СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т.С.Элиот. Слово о поэте.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в 11 классе Т.С.Элиот. Слово о поэте.

Просмотр содержимого документа
«Т.С.Элиот. Слово о поэте.»

Т.С.Элиот. Слово о поэте.

Класс: 11

Цель урока: выявить многообразие мыслей и настроений стихотворения, средства создания комического

Задачи урока: формировать знания о многообразии мыслей и настроений стихотворения. «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», проанализировать средства создания комического

Развивать навыки определения художественных особенностей лирического произведения

Воспитывать интерес к творчеству Т.С.Элиота

Планируемые результаты:

Знать: Знать основные вехи жизни и творчества писателя. выявить многообразие мыслей и настроений стихотворения, средства создания комического

Оборудование урока: презентация , проектор, портрет Элиота

Содержание урока

  1. Организационный момент. Приветствие, мотивация к учебной деятельности

  2. Актуализация знаний учащихся

  3. Объяснение нового материала.

  4. Формирование умений и навыков. Первичное закрепление знаний

  5. Итоги урока.

  6. Домашнее задание

Ход урока.

1.Орг.момент.

2. Проверка домашнего задания

- анализ таблицы «Многообразие мыслей и настроений стихотворения ««Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока»

Темой ранних стихов Элиота стали одиночество, бесприютность, ущербность человека. В Пруфроке Элиот воплотил недееспособность своих современников и в то же время обнажил их боль, их душевную муку. Его герой в сбивчивом монологе замахивается на большое: жаждет «в комок рукою стиснуть шар земной / И покатить его к убийственному вопросу», воображает себя Лазарем, что «восстал из гроба,/ Вернулся, чтоб открылось всё, в конце концов». Но при этом рефреном звучит: «И как же я осмелюсь?», «Короче говоря, я не решился». И откровенное признание: «Нет! Я не Гамлет и не мог им стать…»

3.Актуализация знаний учащихся

Составление синквейна по образу Дж. Альфреда Пруфрока

Пруфрокко

Нерешительный, осторожный

Не создал, не любил, проигрывает, мечтает

Не способен на борьбу

Поддельная песнь любви

4.Сообщение темы урока и целеполагание учащихся

5.Работа над темой урока

Фронтальный опрос

Каким вы представляете себе героя стихотворения? В чем его сущность?

Учитель: Устно опишите Пруфрока, как вы его представляете.

Предполагаемый ответ: Пруфрок, возможно, человек средних лет, преодолевающий кризис среднего возраста и отказа от женщин. Главный тон стихотворения – тон утомленного, иронического самоосуждения. Пруфрок постоянно с горечью констатирует факт старения.

Учащимся предлагается найти строчки и зачитать их.

Предполагаемый ответ:

Зашагать и показать, как я лысею

Люди скажут : Посмотрите, он лысеет»

Страх Пруфрока перед старением приводит его к параличу, внутренним комплексам, характерным для «маленького человека».

Учитель: Как начинается произведение? (Предлагается зачитать и прокомментировать.)

Предполагаемый ответ: Произведение начинается с приглашения нас присоединиться к Пруфроку в его прогулке по городу, пред нами не романтическое авеню в зелени деревьев, а как раз, наоборот, самая захудалая часть города, которая становиться все более и более современной, в то время как сам Пруфрок боится, или не способен что-либо в себе изменить. Описание этих улиц может объяснить многое:

Ну что ж, пойдем вдоль малолюдных улиц -
Опилки на полу, скорлупки устриц
В дешевых кабаках, в бормочущих притонах,
В ночлежках для ночей бессонных...

Не ясно, путешествует ли он физически через город или описывает город так, чтобы мы, его единственные попутчики, могли понять окружающую среду, которая подавляет его, не давая выйти из раковины «маленького человека».

Учитель: В создании образа Элиот активно использует зрительный язык. Например, обращение Элиота к зрительному восприятию читателя в произведении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»: «Я измерил кофейными ложечками свою жизнь».

Учитель: Поясните, как вы понимаете эти строчки. Что передает при помощи зрительного языка Элиот

Предполагаемый ответ учащихся :

При помощи зрительного языка Элиот передает реальность в конкретном образе «маленького человека» и одновременно выражает в нем глубочайшую идею. Читатель видит в Пруфроке конкретного человека, сидящего на светском рауте за чашкой кофе и одновременно осознает, насколько жизнь героя ничтожна, если она может измеряться кофейными ложечками.

Учитель: Еще одной характерной чертой поэтического языка «Любовной песни Альфреда Пруфрока» является фрагментарность. Внутренний монолог Пруфрока не является непрерывным. Он состоит из многочисленных единичных воспоминаний и размышлений героя. Эти фрагменты настолько самодостаточны, что обнаружить между ними внешнюю связь невозможно. Каждый последующий фрагмент не подготовлен предыдущим. Логика воображения сопрягает фрагменты, обнаруживая в них единое всеобщее, универсальное начало. Эта связь постигается не только рассудочно, но и интуитивно.

Самостоятельная групповая работа с текстом

. I группа: Найдите в тексте примеры такого рода сцепления фрагментов. Передайте содержание каждого фрагмента.

Предполагаемый ответ обучающихся :

Приведем пример такого рода сцепления фрагментов. В «Любовной песни Альфреда Пруфрока» после вступления следует отрывок, рассказывающий о неизвестных читателю женщинах, которые беседуют о Микеланджело, а далее в тексте идет описание городского тумана:

Не спрашивай о чем.
Ну что ж, давай туда пойдем.
В гостиной дамы тяжело
Беседуют о Микеланджело.
Туман своею желтой шерстью трется о стекло,
Дым своей желтой мордой тычется в стекло.

На первый взгляд, упоминание женщин ничем не обосновано, и даже создается впечатление, что Элиот намеренно запутывает читателя. При осмыслении внутренней логики повествования, открываются в стихотворении две области реального мира. Во-первых, сфера условностей, норм, приличий. Это – мир салонов, где светские дамы толкуют о Микеланджело. Во-вторых, – сфера чувственности. Мы видим жизнь ночного города, грязные рестораны, притоны, дешевые отели, темные улицы. Чтобы возникло ощущение единства, Элиот разбивает описание одного мира (ночного города и городского тумана) фразой, вводящей в повествование реальность другого мира (салонных дам, беседующих о Микеланджело). Таким образом, отрывки соединяются «логикой воображения».

Учитель: Ощущение единовременности происходящего усиливается Элиотом благодаря важнейшему композиционному механизму – системе лейтмотивов. Она представлена повторяющимися абзацами, словами, фразами, ситуациями. Лейтмотивы связывают различные фрагменты, всякий раз внося закрепленное за собой определенное эмоционально-семантическое содержание.

I группа: Приведите примеры лейтмотивов (предлагается зачитать и пояснить).

Предполагаемый ответ: Приведем несколько примеров из «Любовной песни Альфреда Пруфрока». Важнейшим лейтмотивом здесь является образ тумана. Лейтмотивными в стихотворении становятся вопросы Пруфрока: «Ужели я дерзну?», «Неужто я осмелюсь?» и фраза будет время. В стихотворении повторяются две ситуации, которые также выполняют функции лейтмотивов: «В гостиной дамы тяжело / Беседуют о Микеланджело»; и эпизод с женщиной, отвергающей предложение Пруфрока: «Это все не то, в конце концов / Совсем не то».

Учитель: Еще одна черта поэтики ранних произведений Элиота – заимствование цитат и образов из других литературных произведений, а также использование литературных реминисценций.

II группа: Отметьте в тексте все реминисценции (предлагается зачитать и прокомментировать).

Предполагаемый ответ: В «Любовной песни Альфреда Пруфрока» их девять. На первый взгляд удачно процитированная фраза подчеркивает ложную патетику его речи. Как правило этот эффект достигается Элиотом за счет иронического несоответствия контекста, откуда цитата была заимствована, новому контексту, куда она включается повествователем. Приведем небольшой пример. В «Любовной песне Альфреда Пруфрока» повествователь патетически произносит:

В конце мороженого, в тишине,
Над чашками и фразами про нас с тобой,
Да так ли нужно мне
С улыбкой снять с запретного покров
Рукою в мячик втиснуть шар земной,

Подобным приемом Элиот показывает, что бунт героя вырастает до масштабов вселенской катастрофы: он готов решать фундаментальные вопросы бытия.

Учитель: Сделайте вывод, для какой цели автором были использованы данные приемы.

Использование Элиотом выше приведенных приемов помогает пролить свет на страхи Пруфрока, свойственные «маленькому человеку».

Звучащий лейтмотивом вопрос: «Я посмею? Разве я посмею?» откровенно указывает на нерешительность Пруфрока.

Учитель: На что же никак он не может решиться?

Предполагаемый ответ: Он говорит о своих сомнениях и кажется, что речь идет не о признании в любви, а о вопросе жизни и смерти. Порой герой воспаряет до пафоса библейских откровений, стилистически обыгрывая, к примеру, книгу Экклесиаста «Всему свое время, и время всякой вещи под небом»:

Будет время, будет время
Подготовиться к тому, чтобы без дрожи
Встретить тех, кого встречаешь по пути;
И время убивать и вдохновляться...

Но очень скоро все обращается в характерный для «маленького человека» «постыдный фарс»:

И время мнить, и время сомневаться,
И время боязливо примеряться
К бутерброду с чашкой чая...

На смену мотивам из Ветхого Завета приходит намек на евангельского пророка Иоанна Предтечу:

Так, может, после чая и пирожного
Не нужно заходить на край возможного?
Хотя я плакал и постился, плакал и молился...

Учитель: Письменно сделайте небольшой набросок. Какие чувства одолевают героя? Каков он? На чем построена его жизнь?

Предполагаемый ответ:

Герой не способен ни на любовный, ни на какой-либо другой поступок; иногда кажется, что он юродствует. Все, что Пруфрок может посметь, на что он, по собственному признанию, в силах решиться, – это «Зачесать плешь» или «Скушать грушу». Однако эта способность к самоиронии делает его образ почти трагедийным. Элиот показывает Пруфрока постоянно сомневающимся:

И время мнить, и время сомневаться,
И время боязливо примеряться...

Ему кажется, что у него еще есть время, но оно бесследно уходит. Пруфрок с ужасом вспоминает многочисленные утренники, вечера и дни, которые однообразны, бессмысленны, смертельно скучны, он ненавидит их:

Я знаю их уже давно, давно их знаю -
Все эти утренники, вечера и дни,
Я жизнь свою по чайной ложке отмеряю...

На всем протяжении этих длинных, унылых промежутков времени он находиться в постоянном страхе, казаться глупым, недалеким. Ему кажется, что в глазах женщин он выглядит скучным и уродливым человеком. Пруфрок чувствует как будто он насекомое, «растянутое на булавке», – ничего не значащим, несколько отталкивающим. Вся его жизнь построена на осторожности, медлительности, сомнениях, боязни растратить свои эмоции, совершить безумный поступок, он слаб духом, боится оказаться смешным, у него нет решительности, он мелок, ничтожен. А время идет, оно безжалостно, а он все сомневается. Мысленно, в пустых мечтах он все проигрывает, но нет в нем решительности, не может перешагнуть через свою лень, застенчивость. Жизнь «маленького человека», но он так и ничего не совершил, не создал, не любил. В конце стихотворения Элиот использует мифические образы русалок, мчащихся в море, как идеал женщин, но даже в воображении Пруфрока они поют не ему и даже мечты его остаются бесплодными, в своих фантазиях он так же не активен и парализован, как и в жизни.

Стихотворение больше похоже на «Поддельную песнь любви» лирического героя.

Творческая работа (на выбор учащихся)

-интервью с Пруфрокко

-письмо к Пруфрокко.

-выступления учащихся

Итоги урока

Какие чувства вызвал у меня урок? Над чем заставил задуматься Т.С.Элиот?

Рефлексия

Прием «Микрофон»

Выдача домашнего задания

Прочитать статью М.В.Шелкович «Функция гомеровских и дантовских аллюзий в «Любовной песне Дж.Альфреда Пруфрока»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!