морскую» тему.
Имя существительное как часть речи.
Роль существительных в художественном тексте
Эпиграф к уроку:
Слово - одежда всех фактов, всех мыслей.
М.Горький
Индивидуальное задание (выполняется на доске). Морфологический разбор имен существительных из эпиграфа к уроку (1-2 человека).
Как вы понимаете данное высказывание? Какой художественный прием лежит в его основе? Объясните постановку тире в предложении.
Объявление темы урока.
Имена существительные - самые частотные в нашей речи слова: ученые подсчитали, что на каждые 100 слов приходятся приблизительно 40 имен существительных и только 26 глаголов.
Проверка домашнего задания.
Любая часть речи характеризуется с четырех сторон:
Общее значение, на какой вопрос отвечает.
Грамматические признаки.
Синтаксическая роль.
Морфемные показатели.
Последняя характеристика чрезвычайно важна, так как связана с правописанием окончаний, суффиксов и приставок.
Характеристика имени существительного как части речи. Обращаем внимание на то, какие грамматические значения выражены у имен существительных. Можно расширить знания учащихся, рассказав о категории одушевленности-неодушевленности и грамматическом способе ее выражения.
Работа с текстом.
Чтение, запись.
И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера.
Сердцеведением и мудрым познаньем жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Назовите автора и произведение. (Н.В. Гоголь. Мертвые души. 5-я глава, лирическое отступление.)
Определите тип речи, аргументируйте свой выбор. (Рассуждение.)
Выделите тезис, объясните его метафорический смысл. (Всякий народ в слове отражает собственный характер.)
Какие имена существительные употреблены в ед. числе в значении множественного?
Выводы для записи в тетрадь
Грамматические характеристики имени существительного могут быть в тексте средством языковой выразительности.
Существительное единственного числа может употребляться в значении множественного числа (обобщенное значение). Художественное средство, в основе которого лежит такой перенос, называется синекдохой (греч. соотнесение).
Особую смысловую нагрузку может выполнять и категория падежа. Найдите пример тропа (сравнения), связанного с определенной падежной формой (существительное в тв. п. щеголем).
Объясните значение слова сердцеведение. К какой группе слов с точки зрения происхождения и употребления оно относится? (Окказионализм, книжная, художественная лексика.) Найдите еще два авторских неологизма в данном отрывке. Что вы можете сказать о способе их образования? (Умнохудощавое (слово) - эпитет, образован путем сложения основы и слова; животрепетало - глагол, образованный слиянием.)
Охарактеризуйте морфемный состав слова сердцеведение. (Сложное слово, образовано по словообразовательной модели: природ + о, товар + о, литератур + о + вед - ени - е.)
Домашнее задание.
Записи в тетради.
§ 30, упр. 154. § 31, упр. 158. § 32, упр. 160 (указанное выше пособие).
Подготовьте ответ на тему «Прилагательное как часть речи».
Имя прилагательное как часть речи.
Роль прилагательных в художественном тексте
Морфемная разминка.
Найдите 4-е лишнее:
веский, тульский, резкий, скользкий;
утренний, торжественный, серебряный, естественный;дешевый, ситцевый, свинцовый, столовый;
осенний, весенний, каменный, пламенный;
старинный, картинный, магазинный, гардинный.
Проверка домашнего задания.
Характеристика имени прилагательного как части речи.
Обращаем внимание на следующие моменты:
Морфемные показатели (суффиксы) прилагательных связаны с разрядом:
суффиксы качественных прилагательных: -н-, -чив-, -лив-, -оньк-(-еньк-), -оват-(-еват-) и др.;
суффиксы относительных прилагательных: -ан-(-ян-), -енн-(-онн-), -ск-, -ов-, -чат-, -ат- и др.;
суффиксы притяжательных прилагательных: -j-, -ин-, -ов- и др.
Довольно распространенное явление - омонимия морфем (бирюзовый - отцов).
Изменение разряда прилагательного, употребленного в переносном значении (золотое время - золотое кольцо).
Объявление темы урока.
Вспомним, какой литературный герой XVIII века был большим «знатоком» грамматики. К каким частям речи, по его мнению, могло относиться слово дверь?
По частотности употребления прилагательные занимают 3-е место после существительных и глаголов.
Особую роль играют имена прилагательные в художественной литературе, особенно в поэзии.
Работа с текстом.
Чтение, запись (без заглавия).
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном, пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам - Небесная, к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре - И на бунтующее море Льет примирительный елей.
1850
Охарактеризуйте синтаксическую структуру текста. (Текст представляет собой одно предложение.) Сделайте его пунктуационный разбор.
Данный текст позволяет вспомнить постановку знаков препинания при однородных и обособленных членах, повторить главные условия обособления определений.
Кто автор стихотворения? В заглавии произведения названа его героиня. Кто она, на ваш взгляд? Аргументируйте свою точку зрения (Ф.И. Тютчев. Поэзия.)
Обратите внимание на три сильные позиции текста (название, первую и последнюю строки). Сформулируйте главную мысль текста: в чем видит лирический герой суть и назначение поэзии?
(Стихотворение Ф.И. Тютчева «Поэзия» - своеобразный поэтический манифест эстетического направления в литературе середины XIX века. Его сторонники видят назначение поэзии в служении Красоте, Гармонии, высшей Истине, считая, что художественное, высокое слово обладает магической силой примирения.)
С помощью каких языковых средств создается образ Поэзии? (Эпитеты: небесная, с лазурной ясностью во взоре; метафоры: слетает, льет елей.)
Как вы понимаете выражение лить елей? (Успокаивать, смирять.)
В каком значении употреблено слово море? (В перен.: люди; ср.: людское море, море людей, точнее, море людских страстей, так как оно бунтующее.)
Назовите все эпитеты в стихотворении, охарактеризуйте их частеречевую принадлежность.
Сделайте вывод: какую роль играют имена прилагательные в данном тексте? Обратите внимание на одиночные причастия, выступающие в роли прилагательных: клокочущие страсти, бунтующее море.
Еще одним из важных художественных приемов в стихотворении Ф.И. Тютчева является повтор, в данном случае корневой (небес, небесный). Повтор как средство языковой выразительности необходимо отличать от тавтологии (речевого недочета).
Определите роль корневого повтора в данном стихотворении. (Повтор небес - небесный подчеркивает божественную природу искусства.)
Домашнее задание.
Записи в тетради.
Устный ответ на вопрос «Роль прилагательных в художественном тексте» (с опорой на материалы урока).
§ 36, упр. 184, 185, 186, 190 (6-10) (указанное выше пособие).
Причастия и прилагательные.
Переход одиночных причастий в прилагательные
Задание всему классу.
Распределите данные суффиксы в три столбца: суффиксы прилагательных, суффиксы причастий, омонимичные суффиксы прилагательных и причастий. Аргументируйте свой выбор, подбирая соответствующие примеры.
-Ан-(-ян-); -ущ-(-ющ-); -енн-(-онн-); -ин-; -им-; -янн-, -н-, -т-, -ом-(-ем-), -вш-; -ш-; -нн-; -к-; -ащ-(-ящ-); -оньк-(-еньк-).
(Обе части речи обозначают признак предмета, причастие - форма глагола, поэтому обозначает не просто признак, а процессуальный признак предмета. Причастие, как и прилагательное, изменяется по числам, родам и падежам, так же согласуется с существительным, к которому относится. Но причастие - это склоняемая форма глагола. В причастии, как в глаголе, могут быть выражены два времени: настоящее и прошедшее (причастия будущего времени в русском языке нет). Причастия могут принадлежать к двум разным группам: действительным и страдательным.)
Какие доказательства, кроме морфологических признаков, можно привести при определении принадлежности слова к классу прилагательных или причастий? (Морфемные показатели, т.е. характерные суффиксы; способ образования слова: прилагательные, как правило, образованы от существительных, но могут быть образованы и от глаголов, а причастия - только от глаголов.)
Работа с текстом.
Чтение, запись.
Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля тянулись вплоть до самого небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные, с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами.
Кто эти проезжающие? (Герои романа Тургенева «Отцы и дети» - Базаров, отец и сын Кирсановы.)
Какова роль этого пейзажа в контексте всего романа? (Положение пореформенной крестьянской России, русской деревни читатель видит глазами Аркадия, молодого человека, который болеет душой за свою страну и ощущает необходимость перемен.)
К какому типу речи относится отрывок из романа И.С. Тургенева? Есть ли у него какие-либо особенности? (Это динамическое описание, читатель как будто вместе с героями едет по дороге и наблюдает изменяющуюся картину.)
Какие части речи можно считать текстообразующими, формирующими такой тип речи, как описание? (Существительные, прилагательные и причастия.)
Задание 1. 1-й вариант. Выпишите из текста в два столбика словосочетания с главным словом - именем существительным: 1) прил. + сущ.; 2) прич. + сущ. Обозначьте суффиксы и окончания в прилагательных и причастиях (свой выбор мотивируйте).
2-й вариант. Выпишите из текста действительные и страдательные причастия. От какой основы глагола образуются причастия настоящего и прошедшего времени? Выделите суффиксы причастий.
Почему слова молотильный, опустелый, хотя и образованы от глагола и обозначают признак предмета по действию, не являются причастиями? К какой части речи их нужно отнести? (Слова молотильный, опустелый образованы от глаголов с помощью особых суффиксов, нехарактерных для причастия. Они являются отглагольными прилагательными.)
Приведите свои примеры отглагольных прилагательных с суффиксами -л-, -льн-, -тельн-. (Горелый, зрелый, спелый, стиральный, читальный, купальный, ослепительный, оглушительный.)
Задание 2. Найдите в тексте причастия, которые, лишившись зависимого слова, могут изменить свой внешний облик и перейти в разряд имен прилагательных. (Плетенные из хвороста стены - плетеные стены). Объясните правописание следующих слов: печеная, печенная на костре, пропеченная, непеченая (картошка).
Выводы для записи в тетрадь
Основным морфемным показателем отглагольных прилагательных является суффикс -ен-. (Менее продуктивными являются суффиксы -л-, -льн-, -тельн-). Они могут обозначать:
качество человека: пуганый, бешеный, смышленый, ученый, стриженый, пудреный, чесаный и др.;
признак предметов, связанных со строительными или другими работами: крашеный, беленый, клееный, вязаный, штопаный, груженый, резаный, плетеный, тесаный, кошеный, стираный и др.;
признак предметов из области гастрономии и кулинарии: копченый, печеный, вареный, тушеный, жареный, сушеный, моченый, соленый, кипяченый, мороженый и др.
Задание 3. Объясните знаки препинания в записанном тексте и сделайте синтаксический разбор первого предложения.
Домашнее задание.
Записи в тетради.
§ 39, упр. 211, 185, 212 (указанное выше пособие).
Эмоционально-экспрессивные возможности глагола
в художественном тексте
Работа с текстом.
Чтение, запись.
Дня через четыре приезжает Азамат в крепость. По обыкновению он зашел к Григорию Александровичу, который его всегда кормил лакомствами. Я был тут. Зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича: уж такая-то она резвая, красивая, словно серна - ну просто, по его словам, этакой и в целом мире нет.
Засверкали глазенки у татарчонка, а Печорин будто не замечает; я заговорю о другом, а он, смотришь, тотчас собьет разговор на лошадь Казбича. Эта история продолжалась всякий раз, как приезжал Азамат. Недели три спустя стал я замечать, что Азамат бледнеет и сохнет, как бывает от любви в романах-с. Что за диво?..
Вот видите, я уже после узнал всю эту штуку: Григорий Александрович до того его задразнил, что хоть в воду. Раз он ему и скажи:
Вижу, Азамат, что тебе больно понравилась эта лошадь; а не видать тебе ее как своего затылка! Ну, скажи, что бы ты дал тому, кто тебе ее подарил бы?..
Все, что он захочет, - отвечал Азамат.
(М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени)
• Назовите рассказчика и слушателя этой истории.
Найдите слова и выражения, содержащие оценку описываемых событий. Охарактеризуйте их с экспрессивно-стилистической точки зрения.
(По обыкновению (разг.), уж (разг.), всегда, такая-то (разг.), ну (разг.) просто, по его словам (вв. сл.), этакой (разг.) и в целом мире нет, засверкали глазенки (разг.), у татарчонка (разг.), стал замечать, смотришь (вв. пр.), бледнеет и сохнет (прост.), как бывает от любви в романах-с (ирон.), что за диво? (разг.), штуку (разг.), до того задразнил (разг.), хоть в воду (разг.).)
(Лексикон, языковая манера и стиль общения многое могут сказать о человеке. В оценочной лексике данного эпизода преобладают слова разговорного стиля, что во многом объясняется ситуацией непринужденного общения, но не исчерпывается ею.)
Максим Максимыч - человек наблюдательный, неравнодушный, незлобивый. Да, он по природе лишен агрессии и злобы: видя, как Печорин совсем измучил (задразнил) мальчишку, Максим Максимыч старается перевести разговор на другую тему, но он пасует перед циничной целеустремленностью Печорина. Печорин так и останется для простодушного, добросердечного Максима Максимыча загадкой. Рассказчик говорит об этой истории как о «штуке», за грубоватой иронией пряча, быть может, досаду на собственное бессилие и сожаление о случившемся, ведь перед тем, как начать повествование, Максим Максимыч в сердцах восклицает: Никогда себе... не прощу.
Разговорные элементы есть и в речи Печорина. Найдите их, определите лексическое значение, синтаксическую функцию и роль в идейном содержании.
Больно (понравилась) - очень; наречие степени, обстоятельство.
(Не видать) как своего затылка - никогда; фразеологический оборот, обстоятельство (ср. не видать как своих ушей).
Объясните, почему оборот (не видать) как своего затылка является фразеологическим, а не сравнительным, а значит, не обособляется.
(По структуре этот оборот представляет собой синтаксически неделимое, цельнооформленное сочетание, по своему значению (переносному) соотносится с одним словом - наречием никогда.)
Найдите в тексте слова различных уровней со значением сравнения, определите их место в предложении, объясните пунктуацию.
Красивая, словно серна... - сравнительный оборот, зависит от составного именного сказуемого (обязательное обособление).
Печорин будто не замечает - сравнительный союз, входит в состав сказуемого (запятая не нужна).
.. .Азамат бледнеет и сохнет, как бывает от любви вроманах-с - придаточное предложение со значением сравнения в сложноподчиненных предложениях (всегда отделяется от главного предложения запятой).
Максим Максимыч в данном эпизоде предстает искусным рассказчиком. Какими способами он передает чужую речь и привлекает внимание слушателей?
(Диалог, несобственно-прямая речь (уж такая-то она резвая...), вводные конструкции (вот видите, смотришь), риторический вопрос).
Вся эта штука случилась довольно давно, но ее очевидец запомнил мельчайшие подробности, кроме, пожалуй, точных дат и чисел. Какими языковыми средствами выражается приблизительность обозначения времени происходящего?
Дня через четыгре, недели три спустя - инверсия;
после, раз (разг.) - наречия времени.
Повтор в художественном тексте (на разных языковых уровнях) всегда не случаен, имеет определенную задачу. Найдите повторяющиеся слова, сравните их лексическое и грамматическое значение, частеречевую принадлежность.
Приезжает - глагол изъявительного наклонения настоящего времени в значении прошедшего; неопределенная форма приезжать.
Приезжал - глагол изъявительного наклонения прошедшего времени; неопределенная форма - приезжать.
Зашел - глагол в изъявительном наклонении, прошедшем времени; неопределенная форма - зайти, в значении «идя, по пути побывать».
Зашел - глагол в изъявительном наклонении, прошедшем времени; неопределенная форма - зайти, в значении «возникнуть, начаться».
Разговор (зашел).
Разговор (собьет) — отличается только падежная форма (и.п. - в.п.).
(Разговор) о лошадях — сущ. ж.р., п.п., мн. ч.
(Началрасхваливать) лошадь — сущ. ж.р., в.п., ед. ч.
(Собьетразговор) на лошадь — сущ. ж.р., в.п., ед. ч.
(Понравилась) лошадь — сущ. ж.р., и.п., ед. ч.
(Всякий) раз - сущ. м.р., 2-го скл., ед.ч., в значении «случай, явление в ряду однородных (повторяющихся или возможных) действий, проявлений чего-либо».
Раз (скажи) - нареч. времени, неизм. ф., в значении «однажды».
(Он и) скажи - глагол повелительного наклонения в значении изъявительного, в прошедшем времени; неопределенная форма - сказать.
(Ну), скажи - глагол повелительного наклонения; неопределенная форма - сказать.
Определите роль повтора в рассказе Максима Максимыча. Какая сторона слов - формальная или смысловая (содержательная) - более важна в каждом случае?
(Эти словесные пары являются своего рода сигналами назревающей катастрофы, этапами пути к трагической развязке всей новеллы. Слово лошадь в отрывке повторяется 4 раза, определяя внешнюю причину, повод к дальнейшему развитию событий.
Во втором примере изменяется лишь лексическое значение слова, в пятом случае обращает на себя внимание грамматическая омонимия (раз: сущ. - нареч.), в первом и последнем примерах лексическое значение слов и их часть речи остаются прежними, более активна и важна грамматическая форма, точнее, наклонение и время.)
Вспомните, что обозначает понятие «наклонение глагола». Как связано значение наклонения с категорией времени?
Наклонение - это отношение действия к действительности (обозначает реальность-нереальность происходящего). Глаголы в изъявительном наклонении, в отличие от форм условного и повелительного, обозначают реальное действие, происходящее до, после или в момент речи, поэтому только они изменяются по временам.
Для обозначения действий, происходящих до момента речи, используются, как правило, глаголы изъявительного наклонения прошедшего времени.
Эти значение и функцию глагольных форм можно назвать прямыми и непосредственными (по аналогии с типами лексического значения слова). Однако существует и так называемое переносное, художественное употребление наклонений и времен, например, для обозначения событий «давно минувших дней», как в данном тексте.
Выпишите глаголы со значением действия, произошедшего до момента речи, сгруппировав их по наклонениям и временам. Проследите, какое дополнительное эмоционально-смысловое наполнение приобретают различные глагольные формы, употребленные в значении прошедшего времени.
В тексте большая часть глаголов употреблена в изъявительном наклонении прошедшего времени (они прямо обозначают действие, происходящее до момента речи, формируя повествовательный тип речи, задавая размеренный, эпический тон) - зашел, кормил, был, начал расхваливать, засверкали, продолжалось, приезжал, стал замечать, узнал, понравилась.
Приезжает, не замечает, бледнеет, сохнет, бывает - глаголы изъявительного наклонения настоящего времени в значении прошедшего; для большей живости и наглядности изображения прошедших событий; значение повторяемости.
Заговорю, собьет - формы изъявительного наклонения будущего времени в значении прошедшего; для обозначения неоднократных, недлительных действий, сменяющих друг друга.
Скажи (раз он ему и скажи) - форма повелительного наклонения; передает внезапность, неожиданность действия.
• Как известно, в повествовании текстообразующую роль играют глаголы. Сравните общее количество глаголов с количеством глаголов, употребленных в переносном значении. Сколько глаголов, обозначающих произошедшее действие, выражено другими формами, помимо изъявительного наклонения прошедшего времени? Сделайте вывод: благодаря чему рассказ Максима Максимыча столь динамичен, выразителен и интересен?
(Из 25 глаголов (не считая входящих в состав вводных конструкций и фразеологического единства) только 2 имеют переносный смысл (собьет, сохнет). Действие, произошедшее до момента речи, выражено глаголом в форме изъявительного наклонения прошедшего времени в 10 случаях, другими способами - в 8 случаях.)
Выводы для записи в тетрадь
Основная эмоционально-экспрессивная стилистическая нагрузка в данном повествовании лежит на грамматической форме глаголов.
Благодаря использованию ресурсов морфологии (парадигмы наклонений и времен глаголов) рассказ героя легко воспринимается слушателями, становится динамичным, выразительным и интересным.
Употребление элементов разговорного стиля создает ситуацию непринужденной беседы, а также служит средством характеристики образа рассказчика.
Формально-грамматическая и стилистическая сторона текста гармонически соответствует острому, почти детективному сюжету романтической новеллы.
Домашнее задание.
1. Проверьте орфографию и пунктуацию записанного текста по оригиналу (роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», главе «Бэла»). Обратите внимание на наличие или отсутствие авторских знаков, на особенности грамматики XIX века.
Выпишите 5 предложений из романа М.Ю. Лермонтова, содержащих глаголы с необычным способом выражения прошедшего времени, определите их функцию в тексте.
Подготовьте устное сообщение на тему «Эмоционально-экспрессивные возможности глагола в художественном тексте» (по материалам урока).
Индивидуальное задание. Напишите мини-исследование на тему «Неопределенная форма глагола как грамматическое средство выразительности (на материале поэмы М.Ю. Лермонтова “Демон”)».
Уроки в 11 классе
Смысл и знаки препинания
Повторение теории.
Охарактеризуйте термины синтаксис и пунктуация с точки зрения происхождения, употребления, активного и пассивного запаса, стилистической окраски.
Восстановите логическую цепочку, назвав пропущенные звенья: Синтаксис... Пунктуация (Синтаксис - Интонация - Смысл - Пунктуация).
Объявление темы урока.
Самый знаменитый пример того, что от грамотного написания, произнесения и понимания текста порой зависит многое, даже сама жизнь, известен нам с детства: Казнить нельзя помиловать.
Существуют не только литературные факты, но и исторические свидетельства, документы. Так, например, постановка лишних запятых позволила И.А. Крылову придать оскорбительному письму, адресованному директору театра, который отказывал автору в постановке пьес, корректную, приличную форму: «И последний подлец, каков только может быть, Ваше превосходительство, огорчился бы... Видя глупое, Ваше превосходительство, можно ли не смеяться...».
Чем обусловлен комический эффект данных высказываний в устной речи? (Порядок слов (синтаксическая структура), интонация.)
Знаки препинания не только помогают передавать смысл, но употребляются иногда вместо слов. При чтении текста мы часто на полях отмечаем непонятные или сомнительные места вопросительным знаком (?), а те части текста, которые вызывают особый интерес, - знаком восклицательным (!). Существует одна занятная история. В.Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю, приложив к ней свое письмо, в котором не было ни одного слова. Письмо состояло из одного знака: «?». Издатель незамедлительно ответил таким же бессловесным письмом: «!».
Эти и другие любопытные и полезные сведения (история знаков препинания, их классификация, пунктуационный «алфавит» и др.) содержатся в книге С.И. Львовой «Язык и речь. Учебное пособие для 8-9-х классов» (с. 164-170). Данный дидактический материал может быть использован для подготовки учительского или ученических сообщений.
Работа с текстом.
Чтение, запись.
Человек потерял запятую, стал бояться сложных предложений, искал фразы попроще. За несложными фразами пришли несложные мысли. Потом он потерял знак восклицательный и стал говорить тихо, с одной интонацией. Его уже ничто не радовало и ничто не возмущало.1 Он ко всему относился без эмоций.
Затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать всякие вопросы. Никакие события не вызывали его любопытства, где бы они ни происходили: в космосе, на Земле или в собственной квартире.*
Еще через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки.
К концу жизни у него остались только кавычки. Он не высказывал ни одной собственной идеи. Так он совсем разучился мыслить и дошел до точки.* Берегите...
(Г.Каневский)
точку, от точки до точки, находиться на мертвой точке, дойти до точки, попасть в самую точку, точка в точку).
Выполните синтаксический разбор трех предложений, отмеченных звездочкой, составьте схемы.
Объясните случаи правописания не и ни в тексте.
Домашнее задание.
§ 58, 59. Упр. 327, 330 (указанное выше пособие).
Интонация. Смысл. Пунктуация
Эпиграф к уроку:
Обращая внимание на естественную связь употребления знаков препинания с произношением, мы достигнем того, что письменная и устная речь будут не мешать, а помогать одна другой.
В.И. Чернышев
Проверка домашнего задания.
Сформулируйте тему прошлого урока, прокомментируйте ее название.
Объявление темы урока.
Интонация живого слова выполняет важнейшую роль в общении: она позволяет точно и выразительно передавать мысли и чувства, помогает правильно понимать и чувствовать собеседника. Именно по интонации слушатели главным образом угадывают чувства и настроение говорящего.
• Назовите элементы, составляющие интонационный рисунок высказывания. (Логические ударения, паузы, тон, темп речи.)
Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысловых, грамматических отношений и эмоциональной окраски речи.
Мелодика речи (мелодический рисунок) - движение голоса во время речи.
Каждый элемент интонации обозначается особыми значками.
Условные обозначения записи партитуры (интонационной разметки) текста.
- логическое ударение, т.е. выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
. . .• .• .• .• .• .• - усиленное логическое ударение.
/, //, /// - пауза различной продолжительности (короткая, средняя, длительная).
~Л - повышение голоса.
^ - понижение голоса.
Практическая работа.
Задание 1. Прочитайте предложения в соответствии с пунктуацией. Объясните причину происходящих недоразумений. Как их можно исправить? Затем вслух прочитайте предложения, соблюдая правильную интонацию. Запишите их, правильно расставляя знаки препинания, заполняя пропуски. Составьте схемы исправленных предложений. (Упр. 218, указанное пособие.)
К финишу с ревом и грохотом влетела последняя двадцать пятая машина. 2) На улице много народу: автомобилей и грузовиков. 3) Дима бросил на парту покрашенную масляной краской тетрадь по геометрии.
Девушка перевела через улицу старушку, которая ее об этом попросила и побежала на дискотеку. 5) Окна, вероятно, были отрыты потому, что слышался неумолчный смех, громкий хохот, радостные крики. 6) Солнце уже спряталось за белые дома, с красными крышами стремительно наступали сумерки. 7) Муму прижалась к стенке, когда подошла барыня и оскалила зубы.
Задание 2. Работа с предложением Директор института ученый швед (войти) в кабинет. Определите все возможные варианты интонации, количество подлежащих, согласуйте сказуемое с подлежащим. Запишите полученные предложения, расставив знаки препинания. Проследите, как меняется их синтаксическая структура.
Директор института, ученый, швед вошли в кабинет (3 человека).
Директор института, ученый-швед вошли в кабинет (2 человека).
Директор института, ученый-швед, вошел в кабинет (1 человек).
Задание 3. Владеете ли вы интонацией бессоюзного сложного предложения? Продиктуйте предложения в любом порядке. Определите, правильно ли вас поняли слушатели. Одновременно вам удастся проверить, владеют ли ваши слушатели пунктуационным правилом постановки знака в бессоюзном сложном предложении. (Упр. 234, указанное выше пособие.)
Наступила долгожданная тишина: ребята легли спать. - Наступила долгожданная тишина - ребята легли спать. - Наступила долгожданная тишина, ребята легли спать.
Подул сильный ветер, погода стала меняться. - Подул сильный ветер: погода стала меняться. - Подул сильный ветер - погода стала меняться.
Лес рубят, щепки летят. - Лес рубят - щепки летят. - Лес рубят: щепки летят.
• Доказывает ли этот эксперимент справедливость слов известного лингвиста В.И. Чернышева? (См. эпиграф к уроку.)
Задание 4. Объясните, в каких предложениях не обособляются (на письме и в произношении) выделенные сочетания и почему. В каких предложениях пропущены знаки препинания? Сделайте вывод. Спишите, соблюдая правила русской орфографии. (Упр. 92, выполняется письменно.)
1) Работал я не покладая рук. 2) Не торопясь Катя открыла шкафчик. 3) На собрании критиковали невзирая на лица. 4) Иванченко представлялся ему человеком, который действует очертя голову. 5) Лошади мотая головами уныло брели дальше. 6) Укоряла нас за то, что работали спустя рукава. 7) Приняв решение нужно неукоснительно проводить его в жизнь. 8) Он был необычайно взволнован, метался по комнате не помня себя. 9) Судя по всему зима в этом году будет ранняя. 10) День и ночь спешу к вам сломя голову. 11) Вытащив билет студент очень расстроился. 12) Скрепя сердце я согласился на это. 13) Спустившись по лестнице Игорек немного постоял у двери, а затем решительно вышел из подъезда. 14) Лютов был не тот человек, который позволил бы сидеть сложа руки.
Домашнее задание.
Подготовьте сообщение по теме с использованием эпиграфа и материалов урока.
Повторите общую характеристику простого предложения.
§ 61, упр. 334 (указанное выше пособие). Выпишите грамматические основы.
Знаки препинания конца предложения
Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке говорилось о том, что знаки препинания внутри предложения неразрывно связаны со смыслом. Знаки препинания конца предложения обладают особой информативностью, эмоционально-смысловой и стилистической емкостью.
Объявление темы урока.
Работа с текстом. Анализ предложения Многоточие - это следы на цыпочках ушедших слов. (ИБродский)
Определите мелодику высказывания. Как его интонационный рисунок определяется порядком слов? Аргументируйте свой ответ.
Выполните синтаксический разбор, составьте схему предложения.
Какой художественный прием лежит в основе определения И.Бродско- го?
Подберите похожие по синтаксической модели крылатые выражения. (Краткость - сестра таланта. Молчание - знак согласия. Новое - хорошо забытое старое. Чтение - вот лучшее учение.)
Афоризм И.Бродского можно рассматривать как своеобразное метафорическое определение, перифраз умолчания - художественного приема, построенного на употреблении предложений с многоточием.
Умолчание предоставляет слушателю или читателю возможность догадываться и размышлять, о чем могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании...
В устной речи чувства и переживания передаются с помощью пауз различной долготы, а в письменной речи этой цели служит специальный пунктуационный знак - многоточие.
Предложения с многоточием, помимо умолчания, недосказанности, могут обозначать различные проявления душевного состояния человека.
Выводы для записи в тетрадь
Большая пауза в речи обычно выражает:
недосказанность, намеки - умолчание;
раздумья человека, неопределенность решения;
чрезмерное волнение говорящего;
замешательство, затруднительное положение героя, мучительное подыскивание нужного слова;
особую значимость отдельного слова, выражения;
усиление впечатления длительности времени;
особенность речи человека.
В письменной речи пауза передается специальным пунктуационным знаком - многоточием.
Практическая работа.
Задание. Из какого произведения взяты данные примеры? Назовите героев, произносящих реплики. Определите значение многоточия в каждом случае. Выразительно прочитайте предложения, интонацией передайте подтекст.
- У, как высоко! - произнесла она ослабевшим и вздрагивающим голосом. - Когда я гляжу с такой высоты, у меня как-то сладко и противно щекочет в груди... и пальцы на ногах щемит... И все-таки тянет, тянет... (Анна, сестра Веры Николаевны)
- Вот я держу в своих руках вещь, которой, может быть, касались руки маркизы Помпадур или самой королевы Антуанетты... Но, знаешь, Анна, это только тебе могла прийти в голову шальная мысль переделать молитвенник в дамский carnet (фр. записная книжка). (Княгиня Вера Николаевна Шеина)
- Девочки. подождите. не бранитесь, - говорил он, перемежая каждое слово вздохами, происходившими от давнишней одышки. - Честное слово. докторишки разнесчастные. все лето купали мои ревматиз- мы. в каком-то грязном. киселе. ужасно пахнет... И не выпускали. Вы первые. к кому приехал. Ужасно рад. с вами увидеться. (Генерал Аносов)
Да нет. скажите. неужели в самом деле вы никогда не любили настоящей любовью? Знаете, такой любовью, которая... ну, которая... словом. святой, чистой, вечной любовью. неземной. Неужели не любили? (Княгиня Вера)
Поди посмотри. там у меня в столе, в ящичке, лежит красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его. (Княгиня Вера)
Трудно выговорить такую. фразу. что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мене право на это. (Желтков)
Я люблю лес. Помнишь, у нас в Егоровском?.. Разве может он когда- нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина такая. прохлада. (Княгиня Вера)
(А.И. Куприн. Гранатовый браслет)
• Чем объясняется употребление сочетающихся знаков препинания в конце предложений в последнем примере?
Как называются выразительные приемы синтаксиса, использованные в 7-м примере для повышения эмоциональности речи? (Риторический вопрос, риторическое восклицание.)
В грамматике риторический вопрос определяется как предложение, вопросительное по форме, но заключающее в себе не вопрос, а сообщение. В художественной словесности риторический вопрос может сохранять вопросительное значение, но задается он не с целью дать (или получить) на него ответ, а с целью усилить эмоциональное воздействие на читателя.
Риторическое обращение направлено не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения (чаще неодушевленному). Из двух функций, свойственных обращению, - призывной и экспрессивной, выразительной, - в риторическом обращении преобладает последняя.
• Какие лексико-грамматические средства в примерах 1, 4 и 7 усиливают эмоциональность речи? (Междометие у, частица неужели, союз точно.)
Историческая справка. Риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение относятся к риторическим фигурам. Риторические фигуры (от греч. оратор) - термин старой русской поэтики (рето- рики, или риторики): стилистические обороты речи, цель которых состоит в усилении выразительности речи. В прошлом риторика была наукой ораторского искусства, она возникла в Древней Греции (школа Пифагора). В своей «Риторике» М.В. Ломоносов утверждал, что употребление риторических фигур - признак высокого стиля.
Домашнее задание.
§ 79, 69. Упр. 357 (указанное выше пособие).
Выпишите из стихотворений С.Есенина предложения с обращениями различных видов (обычные, риторические, содержащие тропы (эпитеты, метафоры и др.) - 5-6 примеров.
Понятие об экспрессивном синтаксисе
Проверка домашнего задания.
Работа с текстом.
Чтение с проверкой знаков препинания.
Чистое мое, светлое мое, золото певучее, обещание, мечта, зов дальний!
Ты одна не обманешь, не ударишь, не обидишь, не покинешь! Тихая, а смеешься, кричишь, поешь; покорная - изумляешь, дразнишь, заманиваешь; малая, а в тебе народы без числа... захочешь - вскружишь голову, запутаешь, завертишь, затуманишь, слезы вспузырятся, дыхание захолонет, вся-то душа, как полотно на ветру, взволнуется, волнами восстанет, крыла- ми взмахнет!
А то чувство какое бессловесное в груди ворочается, стучит кулаками в двери, в стены: «Задыхаюся! Выпусти!» - а как его, голое-то, шершавое, выпустишь? Какими словами оденешь? Нет у нас слов, не знаем! Как все равно у зверя дикого, али у слеповрана, али русалки - нет слов, мык один!
(Т.Толстая. Кысь)
Является ли обращение, открывающее текст, риторическим? Приведите аргументы.
Поможет ли это обращение определить адресата, которому посвящен такой страстный монолог? (Риторическое обращение обозначает не реального собеседника, а предмет художественного изображения, чаще - неодушевленный.) Назовите его. (Книга.)
Какие лексико-синтаксические особенности задают эмоциональный тон всему тексту? (Перечислительная, восклицательная интонация, инверсия, повторы, метафора, словесные ряды, построенные по принципу синтаксического параллелизма, нанизывание однородных членов.)
Словесный ряд - это элемент композиции художественного текста. В словесный ряд входят единицы, объединенные какими-либо общими признаками, например, значением, принадлежностью к архаизмам или неологизмам, просторечию или книжной лексике и т.п.
Определение словесный в выражении словесный ряд употребляется в широком смысле. В качестве слагаемых, компонентов словесного ряда могут выступать не только слова, но и словосочетания, различные по синтаксической модели, тропы, фигуры, а также, по мнению академика В.В. Виноградова, разные формы и типы речи.
Словесные ряды в композиции художественного произведения вступают в сложное взаимодействие. Возможны их чередование, взаимопроникновение, параллельное развертывание, преобразование одного в другой.
Словесные ряды, как правило, бывают прерывными, т.е. между составляющими могут располагаться другие единицы текста.
(На примере анализа отрывка из книги Т.Толстой «Кысь» можно построить отдельный урок - исследование роли словесных рядов в композиции и идейном содержании художественного текста.)
Монолог героя о книге необычайно выразителен. Яркая эмоциональность текста достигается прежде всего многообразными синтаксическими средствами языка. Перед нами пример текста с экспрессивным синтаксисом.
Экспрессивный (лат. expressio выразительность) - выразительный.
Какие синтаксические особенности, кроме риторического обращения и инверсий, встречаются в данном отрывке? (Риторический вопрос, риторическое восклицание, сравнения, ряды однородных членов.)
Какую роль в идейном содержании (в понимании основного смысла) играют однородные члены предложения? (Изображение индивидуальных особенностей мышления, эмоционального восприятия речи и др. создает образ персонажа, произносящего монолог.)
Объясните смысловые различия при постановке тире:
...покорная - изумляешь... (противопоставление);
...захочешь - вскружишь голову (в первой части - условие). Необходимо обратить внимание на способ выражения однородных членов: чаще всего это глаголы, придающие особый динамизм, усиливающие эмоциональную напряженность, взволнованность речи. При этом образуется смысловая градация, подчеркиваемая зависимыми словами при однородных членах.
Градация (лат. gradatio постепенное повышение, gradus ступень) - стилистический прием расположения слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.
Выделите окончание, определите и обозначьте спряжение у всех глаголов во 2-м лице.
Найдите слова, формы и выражения с эмоционально-экспрессивной окраской, определите их стилистическую принадлежность (просторечные слова, формы и выражения: без числа (много), а то, али (или), вспузырятся, захолонет, взволнуется, крышами, задыхаюся, как все равно (как будто); окказионализмы (индивидуально-авторские слова): слеповран, мык (мычание).
Как проделанная работа позволяет охарактеризовать личность персонажа? (Пылкий, впечатлительный, восприимчивый по натуре, герой недостаточно образован, но интуитивно тянется к знаниям, чувствует магическую силу художественного слова, его непреходящую ценность и роль в жизни людей: «...нету нас слов.»).
Чем объясняет сам говорящий свое столь трепетное отношение к книге? Найдите ответ в тексте (книга превращает зверя дикого, слеповрана бессловесного в человека).
Сделайте морфемный и словообразовательный разбор слова бессловесный.
В тексте слово один повторяется дважды. Определите его частеречную принадлежность и художественную функцию в тексте. (Ты) одна (не обманешь); (мык) один - выделительно-ограничительное значение, близость к частице только.
Домашнее задание.
Записи в тетради.
§ 78. Упр. 385, 388 (указанное выше пособие).
Обособленные члены предложения: их значение и
функция в художественном тексте
Эпиграфы к уроку:
Знаки препинания служат нотами при чтении.
А.Чехов
Изымите все произведение, если в этом произведении вам не нравится запятая, но не выгчеркивайте запятой:
она имеет свой смыгсл.
А.Блок
I. Объявление темы урока.
Подберите родственные слова к термину обособленный. Как и родственные слова, морфемный состав слова обособленным помогает понять его смысл. (Отдельный, изолированный, автономный, независимый, сепаратный; об-особл-енн-ый; бИбл.)
Как вы понимаете слова А.Блока? Прямое или переносное значение имеет утверждение поэта?
Какие художественные приемы лежат в основе двух афоризмов? Сколько второстепенных членов предложения в чеховском высказывании?
Переведите слова А.Чехова на язык науки.
Какие члены предложения могут быть обособленными? Могут ли обособляться подлежащее и сказуемое? Почему?
Обособленные члены предложения - сравнительно молодая синтаксическая структура. Их описал в начале XX века А.М. Пешковский в своем труде «Русский синтаксис в научном освещении» (1914). Интонацию, сопровождающую обособление, А.М. Пешковский назвал обособляющей.
(Паузы, логические ударения, ритм - особая мелодика, мелодический рисунок.)
Однако ярко выраженная пауза не является универсальным условием обособления. (Ср.: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом.)
Причина обособления связана не с формой, т.е. лексико-грамматическим способом выражения, а с семантикой, смыслом, содержанием высказывания.
Наша задача - определить спектр значений обособленных членов предложения.
II. Практическая работа.
Задание 1. Перестройте каждые два простых предложения в одно с обособленными членами.
А он просит бури. Он мятежный.
На окне за ночь хризантемы расцвели. Серебряное от инея окно.
Однажды я из лесу вышел. Была студеная зимняя пора.
Под голубыми небесами великолепными коврами лежит снег. Снег блестит.
Шли тополя по придорожью. Тополя были обнажены ветрами зимы.
Назовите условия обособления и вид обособленного члена.
Сравните исходные и измененные предложения. Сделайте вывод о значении и функции обособленного члена предложения в каждом примере (см. таблицу).
Таблица А он, мятежный, просит бури. | Второстепенное сказуемое. Оценка субъекта. Определительное значение. |
На окне, серебряном от инея, за ночь хризантемы расцвели. | Образная, метафорическая характеристика предмета. Определительное значение. |
Однажды, в студеную зимнюю пору, я из лесу вышел. | Дополнительное сообщение, уточнение. Обстоятельственное значение. |
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. | Второстепенное сказуемое, добавочная характеристика протекания основного действия. Обстоятельственное значение. |
Шли тополя по придорожью, ветрами зимы обнаженные. | Равно придаточному предложению, книжный стиль, признак предмета. Определительное значение. |
Задание 2. Цель данного задания - исследовать выразительные возможности предложений с обособленными членами в прозаическом художественном тексте.
(Отрывок из рассказа И.Бунина предлагался для внеклассного самостоятельного изучения.)
Морозно. Иней на межах наседал так густо, что они, как огромные серебряные папоротники, лежали, пригнувшись к земле. Потом уже ничего нельзя было разглядеть в седой мгле ночи. Чувствуешь только запах снега и слышишь какой-то шепот: это шуршат полозья. И поминутно теряется представление о том, куда едешь.
Но вот во мгле на горизонте стало светлеть. Пробиваясь сквозь нее малиновым шаром, стал подыматься большой месяц, еще мутный, перерезанный пополам лиловатой длинной тучкой.
Подымаясь, он оставил тучку ниже себя, а сам становился все золотистей и прозрачней, и от лошади и саней обозначились тени. Когда же я подъехал к заказу, въехал в сумрак, лежавший от него по полю и испещренный узорами света, вся снежная даль направо была озарена ярко и сияла.
(И.Бунин. Мелитон)
Найдите и обозначьте обособленные члены предложения, определите условия их обособления, вид.
Проведем лингвистический эксперимент. Мысленно опустим обособленные структуры в тексте. Сравним, в чем состоит различие исходного и измененного вариантов. Обладают ли обособленные члены предложения выразительными возможностями? Аргументируйте свою точку зрения, опираясь на примеры из текста. Сделайте вывод.
Домашнее задание.
Повторите тему «Обособленные члены предложения».
Подготовьтесь к письменной контрольной работе по изученной теме.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
В качестве дидактического материала использованы стихи поэтов Серебряного века Н.Гумилева и М.Волошина.
Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте синтаксическую функцию обособленных членов предложения. В скобках назовите условия обособления в каждом примере.
Определите авторство: стихи, написанные Н.Гумилевым, и строки, принадлежащие М.Волошину. Коротко обоснуйте свой выбор.
Сделайте морфемный разбор слов: выр_стая, уносятся, ласточек, испуга(н,нн)ая, высоким (1-й вариант); сумерках, взмывающ_й (волны), собрались, поднимаясь, сердцевина (2-й вариант).
В зеленых сумерках дрожа и выр_стая Восторг таинственный пр(е,и)пал к родной земле И прежние слова уносятся во мгле Как ч_рных ласточек испуга(н,нн)ая стая.
( )
Ясный вечер зимний и холодный За высоким матовым стеклом.
Там в окне в зеленой мгле подводной Бьются зори огне(н,нн)ым крылом.
( )
Мир увл_каемый плавным движеньем Звездные звенья влача как змея Станет зеркальным, живым отраженьем Нашего вечного, слитного Я.
( )
В молочных сумерках за сизой пеленой Мерцает золото как ж_лтый огнь в опалах На бурый войлок мха на ш_лк листов опалых Росится тонкий дождь осенний и лесной.
( )
В прохладных кельях беле(н,нн)ых известкой Вздыхает ветр живет глухой раскат Волны взмывающ_й на берег плоский Полынный дух и ж_сткий треск цикад.
( )
В
Автор
Характерные стилевые черты (темы, образы, художественные приемы)
мой мозг в мой гордый мозг собрались думы Как воры ночью в тихий мрак предместий.
Как коршуны зловещи и угрюмы Они столпившись требовали мести.
( )
Его глаза подземные озера Покинутые царские чертоги. Отмечен знаком высшего позора Он (не,ни)когда (не,ни)говорит о Боге. ( | _) |
И звенит и поет поднимаясь песок Он узнал своего господина. Воздух меркнет станови(т,ть)ся солнца зрач к Как гранатовая сердцевина. ( | _) |
И повсюду (в)верху и (в)низу караваны Видят солнце и пьют (не)оглядный простор Уходя в до сих пор (не)известные страны За слоновою костью и золотом гор. ( | _) |
Он печален этот человек По морю прошедший как по суше Словно шашки двигающий души От родных селений мирных нег К диким устьям без мянных рек... ( | _) |
Автор |
Характерные стилевые черты (темы, образы, художественные приемы) |
Литература
Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности: Учебное пособие для учащихся 10- 11-х кл. общеобразоват. учреждений. Изд. 3-е. М.: Просвещение, 1997. 336 с.
Греков В. Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах / В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 1998. 286 с.
Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. Изд. 2-е, стереотип. М.: Дрофа, 2000. 464 с.
Львова СИ. Язык и речь. Учебное пособие для 8-9-х классов. Изд. 2-е, доработ. М.: ООО «Торгово-издательский дом “Русское слово - Рс”», 2000. 232 с.
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. Изд. 3-е, испр. М.: Черо, 1999. 400 с.
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Уроки в 10 классе
Языковые средства выразительности. Комплексный анализ
стихотворения А.Пушкина “Нереида” 4
Имя существительное как часть речи.
Роль существительных в художественном тексте 5
Имя прилагательное как часть речи.
Роль прилагательных в художественном тексте 7
Причастия и прилагательные.
Переход одиночных причастий в прилагательные 10
Эмоционально-экспрессивные возможности глагола
в художественном тексте 12
Уроки в 11 классе
Смысл и знаки препинания 17
Интонация. Смысл. Пунктуация 19
Знаки препинания конца предложения 21
Понятие об экспрессивном синтаксисе 24
Обособленные члены предложения: их значение и функция
в художественном тексте 27
Литература 32
Общая редакция серии «Русский язык»: Л.А. Гончар
Кушевич Т.А.
К96 Изучение выразительных возможностей русского языка : повторитель
но-обобщающие уроки в 10-11 классах / Т.А. Кушевич. - М. : Чистые пруды, 2006. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Русский язык». Вып. 5 (11)).
ISBN 5-9667-0228-4
Уроки русского языка в 10-11-х классах, построенные на материале программных произведений русской литературы XIX-XX вв., посвящены изучению выразительных возможностей разных частей речи, а также синтаксических особенностей текста.
УДК 372.880.82 ББК 74.268.1Рус
Учебное издание
КУШЕВИЧ Татьяна Алексеевна
ИЗУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА
Повторительно-обобщающие уроки в 10-11 классах
Редакторы Л.А. Гончар, Н.А. Шапиро
Корректор СМ. Подберезина
Компьютерная верстка Г.В. Струкова
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ № ФС77-19078 от 08.12.2004 г.
Подписано в печать 24.08.2006.
Формат 60x90/16. Гарнитура «Таймс». Печать офсетная. Печ. л. 2,0.
Тираж экз. Заказ №
ООО «Чистые пруды», ул. Киевская, д. 24, Москва, 121165
Тел. (495) 249-28-77, http://www.1september.ru
Отпечатано с готовых диапозитивов в Раменской типографии
Сафоновский пр., д. 1, г. Раменское, МО, 140100
Тел. (495) 377-07-83. E-mail: [email protected]
©
ISBN 5-9667-0228-4
УДК 372.880.82 ББК 74.268.1Рус К96
ООО «Чистые пруды», 2006
1 Определите жанр текста. (Аллегория, т.е. иносказание.)
Закончите последнее предложение, не нарушая метафорического строя всего произведения. (Берегите знаки препинания.)
Какова основная мысль текста? Что означает последний призыв?
Каких литературных персонажей напоминает герой этого текста?
Что означает выражение дойти до точки?
В каком словаре можно получить ответ на данный вопрос? (В специализированном - фразеологическом - словаре, а также в толковом словаре, в котором даются самые известные фразеологические обороты в конце словарной статьи.)
Вспомните и объясните смысл фразеологизмов, в состав которых входит слово точка (поставить все точки над «и», точка зрения, ставить