СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица этапа «изучение нового материала» комбинированного урока по химии в 9 классе «Тема: «Свойства серной кислоты»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложена ориентировочная схема использования комплекса методов, приёмов и средств обучения на этапе "изучение нового материала" на  уроке теоретического обучения (на примере одного ) 

Просмотр содержимого документа
«Таблица этапа «изучение нового материала» комбинированного урока по химии в 9 классе «Тема: «Свойства серной кислоты»»

Таблица заполнена этапа «изучение нового материала» комбинированного урока по химии в 9 классе «Тема: «Свойства серной кислоты»

 

   ФРАГМЕНТ УРОКА

 

Изучение нового материала

 

Учитель.

Нужна нам везде и всегда сильнейшая серная кислота

И я рассказать вам хочу о ней, хоть много у меня и других идей.

Свойства серной кислоты будут вам сейчас даны

Их вы помните всегда – не забудьте никогда!

 

Итак, запишите в свои тетради тему урока: «Свойства серной кислоты».

Серная кислота – это один из важнейших продуктов химической технологии, который находит широкое применение. Нет ни одной отрасли химической промышленности, где не использовалась серная кислота. Чтобы разумно использовать вещество, прежде всего необходимо знать его свойства. Как и всегда при изучении соединений мы рассмотрим:

-       физические свойства серной кислоты;

-       химические свойства серной кислоты;

-       общее с другими кислотами;

-       специфические.

Вашим путеводителем и помощником на этом уроке будет схема-конспект, которая находится на ваших столах. Прошу вас использовать её в работе на сегодняшнем уроке. Начнём с первого пункта плана – физические свойства серной кислоты.

Серная кислота – бесцветная маслянистая жидкость, кристаллизующаяся при 10,3С (температура плавления). Плотность серной кислоты – 1,83 г/мл. При растворении её в воде происходит сильное разогревание. Кислота жадно поглощает воду, образуя при этом гидраты состава H2SO4 *h H2O.

(Комментируя свойство, учитель делает на доске следующую запись:

H2SO4 – серная кислота, Ж (жидкость). Ц (без цвета). З (без запаха).

Тпл= 10,3С      p= 1,83 г/мл       H2SO4 * hH2O – гидраты серной кислоты.

 

Химические свойства серной кислоты

 

Для того, чтобы познакомится с химическими свойствами серной кислоты, нам необходимо вспомнить, какие электролиты называются кислотами с точки зрения ТЭД и какими общими свойствами обладают кислоты.

Ученики отвечают на вопросы, а учитель на доске записывает схему:

кислота ® диссоциирует

кислота ® изменяет окраску индикатора

кислота + металл по ряду активности

кислота + основание

кислота + основный оксид

кислота + соль (при выполнении условий для реакции ионного обмена).

 

Общие свойства кислот проверим на примере серной кислоты.

 

Свойство № 1 – диссоциация кислоты:

Есть кислоты разные со свойствами разнообразными.

Но их всех объединяет водорода катион-

Кислую среду раствора обуславливает он.

 

- Какова основность серной кислоты? (Двухосновная)

- Сколько ступеней диссоциации можно наблюдать? (Кислота диссоциирует по двум ступеням).

- Напишите уравнения ступенчатой диссоциации серной кислоты.

Ученик записывает на доске: 1 ст. H2SO4 ® H+ + H2SO4-

                                                  2 ст. H2SO4 ® H+ + SO42-

                                                  H2SO4 ® 2H+ + SO42-

 

Каждый учащийся получает инструктивную карточку с заданием и выполняет лабораторный опыт. Проводится инструктаж по технике безопасности.

Свойство № 2 – изменение окраски индикатора

Ученики выполняют опыт: универсальный индикатор опускают в пробирку с кислотой. Наблюдают изменение окраски индикатора в кислой среде – с жёлтой анна красную. Делают запись в тетради и один ученик на доске.

Обращаемся к схеме и сравниваем с общими свойствами кислот.

Свойство № 3 – взаимодействие с металлами по ряду активности

Ученики выполняют опыт: в пробирку с раствором кислоты опускают таблетки цинка. Наблюдают и указывают признаки химической реакции выделение водорода, значит, реакция прошла до конца). Записывают уравнение реакции в молекулярном виде, полном ионном и сокращённом ионном:

H2SO4 + Zh ® ZhSO4 + H2

          2H+ + SO42- + Zh ® Zh2+ + SO2+ + H2

                2H+ + Zh0 ® Zh 2+ + H2

Можно рассмотреть это уравнение реакции как окислительно-восстановительное:

H2++6 O4-2 + Zh 2+ S+6O4-2 + H20

Zh 0 – 2е ® Zh 2+ - восстановитель, окисление

2H + 2е ® 2H0 – окислитель, восстановление

Обращаемся к схеме и сравниваем свойства кислот со свойствами серной кислоты.

Свойство № 4 – взаимодействие с основаниями как растворимыми, так и нерастворимыми.

Ученики выполняют опыт к раствору NaOH с индикатором (фенолфталеином) приливают по каплям раствор H2SO4. Наблюдают изменение окраски индикатора (с малинового на бесцветный) и делают вывод, что реакция прошла до конца. Делают запись в тетради и один ученик на доске. Обращаемся к схеме и сравниваем с общими свойствами кислот.

H2SO4 + 2 NaOH ® Na2SO4 + 2H2O

2H+ + SO42- + 2 Na 2OH- ® 2Na + + SO4 2- + 2H2O

2H+ + 2OH- ® 2H2O

Свойство № 5 – взаимодействие серной кислоты с оксидами металлов

Ученики выполняют опыт: в пробирку с раствором серной кислоты добавляют порошок оксида меди (II) CuO, затем пробирку нагревают. Наблюдают растворение порошка в кислоте и изменение окраски раствора на синюю и делают вывод, что реакция прошла до конца. Записывают уравнение в тетради и один ученик на доске: обращаемся к схеме и сравниваем с общими свойствами кислот

CuO + H2SO4 ® CuSO4 + H2O

CuO + 2H+ + SO4 2- ® Cu2+ + SO42- + H2O

CuO + 2H+ ® Cu 2+ + H2O

Свойство № 6 – взаимодействие серной кислоты с солями

Ученики выполняют опыт: к раствору серной кислоты приливают раствор хлорида бария BaCl2. Наблюдают признак химической реакции – выпадение молочно-белого осадка BaSO4 (сульфат бария), делают вывод, что реакция прошла до конца. Записывают уравнение реакции в тетради и один ученик на доске.

Обращается к схеме и сравниваем с общими свойствами кислот.

H2SO4 + Ba Cl2 ® BaSO4 + 2HCl

2H+ + SO42- - 2 Cl ® BaSO4 + 2H+ + 2Cl-

Ba2+ + SO42- ® BaSO4

Эта реакция является качественной на серную кислоту и её соли.

Ещё раз обращаемся к схеме и делаем вывод, что разбавленная серная кислота вступает в те же химические реакции, что и другие кислоты, то есть для неё характерны такие же свойства как для других кислот. Общие химические свойства H2SO4  определяются ионом H+.

 

Химические свойства концентрированной серной кислоты

 

Учитель. Повлияет ли на свойства кислоты концентрация?

1)                     Чтобы ответить на этот вопрос учитель делает опыт: в пробирку наливает концентрированную серную кислоту и насыпает медные стружки, нагревает пробирку. Наблюдаем выделение сернистого газа по запаху, делаем вывод что серная кислота реагирует с металлами, стоящими в ряду активности после водорода. Записываем уравнение реакции и расставляем коэффициенты методом электронного баланса:

Cu + H2SO4 ®  CuSO4 + SO2 + H2O

Cu 0 – 2е ® Cu +2 – восстановитель

S+6 + 2е ® S+4 - окислитель 

Записываем правило взаимодействия кислоты с металлами:

- продуктом окисления является соль серной кислоты (сульфат)

- продуктом восстановления является SO2 , S, H2S. Продукты восстановления зависят от активности металла, чем активнее металл, тем сильнее понижается степень окисления серы.

- водород никогда не выделяется, а образуется вода.

 2) Учитель выполняет следующий опыт: к сахарной пудре приливает концентрированную серную кислоту, перемешивает всю массу. Наблюдаем, что сахар чернеет (обугливается), а получившийся уголь частично окисляется в оксид углерода (IV). Выделяющиеся газообразные продукты вспучивают всю массу, которая выходит из стакана.

 

Известно во всём мире,

Что концентрированная H2SO4

Опасна, коварна и сильна:

Органические соединения обугливает она.

Запись в тетради: обугливание органических веществ и пример: сахар + H2SO4 конц ® обугливание

3). Взаимодействие с водой

Если в кислоту попадает вода

То может случиться большая беда.

Вы не должны забывать, что

Кислоту надо в воду вливать

Пострадает тот, кто сделает наоборот,

Потому что энергия выделяется

Когда к кислоте вода приближается

ВЫВОД:

H2SO4 – сильная кислота. Свойства разбавленной и концентрированной серной кислоты отличаются: в разбавленной окислителем является ион H+, а в концентрированной – S+6. Концентрированная серная кислота – сильный окислитель.

 

Урок

Этап урока

Методы и приемы обучения

 

Средства обучения

комбинированный урок

 

изложение нового материала

Словесные методы:рассказ, рассказ с элементами беседы,

Практические методы: демонстрация, лабораторный опыт,

 Таблиц, учебник, лабораторное оборудование, раздаточный материал

 Может быть нужно было проанализировать все этапы этого типа урока? Значит, я не поняла, но комбинированный  тип урока не начинается с изложения нового материала




Скачать

© 2017, 502 5

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!