СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Т В Сенюшкина Работа с афоризмами при подготовке к зачёту по теме"СПП"9 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен раздаточный материал,который будет полезен учителю 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Т В Сенюшкина Работа с афоризмами при подготовке к зачёту по теме"СПП"9 класс»

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Рубрика

Название материала

Поделимся опытом

Работа с афоризмами при подготовке к зачету «Сложноподчиненные предложения»


Автор

Т.В.Сенюшкина,

Лицей «Сигма», г. Барнаул


Классы

9-11 класс


Жанр

Раздаточные материалы



Методические рекомендации

Раздаточные материалы позволяют использовать задания, как для выборочной проверки материала, так и для систематической работы ученика на закрепление знаний по той или иной группе правил. Материал подобран по трем уровням сложности.




МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ


УРОВЕНЬ 1


Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением


1. Ошибаю__ся те которые во время благ__получия думают что навсегда избавились от (не)взгод. (М.Цицерон) 2. Н__кто н__чего (не)делает хорошо если это против воли даже если человек делает что(то) хорошо. (А.Августин) 3. Человеку (не)обходимо изведать сильные чувства чтобы в нем развились благ__родные свойства которые ра__ши­рили бы круг его жизни. (О. де Бальзак) 4. Моим лучшим другом являе__ся тот кто дал мне книгу которую я еще (не)читал. (А.Линкольн) 5. Нужно стреми__ся к тому чтобы каждый вид__л и знал больше чем вид__л и знал его отец и дед. (А.Чехов) 6. Лесть всегда нам нрави__ся когда она касае__ся качеств которых нам (не)достает (Г.Филдинг) 7. Говорят что це(н,нн)ость жизни определя__тся тем что человек оставил после себя. (А.Куприн) 8. Зачем же ты живе (ш,шь) если (не)забот__шься чтобы хорошо жить? (Д.Синопский)


Ключи


1. [Ошибаются те], (которые во время благо­получия думают), (что навсегда избавились от невзгод). (М.Цицерон) 2. [Никто ничего не дела­ет хорошо], (если это против воли), (даже если человек делает что-то хорошо). (А.Августин) 3. [Человеку необходимо изведать сильные чувс­тва], (чтобы в нем развились благородные свойс­тва), (которые расширили бы круг его жизни). (О. де Бальзак) 4. [Моим лучшим другом явля­ется тот], (кто дал мне книгу), (которую я еще не читал). (А.Линкольн) 5. [Нужно стремиться к тому], (чтобы каждый видел и знал больше), (чем видел и знал его отец и дед). (А.Чехов) 6. [Лесть всегда нам нравится], (когда она касается качеств), (которых нам недостает). (Г.Филдинг) 7. [Говорят], (что ценность жизни определяется тем), (что человек оставил после себя). (А.Куприн) 8. [Зачем же ты живешь], (если не заботишься), (чтобы хорошо жить)? (Д.Синопский)



Сложноподчиненные предложения с однород­ным подчинением (соподчинением)


1. Как мал промежуток между времен__м ког­да человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар. (Ш.Монтескье) 2. Что носится в воздухе и чего требует время то мож__т возник­нуть одноврем(н,нн)о в ста головах без вся­кого заимствования. (И.Гете) 3. Если в пору сказа(н,нн)о слово если многое пытано и в малое сжато дальше от следов твоих буд__т лю(дс,ц)кая хула. (Пиндар) 4. И человек когда себя н(е,и) в грош (не)ставит когда относ__ся к себе как к сла­бому существу станови(т,ть)ся похожим на шав­ку. (М.Норбеков)


Ключи


1. [Как мал промежуток между временем], (когда человек еще слишком молод) и (когда он уже слишком стар). (Ш.Монтескье) 2. (Что но­сится в воздухе) и (чего требует время), [то мо­жет возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования]. (И.Гете) 3. (Если в по­ру сказано слово), (если многое пытано и в малое сжато), [дальше от следов твоих будет людская хула]. (Пиндар) 4. [И человек, (когда себя ни в грош не ставит), (когда относится к себе как к слабому существу), становится похожим на шав­ку]. (М.Норбеков)


Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением


1. Когда хоч__шь посоветова__ся с кем(нибудь) о своем деле обрати прежде всего внимание на то как он устраива__т свои собстве(н,нн)ые де­ла. (Исократ) 2. Если люб__шь жизнь (не)трать время зря потому что жизнь состоит из врем__ни. 3. Суеверия в которых мы выр__сли (не)теря­ют своей власти над нами даже тогда когда мы познали их. (Г.Лессинг) 4. Прежде чем осудить всегда надо подумать (не)льзя ли найти изв__не­ние. (Г.Лихтенберг) 5. С тем кто отрица__т ид__ал мож__т легко случи(т,ть)ся что он прошлое прим__т за прекрасное. (И.Гете) 6. Человек с чувством юмора это и тот кто умеет отпустить меткую шут­ку и тот кто переносит насмешки. (Аристотель) 7. Тот кто много говорит часто терпит (не)удачу (по)этому лучше соблюдать меру. «Дао дэ цзин»


Ключи


1. (Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле), [обрати прежде всего внимание на то], (как он устраивает свои собственные дела). (Исократ) 2. (Если любишь жизнь), [не трать время зря], (потому что жизнь состоит из вре­мени). 3. [Суеверия, (в которых мы выросли), не теряют своей власти над нами даже тогда], (когда мы познали их). (Г.Лессинг) 4. (Прежде чем осудить), [всегда надо подумать], (нельзя ли найти извинение). (Г.Лихтенберг) 5. [С тем, (кто отрицает идеал), может легко случиться], (что он прошлое примет за прекрасное). (И.Гете) 6. [Человек с чувством юмора – это и тот, (кто умеет отпустить меткую шутку), и тот], (кто пе­реносит насмешки). (Аристотель) 7. [Тот, (кто много говорит), часто терпит неудачу], (поэтому лучше соблюдать меру). «Дао дэ цзин»



УРОВЕНЬ 2


Сложноподчиненные предложения с последо­вательным подчинением


1. Чувство это нравстве(н,нн)ая сила кото­рая инстинктивно без помощи разума вынос__т суждение обо всем что живет (П.Балланш). 2. Сов__ршенствование нравов в том что(бы) пр__водить каждый день так как если б он долж__н быть последним без тр__воги без трусости без пр__творства. (М.Аврелий) 3. Какое уд__влетво­рение и(з,с)пытыва__т человек когда загл__нув в собств__нное сердце убежда__тся что оно у него спр__ведливое. (Ш.Монтескье) 4. Если ты напра­вился к цели и стан__шь дорогою ост__навл__вать­ся что(бы) швырять кам__нь во всякую ла__щую на тебя собаку то никогда не дойде(ш,шь) до цели. (Ф.Достоевский) 5. Люди вер__щие в свои досто__нства сч__тают долгом быть (н__частными дабы убедить таким образом и других и себя в том что су(ть,дь)ба еще (не)возд__ла им по заслугам. (Ф. де Ларошфуко) 6. Зависть есть бе__покойство души вызва(н,нн)ое сознанием того что ж__ла­тельным нам благом завл__дел другой который по нашему мнению (не)долж__н обл__дать им рань­ше нас. (Д.Локк) 7. Отрок старайся чтобы те кто люб__т красоту твоего тела полюбили красоту тво­ей души. (Д.Синопский)


Ключи


1. [Чувство – это нравственная сила], (кото­рая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем), (что живет). (П.Балланш) 2. [Совершенствование нравов в том], (чтобы проводить каждый день так), (как если б он дол­жен быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства). (М.Аврелий) 3. [Какое удов­летворение испытывает человек], (когда, загля­нув в собственное сердце, убеждается), (что оно у него справедливое). (Ш.Монтескье) 4. (Если ты направился к цели и станешь дорогою оста­навливаться), (чтобы швырять камень во вся­кую лающую на тебя собаку), [то никогда не дойдешь до цели]. (Ф.Достоевский) 5. [Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными], (дабы убедить таким обра­зом и других и себя в том), (что судьба еще не воздала им по заслугам). (Ф. де Ларошфуко) 6. [Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того], (что желательным нам благом завладел другой), (который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас). (Д.Локк) 7. [Отрок, старайся], (чтобы те, (кто полюбили красоту твоего тела), полюбили красоту твоей души). (Д.Синопский)



Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением (соподчинением)


1. Пока св__бодою г__рим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв__тим души пр__крас­ные порывы. (А.Пушкин)


Ключи


1. (Пока свободою горим), (пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы]. (А.Пушкин)



Сложноподчиненные предложения с парал­лельным подчинением

1. Не тот мужеств__н кто лез__т на опасность (не)чувствуя страха а тот кто мож__т под(о,а)вить самый сильный страх и думать об опа(с,ст)ности (не)подч__няясь страху. (К.Ушинский) 2. Пр__-шедшее нужно знать не (по)тому что оно прошло а (по)тому что уходя (не)умело убрать своих пос­ледствий. (В.Ключевский) 3. Если когда(нибудь) г__няясь за счастьем вы найдете его вы подобно старухе искавшей свои очки обнаруж__те что счастье было все время у вас на носу. (Б.Шоу) 4. Если ч__ловек сам сл__дит за своим здоровь__м то трудно найти врача который знал бы лучше полезное для его здоровья чем он сам. (Сократ)


Ключи


1. [Не тот мужественен, (кто лезет на опас­ность, не чувствуя страха), а тот], (кто может подавить самый сильный страх и думать об опас­ности, не подчинясь страху) (К.Ушинский)

2. [Прошедшее нужно знать не потому, (что оно прошло), а потому], (что, уходя, не умело уб­рать своих последствий). (В.Ключевский) 3. (Ес­ли когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его), [вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите], (что счастье было все время у вас на носу). (Б.Шоу) 4. (Если человек сам следит за своим здоровьем), [то трудно найти врача], (ко­торый знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам). (Сократ)



УРОВЕНЬ 3


1. Мудрость зна__т как поступать и там где (не)име__т опыта глупый ошиба__тся и в том чему учился. (И.Дамаскин) 2. Надо пер__стать говорить тот(час) же когда замет__шь что раздр__жаешь­ся сам или тот с кем говори(ш,шь). (В.Каверин) 3. Я понимаю сейчас что тяну(т,ть)ся к счастью и знать что оно пр__дет к тебе лучше чем иметь его и пр__выкнуть к нему. (Г.Жуков) 4. Дар есть тот огонь в стих__творце который возвыша__т ра­зум который дает сч__стливые мысли и который их из__бража__т с велич__ством. (М.Ломоносов) 5. Ученикам что(бы) пр__успеть надо дог__нять тех кто вп__реди и (не)ждать тех кто поз__ди. (Арис­тотель) 6. Если вы замет__ли что вы на стороне больш__нства это верный признак того что пора м__няться. (М.Твен) 7. Кто ищ__т друзей досто__н того чтобы их найти у кого нет друзей тот н__ког­да их (не)искал. (Г.Лессинг) 8. Пр__успева__т всего больше тот кто (не)уступа__т равному себе кто хоро­шо относ__тся к более сильному кто по отношению к слабому пр__являет умер__нность. (Фукидид)


Ключи


1. [Мудрость знает], (как поступать и там), (где не имеет опыта); [глупый ошибается и в том], (чему учился). (И.Дамаскин) 2. [Надо пе рестать говорить тотчас же], (когда заметишь), (что раздражаешься сам или тот), (с кем гово­ришь). (В.Каверин) 3. [Я понимаю сейчас], (что тянуться к счастью и знать, (что оно придет к тебе), лучше, (чем иметь его и привыкнуть к не­му). (Г.Жуков) 4. [Дар есть тот огонь в стихот­ворце], (который возвышает разум), (который дает счастливые мысли) и (который их изобра­жает с величеством). (М.Ломоносов) 5. [Учени­кам, (чтобы преуспеть), надо догонять тех, (кто впереди), и не ждать тех], (кто позади). (Аристо­тель) 6. (Если вы заметили), (что вы на стороне большинства), [это верный признак того], (что пора меняться). (М.Твен) 7. (Кто ищет друзей), [достоин того], (чтобы их найти); (у кого нет друзей), [тот никогда их не искал]. (Г.Лессинг) 8. [Преуспевает всего больше тот], (кто не ус­тупает равному себе), (кто хорошо относится к более сильному), (кто по отношению к слабому проявляет умеренность). (Фукидид)

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАДАНИЙ


УРОВЕНЬ 1


Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением


Ошибаю__ся те которые во время благ__получия думают что навсегда избавились от (не)взгод. (М.Цицерон)

Н__кто н__чего (не)делает хорошо если это против воли даже если человек делает что(то) хорошо. (А.Августин)

Человеку (не)обходимо изведать сильные чувства чтобы в нем развились благ__родные свойства которые ра__ши­рили бы круг его жизни. (О. де Бальзак)

Моим лучшим другом являе__ся тот кто дал мне книгу которую я еще (не)читал. (А.Линкольн)

Нужно стреми__ся к тому чтобы каждый вид__л и знал больше чем вид__л и знал его отец и дед. (А.Чехов)

Лесть всегда нам нрави__ся когда она касае__ся качеств которых нам (не)достает (Г.Филдинг)

Говорят что це(н,нн)ость жизни определя__тся тем что человек оставил после себя. (А.Куприн)

Зачем же ты живе (ш,шь) если (не)забот__шься чтобы хорошо жить? (Д.Синопский)




Сложноподчиненные предложения с однород­ным подчинением (соподчинением)


Как мал промежуток между времен__м ког­да человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар. (Ш.Монтескье)

Что носится в воздухе и чего требует время то мож__т возник­нуть одноврем(н,нн)о в ста головах без вся­кого заимствования. (И.Гете) 3. Если в пору сказа(н,нн)о слово если многое пытано и в малое сжато дальше от следов твоих буд__т лю(дс,ц)кая хула. (Пиндар)

И человек когда себя н(е,и) в грош (не)ставит когда относ__ся к себе как к сла­бому существу станови(т,ть)ся похожим на шав­ку. (М.Норбеков)



Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением


Когда хоч__шь посоветова__ся с кем(нибудь) о своем деле обрати прежде всего внимание на то как он устраива__т свои собстве(н,нн)ые де­ла. (Исократ)

Если люб__шь жизнь (не)трать время зря потому что жизнь состоит из врем__ни.

Суеверия в которых мы выр__сли (не)теря­ют своей власти над нами даже тогда когда мы познали их. (Г.Лессинг)

Прежде чем осудить всегда надо подумать (не)льзя ли найти изв__не­ние. (Г.Лихтенберг)

С тем кто отрица__т ид__ал мож__т легко случи(т,ть)ся что он прошлое прим__т за прекрасное. (И.Гете)

Человек с чувством юмора это и тот кто умеет отпустить меткую шут­ку и тот кто переносит насмешки. (Аристотель)

Тот кто много говорит часто терпит (не)удачу (по)этому лучше соблюдать меру. «Дао дэ цзин»




УРОВЕНЬ 2


Сложноподчиненные предложения с последо­вательным подчинением


Чувство это нравстве(н,нн)ая сила кото­рая инстинктивно без помощи разума вынос__т суждение обо всем что живет (П.Балланш).

Сов__ршенствование нравов в том что(бы) пр__водить каждый день так как если б он долж__н быть последним без тр__воги без трусости без пр__творства. (М.Аврелий)

Какое уд__влетво­рение и(з,с)пытыва__т человек когда загл__нув в собств__нное сердце убежда__тся что оно у него спр__ведливое. (Ш.Монтескье)

Если ты напра­вился к цели и стан__шь дорогою ост__навл__вать­ся что(бы) швырять кам__нь во всякую ла__щую на тебя собаку то никогда не дойде(ш,шь) до цели. (Ф.Достоевский)

Люди вер__щие в свои досто__нства сч__тают долгом быть (н__частными дабы убедить таким образом и других и себя в том что су(ть,дь)ба еще (не)возд__ла им по заслугам. (Ф. де Ларошфуко)

Зависть есть бе__покойство души вызва(н,нн)ое сознанием того что ж__ла­тельным нам благом завл__дел другой который по нашему мнению (не)долж__н обл__дать им рань­ше нас. (Д.Локк)

Отрок старайся чтобы те кто люб__т красоту твоего тела полюбили красоту тво­ей души. (Д.Синопский)




Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением (соподчинением)


Пока св__бодою г__рим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв__тим души пр__крас­ные порывы. (А.Пушкин)



Сложноподчиненные предложения с парал­лельным подчинением


Не тот мужеств__н кто лез__т на опасность (не)чувствуя страха а тот кто мож__т под(о,а)вить самый сильный страх и думать об опа(с,ст)ности (не)подч__няясь страху. (К.Ушинский)

Пр__-шедшее нужно знать не (по)тому что оно прошло а (по)тому что уходя (не)умело убрать своих пос­ледствий. (В.Ключевский)

Если когда(нибудь) г__няясь за счастьем вы найдете его вы подобно старухе искавшей свои очки обнаруж__те что счастье было все время у вас на носу. (Б.Шоу)

Если ч__ловек сам сл__дит за своим здоровь__м то трудно найти врача который знал бы лучше полезное для его здоровья чем он сам. (Сократ)



УРОВЕНЬ 3


Мудрость зна__т как поступать и там где (не)име__т опыта глупый ошиба__тся и в том чему учился. (И.Дамаскин)

Надо пер__стать говорить тот(час) же когда замет__шь что раздр__жаешь­ся сам или тот с кем говори(ш,шь). (В.Каверин)

Я понимаю сейчас что тяну(т,ть)ся к счастью и знать что оно пр__дет к тебе лучше чем иметь его и пр__выкнуть к нему. (Г.Жуков)

Дар есть тот огонь в стих__творце который возвыша__т ра­зум который дает сч__стливые мысли и который их из__бража__т с велич__ством. (М.Ломоносов)

Ученикам что(бы) пр__успеть надо дог__нять тех кто вп__реди и (не)ждать тех кто поз__ди. (Арис­тотель)

Если вы замет__ли что вы на стороне больш__нства это верный признак того что пора м__няться. (М.Твен)

Кто ищ__т друзей досто__н того чтобы их найти у кого нет друзей тот н__ког­да их (не)искал. (Г.Лессинг)

Пр__успева__т всего больше тот кто (не)уступа__т равному себе кто хоро­шо относ__тся к более сильному кто по отношению к слабому пр__являет умер__нность. (Фукидид)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!