СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 27.01.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3Б Трансмиссия

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Гидромеханическая трансмиссия состоит из гидромеханической передачи - гидротрансфор­матора, планетарной коробки передач, соединенных между собой карданным валом, главной пе­редачи с бортовыми фрикционами и тормозами и бортовых редукторов, системы управления и смазки трансмиссией.

Просмотр содержимого документа
«3Б Трансмиссия»

Трансмиссия и ходовое устройство бульдозера

Трансмиссия и ходовое устройство бульдозера

 Трансмиссия – для передачи энергии от двигателя на ходовые устройства.  Движитель – позволяет машине передвигаться по опорной поверхности. Движители гусеничные или пневмоколесные.  Гидромеханическая трансмиссия - состоит из гидромеханической передачи (ГМТ) - гидротрансформатора, планетарной коробки передач, соединенных между собой карданным валом, главной передачи с бортовыми фрикционами и тормозами и бортовых редукторов, системы управления и смазки трансмиссией.
  • Трансмиссия – для передачи энергии от двигателя на ходовые устройства.
  • Движитель – позволяет машине передвигаться по опорной поверхности. Движители гусеничные или пневмоколесные.
  • Гидромеханическая трансмиссия - состоит из гидромеханической передачи (ГМТ) - гидротрансформатора, планетарной коробки передач, соединенных между собой карданным валом, главной передачи с бортовыми фрикционами и тормозами и бортовых редукторов, системы управления и смазки трансмиссией.
  • Гидротрансформатор (ГТ) - для бесступенчатого автоматического изменения крутящего момента и частоты вращения выходного вала в зависимости от величины внешней нагрузки, а также демпфирования колебаний вращающего момента (крутильные колебания от дизеля не передаются на трансмиссию, нагрузки, идущие через ходовую систему и трансмиссию, не передаются на дизель). Состоит: из рабочих колес: насосного, турбинного и реактора, установленных относительно друг друга с небольшими зазорами. Межлопаточные полости колес образуют тор, в котором циркулирует рабочая жидкость. В насосном колесе, соединенном с дизелем, механическая энергия дизеля преобразовывается в кинетическую и потенциальную энергию жидкости, в турбинном колесе (связанном с выходным валом) снова превращается в механическую. В реакторе меняется направление и уменьшается скорость потока, происходит трансформация вращающего момента на величину, воспринимаемую реактором. Опоры рабочих колес ГТ расположены на ступице и выходном валу. Рабочая жидкость в тореГТ находится под избыточным давлением. Уплотнение тора обеспечивается двумя парами уплотнительных фторопластовых колец.
Гидротрансформатор: 1 - кожух маховика дизеля; 2- маховик дизеля; 3 - колесо турбинное; 4 - колесо реактора; 5 - ось реактора; 6 - вал турбинный; 7 - сапун; 8 - кожух гидротрансформатора; 9 - колесо насосное; 10 - уплотнительные кольца; 11 - вход рабочей жидкости; 12 - полумуфта кардана; 13 - выход рабочей жидкости; 14 - откачивающий насос; 15 - колесо зубчатое привода откачивающего насоса; 16-заборник
  • Гидротрансформатор:
  • 1 - кожух маховика дизеля; 2- маховик дизеля; 3 - колесо турбинное; 4 - колесо реактора; 5 - ось реактора; 6 - вал турбинный; 7 - сапун; 8 - кожух гидротрансформатора; 9 - колесо насосное; 10 - уплотнительные кольца; 11 - вход рабочей жидкости; 12 - полумуфта кардана; 13 - выход рабочей жидкости; 14 - откачивающий насос; 15 - колесо зубчатое привода откачивающего насоса; 16-заборник
Карданный вал двухшарнирный. Шипы крестовин кардана прокачиваются на игольчатых подшипниках. Концы карданного вала соединены с полумуфтой выходного вала и с полумуфтой ведущего вала планетарной коробки передач. Рис. Кардан: 1 - фланец; 2 - крестовина; 3 - опора; 4 - клапан; 5 - болт, 6 - подшипник; 7 – крышка
  • Карданный вал двухшарнирный. Шипы крестовин кардана прокачиваются на игольчатых подшипниках. Концы карданного вала соединены с полумуфтой выходного вала и с полумуфтой ведущего вала планетарной коробки передач.

Рис. Кардан: 1 - фланец; 2 - крестовина; 3 - опора; 4 - клапан; 5 - болт, 6 - подшипник; 7 – крышка

  • Коробка передач реверсивная планетарная трехскоростная с переключени­ем передач на ходу. Планетарная часть коробки состоит из пяти элементарных планетарных р­дов, пяти фрикционных дисковых тормозов, работающих в масле, включение которых производит­ся гидравлическими бустерами. Планетарные ряды выполнены по схеме . Первые два планетарных ряда выполняют роль механизма реверса. При замыкании 1-го фрикциона обеспечивается передний ход, 2-го фрикциона обеспечивается задний ход. Три последующих планетарных ряда выполняют функцию коробки передач. При замыкании 3-го фрикциона включается вторая передача, 4-го фрикциона включается третья передача, 5-го фрикциона включается первая передача.
  • Ведущий вал смонтирован на подшипниках качения, установленных в корпусе коробки пере­дач. Задний шлицевой конец вала служит для отбора мощности. На шлицах вала установлены сол­нечные шестерни механизма реверса, на шариковом и роликовом подшипниках смонтировано пер­вое водило, в котором на осях на игольчатых подшипниках без обойм установлены сателлиты 1-го, 2-го и 3-го планетарных рядов. Сателлиты 4-го и 5-го планетарных рядов смонтированы на осях вто­рого водила, которое зафиксировано в корпусе коробки передач при помощи шарикового подшипника. На наружных поверхностях эпициклов нарезаны шлицы, в которые устанавливаются диски с металлокерамикой на медной основе. Гладкие диски соединяются с корпусами гидравлических фрикционных тормозов. При помощи гидроаппаратуры жидкость попадает под поршень одного из тормозов, который, перемещаясь, замыкает пакет фрикционных дисков, тем самым, останавливая эпицикл планетарного ряда. При движении трактора включено два тормоза: механизма реверса (передний или задний ход) и коробки передач (первая, вторая и третья передачи). При нейтраль­ном положении рычага переключения передач включен тормоз 3-го планетарного ряда, что обес­печивает центрирование планетарных рядов относительно корпуса. Переключение передач осуществляется без разрыва потока мощности. За планетарной частью коробки передач установлен редуктор соосности, обеспечивающий необходимое межцентровое расстояние между валом отбора мощности и выходящим валом ко­робки передач. Ведущая шестерня соединена с солнечной шестерней третьего и пятого планетарных рядов. Ведомая шестерня соединена с выходным валом, заканчивающимся малой конической шестерней главной передачи. Переключение передач и реверса обеспечивается рукояткой переключения 7 .
Рис .Планетарная коробка передач: 1, 16 - корпус; 2, 14 - водило; 3 - вал; фрикционы: 4 - переднего хода, 5 - заднего хода, 6 - второй передачи, 7 - третьей пе­редачи, 8 - первой передачи; 9 - проставка; 10 - труба; 11 - штуцер; 12 - кольцо; 13 - вал шестерня; 15 - подшипники сател­литов  
  • Рис .Планетарная коробка передач: 1, 16 - корпус; 2, 14 - водило; 3 - вал; фрикционы: 4 - переднего хода, 5 - заднего хода, 6 - второй передачи, 7 - третьей пе­редачи, 8 - первой передачи; 9 - проставка; 10 - труба; 11 - штуцер; 12 - кольцо; 13 - вал шестерня; 15 - подшипники сател­литов
  •  
Задний мост. Главная передача коническими зубчатыми колесами (рис.) передает вращение от продольного расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал. Ведущая шестерня выполнена заодно с нижним валом коробки передач, ведомая шестерня крепится на валу, установленном на подшипниках, в корпусе бортовых фрикционов, система смазки общая с коробкой передач. Рис. Главная передача трактора с механической трансмиссией: 1, 4, 6 - прокладка регулировочная; 2 - вал коробки передач нижний; 3 - вал конической шестерни; 5 - подшипник правый; 7 - подшипник левый
  • Задний мост. Главная передача коническими зубчатыми колесами (рис.) передает вращение от продольного расположенного нижнего вала коробки передач на поперечный вал. Ведущая шестерня выполнена заодно с нижним валом коробки передач, ведомая шестерня крепится на валу, установленном на подшипниках, в корпусе бортовых фрикционов, система смазки общая с коробкой передач.

Рис. Главная передача трактора с механической трансмиссией: 1, 4, 6 - прокладка регулировочная; 2 - вал коробки передач нижний; 3 - вал конической шестерни; 5 - подшипник правый; 7 - подшипник левый

Тормоза ленточные сухого трения двустороннего действия плавающие. Тормозные ленты фрикционными накладками воздействуют на наружные барабаны фрикционов. Бортовые фрикционы и тормоза управляются механизмом управления поворотом. Чтобы снизить усилие, требуемое для выключения бортовых фрикционов, установлен гидравлический сервомеханизм, подключенный в гидравлическую систему управления трактором. Бортовые фрикционы (Рис) многодисковые постоянно замкнутые сухого трения с гидросервированным приводом их выключения; ведомые диски имеют фрикционные накладки.  Рис. Фрикцион бортовой: 1 - барабан наружный; 2 - диск с наружными зубь­ями; 3 - диск; 4 - тарелка нажимная; 5 - кольцо; 6, 10 - палец специальный; 7, 17 - шайба стопорная; 8 - полуось; 9 - рычаг 11 - пружина наружная; 12 - тарелка пружины; 13 – палец пружины; 14 - сухарь; 75 - пружина внутренняя; 16 - пробка; 18 - барабан внутренний
  • Тормоза ленточные сухого трения двустороннего действия плавающие. Тормозные ленты фрикционными накладками воздействуют на наружные барабаны фрикционов. Бортовые фрикционы и тормоза управляются механизмом управления поворотом. Чтобы снизить усилие, требуемое для выключения бортовых фрикционов, установлен гидравлический сервомеханизм, подключенный в гидравлическую систему управления трактором.
  • Бортовые фрикционы (Рис) многодисковые постоянно замкнутые сухого трения с гидросервированным приводом их выключения; ведомые диски имеют фрикционные накладки.

Рис. Фрикцион бортовой:

1 - барабан наружный; 2 - диск с наружными зубь­ями; 3 - диск; 4 - тарелка нажимная; 5 - кольцо; 6, 10 - палец специальный; 7, 17 - шайба стопорная; 8 - полуось; 9 - рычаг 11 - пружина наружная; 12 - тарелка пружины; 13 – палец пружины; 14 - сухарь; 75 - пружина внутренняя; 16 - пробка; 18 - барабан внутренний

  • Бортовой редуктор двуступенчатый с двумя парами прямозубых цилиндрических шестерен. Ведущая и двойная шестерни вращаются на двух роликовых и одном шариковом подшипни­ках. Двойная шестерня выполнена разъемной. Шестерня с большим зубчатым венцом съемная. От осевого перемещения шестерни фиксируются стержнем с гайкой. Большая (конечная) шестерня соединяется с фланцем ступицы при помощи шлицевого вен­ца, прикрепленного к фланцу ступицы болтами. Такая установка большой шестерни на ступицу позволяет исключить кромочные контакты в зацеплении при перекосах осей.
  • Ступица вращается на двух роликовых и одном шариковом подшипниках. Ведущее колесо, имеющее съемный зубчатый венец, соединяется со ступицей торцевыми шлицами и крепится болтами.
  • Шестерни и подшипники смазываются разбрызгиванием. Масло заливается через отверстие, находящиеся сзади на боковой стенке корпуса бортовых фрикционов. Уровень масла замеряют масломерной линейкой. В нижней части кожуха ввинчена пробка с магнитом. Что предупредить вытекание масла, на ступице и полуоси установлены лабиринтные уплотнения. Втулка концевого подшипника смазыва­ется через масленку, находящуюся на крышке концевого подшипника. В его корпусе установлен сальник.
  • На болотоходных тракторах для увеличения колеи трактора и обеспечения симметричной установки уширенных башмаков гусеницы удлинены полуось, ступица и распорная втулка. Между кожухом и ведущим колесом установлена проставка.

Рис. Бортовой редуктор:

1 - втулка концевого подшипника; 2 - болт; 3 - фланец; 4 - гайка; 5 - колесо веду­щее; 6 — фланец ведущий; 7 - подшипник; 8 - стержень; 9 - корпус подшипника; 10 - шайба упорная; 11 - полуось; 12 - венец зубчатый; 13 - шестерня большая (конечная); 14 - пробка магнитная; 15 - ступица

  • Механическая трансмиссия. Механическая многоступенчатая трансмиссия трактора состоит из муфты сцепления, коробки передач с механизмами переключения, главной передачи с коническими шестернями, бортовых фрикционов, тормозов, бортовых редукторов, системы смазки и системы управления трансмиссией.
  • Главная передача с бортовыми фрикционами, тормоза, бортовые редукторы - одинаковой конструкции на МТ и ГМТ.
  • Муфта сцепления сухого трения, постоянно замкнутая с гидросервированным при­водом включения с двумя ведущими и двумя ведомыми дисками, смонтирована на дизеле. Ведо­мые диски вращаются вместе с барабаном на подшипниках закрытого типа, посаженных на цапфе, прикрепленной к коленчатому валу дизеля. Ведущий и нажимной диски вращаются вместе с махо­виком. На верхний вал коробки передач вращение передается через карданный вал и зубчатые муфты. При выключении муфты сцепления муфта выключения, перемещаясь назад, тянет за со­бой три рычага, которые через пальцы, воздействующие на нажимной диск, сжимают пакет пружин, обеспечивая зазоры между ведущими и ведомыми дисками. В конце хода педали тормозок 14, со­прикасаясь фрикционной накладкой с корпусом подшипника выключения, останавливает верхний вал коробки передач, обеспечивая безударное переключение передач. Снаружи муфта защищена кожухом. Выключение ее облегчает сервомеханизм , включенный в гидравлическую систему управления трактором. Блокировочный механизм. Муфта сцепления болотоходных тракторов имеет удлиненный вал.

Рис. Муфта сцепления:

1 - пружины нажимные; 2 - фланец; 3 - диск нажимной; 4 - диск ведущий; 5 - диск ведомый; 6 - муфта карданного вала; 7 - зубчатый барабан, 8 - маховик дизеля; 9 - цапфа; 10 - гайка; 11 - болт, 12 - рычаг, 13 - муфта выключения; 14 - тормозов; 15 - фланец верхнего вала КП, 16 - муфта соединительная; 17 - карданный вал; 18 - крышка тормозка; 19 - рычаг выключения (отжимной), 20 – ползун

  • Коробка передач имеет 8 передач переднего и 4 заднего хода (для болотоходных тракторов ТЮБ.2120-11 - соответственно 6 и 3), смонтирована в отдельном корпусе и крепит­ся к передней стенке корпуса бортовых фрикционов. Коробка передач четырехвальная с шестер­нями постоянного зацепления. Каждый вал двухопорный на трех подшипниках качения, из которых передний - шариковый, а остальные - роликовые.
  • На промежуточных валах шестерни установлены на шлицы. На верхнем и нижнем валах шестерни свободно вращаются на втулках.
  • На комплектациях тракторов, приспособленных для установки привода вала отбора мощно­сти, верхний и второй промежуточный валы выполнены со шлицевыми хвостовиками для подсое­динения привода ВОМ и ходоуменьшителя.
  • Передачи переключаются двумя рычагами механизмов переключения, с помощью которых перемещаются вилками зубчатые муфты на верхнем и нижнем валах. На правом механизме пере­ключения диапазонов установлен выключатель блокировки пуска ВК-418.
  • В механизме переключения передач на болотоходных тракторах рычаги сдвинугы вперед, соответственно изменены проставка, рычаг и валик. Передняя стенка коробки передач съемная.
  • Трущиеся поверхности деталей верхнего и нижнего валов коробки передач и подшипники вала конической шестерни смазываются под давлением. Масло в коробку передач и отделение конических шестерен заливать через горловину, на­ходящуюся на верхней плоскости корпуса бортовых фрикционов (около сервомеханизма). Масля­ный насос установлен на корпусе коробки передач справа. Масляный фильтр прикреплён к левому корпусу механизма переключения передач. Масляный радиатор системы смазки трансмиссии ус­тановлен впереди масляного радиатора дизеля.
 Рис. Коробка передач: 1 - вал нижний; 2 - корпус; 3 - шестерни II передачи; 4 - шестерни I передачи; 5 - шестерни III передачи; 6- шестерня переднего хода; 7- муфта; 8- шестерни IV передачи; 9, 21 - шес­терня заднего хода; 10 - крышка; 11 - прокладка; 12, 28 - гайка; 13 - корпус подшипника. 14 - вал промежуточный второй; 15 - шайба стопорная; 16 - вал промежуточный первый, 17 - маслоотражатель; 18 - фланец; 19 - вал верхний; 20, 31 - кольцо; 22 - шестерни нор­мального диапазона; 23 - шестерни ускоренного диапазона; 24 - хомут; 25 - шестерня при­вод масляного насоса; 26 - заглушка; 27- стопор; 29 - втулка; 30 – крышка.

Рис. Коробка передач: 1 - вал нижний; 2 - корпус; 3 - шестерни II передачи; 4 - шестерни I передачи; 5 - шестерни III передачи; 6- шестерня переднего хода; 7- муфта; 8- шестерни IV передачи; 9, 21 - шес­терня заднего хода; 10 - крышка; 11 - прокладка; 12, 28 - гайка; 13 - корпус подшипника. 14 - вал промежуточный второй; 15 - шайба стопорная; 16 - вал промежуточный первый, 17 - маслоотражатель; 18 - фланец; 19 - вал верхний; 20, 31 - кольцо; 22 - шестерни нор­мального диапазона; 23 - шестерни ускоренного диапазона; 24 - хомут; 25 - шестерня при­вод масляного насоса; 26 - заглушка; 27- стопор; 29 - втулка; 30 – крышка.

 Конец

Конец


Скачать

© 2022, 153 0

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!