Методические рекомендации для работы с материалами диска |
Рубрика Название материала | Поделимся опытом Работа с афоризмами при подготовке к зачету «Сложноподчиненные предложения» | |
Автор | Т.В.Сенюшкина, Лицей «Сигма», г. Барнаул | |
Классы | 9-11 класс | |
Жанр | Раздаточные материалы | |
Методические рекомендации | Раздаточные материалы позволяют использовать задания, как для выборочной проверки материала, так и для систематической работы ученика на закрепление знаний по той или иной группе правил. Материал подобран по трем уровням сложности. | |
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ
УРОВЕНЬ 1
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением
1. Ошибаю__ся те которые во время благ__получия думают что навсегда избавились от (не)взгод. (М.Цицерон) 2. Н__кто н__чего (не)делает хорошо если это против воли даже если человек делает что(то) хорошо. (А.Августин) 3. Человеку (не)обходимо изведать сильные чувства чтобы в нем развились благ__родные свойства которые ра__ширили бы круг его жизни. (О. де Бальзак) 4. Моим лучшим другом являе__ся тот кто дал мне книгу которую я еще (не)читал. (А.Линкольн) 5. Нужно стреми__ся к тому чтобы каждый вид__л и знал больше чем вид__л и знал его отец и дед. (А.Чехов) 6. Лесть всегда нам нрави__ся когда она касае__ся качеств которых нам (не)достает (Г.Филдинг) 7. Говорят что це(н,нн)ость жизни определя__тся тем что человек оставил после себя. (А.Куприн) 8. Зачем же ты живе (ш,шь) если (не)забот__шься чтобы хорошо жить? (Д.Синопский)
Ключи
1. [Ошибаются те], (которые во время благополучия думают), (что навсегда избавились от невзгод). (М.Цицерон) 2. [Никто ничего не делает хорошо], (если это против воли), (даже если человек делает что-то хорошо). (А.Августин) 3. [Человеку необходимо изведать сильные чувства], (чтобы в нем развились благородные свойства), (которые расширили бы круг его жизни). (О. де Бальзак) 4. [Моим лучшим другом является тот], (кто дал мне книгу), (которую я еще не читал). (А.Линкольн) 5. [Нужно стремиться к тому], (чтобы каждый видел и знал больше), (чем видел и знал его отец и дед). (А.Чехов) 6. [Лесть всегда нам нравится], (когда она касается качеств), (которых нам недостает). (Г.Филдинг) 7. [Говорят], (что ценность жизни определяется тем), (что человек оставил после себя). (А.Куприн) 8. [Зачем же ты живешь], (если не заботишься), (чтобы хорошо жить)? (Д.Синопский)
Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением (соподчинением)
1. Как мал промежуток между времен__м когда человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар. (Ш.Монтескье) 2. Что носится в воздухе и чего требует время то мож__т возникнуть одноврем(н,нн)о в ста головах без всякого заимствования. (И.Гете) 3. Если в пору сказа(н,нн)о слово если многое пытано и в малое сжато дальше от следов твоих буд__т лю(дс,ц)кая хула. (Пиндар) 4. И человек когда себя н(е,и) в грош (не)ставит когда относ__ся к себе как к слабому существу станови(т,ть)ся похожим на шавку. (М.Норбеков)
Ключи
1. [Как мал промежуток между временем], (когда человек еще слишком молод) и (когда он уже слишком стар). (Ш.Монтескье) 2. (Что носится в воздухе) и (чего требует время), [то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования]. (И.Гете) 3. (Если в пору сказано слово), (если многое пытано и в малое сжато), [дальше от следов твоих будет людская хула]. (Пиндар) 4. [И человек, (когда себя ни в грош не ставит), (когда относится к себе как к слабому существу), становится похожим на шавку]. (М.Норбеков)
Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением
1. Когда хоч__шь посоветова__ся с кем(нибудь) о своем деле обрати прежде всего внимание на то как он устраива__т свои собстве(н,нн)ые дела. (Исократ) 2. Если люб__шь жизнь (не)трать время зря потому что жизнь состоит из врем__ни. 3. Суеверия в которых мы выр__сли (не)теряют своей власти над нами даже тогда когда мы познали их. (Г.Лессинг) 4. Прежде чем осудить всегда надо подумать (не)льзя ли найти изв__нение. (Г.Лихтенберг) 5. С тем кто отрица__т ид__ал мож__т легко случи(т,ть)ся что он прошлое прим__т за прекрасное. (И.Гете) 6. Человек с чувством юмора это и тот кто умеет отпустить меткую шутку и тот кто переносит насмешки. (Аристотель) 7. Тот кто много говорит часто терпит (не)удачу (по)этому лучше соблюдать меру. «Дао дэ цзин»
Ключи
1. (Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле), [обрати прежде всего внимание на то], (как он устраивает свои собственные дела). (Исократ) 2. (Если любишь жизнь), [не трать время зря], (потому что жизнь состоит из времени). 3. [Суеверия, (в которых мы выросли), не теряют своей власти над нами даже тогда], (когда мы познали их). (Г.Лессинг) 4. (Прежде чем осудить), [всегда надо подумать], (нельзя ли найти извинение). (Г.Лихтенберг) 5. [С тем, (кто отрицает идеал), может легко случиться], (что он прошлое примет за прекрасное). (И.Гете) 6. [Человек с чувством юмора – это и тот, (кто умеет отпустить меткую шутку), и тот], (кто переносит насмешки). (Аристотель) 7. [Тот, (кто много говорит), часто терпит неудачу], (поэтому лучше соблюдать меру). «Дао дэ цзин»
УРОВЕНЬ 2
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением
1. Чувство это нравстве(н,нн)ая сила которая инстинктивно без помощи разума вынос__т суждение обо всем что живет (П.Балланш). 2. Сов__ршенствование нравов в том что(бы) пр__водить каждый день так как если б он долж__н быть последним без тр__воги без трусости без пр__творства. (М.Аврелий) 3. Какое уд__влетворение и(з,с)пытыва__т человек когда загл__нув в собств__нное сердце убежда__тся что оно у него спр__ведливое. (Ш.Монтескье) 4. Если ты направился к цели и стан__шь дорогою ост__навл__ваться что(бы) швырять кам__нь во всякую ла__щую на тебя собаку то никогда не дойде(ш,шь) до цели. (Ф.Достоевский) 5. Люди вер__щие в свои досто__нства сч__тают долгом быть (н__частными дабы убедить таким образом и других и себя в том что су(ть,дь)ба еще (не)возд__ла им по заслугам. (Ф. де Ларошфуко) 6. Зависть есть бе__покойство души вызва(н,нн)ое сознанием того что ж__лательным нам благом завл__дел другой который по нашему мнению (не)долж__н обл__дать им раньше нас. (Д.Локк) 7. Отрок старайся чтобы те кто люб__т красоту твоего тела полюбили красоту твоей души. (Д.Синопский)
Ключи
1. [Чувство – это нравственная сила], (которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем), (что живет). (П.Балланш) 2. [Совершенствование нравов в том], (чтобы проводить каждый день так), (как если б он должен быть последним: без тревоги, без трусости, без притворства). (М.Аврелий) 3. [Какое удовлетворение испытывает человек], (когда, заглянув в собственное сердце, убеждается), (что оно у него справедливое). (Ш.Монтескье) 4. (Если ты направился к цели и станешь дорогою останавливаться), (чтобы швырять камень во всякую лающую на тебя собаку), [то никогда не дойдешь до цели]. (Ф.Достоевский) 5. [Люди, верящие в свои достоинства, считают долгом быть несчастными], (дабы убедить таким образом и других и себя в том), (что судьба еще не воздала им по заслугам). (Ф. де Ларошфуко) 6. [Зависть есть беспокойство души, вызванное сознанием того], (что желательным нам благом завладел другой), (который, по нашему мнению, не должен обладать им раньше нас). (Д.Локк) 7. [Отрок, старайся], (чтобы те, (кто полюбили красоту твоего тела), полюбили красоту твоей души). (Д.Синопский)
Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением (соподчинением)
1. Пока св__бодою г__рим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв__тим души пр__красные порывы. (А.Пушкин)
Ключи
1. (Пока свободою горим), (пока сердца для чести живы), [мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы]. (А.Пушкин)
Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением
1. Не тот мужеств__н кто лез__т на опасность (не)чувствуя страха а тот кто мож__т под(о,а)вить самый сильный страх и думать об опа(с,ст)ности (не)подч__няясь страху. (К.Ушинский) 2. Пр__-шедшее нужно знать не (по)тому что оно прошло а (по)тому что уходя (не)умело убрать своих последствий. (В.Ключевский) 3. Если когда(нибудь) г__няясь за счастьем вы найдете его вы подобно старухе искавшей свои очки обнаруж__те что счастье было все время у вас на носу. (Б.Шоу) 4. Если ч__ловек сам сл__дит за своим здоровь__м то трудно найти врача который знал бы лучше полезное для его здоровья чем он сам. (Сократ)
Ключи
1. [Не тот мужественен, (кто лезет на опасность, не чувствуя страха), а тот], (кто может подавить самый сильный страх и думать об опасности, не подчинясь страху) (К.Ушинский)
2. [Прошедшее нужно знать не потому, (что оно прошло), а потому], (что, уходя, не умело убрать своих последствий). (В.Ключевский) 3. (Если когда-нибудь, гоняясь за счастьем, вы найдете его), [вы, подобно старухе, искавшей свои очки, обнаружите], (что счастье было все время у вас на носу). (Б.Шоу) 4. (Если человек сам следит за своим здоровьем), [то трудно найти врача], (который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам). (Сократ)
УРОВЕНЬ 3
1. Мудрость зна__т как поступать и там где (не)име__т опыта глупый ошиба__тся и в том чему учился. (И.Дамаскин) 2. Надо пер__стать говорить тот(час) же когда замет__шь что раздр__жаешься сам или тот с кем говори(ш,шь). (В.Каверин) 3. Я понимаю сейчас что тяну(т,ть)ся к счастью и знать что оно пр__дет к тебе лучше чем иметь его и пр__выкнуть к нему. (Г.Жуков) 4. Дар есть тот огонь в стих__творце который возвыша__т разум который дает сч__стливые мысли и который их из__бража__т с велич__ством. (М.Ломоносов) 5. Ученикам что(бы) пр__успеть надо дог__нять тех кто вп__реди и (не)ждать тех кто поз__ди. (Аристотель) 6. Если вы замет__ли что вы на стороне больш__нства это верный признак того что пора м__няться. (М.Твен) 7. Кто ищ__т друзей досто__н того чтобы их найти у кого нет друзей тот н__когда их (не)искал. (Г.Лессинг) 8. Пр__успева__т всего больше тот кто (не)уступа__т равному себе кто хорошо относ__тся к более сильному кто по отношению к слабому пр__являет умер__нность. (Фукидид)
Ключи
1. [Мудрость знает], (как поступать и там), (где не имеет опыта); [глупый ошибается и в том], (чему учился). (И.Дамаскин) 2. [Надо пе рестать говорить тотчас же], (когда заметишь), (что раздражаешься сам или тот), (с кем говоришь). (В.Каверин) 3. [Я понимаю сейчас], (что тянуться к счастью и знать, (что оно придет к тебе), лучше, (чем иметь его и привыкнуть к нему). (Г.Жуков) 4. [Дар есть тот огонь в стихотворце], (который возвышает разум), (который дает счастливые мысли) и (который их изображает с величеством). (М.Ломоносов) 5. [Ученикам, (чтобы преуспеть), надо догонять тех, (кто впереди), и не ждать тех], (кто позади). (Аристотель) 6. (Если вы заметили), (что вы на стороне большинства), [это верный признак того], (что пора меняться). (М.Твен) 7. (Кто ищет друзей), [достоин того], (чтобы их найти); (у кого нет друзей), [тот никогда их не искал]. (Г.Лессинг) 8. [Преуспевает всего больше тот], (кто не уступает равному себе), (кто хорошо относится к более сильному), (кто по отношению к слабому проявляет умеренность). (Фукидид)
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЗАДАНИЙ
УРОВЕНЬ 1
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением
-
| Ошибаю__ся те которые во время благ__получия думают что навсегда избавились от (не)взгод. (М.Цицерон) |
-
| Н__кто н__чего (не)делает хорошо если это против воли даже если человек делает что(то) хорошо. (А.Августин) |
-
| Человеку (не)обходимо изведать сильные чувства чтобы в нем развились благ__родные свойства которые ра__ширили бы круг его жизни. (О. де Бальзак) |
-
| Моим лучшим другом являе__ся тот кто дал мне книгу которую я еще (не)читал. (А.Линкольн) |
-
| Нужно стреми__ся к тому чтобы каждый вид__л и знал больше чем вид__л и знал его отец и дед. (А.Чехов) |
-
| Лесть всегда нам нрави__ся когда она касае__ся качеств которых нам (не)достает (Г.Филдинг) |
-
| Говорят что це(н,нн)ость жизни определя__тся тем что человек оставил после себя. (А.Куприн) |
-
| Зачем же ты живе (ш,шь) если (не)забот__шься чтобы хорошо жить? (Д.Синопский) |
Сложноподчиненные предложения с однородным подчинением (соподчинением)
| Как мал промежуток между времен__м когда человек еще слишком молод и когда он уже слишком стар. (Ш.Монтескье) |
| Что носится в воздухе и чего требует время то мож__т возникнуть одноврем(н,нн)о в ста головах без всякого заимствования. (И.Гете) 3. Если в пору сказа(н,нн)о слово если многое пытано и в малое сжато дальше от следов твоих буд__т лю(дс,ц)кая хула. (Пиндар) |
| И человек когда себя н(е,и) в грош (не)ставит когда относ__ся к себе как к слабому существу станови(т,ть)ся похожим на шавку. (М.Норбеков) |
Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением
| Когда хоч__шь посоветова__ся с кем(нибудь) о своем деле обрати прежде всего внимание на то как он устраива__т свои собстве(н,нн)ые дела. (Исократ) |
| Если люб__шь жизнь (не)трать время зря потому что жизнь состоит из врем__ни. |
| Суеверия в которых мы выр__сли (не)теряют своей власти над нами даже тогда когда мы познали их. (Г.Лессинг) |
| Прежде чем осудить всегда надо подумать (не)льзя ли найти изв__нение. (Г.Лихтенберг) |
| С тем кто отрица__т ид__ал мож__т легко случи(т,ть)ся что он прошлое прим__т за прекрасное. (И.Гете) |
| Человек с чувством юмора это и тот кто умеет отпустить меткую шутку и тот кто переносит насмешки. (Аристотель) |
| Тот кто много говорит часто терпит (не)удачу (по)этому лучше соблюдать меру. «Дао дэ цзин» |
УРОВЕНЬ 2
Сложноподчиненные предложения с последовательным подчинением
| Чувство это нравстве(н,нн)ая сила которая инстинктивно без помощи разума вынос__т суждение обо всем что живет (П.Балланш). |
| Сов__ршенствование нравов в том что(бы) пр__водить каждый день так как если б он долж__н быть последним без тр__воги без трусости без пр__творства. (М.Аврелий) |
| Какое уд__влетворение и(з,с)пытыва__т человек когда загл__нув в собств__нное сердце убежда__тся что оно у него спр__ведливое. (Ш.Монтескье) |
| Если ты направился к цели и стан__шь дорогою ост__навл__ваться что(бы) швырять кам__нь во всякую ла__щую на тебя собаку то никогда не дойде(ш,шь) до цели. (Ф.Достоевский) |
| Люди вер__щие в свои досто__нства сч__тают долгом быть (н__частными дабы убедить таким образом и других и себя в том что су(ть,дь)ба еще (не)возд__ла им по заслугам. (Ф. де Ларошфуко) |
| Зависть есть бе__покойство души вызва(н,нн)ое сознанием того что ж__лательным нам благом завл__дел другой который по нашему мнению (не)долж__н обл__дать им раньше нас. (Д.Локк) |
| Отрок старайся чтобы те кто люб__т красоту твоего тела полюбили красоту твоей души. (Д.Синопский) |
Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением (соподчинением)
| Пока св__бодою г__рим пока сердца для чести живы мой друг отчизне посв__тим души пр__красные порывы. (А.Пушкин) |
Сложноподчиненные предложения с параллельным подчинением
| Не тот мужеств__н кто лез__т на опасность (не)чувствуя страха а тот кто мож__т под(о,а)вить самый сильный страх и думать об опа(с,ст)ности (не)подч__няясь страху. (К.Ушинский) |
| Пр__-шедшее нужно знать не (по)тому что оно прошло а (по)тому что уходя (не)умело убрать своих последствий. (В.Ключевский) |
| Если когда(нибудь) г__няясь за счастьем вы найдете его вы подобно старухе искавшей свои очки обнаруж__те что счастье было все время у вас на носу. (Б.Шоу) |
| Если ч__ловек сам сл__дит за своим здоровь__м то трудно найти врача который знал бы лучше полезное для его здоровья чем он сам. (Сократ) |
УРОВЕНЬ 3
| Мудрость зна__т как поступать и там где (не)име__т опыта глупый ошиба__тся и в том чему учился. (И.Дамаскин) |
| Надо пер__стать говорить тот(час) же когда замет__шь что раздр__жаешься сам или тот с кем говори(ш,шь). (В.Каверин) |
| Я понимаю сейчас что тяну(т,ть)ся к счастью и знать что оно пр__дет к тебе лучше чем иметь его и пр__выкнуть к нему. (Г.Жуков) |
| Дар есть тот огонь в стих__творце который возвыша__т разум который дает сч__стливые мысли и который их из__бража__т с велич__ством. (М.Ломоносов) |
| Ученикам что(бы) пр__успеть надо дог__нять тех кто вп__реди и (не)ждать тех кто поз__ди. (Аристотель) |
| Если вы замет__ли что вы на стороне больш__нства это верный признак того что пора м__няться. (М.Твен) |
| Кто ищ__т друзей досто__н того чтобы их найти у кого нет друзей тот н__когда их (не)искал. (Г.Лессинг) |
| Пр__успева__т всего больше тот кто (не)уступа__т равному себе кто хорошо относ__тся к более сильному кто по отношению к слабому пр__являет умер__нность. (Фукидид) |