Направление в культуре | Название произведения | Дата создания произведения | Автор | Содержание, основные идеи |
литература | «Повесть о разорении Рязани Батыем» | XIV | неизвестен | Рассказывается о взятии города и трагической судьбе княжеской семьи |
литература | «Задонщина» | XIV | Сафоний Рязанец | Восславление Куликовской битвы, подчеркивается особая роль Москвы в борьбе с татаро-монголами. |
литература | «Хождение за три моря» | XV | Афанасий Никитин, тверской купец | Описание многолетнего путешествия по Востоку- Ирану, Индии, в книге присутствуют патриотические мотивы. |
литература | Московская летопись | 1479 | неизвестен | Мысль о единстве государства и сильной великокняжеской власти Москва наследника и преемница политических традиций Киева и Владимира |
| «Сказания о князьях владимирских» | 20- е годы XVI века | неизвестен | памятник русской литературы, использовавшийся в политических целях. «Сказание» излагает легенду о происхождении великих князей от брата римского императора Августа по имени Прус. По сказанию, Прус был родственником Рюрика, а Владимир Мономах получил царские регалии от византийского императора Константина Мономаха.. |
литература | Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским, «История о великом князе московском» | 16 в. | Курбский | Он считал, что наилучшим вариантом государственной власти такую форму, когда монарх правит вместе с выборным органом, представляющим все слои населения. Иван Грозный отстаивал идею божественного происхождения самодержавной власти и ее неограниченный характер. |
литература | «Апостол» | 1564 г. | Иван Федоров | Первая печатная книга |
| «Часослов» | 1565 г. | | |
литература | «Хронограф» | 16 в. | | Сборник занимательных и нравоучительных сочинений по всемирной истории. |
литература | «Четьи минеи» | Первая пол 16 в. | Митрополит Макарий | Сборник где все произведения распределены по месяцам и дням, в которые их рекомендуется читать.. Это произведение вобрало в себя все книги читавшиеся на Руси (жития, поучения, произведения стоявшие вне круга церковной литературы) |
литература | «Домострой» | 16 в. | Сильвестр | Наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов.. основная идея- идея подчинения в государстве царской власти, а в семье ее главе. |
Архитектура | Церковь Федора Статилата, церковь Спаса на Ильине улице. | 14 в. | | Классические образцы новгородского стиля, Храмы поражают легкостью, фасады украшались декоративными нишами с фресковыми росписями, треугольными впадинами, скульптурными крестами. |
архитектура | Грановитая палата Новгороде | 1433 г. | Немецкие и новгородские мастера | Она предназначалась для торжественных приемов и заседаний |
архитектура | Успенский, Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору | Вторя четверть 14 в (при Иване Калите) | | |
архитектура | Белокаменный Кремль в Москве | 1367 г. | | |
архитектура | Успенский собор в Коломне | Накануне Куликовской битвы | | Превосходил по размера все московские храмы |
архитектура | Стены, башни Московского Кремля из кирпича, Колокольня Ивана Великого. | 15 в. | Аристотель Фиораванти руководил строительством | |
архитектура | Грановитая палата Кремля | 15 в. | Марко Руффо, Пиетро Антонио Солари | Снаружи палата была выложена белыми гранеными канями, предназначалась для торжественных приемов и празднований. |
архитектура | Архангельский собор Московского Кремля | 1505-1509 | Алевизий Новый | |
архитектура | Храм Вознесения в с. Коломенском | 1532 г. | | Построен в шатровом стиле в честь рождения у Василия III наследника |
архитектура | Покровский собор (собор Василия Блаженного) | 1555-1560 | Барма и Постник | Построен в честь взятия русскими войсками Казани. Идея храма проста: как Москва объединила вокруг себя русские земли, так и огромный центральный шатер объединяет в единое целое красочное разнообразие восьми отдельных его главок. |
живопись | Фресковая роспись церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде. В Москве- расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, создавал фрески для Архангельского собора. Создал иконостас для Благовещенского собора. | Вторая пол 14 в. | Феофан Грек | Его религиозные сюжеты были выполнены в несвойственной византийской живописи манере. Смело экспериментировал с цветовой гаммой, так выписывал фигуры святых что они смотрелись не застывшими в определенной позе, а как бы в движении. |
Живопись | Роспись стен Благовещенского собора Московского Кремля | 1405 г. | Андрей Рублёв, Феофан Грек, Прохор из Городца. | |
живопись | Роспись Успенского Собора во Владимире, собора Троице-Сергиева монастыря. | 1408 | Андрей Рублёв, Даниил Черный | |
Живопись | Икона «Святая Троица» для иконостаса Троицкого собора. | | Андрей Рублёв | Впервые изобразил Троицу в виде трех прекрасных юношей-ангелов, сидящих за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, но очень печальную беседу. Рублев и его последователи окончательно отказались от византийской суровости и аскетизма. |
живопись | Написал часть икон и фресок Успенского собора Московского Кремля. | Конец 15-нач 16 в. | Монах Дионисий | На его иконах лики святых обрамлялись рисунками, на которых изображались отдельные эпизоды из жизненного пути. |