СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т М Пахнова Материалы для контрольных и экзаменационных работ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный материал будет полезен учащимся 9-11 классов при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку

Просмотр содержимого документа
«Вариант ученика»

Имя и фамилия ученика___________________________________
                              Класс___________________________________
                           Оценка____________________________________

I. Прочитайте отрывок из воспоминаний о пианисте Станиславе Рихтере. Выпишите ключевые слова.

…После музыки он больше всего любил читать.

Кстати, отношение к книгам было своеобразным камертоном, благодаря которому Рихтер понимал, что за человек перед ним.

Он сам, кажется, едва ли не наизусть знал все великие книги мира. С Юрием Нагибиным, например, у него была такая игра – кто лучше знает Пруста. Один из друзей произносил какую-нибудь строку из произведений французского гения, а другой должен был ее продолжить.

Последней книгой, которую перечитывал Рихтер перед смертью, была «Отцы и дети» Тургенева. Поначалу роман ему читали вслух. Но когда дошли до эпизода смерти Базарова, чтение решили прервать. Тогда Рихтер сам взял книгу и дочитал ее до конца…

Другой страстью музыканта было кино. Не случайно одними из самых близких его друзей были две самые большие кинозвезды – Любовь Орлова и Марлен Дитрих. (В.Прохорова)

1. Запишите предпоследний абзац. Составьте схемы сложных предложений. Укажите средства связи между предложениями.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Объясните значение слова камертон. А что для вас служит таким своеобразным камертоном, помогающим понять характер, особенности другого человека? Напишите об этом.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Выпишите из второго абзаца местоимения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание? а) Читали вслух; б) знал наизусть; в) французский гений; г) тогда взял.

__________________________________________________________________

5. Какое сочетание слов не является словосочетанием? а) Прервать чтение; б) отношение к книгам; в) последней книгой; г) благодаря чтению.

__________________________________________________________________

6. Напишите сжатое изложение.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Попробуйте составить (выберите один из вариантов) свой список (побеседуйте с друзьями, одноклассниками).

«Великие книги мира», «Великие актеры», «Фильмы, которые нельзя не посмотреть», «Книги, которые хочется перечитывать», «Это я знаю наизусть».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Памятка-совет

Выполняя задания к текстам, вы включаетесь в систему работы по подготовке к экзаменам на основе обобщения, систематизации всего изученного. Система требует непрерывности, повторяемости. Вот почему основные, ключевые направления, определяющие виды вашей деятельности, повторяются. Этот повтор означает не топтание на месте, а развитие, совершенствование того, что определяет процесс становления языковой личности, способной с помощью слова выразить свои мысли и чувства. Ваша самостоятельная работа принесет особую пользу, если занятия русским языком будут сопутствовать изучению, осмыслению литературы как искусства слова. Наша культура – это прежде всего наша классическая литература, постижение глубины которой возможно только при обращении к особенностям языка при понимании живой сущности слова. Исследование языка художественных произведений – область чрезвычайно увлекательная и сложная. Учиться этому необходимо, обращаясь к хорошим образцам анализа. Вот почему в системе упражнений особое место занимают «тексты о текстах», сопоставительный анализ текстов («от текста – к тексту»).


II. Подготовьтесь к выразительному чтению. Укажите изобразительно-выразительные средства.

Какое блаженство, что блещут снега,

что холод окреп, а с утра моросило,

что дико и нежно сверкает фольга

на каждом углу и в окне магазина.

Пока серпантин, мишура, канитель

восходят над скукою прочих имуществ,

томительность предновогодних недель

терпеть и сносить – что за дивная участь!

Какая удача, что тени легли

вкруг елок и елей, цветущих повсюду,

и вечнозеленая новость любви

душе внушена и прибавлена к чуду.

Откуда нагрянули нежность и ель,

где прежде таились и как сговорились!

Как дети, что ждут у заветных дверей,

я ждать позабыла, а двери открылись.

Какое блаженство, что надо решать,

где краше затеплится шарик стеклянный,

и только любить, только ель наряжать

и созерцать этот мир несказанный…

(Белла Ахмадулина)

Декабрь 1974

1. Выпишите ключевые слова.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Укажите слова, которые входят в тематическую группу «Зима. Новый год».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Объясните значение слова заветный.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Выпишите рифмующиеся слова парами. Обозначьте части речи.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Сколько грамматических основ в первом предложении?

__________________________________________________________________


III. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь написать сжатое изложение.

«Зеркало» – фильм Андрея Тарковского (1974), один из самых сложных фильмов русского кинематографического модернизма, может быть, тем не менее самый лучший, самый глубокий русский фильм.

Прежде всего попытаемся разобраться с самим понятием зеркала, основным символом фильма Тарковского. Вообще зеркало – это прежде всего взгляд человека на самого себя, но это одновременно и удвоение мира: человек, который смотрит в зеркало, видит не себя, а свое отражение, перевернутое по горизонтали слева направо, он видит в зеркале своего зазеркального двойника.

Кроме того, человек привык видеть себя в зеркале каким-то определенным образом, видеть какой-то определенный образ самого себя в зеркале. И зеркало подтверждает или опровергает этот образ. Таким образом, зеркало – это мистический собеседник, одновременно подтверждающий и опровергающий нашу самотождественность.

Здесь можно вспомнить строки из стихотворения В.Ходасевича «Перед зеркалом», которые имеют непосредственное отношение к содержанию фильма Тарковского:

Я, я, я! Что за дикое слово!

Неужели вон тот – это я.

Разве мама любила такого…

И вот герой фильма смотрит в зеркало и удивляется: разве мама любила такого? Причем мы не знаем, какого именно. Герой фильма, Я, не виден, потому что человек не видит самого себя (мы слышим только закадровый голос, читающий текст от имени героя, – это голос Смоктуновского; в конце фильма возникает рука героя. Умирая, герой разжимает руку и выпускает на волю птицу-душу). Чтобы увидеть себя, человек смотрит в зеркало, но видит себя таким, каким его любила мама, – маленьким мальчиком. Зеркало становится, помимо прочего, способом достижения иного мира – мира прошлого, детства, которого уже нет. Зеркало – мистический образ памяти. И весь фильм Тарковского – о структуре человеческой памяти с ее нелинейностью, нелинейностью времени памяти – сначала вспоминается одно, потом другое. И зеркало не дает соврать (как в сказке Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях). Зеркало говорит только правду. А правда прошлого, правда о прошлом почти всегда мучительна.

Но фильм Тарковского не только о структуре памяти, это еще фильм об обретении и утрате себя личностью и страной, это фильм о творчестве

и о России.

Вспомним самый первый эпизод, документальный, как бы эпиграф ко всему фильму. Женщина-логопед работает с подростком, побуждая его членораздельно выговорить: «Я – могу – говорить». Что это? Я могу говорить – это и мужественный голос художника в молчаливое застойное время, это и рождение особого, творческого речевого акта из мук забвения (ср. мандельштамовское «я слово позабыл, что я хотел сказать»).

Это путь через тернии забвения и тоталитарного сознания к звездам самопознания.

Неожиданная ассоциация (Зигмунд Фрейд считал, что самые неожиданные ассоциации – самые верные.) Таким образом, этот эпизод имеет непосредственное отношение к мифологеме «Зеркала» – это способ творческого видения, говорения, мужество заглядывания в зеркало своей совести и своего народа.

Начальный эпизод с заикающимся подростком перекликается с центральным эпизодом фильма, когда мальчик Игнат, сын героя и его «зеркало», читает запинающимся детским голосом письмо Пушкина к Чаадаеву о судьбах России, – это мистический эпизод: книгу дает мальчику незнакомая женщина в доме его отца, которая тут же исчезает. Судьба и культура России, прочитанные в зеркале человеческой памяти, – вот как можно интерпретировать этот эпизод.

Фильм «Зеркало» автобиографичен в самом прямом смысле. Можно сказать, что его герой – это сам Андрей Тарковский, мать – это его мать, а отец – это его отец, поэт Арсений Александрович Тарковский, который присутствует в фильме своим голосом, читая собственные стихи:

Свиданий наших каждое мгновенье

Мы праздновали как богоявленье…

Отец появляется один раз в военной форме. Его играет Олег Янковский, но ключевую фразу, обращенную к матери, «Кого ты больше хочешь – мальчика или девочку?», он произносит голосом Арсения Тарковского, настоящего отца (вообще в фильме «Зеркало» задействованы и стихи, и живопись, постоянно возникающая в сновидениях и фантазиях героя, например, картины Питера Брейгеля, и музыка – весь фильм сопровождает увертюра из «Страстей по Иоанну» И.С. Баха).

…Герой отождествляет себя с сыном, мать – с женой, он видит в жене мать (их обеих играет одна актриса – Маргарита Терехова). Смысл этих мучительных отождествлений можно понять: любовь маленького героя к матери и выбор жены, похожей на мать; любовь, во взрослом состоянии перерастающая во взаимное раздражение и претензии, но это потому, что герою хочется вновь стать маленьким и быть с мамой, что осуществляется в его грезах в конце фильма, когда по полю идут он маленький и постаревшая мать. Эта модель счастья, которого не может добиться герой в жизни, потому что жена не мать, а его сын не он сам – это лишь зеркальные отражения.

В «Зеркале» два больших временных пласта – время, когда герой вспоминает и в котором он умирает, и времена этих воспоминаний. Но эти чисто детские сновидческие воспоминания – пожар, маленькая сестра, мистически повторяющееся сновидение (сон ведь тоже зеркало души), когда ветер сбивает со стола вазу и шумит лес, – эти чисто детские воспоминания перекликаются и пересекаются со сновидениями-воспоминаниями матери (у матери и сына как будто до сих пор одно сознание). Одно из первых мистических эпизодов-сновидений, когда мать моет голову и ей на голову обрушиваются с потолка вода и снег, имеет не только чисто личностный, но и общенародный символический характер: образ разрушающегося дома – погибающего государства, тут и война, и 37-й год. Вспомним знаменитый сон Святослава в «Слове о полку Игореве», где ему снится, будто его готовят к погребению , что для князя однозначно ассоциируется со смертью и распадением дома-государства: когда он просыпается, бояре ему рассказывают о трагическом исходе сражения князя Игоря при Каяле.

И вот каждый эпизод, воспринимаемый памятью героя и его матери, – это одновременно и эпизод из их личной жизни, и зеркально отражающей их личную жизнь исторической реальности.

Наиболее точно это показано в эпизоде, когда матери, работающей в типографии, показалось, что она допустила в корректуре какую-то страшную, невообразимую ошибку (зритель так и не узнает какую). Пока героиня бежит по типографии, на долю секунды появляется плакат со зловещим изображением Сталина (опечатки не было, она ей померещилась).

Чрезвычайно интересен также эпизод с мальчиком и военруком, когда мальчик неправильно выполняет команду «кругом», объясняя недалекому военруку, что «кругом» по-русски означает поворот на 360 градусов. Военрук растерянно говорит, что вызовет родителей, но у мальчика нет родителей, они погибли…

Фильм Тарковского «Зеркало», можно сказать, неисчерпаем, как два зеркала, поставленные друг против друга, – они ведут в бесконечность.

(В.П. Руднев)

(Использование выделений слов сделано мною. – Т.П.)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Объясните значение слов символ, ассоциация, интерпретировать, увертюра, логопед (обратитесь к словарям).

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Культура. Искусство».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении?

__________________________________________________________________

4. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами?

Бесконечность, разрушающийся, неисчерпаемый, перерастающий, поставленные, погибающий, как будто, одновременно, сначала, по-русски.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Сформулируйте самостоятельно, используя материал текста, несколько заданий с выбором ответа, направленных на повторение: лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса.

А что есть чтение, как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.

(М.Цветаева)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


IV. Прочитайте начало текста. Подготовьтесь к тому, чтобы его продолжить.

Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует культурного человека. Не всегда можно, да и нужно доверять своему языковому чутью, интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарю, лучшему помощнику всех тех, кто хочет знать русский язык, кто стремится яснее выразить свои мысли. Одним из таких словарей, справочников является…

(В.П. Жуков, А.В. Жуков)

1. Закончите, опираясь на содержание отрывка, предложение:

Словарь – это…

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Подчеркните грамматические основы предложений.

3. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении? Составьте схему этого предложения.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

а) Обращаться к словарю; б) лучший помощник; в) культурный человек; г) языковое чутье.

__________________________________________________________________

5. Продолжите текст: расскажите об одном из словарей. Для этого прочитайте вступительную статью к этому словарю, в которой даны ответы на вопросы: для чего предназначен словарь, как им пользоваться, когда следует к нему обращаться и др. Приведите примеры словарных статей.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Памятка-совет

Чтобы придать своему тексту завершенность, перечитайте еще раз то, с чего он начинается. Постарайтесь в одном из последних предложений повторить ключевые слова (словосочетания), ключевые мысли, которые есть в первой части текста.


V. Напишите текст на тему «Ключевые слова и их роль в тексте». Проанализируйте свой опыт выполнения заданий к текстам, свой опыт работы над созданием текста (сочинения, изложения, доклада, реферата), а также опорные материалы, данные ниже.

Именно ключевые слова «отражают индивидуально-авторское видение описываемых реалий и явлений». (Н.А. Николина. Филологический анализ текста)

Ключевые слова «выражают в тексте не только содержательную, но и содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию». (И.Р. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования)

Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют текст с меньшей детализацией…

«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Из-за них существует стихотворение» (А.Блок). Эта характеристика в полной мере может быть отнесена и к ключевым словам не только поэтического текста.

Внимание к ключевым словам особенно важно при создании текста, потому что работа над сочинением, понимание того, что сочинение должно обладать всеми признаками хорошего текста, что тема сочинения управляет нашей деятельностью в процессе создания этого текста, – все это соотносится с убеждениями:

Формулировка темы непременно содержит те ключевые слова (или их заместители), которые должны пройти красной нитью через всю «словесную ткань» сочинения.

Эти слова особенно важно включить в первые предложения (зачин текста), и, завершая сочинение, надо найти возможность в одном из последних предложений повторить ключевые слова из названия темы, а также постараться написать так, чтобы «начало и конец текста перекликались». Это поможет создать такой текст, о котором можно сказать, что «тема сочинения раскрыта»…

Выразительное чтение – это тест на понимание текста. Оно должно быть отражением нашего личностного, субъективного восприятия авторского замысла. Выразительное чтение не может быть «безликой манерой», иллюстрирующей только возможности голоса с точки зрения его громкости. Опасно при выразительном чтении стремиться непременно придать тексту пафосное звучание!

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


VI. Прочитайте отрывок из интервью с писателем Борисом Акуниным. Выпишите ключевые слова.

Признаюсь, что отношусь к поэзии сугубо потребительски. В обычное время и в мирнодушевном состоянии она мне в общем-то не нужна, я натура непоэтическая… Но бывают минуты, когда поэзия становится мне остро необходима – как бывает необходимо болеутоляющее.

Думаю, с вами тоже случается, что жизнь вдруг начинает казаться унылой бессмыслицей, все ее краски серы, и становится непонятно, зачем оно все и стоит ли оно того; да и сам этот вопрос кажется риторическим: нет, не стоит. Вот тут-то я и лезу в аптечку за срочной дозой лекарства. Не было случая, чтобы оно не помогло. Во всякий период жизни было некоторое – необходимое, но достаточное – количество стихотворений, звучание которых действовало на меня волшебным образом. Если я начинал бормотать (важно, чтобы вслух) эти строчки, через некоторое время – быстро – все в мире вставало на свои места. Ноги внизу, голова наверху, важное важно, неважное не важно; белое бело, черное черно, серое же вообще не заслуживает внимания.

…Предполагаю, что на людей религиозных подобное психотерапевтическое воздействие оказывает молитва. А меня выручают стихи, мантра для неверующих и агностиков. Если у вас нет такой эмоциональной подстраховки, заведите. Очень советую…

(Б.Акунин)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Текст, который вы прочитали, озаглавлен «О практической пользе непрактического». Как вы понимаете это название?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Объясните значение слов мантра, агностик.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Подберите синонимы к словам волшебный, унылый.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Объясните значение фразеологизма вставать на свои места.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

6. Какие стихи могут оказать на вас «психотерапевтическое воздействие»? Подготовьтесь написать об этом.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Напишите текст на одну из тем: «Мое отношение к поэзии», «Как я отношусь к совету Бориса Акунина».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


VII. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова.

…Можно с большими основаниями утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число людей. Это явствует, между прочим, из того, что в детском и отроческом возрасте многие и многие из нас непроизвольно испытывают влечение к стихотворчеству (пусть в самых элементарных его формах). Правда, впоследствии, к времени зрелости, влечение к поэзии у подавляющего большинства ослабевает и глохнет. Это может показаться странным, но дети в массе своей живее и тоньше, чем взрослые, воспринимают поэтическое слово. Давно замечено, например, что дети – если им, конечно, еще не привили безличную манеру «выразительного чтения» – исполняют стихи, подобно самим поэтам, отчетливо передавая живое движение стиха, восхищаясь ритмическим рисунком и эмоциональной напряженностью стиховых интонаций и в то же время схватывая поэтический смысл в его полноте и жизненности. Помню, как шести-семилетний малыш, ведомый мамой за руку по улице, восторженно, сверкая глазами, скандировал:

По фа-ми-лии Степанов,

И по име-ни Степан,

Из районных ве-ли-канов

Самый главный ве-ли-кан!

Он исполнял эти стихи так, как будто сам их только что сочинил и теперь наслаждается каждым звуком, каждым ритмическим ходом, каждым словом, созидающими торжественно-веселый поэтический смысл.

Конечно, от восторга перед этими отличными детскими стихами до полноценного восприятия поэзии Пушкина, Фета или Блока путь немалый. Но вот что важно: ребенок в данном случае воспринимает стихотворный текст именно как поэзию, как живое поэтическое слово в органическом единстве его формы и содержания.

Между тем уже к юношеским годам у очень многих читателей это непосредственное восприятие поэзии слабеет и исчезает. И вот, читая гениальные строфы о Петербурге во вступлении к пушкинскому «Медному всаднику», мы уже, несколько скучая, думаем о том, что здесь, мол, «создана яркая картина великого города», а с другой стороны –поэт использует «приемы звукописи» (например, шипенье пенистых бокалов). И уже нелегко отрешиться от этих вялых соображений и просто услышать в собственном взволнованном голосе потрясающую мощь, красоту и радость, услышать, как словно целый оркестр звучит в твоей груди…

В самом тебе, в твоем собственном творческом воображении созидается, живет, влюбляет в себя неповторимый пушкинский Петербург, прекраснее которого нет ничего на свете.

Но постойте! Может быть, ты, мой читатель, не испытываешь всего этого? Может быть, поэма Пушкина для тебя – только «обязательное чтение», утвержденное вышестоящими инстанциями? Что же тогда делать?

(В.Кожинов)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Выпишите вводные слова.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Укажите средства связи между предложениями.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Обратите внимание на заключительную часть текста. Какова роль вопросительных предложений? Напишите текст, стараясь дать ответ на вопросы, обращенные к нам как к читателям. Готовясь ответить на эти вопросы, обратитесь к следующему упражнению…

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Объясните правописание слов возраст, впоследствии, явствует, одаренность, исчезает.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


VIII. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Подумайте, как можно этот текст озаглавить.

Попробуем взять в руки томик Пушкина (ведь он, конечно же, есть в твоем доме?) и открыть «Медного всадника». И прочитать, ну, скажем, с этой всем известной строки:

Люблю тебя, Петра творенье…

Прочитать вслух, медленно, делая паузы после каждой строки, и внятно, напряженно, чтобы пережить каждое слово, каждый звук. И не думать заранее о том, что вот, мол, передо мной Пушкин, великая поэзия, классика. Нет, непосредственно, просто, даже наивно отдаться нарастающей поступи стиха, видеть, слышать, осязать это полное смысла ритмическое движение слов, их парадное шествие, которое гремит и сверкает с наибольшей силой тогда, когда она и впрямь воссоздает парад – «воинственную живость потешных Марсовых полей». Услышим же в своем собственном голосе это шествие, дойдя с ним до того места, где словно каждая строка звучит как ликующий возглас:

В их стройно зыблемом строю [!]

Лоскутья сих знамен победных [!]

Сиянье шапок этих медных [!]

Насквозь простреленных в бою [!]…

В этой самой громкой строфе, наверное, легче воспринять, услышать, пережить красоту и силу пушкинского слова. Но и для этого, конечно, нужно разбудить в себе душевную свободу и воображение, способность к бескорыстному восторгу и полноту восприятия…

Чтобы воспринять Пушкина, никак не достаточно врожденного чувства поэзии. Но необходимо сохранять и постоянно возрождать в себе это непосредственное первоначальное чувство поэзии…

(В.Кожинов)

1. Автор текста дает нам советы, которые учат нас выразительному чтению. Чтобы глубже осмыслить эти советы, выпишем из текста глаголы и наречия…

Глаголы

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Произведите морфологический разбор одного из глаголов.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Наречия:

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Произведите морфемный и словообразовательный разбор одного из наречий.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Подберите синонимы к вводному слову конечно. Какова роль синонимов в тексте?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Укажите средства связи между предложениями. Докажите, что это текст.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Что такое чувство поэзии? Как оно связано с чувством языка? Напишите об этом.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


IX. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Романы из школьной программы,

На ваших страницах гощу.

…Пушкина твердая повесть

И Чехова честный рассказ

Меня удержали не раз.

А если я струсил и сдался,

А если пошел на обман,

Я, значит, не крепко держался

За старый и добрый роман.

Вы родина самым безродным,

Вы самым бездомным нора,

И вашим листкам благородным

Кричу троекратно «ура!».

С пролога и до эпилога

Вы мне и нора, и берлога.

И, кроме старинных томов,

Иных мне не надо домов.

(Б.Слуцкий, 1959)

1. Выпишите слова, которые являются литературоведческими терминами. __________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Какой синоним к слову старый используется в последней строфе?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Объясните значение слов пролог, эпилог.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Укажите изобразительно-выразительные средства.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

5. Запишите ряд слов, однокоренных с глаголом гостить. Обозначьте корни.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

6. Составьте схему сложного предложения (предпоследняя строфа).

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

7. Выпишите слова с приставками на з- и с-. .

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении? Напишите об этом.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

9. Напишите сочинение на тему «Мое отношение к романам (рассказам, повестям, поэтическим произведениям) из школьной программы», «Что значит гостить на страницах романов из школьной программы, “Герой нашего времени” (можно выбрать другое произведение) – мой любимый роман из школьной программы».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


X. Запишите, объясните знаки препинания.

Помните слова, сказанные однажды Ильей Эренбургом: «Искусство прошлого не только раскрывает нам глаза, оно раскрывается от жара наших глаз». Это закон любого диалога, в том числе и диалога с художником. Будем же внимательны и пристрастны к своему собеседнику.

(Н.Крыщук)

1. Объясните значение фразеологизма раскрывать (открывать) глаза.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

2. Укажите средства связи между предложениями.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

3. Произведите лексический разбор прилагательного пристрастный.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Для справок

ОТКРЫВАТЬ (раскрывать) ГЛАЗА кому. Выводить кого-либо из заблуждения, помогать правильно понять истинное положение вещей. (Из Фразеологического словаря русского языка)


4. Напишите текст на одну из тем: «Чтение стихов Лермонтова – это диалог с текстом», «Лермонтов – мой собеседник».

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________


Диалог с текстом. Памятка

Диалог с текстом связан с процессом медленного чтения. Эта работа, цель которой – осознать особенности строения текста; осмыслить логику движения мысли, сюжета; задуматься над выбором слова. Ведя диалог с текстом, полезно задавать себе вопросы:

Что будет дальше? (Стараемся предугадать последующую часть текста. При этом важно обратить внимание на порядок слов: часто именно то, чем предложение заканчивается, становится источником появления предложения следующего). Чем завершится это предложение?

Как продолжить…?

готовимся к экзаменам

Какое определение следует выбрать?

Какое сравнение последует после слов как, словно, будто, как будто, похоже на…?

Какой может быть заключительная часть текста?

Как доказать это (тезис, основную мысль, вывод)?

Какой вопрос мы можем задать, прочитав первое предложение?

Что последует за этим первым предложением?

Почему текст так озаглавлен? В чем секрет этого названия? Выбор каких слов как бы предопределяется названием текста, его темой, его зачином? И т.д.

В зависимости от особенностей текста диалог может вестись по-разному.

Прочитав часть текста (например, первое предложение или часть какого-то предложения), мы делаем паузу (это место можно отметить знаком «//»), стараемся предугадать последующую часть текста и только после этого – читаем, как у автора.

Не надо огорчаться, если нам не удалось угадать, как написал автор. Зато мы задумаемся над тем, что достойно того, чтобы об этом подумать…

Удивимся неожиданности выбранного слова, восхитимся тем, как самобытна, оригинальна мысль автора, как точен, выразителен создаваемый образ…

Сам процесс чтения, к которому мы привыкли, в той или иной степени содержит, хотя мы этого не осознаем, элементы того, что соотносится с понятием диалог с текстом: всегда стараемся предугадать, как будет развиваться сюжет, что будет происходить с героями, а начиная читать предложение, часто угадываем его продолжение (потому и читаем быстро), при чтении стихов часто угадываем рифмующееся слово…

Читатель ведет диалог с текстом, а текст ведет диалог с читателем. Этот сложный процесс помогает нам в самом важном, самом трудном – в том, как вести диалог с самим собой. Так процесс чтения становится событием внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. Именно об этом говорит поэт:

Есть книги –

В иные из них загляни –

И вздрогнешь:

Не нас ли

Читают

они?!

(Л.Мартынов)

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)

Просмотр содержимого документа
«Вариант учителя»

I. Прочитайте отрывок из воспоминаний о пианисте Станиславе Рихтере. Выпишите ключевые слова.

…После музыки он больше всего любил читать.

Кстати, отношение к книгам было своеобразным камертоном, благодаря которому Рихтер понимал, что за человек перед ним.

Он сам, кажется, едва ли не наизусть знал все великие книги мира. С Юрием Нагибиным, например, у него была такая игра – кто лучше знает Пруста. Один из друзей произносил какую-нибудь строку из произведений французского гения, а другой должен был ее продолжить.

Последней книгой, которую перечитывал Рихтер перед смертью, была «Отцы и дети» Тургенева. Поначалу роман ему читали вслух. Но когда дошли до эпизода смерти Базарова, чтение решили прервать. Тогда Рихтер сам взял книгу и дочитал ее до конца…

Другой страстью музыканта было кино. Не случайно одними из самых близких его друзей были две самые большие кинозвезды – Любовь Орлова и Марлен Дитрих. (В.Прохорова)

1. Запишите предпоследний абзац. Составьте схемы сложных предложений. Укажите средства связи между предложениями. (Ответ: лексический повтор, однотематическая лексика, контекстуальные синонимы, наречия, союз.)

2. Объясните значение слова камертон. А что для вас служит таким своеобразным камертоном, помогающим понять характер, особенности другого человека? Напишите об этом.

3. Выпишите из второго абзаца местоимения.

4. В каком словосочетании связь иная, чем примыкание? а) Читали вслух; б) знал наизусть; в) французский гений; г) тогда взял. (Ответ: в.)

5. Какое сочетание слов не является словосочетанием? а) Прервать чтение; б) отношение к книгам; в) последней книгой; г) благодаря чтению. (Ответ: г.)

6. Напишите сжатое изложение.

7. Попробуйте составить (выберите один из вариантов) свой список (побеседуйте с друзьями, одноклассниками).

«Великие книги мира», «Великие актеры», «Фильмы, которые нельзя не посмотреть», «Книги, которые хочется перечитывать», «Это я знаю наизусть».


Памятка-совет

Выполняя задания к текстам, вы включаетесь в систему работы по подготовке к экзаменам на основе обобщения, систематизации всего изученного. Система требует непрерывности, повторяемости. Вот почему основные, ключевые направления, определяющие виды вашей деятельности, повторяются. Этот повтор означает не топтание на месте, а развитие, совершенствование того, что определяет процесс становления языковой личности, способной с помощью слова выразить свои мысли и чувства. Ваша самостоятельная работа принесет особую пользу, если занятия русским языком будут сопутствовать изучению, осмыслению литературы как искусства слова. Наша культура – это прежде всего наша классическая литература, постижение глубины которой возможно только при обращении к особенностям языка при понимании живой сущности слова. Исследование языка художественных произведений – область чрезвычайно увлекательная и сложная. Учиться этому необходимо, обращаясь к хорошим образцам анализа. Вот почему в системе упражнений особое место занимают «тексты о текстах», сопоставительный анализ текстов («от текста – к тексту»).


II. Подготовьтесь к выразительному чтению. Укажите изобразительно-выразительные средства.

Какое блаженство, что блещут снега,

что холод окреп, а с утра моросило,

что дико и нежно сверкает фольга

на каждом углу и в окне магазина.

Пока серпантин, мишура, канитель

восходят над скукою прочих имуществ,

томительность предновогодних недель

терпеть и сносить – что за дивная участь!

Какая удача, что тени легли

вкруг елок и елей, цветущих повсюду,

и вечнозеленая новость любви

душе внушена и прибавлена к чуду.

Откуда нагрянули нежность и ель,

где прежде таились и как сговорились!

Как дети, что ждут у заветных дверей,

я ждать позабыла, а двери открылись.

Какое блаженство, что надо решать,

где краше затеплится шарик стеклянный,

и только любить, только ель наряжать

и созерцать этот мир несказанный…

(Белла Ахмадулина)

Декабрь 1974

1. Выпишите ключевые слова.

2. Укажите слова, которые входят в тематическую группу «Зима. Новый год».

3. Объясните значение слова заветный.

4. Выпишите рифмующиеся слова парами. Обозначьте части речи.

5. Сколько грамматических основ в первом предложении? (Ответ: 5.)


!!! Какое блаженство, какая удача, дивная участь, чудо, мир несказанный… Внимание к этим словам помогает нам понять то настроение, которое надо передать при выразительном чтении!


III. Прочитайте текст. Выпишите ключевые слова. Подготовьтесь написать сжатое изложение.

«Зеркало» – фильм Андрея Тарковского (1974), один из самых сложных фильмов русского кинематографического модернизма, может быть, тем не менее самый лучший, самый глубокий русский фильм.

Прежде всего попытаемся разобраться с самим понятием зеркала, основным символом фильма Тарковского. Вообще зеркало – это прежде всего взгляд человека на самого себя, но это одновременно и удвоение мира: человек, который смотрит в зеркало, видит не себя, а свое отражение, перевернутое по горизонтали слева направо, он видит в зеркале своего зазеркального двойника.

Кроме того, человек привык видеть себя в зеркале каким-то определенным образом, видеть какой-то определенный образ самого себя в зеркале. И зеркало подтверждает или опровергает этот образ. Таким образом, зеркало – это мистический собеседник, одновременно подтверждающий и опровергающий нашу самотождественность.

Здесь можно вспомнить строки из стихотворения В.Ходасевича «Перед зеркалом», которые имеют непосредственное отношение к содержанию фильма Тарковского:

Я, я, я! Что за дикое слово!

Неужели вон тот – это я.

Разве мама любила такого…

И вот герой фильма смотрит в зеркало и удивляется: разве мама любила такого? Причем мы не знаем, какого именно. Герой фильма, Я, не виден, потому что человек не видит самого себя (мы слышим только закадровый голос, читающий текст от имени героя, – это голос Смоктуновского; в конце фильма возникает рука героя. Умирая, герой разжимает руку и выпускает на волю птицу-душу). Чтобы увидеть себя, человек смотрит в зеркало, но видит себя таким, каким его любила мама, – маленьким мальчиком. Зеркало становится, помимо прочего, способом достижения иного мира – мира прошлого, детства, которого уже нет. Зеркало – мистический образ памяти. И весь фильм Тарковского – о структуре человеческой памяти с ее нелинейностью, нелинейностью времени памяти – сначала вспоминается одно, потом другое. И зеркало не дает соврать (как в сказке Пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях). Зеркало говорит только правду. А правда прошлого, правда о прошлом почти всегда мучительна.

Но фильм Тарковского не только о структуре памяти, это еще фильм об обретении и утрате себя личностью и страной, это фильм о творчестве

и о России.

Вспомним самый первый эпизод, документальный, как бы эпиграф ко всему фильму. Женщина-логопед работает с подростком, побуждая его членораздельно выговорить: «Я – могу – говорить». Что это? Я могу говорить – это и мужественный голос художника в молчаливое застойное время, это и рождение особого, творческого речевого акта из мук забвения (ср. мандельштамовское «я слово позабыл, что я хотел сказать»).

Это путь через тернии забвения и тоталитарного сознания к звездам самопознания.

Неожиданная ассоциация (Зигмунд Фрейд считал, что самые неожиданные ассоциации – самые верные.) Таким образом, этот эпизод имеет непосредственное отношение к мифологеме «Зеркала» – это способ творческого видения, говорения, мужество заглядывания в зеркало своей совести и своего народа.

Начальный эпизод с заикающимся подростком перекликается с центральным эпизодом фильма, когда мальчик Игнат, сын героя и его «зеркало», читает запинающимся детским голосом письмо Пушкина к Чаадаеву о судьбах России, – это мистический эпизод: книгу дает мальчику незнакомая женщина в доме его отца, которая тут же исчезает. Судьба и культура России, прочитанные в зеркале человеческой памяти, – вот как можно интерпретировать этот эпизод.

Фильм «Зеркало» автобиографичен в самом прямом смысле. Можно сказать, что его герой – это сам Андрей Тарковский, мать – это его мать, а отец – это его отец, поэт Арсений Александрович Тарковский, который присутствует в фильме своим голосом, читая собственные стихи:

Свиданий наших каждое мгновенье

Мы праздновали как богоявленье…

Отец появляется один раз в военной форме. Его играет Олег Янковский, но ключевую фразу, обращенную к матери, «Кого ты больше хочешь – мальчика или девочку?», он произносит голосом Арсения Тарковского, настоящего отца (вообще в фильме «Зеркало» задействованы и стихи, и живопись, постоянно возникающая в сновидениях и фантазиях героя, например, картины Питера Брейгеля, и музыка – весь фильм сопровождает увертюра из «Страстей по Иоанну» И.С. Баха).

…Герой отождествляет себя с сыном, мать – с женой, он видит в жене мать (их обеих играет одна актриса – Маргарита Терехова). Смысл этих мучительных отождествлений можно понять: любовь маленького героя к матери и выбор жены, похожей на мать; любовь, во взрослом состоянии перерастающая во взаимное раздражение и претензии, но это потому, что герою хочется вновь стать маленьким и быть с мамой, что осуществляется в его грезах в конце фильма, когда по полю идут он маленький и постаревшая мать. Эта модель счастья, которого не может добиться герой в жизни, потому что жена не мать, а его сын не он сам – это лишь зеркальные отражения.

В «Зеркале» два больших временных пласта – время, когда герой вспоминает и в котором он умирает, и времена этих воспоминаний. Но эти чисто детские сновидческие воспоминания – пожар, маленькая сестра, мистически повторяющееся сновидение (сон ведь тоже зеркало души), когда ветер сбивает со стола вазу и шумит лес, – эти чисто детские воспоминания перекликаются и пересекаются со сновидениями-воспоминаниями матери (у матери и сына как будто до сих пор одно сознание). Одно из первых мистических эпизодов-сновидений, когда мать моет голову и ей на голову обрушиваются с потолка вода и снег, имеет не только чисто личностный, но и общенародный символический характер: образ разрушающегося дома – погибающего государства, тут и война, и 37-й год. Вспомним знаменитый сон Святослава в «Слове о полку Игореве», где ему снится, будто его готовят к погребению , что для князя однозначно ассоциируется со смертью и распадением дома-государства: когда он просыпается, бояре ему рассказывают о трагическом исходе сражения князя Игоря при Каяле.

И вот каждый эпизод, воспринимаемый памятью героя и его матери, – это одновременно и эпизод из их личной жизни, и зеркально отражающей их личную жизнь исторической реальности.

Наиболее точно это показано в эпизоде, когда матери, работающей в типографии, показалось, что она допустила в корректуре какую-то страшную, невообразимую ошибку (зритель так и не узнает какую). Пока героиня бежит по типографии, на долю секунды появляется плакат со зловещим изображением Сталина (опечатки не было, она ей померещилась).

Чрезвычайно интересен также эпизод с мальчиком и военруком, когда мальчик неправильно выполняет команду «кругом», объясняя недалекому военруку, что «кругом» по-русски означает поворот на 360 градусов. Военрук растерянно говорит, что вызовет родителей, но у мальчика нет родителей, они погибли…

Фильм Тарковского «Зеркало», можно сказать, неисчерпаем, как два зеркала, поставленные друг против друга, – они ведут в бесконечность.

(В.П. Руднев)

(Использование выделений слов сделано мною. – Т.П.)

1. Объясните значение слов символ, ассоциация, интерпретировать, увертюра, логопед (обратитесь к словарям).

2. Выпишите слова, которые входят в тематическую группу «Культура. Искусство».

3. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении? (Ответ: 4.)

4. Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами?

Бесконечность, разрушающийся, неисчерпаемый, перерастающий, поставленные, погибающий, как будто, одновременно, сначала, по-русски.

5. Сформулируйте самостоятельно, используя материал текста, несколько заданий с выбором ответа, направленных на повторение: лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса.

А что есть чтение, как не разгадывание, извлечение тайного, оставшегося за строками, за пределами слов… Чтение – прежде всего сотворчество.

(М.Цветаева)


IV. Прочитайте начало текста. Подготовьтесь к тому, чтобы его продолжить.

Привычка обращаться к словарям и справочникам характеризует культурного человека. Не всегда можно, да и нужно доверять своему языковому чутью, интуиции. Во всех случаях сомнения следует обращаться к словарю, лучшему помощнику всех тех, кто хочет знать русский язык, кто стремится яснее выразить свои мысли. Одним из таких словарей, справочников является…

(В.П. Жуков, А.В. Жуков)

1. Закончите, опираясь на содержание отрывка, предложение:

Словарь – это…

2. Подчеркните грамматические основы предложений.

3. Сколько грамматических основ в предпоследнем предложении? (Ответ: 3.)

Составьте схему этого предложения.

4. В каком словосочетании связь иная, чем согласование?

а) Обращаться к словарю; б) лучший помощник; в) культурный человек; г) языковое чутье.

(Ответ: а.)

5. Продолжите текст: расскажите об одном из словарей. Для этого прочитайте вступительную статью к этому словарю, в которой даны ответы на вопросы: для чего предназначен словарь, как им пользоваться, когда следует к нему обращаться и др. Приведите примеры словарных статей.


Памятка-совет

Чтобы придать своему тексту завершенность, перечитайте еще раз то, с чего он начинается. Постарайтесь в одном из последних предложений повторить ключевые слова (словосочетания), ключевые мысли, которые есть в первой части текста.


V. Напишите текст на тему «Ключевые слова и их роль в тексте». Проанализируйте свой опыт выполнения заданий к текстам, свой опыт работы над созданием текста (сочинения, изложения, доклада, реферата), а также опорные материалы, данные ниже.

Именно ключевые слова «отражают индивидуально-авторское видение описываемых реалий и явлений». (Н.А. Николина. Филологический анализ текста)

Ключевые слова «выражают в тексте не только содержательную, но и содержательно-концептуальную и содержательно-подтекстовую информацию». (И.Р. Гальперин. Текст как объект лингвистического исследования)

Набор ключевых слов близок к аннотации, плану и конспекту, которые тоже представляют текст с меньшей детализацией…

«Всякое стихотворение – покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Из-за них существует стихотворение» (А.Блок). Эта характеристика в полной мере может быть отнесена и к ключевым словам не только поэтического текста.

Внимание к ключевым словам особенно важно при создании текста, потому что работа над сочинением, понимание того, что сочинение должно обладать всеми признаками хорошего текста, что тема сочинения управляет нашей деятельностью в процессе создания этого текста, – все это соотносится с убеждениями:

Формулировка темы непременно содержит те ключевые слова (или их заместители), которые должны пройти красной нитью через всю «словесную ткань» сочинения.

Эти слова особенно важно включить в первые предложения (зачин текста), и, завершая сочинение, надо найти возможность в одном из последних предложений повторить ключевые слова из названия темы, а также постараться написать так, чтобы «начало и конец текста перекликались». Это поможет создать такой текст, о котором можно сказать, что «тема сочинения раскрыта»…

Выразительное чтение – это тест на понимание текста. Оно должно быть отражением нашего личностного, субъективного восприятия авторского замысла. Выразительное чтение не может быть «безликой манерой», иллюстрирующей только возможности голоса с точки зрения его громкости. Опасно при выразительном чтении стремиться непременно придать тексту пафосное звучание!


VI. Прочитайте отрывок из интервью с писателем Борисом Акуниным. Выпишите ключевые слова.

Признаюсь, что отношусь к поэзии сугубо потребительски. В обычное время и в мирнодушевном состоянии она мне в общем-то не нужна, я натура непоэтическая… Но бывают минуты, когда поэзия становится мне остро необходима – как бывает необходимо болеутоляющее.

Думаю, с вами тоже случается, что жизнь вдруг начинает казаться унылой бессмыслицей, все ее краски серы, и становится непонятно, зачем оно все и стоит ли оно того; да и сам этот вопрос кажется риторическим: нет, не стоит. Вот тут-то я и лезу в аптечку за срочной дозой лекарства. Не было случая, чтобы оно не помогло. Во всякий период жизни было некоторое – необходимое, но достаточное – количество стихотворений, звучание которых действовало на меня волшебным образом. Если я начинал бормотать (важно, чтобы вслух) эти строчки, через некоторое время – быстро – все в мире вставало на свои места. Ноги внизу, голова наверху, важное важно, неважное не важно; белое бело, черное черно, серое же вообще не заслуживает внимания.

…Предполагаю, что на людей религиозных подобное психотерапевтическое воздействие оказывает молитва. А меня выручают стихи, мантра для неверующих и агностиков. Если у вас нет такой эмоциональной подстраховки, заведите. Очень советую…

(Б.Акунин)

1. Текст, который вы прочитали, озаглавлен «О практической пользе непрактического». Как вы понимаете это название?

2. Объясните значение слов мантра, агностик.

3. Подберите синонимы к словам волшебный, унылый.

4. Объясните значение фразеологизма вставать на свои места.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.

6. Какие стихи могут оказать на вас «психотерапевтическое воздействие»? Подготовьтесь написать об этом.

7. Напишите текст на одну из тем: «Мое отношение к поэзии», «Как я отношусь к совету Бориса Акунина».


VII. Подготовьтесь к изложению. Выпишите ключевые слова.

…Можно с большими основаниями утверждать, что врожденной поэтической одаренностью обладает очень большое число людей. Это явствует, между прочим, из того, что в детском и отроческом возрасте многие и многие из нас непроизвольно испытывают влечение к стихотворчеству (пусть в самых элементарных его формах). Правда, впоследствии, к времени зрелости, влечение к поэзии у подавляющего большинства ослабевает и глохнет. Это может показаться странным, но дети в массе своей живее и тоньше, чем взрослые, воспринимают поэтическое слово. Давно замечено, например, что дети – если им, конечно, еще не привили безличную манеру «выразительного чтения» – исполняют стихи, подобно самим поэтам, отчетливо передавая живое движение стиха, восхищаясь ритмическим рисунком и эмоциональной напряженностью стиховых интонаций и в то же время схватывая поэтический смысл в его полноте и жизненности. Помню, как шести-семилетний малыш, ведомый мамой за руку по улице, восторженно, сверкая глазами, скандировал:

По фа-ми-лии Степанов,

И по име-ни Степан,

Из районных ве-ли-канов

Самый главный ве-ли-кан!

Он исполнял эти стихи так, как будто сам их только что сочинил и теперь наслаждается каждым звуком, каждым ритмическим ходом, каждым словом, созидающими торжественно-веселый поэтический смысл.

Конечно, от восторга перед этими отличными детскими стихами до полноценного восприятия поэзии Пушкина, Фета или Блока путь немалый. Но вот что важно: ребенок в данном случае воспринимает стихотворный текст именно как поэзию, как живое поэтическое слово в органическом единстве его формы и содержания.

Между тем уже к юношеским годам у очень многих читателей это непосредственное восприятие поэзии слабеет и исчезает. И вот, читая гениальные строфы о Петербурге во вступлении к пушкинскому «Медному всаднику», мы уже, несколько скучая, думаем о том, что здесь, мол, «создана яркая картина великого города», а с другой стороны –поэт использует «приемы звукописи» (например, шипенье пенистых бокалов). И уже нелегко отрешиться от этих вялых соображений и просто услышать в собственном взволнованном голосе потрясающую мощь, красоту и радость, услышать, как словно целый оркестр звучит в твоей груди…

В самом тебе, в твоем собственном творческом воображении созидается, живет, влюбляет в себя неповторимый пушкинский Петербург, прекраснее которого нет ничего на свете.

Но постойте! Может быть, ты, мой читатель, не испытываешь всего этого? Может быть, поэма Пушкина для тебя – только «обязательное чтение», утвержденное вышестоящими инстанциями? Что же тогда делать?

(В.Кожинов)

1. Подготовьтесь к выразительному чтению.

2. Выпишите вводные слова.

(Ответ: конечно, может быть, например, правда, между прочим.)

3. Укажите средства связи между предложениями.

4. Обратите внимание на заключительную часть текста. Какова роль вопросительных предложений? Напишите текст, стараясь дать ответ на вопросы, обращенные к нам как к читателям. Готовясь ответить на эти вопросы, обратитесь к следующему упражнению…

5. Объясните правописание слов возраст, впоследствии, явствует, одаренность, исчезает.


VIII. Подготовьтесь к выразительному чтению текста. Подумайте, как можно этот текст озаглавить.

Попробуем взять в руки томик Пушкина (ведь он, конечно же, есть в твоем доме?) и открыть «Медного всадника». И прочитать, ну, скажем, с этой всем известной строки:

Люблю тебя, Петра творенье…

Прочитать вслух, медленно, делая паузы после каждой строки, и внятно, напряженно, чтобы пережить каждое слово, каждый звук. И не думать заранее о том, что вот, мол, передо мной Пушкин, великая поэзия, классика. Нет, непосредственно, просто, даже наивно отдаться нарастающей поступи стиха, видеть, слышать, осязать это полное смысла ритмическое движение слов, их парадное шествие, которое гремит и сверкает с наибольшей силой тогда, когда она и впрямь воссоздает парад – «воинственную живость потешных Марсовых полей». Услышим же в своем собственном голосе это шествие, дойдя с ним до того места, где словно каждая строка звучит как ликующий возглас:

В их стройно зыблемом строю [!]

Лоскутья сих знамен победных [!]

Сиянье шапок этих медных [!]

Насквозь простреленных в бою [!]…

В этой самой громкой строфе, наверное, легче воспринять, услышать, пережить красоту и силу пушкинского слова. Но и для этого, конечно, нужно разбудить в себе душевную свободу и воображение, способность к бескорыстному восторгу и полноту восприятия…

Чтобы воспринять Пушкина, никак не достаточно врожденного чувства поэзии. Но необходимо сохранять и постоянно возрождать в себе это непосредственное первоначальное чувство поэзии…

(В.Кожинов)

1. Автор текста дает нам советы, которые учат нас выразительному чтению. Чтобы глубже осмыслить эти советы, выпишем из текста глаголы и наречия…

Глаголы: прочитать, пережить, воспринять, думать, видеть, слышать, осязать, услышать, воссоздает, разбудить, сохранять, возрождать…

Произведите морфологический разбор одного из глаголов.

Наречия: вслух, внятно, медленно, напряженно, просто, наивно, непосредственно, легче…

Произведите морфемный и словообразовательный разбор одного из наречий.

2. Подберите синонимы к вводному слову конечно. Какова роль синонимов в тексте?

3. Укажите средства связи между предложениями. Докажите, что это текст.

4. Что такое чувство поэзии? Как оно связано с чувством языка? Напишите об этом.


IX. Подготовьтесь к выразительному чтению.

Романы из школьной программы,

На ваших страницах гощу.

…Пушкина твердая повесть

И Чехова честный рассказ

Меня удержали не раз.

А если я струсил и сдался,

А если пошел на обман,

Я, значит, не крепко держался

За старый и добрый роман.

Вы родина самым безродным,

Вы самым бездомным нора,

И вашим листкам благородным

Кричу троекратно «ура!».

С пролога и до эпилога

Вы мне и нора, и берлога.

И, кроме старинных томов,

Иных мне не надо домов.

(Б.Слуцкий, 1959)

1. Выпишите слова, которые являются литературоведческими терминами. (Ответ: пролог, эпилог, роман, повесть, рассказ.)

2. Какой синоним к слову старый используется в последней строфе? (Ответ: старинный.)

3. Объясните значение слов пролог, эпилог.

4. Укажите изобразительно-выразительные средства. (Ответ: эпитеты, метафоры, риторическое обращение, анафоры, инверсия, оценочная лексика.)

5. Запишите ряд слов, однокоренных с глаголом гостить. Обозначьте корни.

6. Составьте схему сложного предложения (предпоследняя строфа).

7. Выпишите слова с приставками на з- и с-. .

(Ответ: рассказ, безродный, бездомный.)

8. Как вы понимаете мысль, выраженную в последнем предложении? Напишите об этом.

9. Напишите сочинение на тему «Мое отношение к романам (рассказам, повестям, поэтическим произведениям) из школьной программы», «Что значит гостить на страницах романов из школьной программы, “Герой нашего времени” (можно выбрать другое произведение) – мой любимый роман из школьной программы».


X. Запишите, объясните знаки препинания.

Помните слова, сказанные однажды Ильей Эренбургом: «Искусство прошлого не только раскрывает нам глаза, оно раскрывается от жара наших глаз». Это закон любого диалога, в том числе и диалога с художником. Будем же внимательны и пристрастны к своему собеседнику.

(Н.Крыщук)

1. Объясните значение фразеологизма раскрывать (открывать) глаза.

2. Укажите средства связи между предложениями.

3. Произведите лексический разбор прилагательного пристрастный.


Для справок

ОТКРЫВАТЬ (раскрывать) ГЛАЗА кому. Выводить кого-либо из заблуждения, помогать правильно понять истинное положение вещей. (Из Фразеологического словаря русского языка)


4. Напишите текст на одну из тем: «Чтение стихов Лермонтова – это диалог с текстом», «Лермонтов – мой собеседник».


Диалог с текстом. Памятка

Диалог с текстом связан с процессом медленного чтения. Эта работа, цель которой – осознать особенности строения текста; осмыслить логику движения мысли, сюжета; задуматься над выбором слова. Ведя диалог с текстом, полезно задавать себе вопросы:

Что будет дальше? (Стараемся предугадать последующую часть текста. При этом важно обратить внимание на порядок слов: часто именно то, чем предложение заканчивается, становится источником появления предложения следующего). Чем завершится это предложение?

Как продолжить…?

готовимся к экзаменам

Какое определение следует выбрать?

Какое сравнение последует после слов как, словно, будто, как будто, похоже на…?

Какой может быть заключительная часть текста?

Как доказать это (тезис, основную мысль, вывод)?

Какой вопрос мы можем задать, прочитав первое предложение?

Что последует за этим первым предложением?

Почему текст так озаглавлен? В чем секрет этого названия? Выбор каких слов как бы предопределяется названием текста, его темой, его зачином? И т.д.

В зависимости от особенностей текста диалог может вестись по-разному.

Прочитав часть текста (например, первое предложение или часть какого-то предложения), мы делаем паузу (это место можно отметить знаком «//»), стараемся предугадать последующую часть текста и только после этого – читаем, как у автора.

Не надо огорчаться, если нам не удалось угадать, как написал автор. Зато мы задумаемся над тем, что достойно того, чтобы об этом подумать…

Удивимся неожиданности выбранного слова, восхитимся тем, как самобытна, оригинальна мысль автора, как точен, выразителен создаваемый образ…

Сам процесс чтения, к которому мы привыкли, в той или иной степени содержит, хотя мы этого не осознаем, элементы того, что соотносится с понятием диалог с текстом: всегда стараемся предугадать, как будет развиваться сюжет, что будет происходить с героями, а начиная читать предложение, часто угадываем его продолжение (потому и читаем быстро), при чтении стихов часто угадываем рифмующееся слово…

Читатель ведет диалог с текстом, а текст ведет диалог с читателем. Этот сложный процесс помогает нам в самом важном, самом трудном – в том, как вести диалог с самим собой. Так процесс чтения становится событием внутренней жизни человека, что является основой самопознания, самосовершенствования. Именно об этом говорит поэт:

Есть книги –

В иные из них загляни –

И вздрогнешь:

Не нас ли

Читают

они?!

(Л.Мартынов)

Журнал "Русский язык" ИД "Первое сентября" (http://1september.ru).

Подписка по каталогу "Почта России". Индексы: 79119 (бумажная версия), 12751 (электронная версия)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!