СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тагильский поднос как вид Уральского искусства

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тагильский поднос как вид Уральского искусства»

ТАГИЛЬСКИЙ ПОДНОС: ИЗ ВЕКА В ВЕК
    2 СЛАЙД. Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала является родиной русского расписного железного подноса. В нем воплотился сплав высокого профессионального мастерства, кропотливого труда мастеров по металлу, стремление к прекрасному и талант народных живописцев

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, который принято называть "горнозаводской цивилизацией". Так сейчас до сих пор именуют уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века.

    3 СЛАЙД. Таким образом, здесь постепенно проходила трансформация крестьянской общины в промышленное общество. В этой среде возникло много самобытных традиций, определяющих промышленную, экономическую и культурную индивидуальность города и его дальнейшее развитие. Ярким выражением этого процесса и явился подносный промысел и лаковая роспись по металлу, как форма особого "промышленного" искусства.

Его качество, пластичность в обработке высоко ценились, уральские умельцы искали различные формы применения и демонстрации этих качеств тагильского железа. Тут следует вспомнить, что тогда металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках.
      4 СЛАЙД. Рассказывая о таком промысле, как Тагильские расписные подносы, нельзя упомянуть, что XVIII век стал "золотым" веком для тагильских лакировщиков, среди которых ярко раскрылся талант художников Худояровых - Вавилы и Федора. "Потомственные живописцы, используя самые простые приспособления - кисти, масло, доску и куранты для растирания красок, лак - они так освоили тайны лакировки, достигли такого навыка, который граничил с искусством и переходил в него. Худояровы владели техникой цыровки по разным фонам".
    5 СЛАЙД. Секрет "цыри" состоит в том, что поверх золота густо заливали красочный фон. Краски твердели. После этого тонкой иглой осторожно соскребали красочный слой до золота, создавая золотые узоры по цвету. Созданные таким способом, они отличались изяществом и изысканностью. После этого изделие покрывалось лаком, которые назывался "тагильским" или "хрустальным" и превосходил по прочности и прозрачности все известные тогда лаки. Лак придавал краскам особую сочность и яркость, не скрывал разнообразие цветовых оттенков, позволял видеть фактуру металла, его идеальную поверхность.                                                 

    6 СЛАЙД. В этот период популярность приобрели подносы-картины, когда в центре писалась маслом копия картины (с бумажных гравюр), при этом она мастерски вписывалась в заданную форму и размер. При этом гравюры часто были черно-белыми, поэтому цветовые решения полностью принадлежали художнику. Мифологические, исторические, галантные сцены помещались в рамку, образуемую тонким трафаретным золотным орнаментом: сказочные цветы, вьющиеся стебельки и травинки, эффектные кисти винограда, ягоды и другое.
    Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам изготавливать подносы с помощью различных способов. Однако, когда заводы стали испытывать трудности с рабочей силой, заводовладельцы приняли ряд мероприятий по замене мужчин-живописцев женщинами.

    7 СЛАЙД. И где-то с середины XIX века роспись подносов становится исключительно женской территорией.                                                   

В это время в Нижнем Тагиле работали крупные мастерские по изготовлению лакированных железных изделий - подносов, сундуков, шкатулок. Их изделия хранятся в крупнейших музеях России, в том числе Русском (г. Санкт-Петербург) и Гос.истор.музее (г.Москва).                                                             

В конце XIX века кустарное производство в России переживало кризис, не миновал он и тагильский подносный промысел. Приходилось приспосабливаться к все ускоряющемуся темпу жизни.

В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. "эта летящая скоропись приводит к отказу от кропотливо выполняемых деталей, упрощает, предельно стилизирует и обобщает форму.

    8 СЛАЙД. После революционных событий начала XX века, жизнь промысла замерла, поскольку были почти забыты все приемы традиционного цветочного письма. Замерла, но не остановилась. Артели "Пролетарий", "Металлист", "Красная заря" наладили выпуск подносов с росписью.

Впоследствии в 1957 году на базе этих артелей был создан Нижнетагильский завод эмалированной посуды, который последствии и стал центром возрождения тагильского подноса.

9 СЛАЙД. Агриппина Васильевна Афанасьева - мастерица, которая владея приемами исконной уральской двуцветной росписи, помогла спасти от исчезновения тагильский подносный промысел как самобытное художественное явление. Кроме того Агриппина Васильевна воспитала целую плеяду талантливых мастеров, которые не только освоили традиционные приемы тагильского письма, но и значительно развили их в своем творчестве - по всем направлениям.

Тагильские подносы демонстрировались и получали награды на выставках достижений народного хозяйства.

10 СЛАЙД. Важнейшей часть процесса возрождения стало создание в городе в 1991 году музея истории подносного промысла, который стал составной частью Нижнетагильского музея-заповедника "Горнозаводской Урал". Музей расположился в доме, в котором когда-то жили известные художники Худояровы. Здесь представлен ретроспективный показ уникальных образцов творчества мастеров уральской лаковой росписи по металлу за 265 лет. Очень популярными являются мастер-классы по росписи, которые проводятся на базе этого музея. Коллекция лаковой росписи по железу музея-заповедника - огромный кладезь для исследователей - историков, искусствоведов, технологов по металлу. Это уникальное собрание является наиболее крупным по объему и разнообразным по содержанию.

11 СЛАЙД. В музее-заповеднике регулярно проводятся выставки, посвященные тагильскому подносу, в том числе и персональные выставки современных авторов.

ПРОМЫСЕЛ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. Собрание музея-заповедника систематически пополняется произведениями мастеров лаковой живописи. Большую роль в этом играет ежегодный городской конкурс-выставка по декоративно-прикладному искусству "Мастер года", проводимый музеем-заповедником, в результате которого лучшие работы авторов-победителей поступают в его коллекцию.

Сохранение промысла - актуальнейший на сегодняшний день вопрос, для решения которого должны объединиться силы художественной, научной, музейной общественности, представителей профессионального образования и местной власти. Только общими и скоординированными усилиями будет возможно сохранить и развить это уникальное культуро-логическое явление, детище горнозаводской цивилизации - тагильский поднос.

12 СЛАЙД. Спасибо за внимание.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!