СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Таблица по коррекции дислексии и дисграфии

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Таблица по коррекции дислексии и дисграфии»


Порядок работы по таблице:

  1. Уточнение понятия гласных и согласных звуков.

  2. Уточнение понятия звонких и глухих согласных.

  3. Объяснение необходимости утрированного артикулирования.

  4. Читаем буквы в различном порядке с усиленной артикуляцией.

  5. Объясняем, зачем при письме нужно проговаривать.

6. Пишем с проговариванием буквы, закрытые слоги, открытые слоги, короткие слова.


Письмо. Порядок работы.

  1. Пишем гласные – А, О, У, И, Ы, Э;

Инструкция: - Сейчас ты будешь писать ту букву, которую я назову. Слушай, как я проговариваю, и говори также. Как только твоя ручка коснётся бумаги, сразу начинай проговаривать и не заканчивай до тех пор, пока не напишешь букву полностью. Начинаем.

После команды «Начинаем» никаких инструкций не нужно давать. Это же правило необходимо соблюдать при любой письменной работе с детьми, в том числе при выполнении диктанта.

  1. Пишем согласные – М, Н, С, З, Р, Ш, Ж … Если ребенок страдает нарушением произношения, берем только неконфликтные звуки.

  2. Пишем закрытые слоги АС, ОМ, УЛ, ИН, ЫР … Инструкция: - Проговариваешь ту букву, которую пишешь. Пока ее не написал, не начинай проговаривать следующую. Начинаем.

  3. Пишем открытые слоги – СА, МО, ЛУ, РЫ, ШО … (С гласной И не пишем).

  4. Пишем короткие слова – СОН, НОС, СОМ, ШАР, ХОР…

  5. Задание: самостоятельно составить и записать слоги, как в заданиях3-м и 4-м; составить и записать слова из трех-четырех букв.

  6. Не надо писать слишком много слогов и . Задача данного этапа – понять принцип письма и приобрести навык, а автоматизация этого навыка проводится на базе следующих этапов.






УСТРАНЕНИЕ ДИСГРАФИИ. ТАБЛИЦЫ



















Таблица 1.


А

В

С

Ж

З

И

Л

М

Н

О

Р

С

У

Ф

Х

Ш

Ы

Щ

Э

а

О

Ж

З

Ш

З

Л

В

У

С

Э

С

Э

Щ

Ф

Ж

а

Щ

а

Р

ы

У

Ш






Таблица 2.

Чем отличается эта таблица от первой? Если в первой были только те звуки, которые при произнесении можно петь, интонировать, то в этой таблице неинтонированые звуки. Их мы произносим четко, отрывисто, с утрированным артикулированием, как будто «Шарик лопнул». Вначале покажите ребенку, как это надо делать.

Порядок работы.

1.Читаем буквы в различном порядке. Просим прочитать буквы из определенной строки или столбика.

2. Пишем отдельные буквы, кроме йотированных.

Инструкция: как только ручка касается бумаги, четко и отрывисто поизносишь и дописываешь букву до конца.

3. Пишем буквы Я, Е, Ё, Ю. Инструкции те же, что и при написании согласных.

4. Пишем слоги типа:

  • АК, ОТ, УД, ЭГ, ЫТ …

  • ЯМ, ЕС, ЁР, ЮН …

  • ЯЦ, ЕК, ЁТ, ЮЧ,

  • КА, ТО, ДУ, ГЭ, ТЫ …

Инструкция :как только начинаешь писать слог, проговаривай его полностью, как ты делал раньше, при обычном письме. Пока не закончишь писать, тянешь гласную. ( Это трудно на первый взгляд. В данном случае объяснение сложнее, чем само выполнение). Необходимо избегать попыток детей тянуть согласный или несколько раз его проговаривать: ДДДО.

  • КОТ, ТОК, ГОД, ДУБ, ПОТ …

  • Не надо писать слишком много слогов и слов. Задача данного этапа – понять принцип письма и приобрести навык, а автоматизация этого навыка проводится на базе следующих таблиц.

  • Не писать пока открытые слоги с йотированными гласными. Эта работа впереди.

5. Задание: самостоятельно составить слова из трех-четырех букв, записать их.






Таблица 2


П

Й

Ц

Т

К

Ю

е

Д

Б

ё

Г

П

Ч

б

Т

Я

б

Ю

Ю

К

Ц

б

Г

ё

Ц

Й

Ч

Д

К

Я






Таблица 4


В этой таблице представлены закрытые слоги. Но это не просто слоги, а последние две буквы самых разнообразных слов. Отработка написания этих слогов с утрированным проговариванием является одним из элементов коррекционной работы не только при дисграфии, но и при дизорфографии.


Порядок работы

1. Попросите ребенка читать слоги по строчкам. Количество строчек, прочитанных без ошибок, - рабочая «единица чтения» в этой таблице. Обычно это составляет 2 – 4 строчки. Большое количество материала для работы делать не целесообразно.

2. Читать слоги не спеша, четко и утрированно проговаривая все звуки. Особенно делать упор на последний звук. Не оглушать звуки. Читать так, как написано.

3. После чтения приступаем к письму. Под диктовку ребенок пишет с проговариванием серии 7 – 10 слогов (количество слогов зависит от тяжести нарушения и работоспособности).

4.Затем предлагаем отгадать – от какого слова могли оторваться эти две буквы. Причем в первую очередь вспоминаем слова, где эти буквы стоят в конце слова. Подскажите, если ребенок затрудняется, дальше ребенок сам справиться с заданием. Запишем только односложные или двусложные слова без стечения согласных и без мягких согласных.

5. Теперь можно записать те слова, где эти буквы стоят в середине. ОВ – сОВа.

6. Термин «слог» специально не употребляется на стадии поиска и записи слов, потому что совсем не обязательно эти две буквы будут в слове слогом. Например: АБ – крАБ, ОВ – сОВа.

7. Все выше перечисленные упражнения выполняются на тех 2 – 4 строчках, которые ребенок читал.

8. Затем та же работа проделывается с остальной таблицей. На эту таблицу уходит 3 – 5 занятий.





Таблица 3




А

Я

Ш

Г

С

О

Ё

Ц

Й

К

ё

П

Ю

У

б

т

п

Ч

п

Д

Ф

ы

ч

у

а

ш

ю

я

д

Л

М

З

С

Щ

Н

б

д

з

щ

м

ы

ц

Ю

е

Э

Р

и

ш

аб

ол

ёг

ок

ог

юз

ув

эж

ар

ык

эн

эщ

од

эр

ёт

уд

ил

ыд

ац

ёв

ущ

уж

ош

ег

эх

ыф

ор

ощ

ал

ом

ём

аз

эф

ёз

ев

юм

иг

ос

эд

эч

ег

ёт

юд

ак

ен

ел

ёс

ож

иш

эк

ус

ум

яр

ед

юс

ез

эп

ук

ащ

эв

ун

ох

яц

ов

оц

ёд

ух

эм

уч

эс

юг

ем

ам

ут

им

ыщ

яд

он

ёг

уг

эр

оз

ур

об

ыс

ям

ещ

ик

ад

ёл

оч

яв

юш

эб

ющ

ыт

юц

ас


ёщ

юл

яс

ым

уз

ян

ыз

ел

уф

яз

эг

юр

ив

ех

аг

ер

еф

уп

уц

яц

ич

ыб

еч

ыр

эз

ык

аж

оп

ек

ын

ях

ач

иф

ах

ящ

ир

ёц

ид

ул

ыв

ёш

як

ыж

ец

ес

ип

ет

еш

ют

ыц

юв

яг

юф

ан

ыг

ыл

ёф

эл

ищ

ат

ис

эц

юн

ящ

от

ит

юх

из

ят

ёч

аф

уб

ых

ав

ыч

ин

юк

ыш

ёк

ял

ап

уш

юч

оф

эш

ёх

яф

яч

уз

ад

ус

ел

ос

ор

ён

ав

яв

эп

он




ТАБЛИЦА 5

Порядок работы.


1.В таблице открытые прямые слоги. К этому занятию ребёнок уже должен понять принцип письма с проговариванием и в основном правильно писать слоги.

2. Вначале работаем по первому варианту таблицы. Таблица разделена на две части. В первой – слоги с длительными согласными, которые можно «пропеть». Во второй – с согласными, которые «петь» невозможно.

Сначала отрабатываем чтение первой части. Читаем по одному слогу, по строчкам. Затем пишем эти слоги (частично эта работа уже велась при работе над Таблицей 1). Следите за правильность проговаривания.

3. Затем просим ребенка найти спрятанные в первой части слова: ЛУНА, МЫЛО, НОСЫ … Он находит эти слова и пишет их.

4. Предлагаем вспомнить слова, частью которых являются эти слоги (слова только двусложные). Например: ЛЫжи, фаРЫ, Рука. Если это задание вызовет затруднение, помогите.

5. В такой же последовательности проводится работа во второй части таблицы. Делается это на следующем занятии.

Убедившись, что написание с проговариванием слогов и двусложных слов усвоено, переходим ко второму варианту таблицы.

У детей, страдающих нарушениями чтения и письма, часто нарушена слоговая структура слова, им трудно воспроизвести ритмический рисунок слова, фразы. Они не чувствуют ударения в слове, а значит, неизбежны ошибки в написании безударных гласных. Чтение часто носит «угадывающий» характер. При выполнении предлагаемых упражнений «угадывание исключается». Ребенок вынужден удерживать свое внимание на читаемом «слове» до конца. А также немаловажно, включить свое воображение.

-Представь себе, что мы, например, папуасы. Наш язык непонятен окружающим, но мы с тобой понимаем друг друга прекрасно. Вначале потренируемся. Читаем по два слога с ударением на первый слог: СЫмо, НУлы, СЭжу… (Читаем с ребенком по очереди). Затем меняем ударение, очередь, увеличиваем слово до трехсложного.





Таблица 5

СЫ

МО

НУ

ЛЫ

СЭ

ЖУ

НО

ЗА

ЛЫ

ША

ЩИ

ВУ

СЭ

ФЫ

РЫ

ШУ

ХА

СО

МЫ

ЛУ

НА

ЖО

СЫ

МА

ЛО

ЗУ

ШУ

РУ

ХО

ЩА







Таблица 5

ГА

ДО

КУ

ПЫ

ТО

ЧУ

ЦО

ЧА

БЭ

ГЫ

ДО

КЫ

ПО

ТЫ

ГЕ

ДЁ

ТЮ

ДЯ

БИ

ПЕ

ТЯ

ТЁ

КИ

ДИ








ТАБЛИЦА 6 (два варианта) (контрольная)


Эта таблица, как и третья, является контрольной. Здесь можно использовать любые формы работы:

  • Утрированное чтение и письмо (под диктовку) с проговариванием по строчкам, столбикам и диагоналям;

  • чтение «по – дикарски»;

  • запись двусложных «дикарских» слов под диктовку и списывание;

  • вспоминаем слова, частью которых являются эти слоги (упражнение можно проводить в виде соревнований со сверстниками); записываем эти слова, если они имеют не больше двух слогов.

Можно придумать много всяких видов упражнений. Например, фишки или кости

Основным условием является утрированное чтение и письмо с усиленным проговариванием. Необходимо следить за артикуляцией. К этому занятию должны появиться элементы самоконтроля за четкой артикуляцией. Первый вариант таблицы особенно полезен для детей, у которых много ошибок на смешение согласных, близких по звучанию (глухие – звонкие)












Талица 6

сы

зо

ты

да

сё

зю

ну

ге

ку

жу

ша

ме

тя

цо

бы

пу

дэ

ту

рэ

ла

пё

бе

во

фу

се

зо

те

ды

вы

фа

ря

су

фэ

ва

зи

сю

вю

фе

ку

гю

хы

га

гу

кы

пы

ба

ге

кё

ча

ти

ка

ве

мё

хё

ще

чи

та

ца

во

фу

ро

хи

де

тю

щи

че

дю

ты

зё

се

тё

тя

фе

вё

пя

щё

си

щу

сы

ву

ню

га

вы

фи

не

ги

ха

цу

хя

чи

СЫ

МО

ТЫ

ЛЫ

СЁ

ЖЕ

НУ

ЗЕ

КЮ

ЖУ

БЫ

МЕ

СЭ

ЦО

БЫ

НО

ДЭ

ФЫ

РЭ

ЩИ

ПЁ

ХО

ЛИ

ТЮ

ЖО

ЗО

ТЕ

ЗИ

ВЫ

КО

РЯ

СУ

ФЭ

ДЫ

РЕ

СЮ

ВЮ

КЁ

БУ

ГЮ

ХЫ

ЛЯ

ГУ

НА

ПЫ

ШО

ГЕ

ВЭ

ЧА

МИ

КА

ВЕ

МЁ

ХЁ

ЩЕ

РЫ

ТА

ЦА

БЭ

ФУ

РО

ХИ

ДЕ

БИ

МЫ

ЧЕ

ДЮ

ТЫ

ГО

СЕ

НЁ

ТЯ

ФЕ

ТЁ

ПЯ

ЩЁ

СИ

ЩУ

СЫ

ВУ

НЮ

ГА

ЗА

ФИ

НЕ

ГИ

ХА

ЦУ

ХЯ

ЧИ





ТАБЛИЦА 7

Из опыты работы можно сказать, что эта таблица вызывает наибольшие затруднения. Происходит это потому, что употребление мягкого знака на письме (как смягчающего, так и разделительного) дает большего всего ошибок у детей с недоразвитием письма. Если у ребенка есть трудности с написанием мягких согласных, не связывайте его с устным фонетическим разбором.

Порядок работы. Выясните, различает ли ребенок на слух твердые и мягкие согласные (смягчение должно быть вызвано Ь). Проведите серию упражнений на развитие фонематического восприятия:

- Хлопнуть в ладоши, когда услышит изолированный гласный звук;

- то же самое с заданным звуком в слоге, слове;

- отобрать картинки, в названии которых есть Ь.

  • Игры с мячом.

1) Вы называете закрытый слог, а ребенок называет этот слог, но с Ь в конце: АН – АНЬ.

2) Вы называете слово без Ь, а ребенок называет это же слово, но с Ь в конце (КОН – КОНБ, СТАЛ – СТАЛЬ).

3) То же самое в обратном порядке – ребенок убирает Ь и называет новое слово.

4) То же самое, но Ь вставляем в середине слова (БАНКА – БАНЬКА, ПОЛКА – ПОЛЬКА). Детям, которые делают особенно много ошибок, стоит предложить упражнения с включением движений.

Инструкция: Стоя или сидя (при наиболее тяжелых нарушениях – лучше стоя и в движении) сгибаете перед собой ведущую руку в локте под прямым углом в локте и просите ребенка сделать также. Теперь попросите ребенка представить, что он едет на велосипеде или на роликах (что ему ближе). Утрировано произносите слово, одновременно двигая рукой:

ПОЛЯ – рука движется по прямой, плавно, « едешь по ровной дороге».

ПОЛЬКА – делаем акцент при произнесении мягкого знака, рукой производим ныряющее движение, «словно в ямку въехал». Момент «попадания в ямку» надо прочувствовать всем телом, не только рукой. Таким образом, в процессе работы мы включаем и двигательные ощущения.

ПОЛЬЮ – то же, что и в слове ПОЛЬКА. Ребенок повторяет все движения вместе с вами, а затем таким же способом проговаривает слоги и слова, вызывающие затруднения. При особенно большом количестве ошибок в словах с Ь имеет смысл всю таблицу проработать с движениями. А также и все слова с Ь, которые вы дадите для чтения и письма.

  • При первом чтении таблицы лучше Ь закрыть и попросить прочитать букву без Ь, а затем с ним. Таким образом, получится: С – СЬ, Л – ЛЬ, М – МЬ и т.д.

Мягкий знак закрыт, и ребенок начинает произносить звук твердо. Затем Ь постепенно открывается, и ребенок, не останавливаясь, переходит в произношении на мягкий вариант.

Например: ММММММММЬ. Берутся только согласные из Таблицы 1 (интонированные).

Те же действия помогают выполняются и при письме во время проговаривания.

Все эти действия помогают лучше почувствовать разницу между твердыми и мягкими согласными, как бы «пропустить эту мягкость через себя». Эти упражнения не сложны. Их описание занимает больше времени, чем выполнение.




Таблица 7


СЬ

ЛЬ

МЬ

БЬ

ВЬ

ДЬ

ЗЬ

КЬ

НЬ

ГЬ

ПЬ

РЬ

ТЬ

ФЬ

ХЬ

МЬ

СЬ

ДЬ

ВЬ

ЛЬ

КЬ

НЬ

ТЬ

ЕПЬ

ОНЬ

ЕЛЬ

АВЬ

ОВЬ

ЯВЬ

ЁНЬ

ОБЬ

АТЬ

ЕРЬ

УНЬ

АЛЬ

ЫТЬ

ЮНЬ

АСЬ

УСЬ

ОМЬ

ЕСЬ

ОТЬ

ИНЬ

ЯСЬ

ЕЗЬ

ЁДЬ

ИТЬ

ИВЬ

ОПЬ

ЕРЬ

ЕМЬ

ЯДЬ

ОЛЬ

АЗЬ




ТАБЛИЦЫ 8, 9

Эти таблицы служат для отработки навыка утрированного чтения с проговариванием.


Порядок работы.



  • Чтение слогов (в Таблице 8 по одному слогу) по строчкам, по столбикам, по диагонали, ступеньками.

  • В Таблице 9 приведены слоги со стечением согласных. Здесь, кроме обычного чтения, можно использовать «инопланетянское» - по и по три слога с ударением в разных позициях.


    • Игра «Добавь буквы».

Выбрать слог (намеренно или случайно), добавляя буквы с одной или с двух сторон, образовать слово.

      • Писать слоги – под диктовку, списывая. Необходимо использовать все виды работ в зависимости от проблем ребенка, выявленных при обследовании.

      • Писать слова, которые получились в игре «Добавь буквы» (только из одного и двух слогов).

Обратить особое внимание на чтение и письмо слогов и слов с мягким знаком. Если ребенок будет допускать ошибки, попросите его вспомнить упражнения с движением (из Таблицы 7).










Таблицы 8, 9




ами

уто

оса

ита

эко

уха

око

ымо

азу

алы

ено

яма

эво

иго

ясу

осы

ёса

ухо

ыло

ала

это

усы

ото

еда

ела

ова

ута

юла

эхо

ума

или

ычи

оба

ода

яга

очи

ами

оля

авя

уме

ызи

эля

ётя

еце

юня

ече

яря

афе

юри

или

унья

яму

ёте

ица

атя

ожи

аля

ещё

овя

ылья

ельё

они

опе

эхи

иди

ечу

ёма

обью

оси

ица

ётю

осью

убью

еду

алё

юни

аре

юси

ми

узя

ыши

адья

ищи

ужи

БРА

ВНЕ

ГНИ

ДРО

ЖНИ

ЗРЯ

КНО

ЛЬНО

МНЕ

НРА

ПНЕ

РВА

СТО

ТЩЕ

ФЛА

ХРА

ЦВЕ

ЧРЕ

ШМЕ

СПО

ЦКО

ДНИ

ГРО

ВЛО

ЖМИ

ЗНО

КЛУ

ЛЬТО

МНО

ХЛО

ФРА

ПТИ

СЦЕ

МЩУ

ХВА

ЖНО

ПЛА

БРЕ

ВЗЯ

ГЛЁ

ДЛЯ

СЛЁ

ПЛЮ

СТЫ

ЗДНО

КЛЯ

ШЛО

СЪЕ

ВЪЕ

ЛЬЗЯ

БРЫ

ЖВА

ЧЬЯ

ТРУ

ЗВУ

ЦВИ

ВЧЕ

МЦЫ

ДЦЕ

ТЩЕ


Таблицы 8, 9

ТАБЛИЦА 10


Это контрольная таблица


Если до сих пор ребёнок справлялся со всеми заданиями успешно, четко артикулирует при чтении, усвоил письмо с проговариванием, вы можете на этой таблице долго не задерживаться. Выберете саамы сложные слова и подиктуйте их. Затем списываем (15-20 слов).

- Найти (работа устная) в таблице слова, где в конце слышится один звук, а пишется другой.



Совет:

Очень хочется, чтобы все получилось быстро, без задержек. Появляется желание ускорить ход занятий. И здесь есть опасность игнорирования ошибок, пусть даже и не частых.



Не спешите!



Не оставляйте без внимания чтение с вялой артикуляцией, письмо с неправильным проговариванием. Лучше немного задержаться и отработать как следует то, что вызывает затруднения, чем накапливать ошибки.










Таблица 11





АБРЬ

ОДН

ЫЖЛ

ЯЗН

ОНЬК

ЭКЛ

УГРЬ

АСВ

ЭВБ

ОНТ

ЯЛД

ЫМП

ЕРЧ

ЮГЛ

АШНЬ

ЕДВ

ОБР

ИЧМ

АПШ

АЖД

ЁЦК

ОХЛЬ

ЮРК

УМН

ЁФН

ИЗН

ОЗЬМ

ЫКШ

ЯВЩ

УТК

АНЬХ

УПР

ОСЬК

ИСЦ

ЯТК

ЁФЧ

ЯХТ

УЦН

ЭЧК

ЕЩН

ЮШК

ЭЖМ

ИСП

ЯНТЬ

ОВСЬ

ЕЦТ

ЮХТ

ОЛЬН

ЁЖН

ИТР

УЛН

ЭВР

ЫТН

ОБН

ЯВЛ

ЮСНЬ

ЕФР

ИНТ

АРФ

УКР

ИЗМ

ЕСН

ОЩР

УДМ

ЯБЛ

ОСТ




ТАБЛИЦЫ 12, 13

Работа по этим таблицам рассчитана на длительное время.


Существительные расположены по мере усложнения. Работу проводим в двух формах.

  1. Чтение и письмо.

  2. Лексико – грамматические изменения слов в соответствии с таблицей из Приложения 6.

  1. Чтение и письмо

Порядок работы

  • Чтение слов по столбикам, в порядке усложнения. Количество предъявляемых для чтения слов зависит от уровня работоспособности ребенка. Следить за четкостью артикуляции.

  • Списывание слов.

2. Для следующей формы работы необходима отдельная тетрадь.

На обложку с внутренней стороны приклеивается «Приложение к тетради» (Существительные) так, чтобы, на какой бы странице ребенок ни писал, таблица всегда была перед ним. Степень включенности в содержание таблицы зависит от возраста. Если ребенок в 1-м классе, он только отвечает на вопросы, выделенные цветом. Ответы на остальные вопросы завися от возраста ребенка.

Устно по схеме прорабатываем все существительные. А для письма выбираем только те, которые вызывают наибольшее затруднение (безударные гласные, с оглушенной согласной в конце, с непроизносимой согласной, с удвоенной согласной).

Для примера возьмем слово ЛЕС. Вот как будет выглядеть страничка в тетради, когда ребенок проделает всю необходимую работу. Все пишется с проговариванием.

ЛЕС 1. 2 скл.. 4. ЛЕСОК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИК, ЛЕСАМИ, ЛЕСИСТЫЙ,

2. ЛЕСА ЛЕСОВ ПОДЛЕСОК …

ЛЕСУ ЛЕСАМ 5. Мы с друзьями ходили в лес за грибами.

ЛЕС ЛЕСА

ЛЕСОМ ЛЕСАМИ За одно занятие ребенок работает письменно только с одним словом. Пока

О ЛЕСЕ О ЛЕСАХ не начнется работа с предложением, пятый пункт таблицы выполнять устно.

3. е. ч., м.р. Требуйте четкого, стройного оформления страницы при работе со словом.



кот

лист

группа

пиджак

капуста

рак

мост

халат

торшер

паутина

сук

куры

уголь

спички

верблюд

лук

трап

крыло

бумага

галстук

лес

шило

пчела

клумба

носорог

лев

гриб

грипп

яблоко

ботинок

шар

болт

касса

кресло

аппарат

таз

коса

масса

дерево

конница

газ

трос

носки

тюлень

кровать

дуб

окоп

вожжи

каблук

суббота

лук

сноп

тонна

сверло

терраса

дом

банк

сумма

собака

морковь

душ

танк

ссора

молния

тетрадь

куб

ноты

сумка

ледник

чернила

лещ

кеды

горох

балкон

зеркало

бык

мышь

карта

волосы

батарея

мак

плащ

город

поднос

крыльцо

сом

река

канал

кирпич

пустыня

барометр

кроссворд

сигарета

пружина

перчатка

термометр

шлагбаум

дудочка

бумажник

будильник

ожерелье

зоопарк

цыплёнок

пудреница

мыльница

занавес

клубника

картофель

вертолёт

автобус

обезьяна

телевизор

кокошник

кошелёк

аквариум

коллектив

кастрюля

деревня

крокодил

крыжовник

саксофон

катушка

апельсин

напёрсток

байдарка

коридор

квартира

профессор

шкатулка

молоток

гусеница

проволока

карусель

таракан

проспект

мороженное

отвёртка

пылесос

карандаш

прожектор

макароны

вешалка

черепаха

вестибюль

теплоход

ножницы

таблетка

бульдозер

ресторан

духовка

салфетка

универмаг

пирожное

потолок

микрофон

пластилин

чернозём

тапочки

мушкетёр

мышеловка

пуговица

спутник





сор

руль

папка

кольцо

стебель

стрекоза

бутерброд

сандалии


воз

куль

какао

компот

пианино

угольник

гостиница

шаровары


вол

вода

кросс

массив

русский

Буратино

баррикада

этикетка


боб

аист

грамм

рябина

осенняя

грузовик

каравелла

тумбочка


бор

очки

экран

солнце

центнер

форточка

колесница

кисточка


люк

дыня

дверь

костёр

браслет

пирамида

килограмм

консервы


щит

вещь

щётка

патрон

антенна

гардероб

сантиметр

прилавок


мех

хвощ

крупа

иголка

рубашка

мощность

полотенце

трамплин


мох

слон

школа

сухари

тюльпан

светофор

фломастер

кукуруза


кит

мощь

шкура

плакат

картина

аэропорт

ступенька

портфель


щит

арфа

ручка

ракета

свисток

памятник

параллель

таблетки


ухо

сеть

точка

медуза

водопад

ласточка

пропеллер

пипетка


нос

бусы

акула

гнездо

запятая

трапеция

двоеточие

стамеска


чек

пила

пожар

паштет

магазин

лабиринт

телевизор

маргарин


меч

лицо

лоток

ливень

кружево

маслёнок

стремнина

нафталин


год

поле

район

лошадь

трактор

режиссёр

лейтенант

раковина


туш

боец

рация

телега

ромашка

телятина

бандероль

броневик


чай

ядро

камин

колпак

занавес

теплоход

будильник

виноград



ТАБЛИЦА 14

В этой таблице 168 глаголов – почти все глаголы, встречающиеся в учебниках русского языка начального и среднего школьного звена.

Так же как и в таблице существительных, работа имеет две формы.

1. Порядок работы.

  • Читать с утрированной артикуляцией по 10-15 глаголов. Обязательно делать артикуляционный акцент в конце слова.

  • Писать глаголы под диктовку и списывать.

  • 2.Работа ведется в отдельной тетради. Таблицу для глаголов из Приложения наклеиваем в тетрадь так, чтобы при работе на любой странице она была перед глазами.

  • Дети начальной школы только отвечают на выделенные вопросы. Определять вид, время глагола, уточнять, что такое возвратная форма, нет необходимости.

  • Это можно сделать с детьми постарше, которые уже учили эти грамматические темы в школе.

Но задача нашей работы – не повторение правил правописания. Акцентирование при артикуляции, письмо с проговариванием, причем проговаривание не «себе под нос», а также утрированное, позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.

  • Каждый раз, когда начинаете работать над глаголом из таблицы, уточняйте, что это слово отвечает на вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ?

  • Работа по этой таблице, как и по двум предыдущим, рассчитана на длительное время. В результате глагольный словарь ребенка увеличивается в 25 раз.

  • Вот пример работы с одним из глаголов для ребенка начальной школы.

ШИТЬ. 1. Я шью Мы шьём

Ты шьёшь Вы шьете

Он, она шьет Они шьют 2. Шил, сшил, сошьет. 3. Шьётся

  1. Пошил, дошил, нашил, вшил, вошьёт, сшил, сошьёт, перешил, подшил, подошьет, ушил, зашил, надошьет, вышил, обшил, пришил. 5. Не шил. 6. Наташа вышивает красивую салфетку.

Если при употреблении Ь были допущены ошибки, есть смысл проработать эти слова дополнительно с движением (см. Таблицу 7).


ТАБЛИЦА 15

Эту таблицу можно использовать при любых формах дисграфии, когда ребёнок плохо усваивает образ буквы. Но особенно она нужна при оптической форме.

Повесьте лист на видном месте у рабочего стола ребенка

Вот упражнения, которые можно дать:

  • На уровне графемы:

- диктуем детям вразброс буквы – паронимы с предварительным анализом их написания;

- на таблице просим показать заданную букву; показать, с какими буквами их можно спутать; чем они отличаются;

- среди неконфликтных букв даем написать те, которые ребёнок путает.

Эти же задания даём на дом. Как только ребёнок стабильно начинает правильно писать буквы, можно переходить к слогам.

  • На уровне слога:

- диктуем различные слоги ( открытые и закрытые, по одному, по парам).

Прочие упражнения.

  1. Даем карточку с письменной буквой и много картинок. Букву не называем. Ребёнок отбирает картинки с этой буквой (в любой позиции).

  2. Перед ребенком разложены буквы. Показываем картинку. Необходимо показать ту букву, с которой начинается название этой картинки.

  3. По двум картинкам, где есть звуки паронимы (уточняем, что нарисовано), ребёнок должен найти эти буквы и написать их: СУП – ЗУБ, пишет П – Б.

  4. Картинный диктант. Показываем картинки – паронимы. Ребёнок пишет не слова, а только буквы – паронимы. Будьте внимательны – на первоначальных этапах работы букв может быть только одна пара.


Если у ребенка нет проблем с правильным прочтением и написанием букв, эта таблица может служить как проверочная. В таком случае работа по ней займет небольшую часть одного занятия.


О

п

Е

п

М

э

К

н

Ц

А

П

В

б

Я

г

Ж

п

Щ

Л

а

Б

ф

И

ч

З

х

Д

Х

е

И

ы

Н

в

Ш

ц

Е

Й

д

Б

ж

Д

ъ

Ё

я

Ш

А

й

Р

ю

П

е

Щ

ч

Ч

Ч

р

Ё

м

В

щ

Ж

т

У

Й

у

С

ю

Ч

н

М

ц

Г

Т

ш

Я

е

Ф

х

У

б

Г

Ц

к

Т

л

Х

з

К

и

Н

Э

ь

Р

ы

Л

я

Н

Е

А



ТАБЛИЦА СЛОВ – ПАРОНИМОВ


Таблицы слов – паронимов можно использовать в работе при любых формах нарушений письма и чтения.

Время включения слов – паронимов в работу зависит от формы и тяжести нарушения, работоспособности ребёнка, автоматизации навыка письма с проговариванием.

Если у ребенка только элементы дисграфии или легкая степень, если он быстро усваивает то, что ему даете, можно достаточно скоро включать слова – паронимы в работу (параллельно с таблицами).

Если же нарушение тяжелое и работа двигается медленно, не стоит торопить события. В таких случаях к таблицам слов – паронимов надо переходить после завершения цикла занятий по первым пятнадцати таблицам.

Не ставьте себе целью проработать все таблицы. Если нарушения легкой и средней степени, то вы берете те разделы таблиц, которые относятся к конкретным проблемам ребенка, выявленным при детальном предварительном обследовании.

Если же вам придется работать с тяжелой степенью нарушения, то лучше не торопиться и проработать все таблицы.

Виды упражнений

  • Все пары слов и отдельные слова в представленных таблицах должны быть прочитаны с усиленной артикуляцией и написаны с утрированным проговариванием. Причем звуки – паронимы произносятся с еще большим артикуляционным и голосовым акцентом.

  • Писать слова лучше небольшими «порциями», предварительно прочитав их.

  • К написанию предложений приступать можно, только проработав предыдущие таблицы, хотя устно составлять предложения можно и раньше.

  • Со всеми словами – паронимами можно выполнять все упражнения, предлагаемые специальной литературой.





Дифференциация С – З в словах – паронимах:


суп – зуб советы – заветы косу – козу

грустный – грузный

соя – Зоя сайка – зайка сыпь – зыбь

соль – зол

роса – роза Сима – зима бусина – бузина

усы – узы

косы – козы весы – вези сев – зев

зверь – сверь

лиса – Лиза Васса – ваза слить – злить

забор – собор

коса – коза сахар - Захар слой – злой

заносы – занозы

басы – базы посади – позади смей – змей



Дифференциация С _ З в одном слове:




Засуха, зависть, запись, записка, засов, завеса, заносы, засада, занавеска, зоосад, сазан, слёзы, стрекоза, селезень, совхозы, запас, записать, засыпать, засевать, заселять, замести, застегнуть, застрелить, застроить, застудить, заснуть, занести, зарасти, забросить, слезать, свозить, связать, смазать, созвать, застава, закваска, заросли, сознался, созвездие, созрел, заседание.





Дифференциация С _ Ц в словах – паронимах


СОК – ЦОК СВЕСТИ – ЦВЕСТИ

СЕЛ – ЦЕЛ СТЕПНОЙ – ЦЕПНОЙ

БАС – БАЦ СЕЛО – ЦЕЛО

СЕНО – ЦЕНА СОРИ – ЦАРИ

СВЕТ – ЦВЕТ СЕЛИ – ЦЕЛИ

БУСЫ – БУТСЫ МАТРОС – МАТРАЦ

САБЛЯ – ЦАПЛЯ ВСЕХ - В ЦЕХ

СВЕТИК – ЦВЕТИК ОСЕНИТЬ – ОЦЕНИТЬ

СТЕПЬ – ЦЕПЬ ЛИЦА – ЛИСА

СЫПЬ – ЦЫП

Скворцы, лисица, солнце, синица, свинец, скворец, лестница, цистерна, спица, станция, столица, страница, соцветие, сестрица.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц – Т В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ

сцена – стена цыкать – тикать жилец – жалеть

цокать – токать цепкий – терпкий леденец – леденеть

с цепи – степи боец – болеть цело – тело


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ш - Ж В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ


шар – жар кроши – кражи крушить – кружить

шаль – жаль шил – жил нашивка – наживка

шарь – жарь стращи – стражи Лёша – лёжа

шила – жила тушить – тужить шест – жест

шито – жито прошил – прожил брошу – брожу

Луша – лужа скошу – скажу Саша – сажа

шалить – жарить –жалить нашить – нажить шить – жить

ширь – жир машут – мажут ворошить – ворожить

паши – пажи уши – ужи каша – кожа

Шурка – Журка


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ш – Ж в одном слове:


Пожнёшь, уважаешь, дождёшься, ждешь, режешь, живешь, покажешь, жуешь, лежишь, обижаешь, жалишь, полижешь, журчишь, можешь, убежишь, жужжишь, жалеешь, ожидаешь, держишь, дорожишь, ждешь.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С - Ш В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ

усы – уши миска – мишка пески – пешки

мыс – мышь рос – рожь крыса – крыша

басня – башня посол – пошёл штуки – стуки

скала – шкала шпоры – споры стык – штык

миска – мышка сутки – шутки каска – кашка

вас – наш нас – наш сайка – зайка

шок – сок штиль – стиль Марс – марш

пески – пешки сорок – шорох пасу – пашу

сытый – шитый масса – Маша маска – Машка

соли – шали песком – пешком киски - кишки

нос – нож носки – ножки спала – шпала

срам – шрам касса – каша кис – кыш

плюс – плюш суметь – шуметь сыпучий – шипучий


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С - Ш В ОДНОМ СЛОВЕ:


Саша, сушу, сушка, Сашенька, солнышко, смешок, сошел, стеклышко, стишок, усмешка, сшил, сынишка, старушка, шест, шесть, шерсть, шалость, спешка, шоссе, шелест, старший, старшина, слушать, страшный, скошу, смешу, спешу, сушить, смешить, несешь, послушный, душистый, понаслышке, шерстка, шестерка, шустрый, сушеный, шествие, стишок, сторонушка, пушистый, занесешь.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ З – Ж В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ



узы – ужи возы – вожжи называть – наживать

зал – жал зевать – жевать заря – жара

коза – кожа козы – кожи лизать – лежать

лоза – ложа залей – жалей луза – лужа

везу – вяжу дерзать – держать Лиза – лыжи

разок – рожок




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ З – Ж В ОДНОМ СЛОВЕ:


Жизнь, железо, зажигалка, залежи, зажим, зажать, забежал, задержал, заслужил, закружить, зажег, зажарил, возложу, возможно.



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С –Ч В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:


носка – ночка каска – качка соки – Сочи

носки – ночки рысак – рычаг Саша – чаша

осень – очень персик – перчик судак – чудак

судно – чудно осы – очи суп – чуп

нос – ночь село – чело сайка – чайка



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С – Ч В ОДНОМ СЛОВЕ:

Часы, часто, число, часть, счастье, сачок, сучок, чеснок, тысяча, чудеса, чистка, строчка, лисичка, стручок, собачка, косточка, ласточка, старичок, сундучок, саночки, свеча, часы, спички, косички, кусочек.




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ц -Ч В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:


молодец – молодчина цвет – цветок лицо – личико

курица – курочка заяц – зайчик палец – пальчик

птица – птичка конец – кончик синица – синичка

кольцо – колечко цех – чех кузнец – кузнечик


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - Щ В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:


лучи – лущи точу – тащу лечи – лещи

горячий – горящий помощь – помочь мочу –мощу

щадить – чадить печать – пищать щелка - челка


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч – Т` В ОДНОМ СЛОВЕ:


Учитель, выключатель, птичка, тачка, чутко, что, точка, Танечка, печать, четверть.


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - Щ В ОДНОМ СЛОВЕ:


Чаща, чищу, лечащий, жучище, ручищи, волчище, щетка, ящичек, щучья, щебет, щебечут, стучащий, щекочут, звучащая, вещичка, дощечка.




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ч - Щ В СЛОВАХ - ПАРОНИМАХ:


кашка – качка чайка – шайка

крушина – кручина печка – пешка

Пашка – пачка крушу – кручу

тучка – тушка шашка – чашка

Шурка – чурка Дашка – дачка

мочка – мошка мыши – мычи

кошка – кочка




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С - Щ В СЛОВАХ - ПАРОНИМАХ:


сели – щели пласт – плащ весы – вещи

роса – роща писать – пищать хвост – хвощ

плюс – плющ вес – вещь лес - лещ







ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л – Л` В СЛОВАХ - ПАРОНИМАХ:


лук – люк цел – цель Галка – галька

юла – Юля мол – моль ложка – Лешка

мел – мель пыл – пыль полка – полька

был – быль колы – коли волна – вольна

пел – пели вилы – вили ел - ель





ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л – Л`В ОДНОМ СЛОВЕ:


Поли, велела, сделали, лиловый, свалила, кололи, стелила, мололи, ланолин, спела, получили, лакали, лежали, поломали, слетела, плыли, блистали.





ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л – Л` В СЛОВАХ - ПАРОНИМАХ:


рад - ряд удар – ударь хор – хорь

рады – ряды ров – рёв пары – пари

рысь – рис пар – парь брак – бряк


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л – Р, Л`- Р` В СЛОВАХ ПАРОНИМАХ:

лак – рак Ара – Аля балка – барка тёлка – тёрка

плошка – Прошка валить – варить Юлик – Юрик белю – беру

лов – ров катал – катар плут – прут свалка – сварка

шары – шали жалить – жарить солить – сорить полка – порка

Юля – Юра стар – стал укол – укор жалко – жарко

Валя – Варя палить – парить пил – пир ложки – рожки

Лозы – розы село – серо жил – жир соло – ссора

Лёва – рёва шалить – шарить лад – рад булки – бурки

Лама – рама игла – игра ложь – рожь палаты – парады

Малина – Марина калить – корить Лука – рука


ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л – Р, Л`- Р` В ОДНОМ СЛОВЕ:

Орёл, крыло, горло, стрела, грелка, пробел, планер, лекарь, журнал, рельсы, апрель, Лариса, берлога, журавль, словарь, кормилец, карамель, маляр, кролик, рыболов, километр, картофель, календарь, пробил, пролетел, Ларионов, Лермонтов.




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К - Г В СЛОВАХ ПАРОНИМАХ:


Куль – гул калина – Галина кости – гости

Куст – густ кол – гол колос – голос

Клаша – Глаша икра – игла кассета – газета

Калька – галька куст – густ бок – бог

Гладь – кладь укол – угол корка – горка

Глас – класс Каля – Галя гаси – коси

Код – год голени – колени губки – кубки

Лука – луга гроши – кроши котик – годик

Грива – криво косить – гасить



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ К - Г В СЛОВАХ В ОДНОМ СЛОВЕ:


Книга, загадка, горка, голубка, отгадка, уголок, гребёнка, горелка, кочерга, когда, иголка, Гек, горка, грядка, грибок, горько, коллега.







ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П - Б В СЛОВАХ ПАРОНИМАХ:


Пас – бас борт – порт блеск – плеск

Почка – бочка пила – била робот – ропот

Папка – бабка пей – бей быль – пыль

Палка – балка прыг – брык бока – пока

Пот – бот бух – пух бравый – правый

Путь – будь пар – бар пулька – булька

Выпил – выбил бел – пел запор – забор

Баня – Паня





ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ П - Б В ОДНОМ СЛОВЕ:


Проба, пробка, пломба, пробегу, поброжу, приберу, палуба, победа, пальба, бампер, попробуй, подобрал, пробубнил, безопасный, беспокоил, пробор, подбородок.










ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Т – Д, Т`- Д` В СЛОВАХ ПАРОНИМАХ:

Том – дом плоды – плоты Толя – доля мода – Мотя

Тачка – дачка тень – день тоска – доска Таня – Даня

Там – дам тина – Дина тон – Дон катушка – кадушка

Точка – дочка тело – дело уточка – удочка тары – дары

Туп – дуб роты – роды Тома – дома Тима – Дима

Тушь – душ роты – роды дрель – трель трава – дрова

Леди – лети дворец – творец прутик – прудик кот – код

Стул – сдул уйти – уйди Тверь – дверь зайти – зайди



ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Т – Д В ОДНОМ СЛОВЕ:


Тетради, доктор, десять, трудно, туда, дятел, родители, продукты, тогда, долетел, достал, простуда, водосток.









ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В -Ф В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ



Ваня – Фаня вон – фон конверты – конфеты

Ваза – фаза Веня – Феня вата – фата

Враки – фраки сова – софа

Враки – фраки вилка – Филка




ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ф - В В ОДНОМ СЛОВЕ:


Вафли, фейерверк, фаворит, февраль, кофеварка.








ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:

Т – Т` Н – Н` П – П` М – М`

Ток – тёк кон – конь пыл – пил – пыль мал - мял

Цветы – цвети нос – нёс пыли – пили мол – мёл

Тук – тюк банка – банька пылить – пилить мот – мёд

Тын – тина тонна Тоня пальцы – пяльцы масса – мясо

Тапки – тяпки тону – тони паны – пьяны мыла – Мила

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Ы - И В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:

Был – бил мыл – мил дары – дари

Выл - вил мыло – мило сады – сади

Выли – вилы - вили забыл – забил носы – носи

Мыла – Мила сыта – сито пари – пары

Колы – коли возы – вози шипы – шипи

Мышка – мишка осы – оси крути – круты

Дым – Дима были – били цветы – цвети

Выдал – видал косы – коси пусти – пусты

Дыня – Дина рысь – рис пыл – пил

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ О - Ё В СЛОВАХ – ПАРОНИМАХ:

Село – соло лото – лето ров – рёв Соня – Сеня

Вёл – вол неси – носи Дёма – дома зов – зев

Пол – пел пой – пей дала – дела мох – мех

Бой – бей нос – нёс роет – реет воз – вёз

Воет – веет тема – Тома ложа – лёжа



ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.


Спортсмен добежал до финиша за одиннадцать минут.

Ваня нарисовал наседку на листе бумаги.

Эти деньги я заработал за уборку здания.

Я вас приглашаю при всех в гости.

Со второго пути сошёл поезд.

Воробей влетел в форточку.

Во двор вошёл незнакомец.

При мне приехала сестра.

У меня убежал щенок.

Врач извлек стекло из раны.

Анна сняла с полки книжку.

Геннадий убрал у стола мусор.

Я подставляю блюдце под цветок.

Эти книги привезли из издательства.

Над домом висела надломленная ветка.

Дедушка забыл закрыть калитку за гостем.

Дедушка осторожно отвернул гайку от прибора.

По дороге бегают безнадзорные собаки без поводков.

Дедушка мне прочитал рассказ о новогодней ёлке.




ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.


Мы разучили танец польку, а потом положили ноты на полку.

Волна накрыла галку, которая села у моря на гальку.

Наша семья собирает льняное семя для лекарства.

Если польёт сильный дождь, отменят полёт

Я люблю Дарью, поэтому дарю ей цветы.

На морозе бельё стало очень бело.

Я вольна в своих поступках.

Жанна внесла щенка в дом.

Собака Булька съела булка.

Уголь сложили в угол.

С ели упала шишка.

Мы закончили обедать.

Дети съели весь завтрак.

С деревьев облетают листья.

Собаки стали объедать кости.

Вот и появились хлопья снега.

Учительница громко зачитала объявления.

Ворон сел на ель. Он ел сыр, пока весь не съел.

Маленьким ребятам она объяснили всё своими словами.

На дальнюю лесную полянку съехались ученики двух школ.



ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.



Крестьяне объезжали свои поля, выбирая свои поля, выбирая место для подъезда транспорта.

На балу я получила за костюм пять баллов.

У дома сгрузили одиннадцать тонн земли.

Рассказ оказался очень интересным.

У Инны большая коллекция марок.

Анна моет чугунную ванну.

Шофёр предъявил пропуск.

Алла купила фотоаппарат.

Геннадий взял аккорд.

У меня гриппозное состояние.

Жираф – длинношее животное.

Сумма чисел равна одиннадцати.

Мы занимаемся конным спортом.

Засоренные трубы чистит слесарь.

Падают с деревьев осенние листья.

Маленький Филипп пришёл в школу.

Весенний день обещал быть интересным.

На улицах начались массовые беспорядки.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ДИКТАНТА И СПИСЫВАНИЯ.


У нас на крыше установили телевизионную антенну.

В детском саду прошёл интересный утренник.

Тётя Васса участвовала в лыжном кроссе.

Мой вес – двадцать шесть килограммов.

На лице долго не заживала седина.

По улице шёл военный человек.

Между нами произошла ссора.

В субботу у меня банный день.

Во дворце начался аттракцион.

Я очень люблю манную кашу.

У кассы была масса народа.

Я молю Бога, чтобы все жили в мире.

Шуба была съедена молью.

На улице нашёл кошелёк.

Сорвал со стены картину.

Улетел у Коли шарик.

Побежал по дороге кот.

Зашёл Андрей за Колей.

Забыл зайти за книгой.

Сняла с плеч платок.

Добежал до дерева.

Во двор вошёл.





















Г

К

Ц

Д

Ё

Й

К

Б

Й

Я

Ц

Ю

Ц

Т

Е

П

К

Ч

Я

К

б

Ю

Д

Й

Ц

Й

Ч

Д

К

Я




Таблица 10


СОН

ТРИ

БОЙ

ЕСТ

БОК

ВОТ

ГАЗ

ДАР

ВОН

ЖАЛ

ЗОНТ

КИТ

ЖИЛ

ЗУБ

ЖУК

КОД

ЛЮК

ЖАР

КОТ

ЛУК

ДАЛ

ЛОМ

ЛАК

ДАР

ДЫМ

МАК

НОС

ПАР

НЫЛ

СТОЛ

СТАЛ

СТУЛ

МОК

РАК

СНЫ

СТО

СТОГ

МЫС

ТОК

ШЛА

ФЛАГ

БЫЛ

ХОР

ЦЕПЬ

ЧАС

ШТАБ

ШУМ

ШВЫ





Таблица 10


ЖУК

ГОЛ

ТОМ

СПИ

РАД

СНЫ

РУБЛЬ

РВИ

ГРОМ

КРОТ

ГРИБ

ГРАД

ЦАРЬ

ХЛЕБ

ХЛОП

БЕГ

БЫК

ПИЛ

БИЛ

ХВОЩ

ШОВ

ГАЗ

ГУЛ

ШВЫ

ГНИЛ

ДРОЗД

ЧУБ

ТРАП

ЛЕГ

МЕЛ

ЛЕЩ

МЯЛ

БОТ

ПОТ

БЫЛЬ

ПЫЛЬ

ЩИТ

МОЛЬ

МОЩЬ

СЕЛ

ВЕЩЬ

КЛЁН

СЛОН

СТОН

СТАН

КРАН

БОР

БАНК



ТАБЛИЦА 3

(контрольная)


На базе этой таблицы закрепляется навык письма с проговариванием отдельных букв.


Порядок работы.

Задача: правильно назвать букву, усиленно артикулируя. Не надо заучивать наизусть, какие звуки мы тянем, какие – нет. Необходимо добиваться, чтобы ребёнок понял на уровне ощущений. Для этого необходимо заниматься развитием фонематического восприятия.

2. Просим ребёнка назвать буквы в любом порядке:

- указывая ему столбик или строчку;

- «вслепую» - куда попадёт палец;

- по типу игр с фишками и игральными костями – как дети их называют «ходилки»- называют ту букву на которую выпадет ход;

3. Убедившись, что ребенок правильно называет все буквы, можно переходить к письму. Здесь нет нужды писать слоги. Проверяем, насколько точно усвоил ребенок написание буквы с проговариванием.




ТАБЛИЦА 11

Из таблицы слогов это самая сложная.

Не все представленные слоги являются частью каких – то слов, тем интереснее устроить соревнования соревнование (возможно и с участием взрослых) – кто найдет больше слов, добавляя буквы к слогам.

В случае отсутствия каких –либо проблем при работе по предыдущим таблицам здесь предусмотрен обычный порядок работы

Порядок работы.

  • Читаем слоги с утрированной артикуляцией (по одному слогу) по строчкам, столбикам, по диагоналям, используя фишки и игральные кости.

Например, вы просите прочитать слово во второй строчке снизу, в пятом столбике справа… Или ребенок бросает игральные кости и отсчитывает нужный слог, переставляя фишку.

  • Пишем слоги под диктовку, списываем. Так же как и при чтении, ребенок может искать заданный слог по заданию взрослого. Количество предлагаемых для написания слогов зависит от успешности работы ребенка. Если навык проговаривания усвоен, можно его постепенно переводить на шепот.

  • С помощью добавления букв образовать слова. Короткие записать.

Это последняя таблица из числа слоговых.

Что должен уметь ребенок к этому времени?

  1. Читать с четкой артикуляцией. На этот момент это главное. Ошибки при чтении еще могут сохраняться, но их количество будет уменьшаться.

  2. Писать, правильно проговаривая.

  3. Соблюдать границы строки.

  4. Не делать ошибки при написании Ь в словах



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!