СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Табличный метод решения логических задач для старших дошкольников. Воскобович.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для того чтобы помочь малышу, который делает первые шаги в мире логических построений, очень хороши различные методы визуализации, позволяющие фактически «увидеть» ответ. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, необходима зрительная опора для мыслительных операций и умозаключений, и одним из простых и наглядных методов, дающих такую опору, является табличный метод решения логических задач. Он был предложен венгерскими логиками               Д. Бизамом и Я. Герцогом. Согласно этому методу, строятся таблицы всех возможных комбинаций объектов, фигурирующих в рассуждении, чтобы затем, на основе информации, содержащейся в условиях задачи, вычеркнуть невозможные комбинации. Таким образом, табличный метод активно использует логический приём «отрицание», который очень важно освоить дошкольникам. Клетки, которые остаются не зачеркнутыми, и являются единственно правильным решением.                                                                                                                                                                                                        

Просмотр содержимого документа
«Табличный метод решения логических задач для старших дошкольников. Воскобович.»

Табличный метод решения логических задач для старших дошкольников

Реализация средствами технологии «Сказочные лабиринты игры»

Для того чтобы помочь малышу, который делает первые шаги в мире логических построений, очень хороши различные методы визуализации, позволяющие фактически «увидеть» ответ. Дошкольнику, с его наглядно-образным мышлением, необходима зрительная опора для мыслительных операций и умозаключений, и одним из простых и наглядных методов, дающих такую опору, является табличный метод решения логических задач. Он был предложен венгерскими логиками Д. Бизамом и Я. Герцогом. Согласно этому методу, строятся таблицы всех возможных комбинаций объектов, фигурирующих в рассуждении, чтобы затем, на основе информации, содержащейся в условиях задачи, вычеркнуть невозможные комбинации. Таким образом, табличный метод активно использует логический приём «отрицание», который очень важно освоить дошкольникам. Клетки, которые остаются не зачеркнутыми, и являются единственно правильным решением. Обычно при решении таких задач таблица чертится на бумаге, но мы работаем с детьми 5-7 лет, для которых очень важна сенсорная составляющая: яркость, привлекательность, возможность все потрогать руками. И в этом плане совершенно незаменимым, уникальным пособием, которое позволяет это сделать, является «Коврограф Ларчик»! На нём мы легко изобразим любую таблицу с помощью липких разноцветных веревочек, введем в повествование любимых персонажей, и каждая из задач будет для детей сказочной ситуацией, мотивирующей на поиск решения. Для иллюстрации задач великолепно подходят самые разные пособия технологии: и наборы эталонных фигур, и кораблики, и Чудо-конструкторы, и шнуровки! У каждого из них широкий спектр возможностей как в плане построения сюжета, так и в плане закрепления конкретных знаний и навыков. В классическом варианте табличный метод требует проанализировать полученную информацию, выделить ее суть, самостоятельно составить таблицу и заполнить ее, используя знаки «+» и «-». Но поскольку мы говорим о дошкольниках, таблицу для каждой задачи педагогу лучше подготовить заранее самому, информацию давать по частям, расставляя все необходимые акценты, и, конечно же, помогать малышам в процессе заполнения таблицы. В качестве знаков для обозначения невозможных и, наоборот, верных вариантов решения мы используем элементы из набора «Буквы и знаки Ларчик»: знаки отрицания и колокольчики. Но вы можете выбрать любые другие: например, липкие кружочки двух разных цветов. Хочется подчеркнуть, что важнейшим результатом регулярной практики решения таких задач станет формирование у ребенка способности воспринимать на слух и правильно интерпретировать полученную информацию, делать верные выводы, формулировать простейшие умозаключения. Кроме того, в ходе рассуждений будут совершенствоваться логические приёмы умственных действий: сравнение, обобщение, анализ, синтез и другие. Но и это еще не всё, ведь собственно наполнение задачи, сам материал, на котором строится сюжет, может быть самого разного рода в зависимости от того, какие знания и навыки мы хотели бы дополнительно закрепить на занятии. Мы предлагаем для решения 110 задач, построенных на материале из разных областей знаний. Все они поделены на тематические разделы, чтобы вам было удобнее ориентироваться. К каждой задаче дан ответ в виде итоговой таблицы с расставленными знаками, а к некоторым и пошаговое решение. Выбор за вами: хочется проверить усвоение детьми сенсорных эталонов – решаете задачку из раздела «Цвет, форма, величина»; необходимо поработать с пространственными представлениями - выбираете задачу из соответствующего раздела.

Но сначала на примере достаточно простой задачи последовательно разберем сам метод.

Гномики в кафе «Мороженое».

Гномики Кохле, Желе, Зеле и Селе отправились в кафе полакомиться мороженым. Каждый из них взял по шарику своего любимого сорта. Это было клубничное, ванильное, лимонное и черничное мороженое. Очень хочется узнать, кто из гномиков какое мороженое выбрал! У нас для этого есть три подсказки:

- Кохле не любит ягодное мороженое

- Никто из гномиков не выбрал мороженое своего цвета

- Зеле любит все кисленькое

На «Коврографе Ларчик» мы заранее готовим таблицу, используя липкие веревочки, фигурки гномиков, разноцветные кружки для мороженого (красный, белый, желтый и синий), и запасаемся знаками, которыми будем обозначать верные и неверные варианты ответов. Это могут быть знаки «+» и «-», например, из набора «Цифры и знаки». Нужно только учесть, что знаков, обозначающих правильный ответ, понадобится всего 4, а вот знаков для неверных вариантов – 12! Удобно использовать колокольчик из набора «Буквы и знаки» для правильного варианта (он «звенит», радуясь верному ответу) и красный знак отрицания из этого же набора для обозначения невозможного варианта.

Итак, вы подготовили таблицу





























Читаем детям подсказки. Сначала все три, а затем еще раз по одной, уже задавая вопросы: «Что это значит? Какие варианты мы можем исключить? Какой вывод мы можем сделать?» После этого дети расставляют знаки отрицания и знаки верного ответа, если он найден.

- Кохле не любит ягодное мороженое

Какие сорта мороженого здесь ягодные? Клубничное, черничное. Значит, Кохле их не брал! Умозаключение: «Кохле не любит ягодное мороженое. Клубничное мороженое – ягодное. Значит, Кохле его не брал!» Поставим знаки отрицания на дорожке гномика Кохле на пересечении с этими сортами мороженого.


























- Никто из гномиков не выбрал мороженое своего цвета

Что это значит? Кохле не брал клубничное(красное) (но это мы и так уже знаем), Желе не брал лимонное (желтое), Селе не брал черничное (синее) мороженое. Зеленого мороженого у нас нет. Расставляем знаки отрицания.
























- Зеле любит все кисленькое

Какое мороженое здесь кисленькое? Лимонное, конечно! Дети могут поставить первый колокольчик на дорожке Зеле напротив лимонного мороженого и знаки отрицания напротив других сортов! Но раз лимонное мороженое выбрал Зеле, значит Кохле и Селе его не брали! Поэтому на их дорожках мы ставим знаки отрицания напротив лимонного мороженого! Получается вот такая картинка:




























И вот настал торжественный момент! Предлагаем детям внимательно посмотреть на таблицу. Что мы видим? На дорожке Кохле остался всего один возможный вариант ответа – ванильное мороженое! Ответ возник сам по себе, в результате правильно расставленных знаков отрицания! Отмечаем его колокольчиком и делаем еще один вывод: значит, Желе и Селе выбрали не ванильное мороженое, и мы можем поставить еще два знака отрицания!


























Что же получается? На дорожке гномика Селе остался всего один вариант – клубничное мороженое! Отмечаем его колокольчиком и ставим знак отрицания на дорожке гномика Желе напротив клубничного мороженого. Таким образом, любимое мороженое Желе – черничное! Наша задачка решена!

Вот так будет выглядеть таблица в результате:












































А теперь подытожим: в ходе решения задачи мы устанавливали тождество по цвету (гномик – мороженое), закрепляли знания о ягодах и фруктах, их цвете (клубника - красная, а черника - синяя, а вовсе не черная) и вкусе (лимон кислый). Кроме того, мы работали с логическим приёмом «отрицание», исключая неверные варианты. Но главное – мы постоянно упражнялись в построении простейших умозаключений. Очень полезно проговаривать их вслух, а не просто расставлять знаки отрицания, ведь не зря абстрактно-логическое мышление еще называют словесно-логическим: речь помогает мысли приобрести законченность, требует подбора необходимых слов и выражений, а значит заставляет вдумываться в детали. Речь - не только способ, она - инструмент мышления.

Таким образом, используя табличный метод решения задач, вы учите детей простейшим логическим построениям, работаете над формированием основных операций мышления, а также закрепляете знания из различных образовательных областей, выбирая то или иное тематическое наполнение. А теперь перейдем непосредственно к задачам


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!