СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тайм-менеджмент в работе преподавателя

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается понятие "тайм-менеджмент" и "ментальные ловушки" и способы их преодоления; приводятся примеры из работы современных преподавателей

Просмотр содержимого документа
«Тайм-менеджмент в работе преподавателя»

10


Саблина Татьяна Владимировна, преподаватель «специалист 1 категории» ГПОУ «Донецкий техникум ресторанного сервиса и торговли», г.Донецк

ТАЙМ-МЕНЕДЖМЕНТ В РАБОТЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ 

Аннотация.

В статье рассматривается понятие "тайм-менеджмент" и "ментальные ловушки" и способы их преодоления; приводятся примеры из работы современных преподавателей

Ключевые слова: "ментальные ловушки", тайм-менеджмент, реверсия, амплификация, фиксация



TIME MANAGEMENT IN THE WORK OF A TEACHER Sablina Tatiana Vladimirovna, teacher "specialist of the 1st category" GPOU "Donetsk Technical School of Restaurant Service and Trade", Donetsk Annotation. The article discusses the concept of "time management" and "mental traps" and ways to overcome them; provides examples from the work of modern teachers Key words: "mental traps", time management, reversion, amplification, fixation Очень часто можно услышать, как кому катастрофически не хватает времени. При этом, встречаются люди, которые спокойно справляются со своими задачами, даже успевая помогать другим. Почему так? Ведь и во- первых, и во- вторых в сутках 24 часа. На этот вопрос отвечает тайм-менеджмент. Что это такое? Каким образом можно научиться управлять своим временем? Существуют ли эффективные методы, которые помогают рационально жить и плодотворно работать? Тайм-менеджмент - это искусство управления временем. Он включает методы целеполагания, планирования, контроля, мотивации, правильной расстановки приоритетов. Можно рассматривать таймменеджмент, как целый комплекс приемов, направленных на повышение личной эффективности. Принято обсуждать скорее не инструменты тайм-менеджмента, а приемы целеполагания, мотивации, делегирования. Базовые принципы тайм-менеджмента в основном касаются смежных тем: • целеполагание; • планирование; • расстановка приоритетов; • мотивация; • Делегирование. Они логически взаимосвязанные между собой, дополняя общую картину рационального использования времени. Целеполагания Цель - это основной ориентир, который позволяет не отклоняться от выбранного маршрута. Целеполагание является основополагающим тезисом тайм-менеджмента, который помогает предсказать экономию времени еще до начала работы. Чаще всего фигурирует метод определения цели, под названием SMART. Эта аббревиатура означает выполнение следующих критериев выбора цели: • Конкретность (Specific) - четкое понимание ожидаемого результата; • Измеримость (Measurable) - количественная или качественная оценка; • Достижимость (Achievable) - возможность выполнить поставленную задачу; • Актуальность (Relevant) - необходимость реализации; • Ограниченность во времени (Time-bound) - определение временных рамок. Если поставлена ​​цель соответствует принципу SMART, то достичь ее удастся с максимально возможной экономией усилий планирования. Расстановка приоритетов Приоритет - это порядок выполнения различных задач. Согласно закону, названному "кошелек Миллера", память человека способна удержать 7 ± 2 элемента. Это означает, что нормальный человек легко может вести от 5 до 9 различных дел, включая хобби и бытовые задачи. Если меньше, то жизнь станет скучной, а если больше - то мозг не способен будет обработать весь массив информации. Но есть закон Парето, согласно которому 20% усилий приносит 80% результата и наоборот. Выбор приоритетов позволяет сконцентрировать усилия на тех видах деятельности, которые обеспечивают максимальный эффект. Мотивация Без должной мотивации желание работать пропадает и производительность труда сводится к минимуму. Тайм-менеджеру необходимо уметь вдохновлять себя и окружающих. Отличный прием мотивации - "Принцип якорения". Он подразумевает определенную похвалу за выполнение конкретной задачи. Делегирования Умение делегировать (передавать) свои задачи другим, с целью экономии личного времени - крайне полезный навык для любого тайм-менеджера. Овладеть им не так уж и сложно. Главное запомнить 10 основных принципов делегирования: • Обеспечение исполнителя необходимой поддержкой; • Ответственность за результаты его работы; • Предварительное информирование о поручении; • Вовлеченность исполнителя в процесс; • Четкое описание ожидаемого результата; • Формулирование норм и правил работы; • Мотивировка исполнителя, указание его интересов; • Обозначение прав и обязанностей; • Регулярный контроль на этапах выполнения; • Предсказание возможного отказа и "возвращение" полномочий. Соблюдение этих правил помогает избежать многих "подводных камней" делегирование, самый опасный из которых - необходимость переделывать работу. В тему делегирования косвенно входит умение говорить «Нет». Методы тайм-менеджмента Кроме лексикона из смежных направлений, тайм-менеджмент имеет уникальную терминологией, а также оригинальными методами. В первую очередь, стоит отметить понятие "хронофаги", борьба с которым помогает экономить значительное количество времени. Хронофаги буквально означает "пожиратель времени". Это все привычки, ситуации, а также люди, которые отвлекают нас от выполнения по-настоящему важных задач. В противоположность им встречаются "хранители времени", которые, наоборот, помогают экономить этот ценный ресурс. С методологии тайм-менеджмента популярные приемы под названием "Метод Помидора", "Метод лягушки", "Метод слона", "Метод швейцарского сыра" и многие другие. др. Метод Помидора Помимо умения работать, очень важно научиться и правильно отдыхать. Но баланса между нагрузкой и восстановлением не всегда удается достичь. Это чревато развитием усталости. Этот метод заключается в разбивании работы на 25-минутные интервалы, которые чередуются с трехминутными периодами отдыха - "помидорами". После четырех таких циклов делается 15-30 минутный перерыв. Данный метод позволяет дольше сохранять работоспособность и энтузиазм. Метод лягушки В Европе существует выражение "Съесть лягушку на завтрак". Оно означает следующее. Если выполнить с утра самую неприятную работу - "лягушку", то весь день будет наполнен положительными эмоциями. Этот метод тайм-менеджмента направлен на снижение стресса, нормализации эмоционального фона, психологическая разгрузка человека. Метод слона Под "слоном" в тайм-менеджменте подразумевают большую и неудобную задачи. Чтобы выполнить подобную задачу, для начала, его следует разбить на подзадачи, то есть - "Разрезать слона на бифштексы». Например, в случае необходимости выполнения ремонта в квартире, "слона" можно разделить на кухню, ванную, балкон, гостиную, спальню. Их, в свою очередь, «разбить» на левую или правую сторону и т.д.

Метод швейцарского сыра

Еще одна техника борьбы с "слонами", но в этот раз, без строгой упорядоченности. Если кто-нибудь сталкивается с масштабной задачей, не зная с какой стороны к ней "подойти", ему следует поучиться у мышонка, который выгрызает кусочки из сыра в произвольном порядке. Постепенно, сыр "тает" на глазах, превращаясь в задачи, сравнимое с возможностями исполнителя.

Тайм-менеджмент включает в себя много взаимосвязанных направлений. Овладеть всем арсеналом его приемов невозможно, но внедрить хотя бы часть принципов такого менеджмента в свою жизнь под силу каждому. Если делать это без фанатизма, не превращая себя в робота, то такое занятие пойдет на пользу, помогая всегда находить время для работы, личной жизни и саморазвития.

Не секрет, что современный успешный преподаватель, кроме своих непосредственных обязанностей, должен постоянно заниматься самообразованием и самосовершенствованием. Для того, чтобы все это успевать необходимо уметь грамотно и эффективно управлять своим временем. Но на нашем пути постоянно возникают определенные препятствия, которые отвлекают от цели, не дают сосредоточиться и в которые мы теряем свое драгоценное время.

Известный психолог и философ Андре Кукла называет такие препятствия "ментальные ловушки" Он говорит, что: "Ментальные ловушки - это глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь" [9]. При этом мы абсолютно уверены, что все делаем правильно.

Я предлагаю рассмотреть некоторые из этих ловушек.


1. Упорство. "Первая ловушка - упорство - или продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность" [9]. Мы часто досматриваем до конца фильм, который не нравится, продолжаем что-то доказывать, хотя оппонент уже согласился с нами. Это не приносит ни удовольствия, ни пользы, но срабатывает социальный рефлекс - "нужно доводить начатое до конца". Иногда человек продолжает заниматься утратившими свою ценность делами только из жалости к потраченного времени и сил.

2. Амплификация "Амплификация - это ловушка, в которой мы оказываемся, когда вкладываем в достижение цели больше усилий, чем нужно» [9]. Примером амплификации может быть излишняя подготовка к произнесению речи оратором, когда многочисленные репетиции и упражнения в самом авторе убивают настоящий интерес к предмету выступления. Амплифицировать - не всегда плохо. Важно уметь чувствовать грань между ценностью и затрачиваемыми на ее достижение ресурсами.

3. Фиксация "При фиксации наше продвижение к цели заблокировано. Мы не можем продолжать начатое дело, пока не дождемся телефонного звонка, разрешения или вдохновения. Вместо того чтобы обратиться к другим делам, мы остаемся в подвешенном состоянии до тех пор, пока не сможем снова продолжить работу над этим проектом "[9].

4. Реверсия. В эту ловушку мы попадаем тогда, когда наши планы потерпели неудачу, и мы тщетно пытаемся изменить прошлое. Выход из этой ментальной ловушки один - перестать мыслить категориями сослагательного наклонения. Никаких "если бы". Иначе наша жизнь превратится в череду нереализованных идей и вызванных этим разочарований и огорчений.

5. Затягивание "Нередко бывает так: мы решились на какое-то дело, но нам трудно приступить к нему. То есть затягивания - нежелание заниматься чем-то конкретным. В таком случае человек начинает придумывать для себя оправдания, почему она не хочет что-либо делать. Хотя причина на самом деле одна - нам неприятная работа.

6. Разделение "В ловушку разделения мы попадаем тогда, когда пытаемся делать два дела одновременно" [9]. Надо выбрать приоритетную задачу чтобы не терять время.

7. Ускорение "Ускорение - это ловушка, в которую мы попадаем тогда, когда делаем что-то с большей, чем нужно, скоростью. В результате все усилия, вложенные нами в эту работу, идут насмарку. Можно было бы и вообще ничего не делать "[9]. Желая покончить с работой как можно быстрее, мы недостаточное внимание посвящаем решению проблемы, что может привести к результату, характеризуемого фразой "чтобы как». Взявшись за дело и быстро покончив с ним, люди чувствуют облегчение от того, что быстро справились быстро достигли цели и быстрее возьмутся за новое дело. Но есть и обратная сторона медали. Чаще всего придется снова выполнить ту же работу, но теперь уже медленнее и внимательнее. То есть время было упущено зря.

Как же избежать этих ловушек? Время от времени просматривайте свои цели и соотносите их со своими действиями. Подумайте стоит ли продолжать начатое, если это приносит явный дискомфорт и неудачи? Переключайте внимание. Лучше всего - использовать периоды вынужденного ожидания для удовольствий, на которые в обычной жизни не хватает времени: лишний раз поиграть с ребенком, позвонить близкому человеку, послушать любимую музыку. Все это наполнит вас энергией. Не пытайтесь просчитать все заранее. Решайте проблемы по мере их поступления. Без зазрения совести откладывайте все, что может подождать, ради внезапных приятных или полезных дел. Учитесь расставлять приоритеты. Эффективная и положительная стратегия - оставлять приятную дело напоследок.

Сама я лично стараюсь использовать следующие элементы тайм-менеджмента:

- планирование дня;

- расстановка приоритетов;

- работа со списком задач.

На практике убедилась, что планирование времени упрощает жизнь и помогает больше успевать. Главное, чтобы это вошло у вас в привычку. А привычка формируется 20-30 дней. Вам нужно будет продержаться совсем немного, чтобы вы привыкли делать правильные вещи, а затем система привычек и управления временем будет работать на вас.




































Список использованных источников

1. Азарова, О.Н. Тайм-менеджмент за 30 минут. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 160 с.

2. Архангельский, Г.А.Организация времени: от личной эффективности к развитию фирмы. – М.: АиСТ-М, 2003. – 190 с.

3. Архангельський Г. А. Организация времени. От личной эффективности до развития фирмы. – СПб.: Питер. – 2008. – 448с.

4. Вронский, А.И. Как управлять своим временем. – Ростов н/Д.:Феникс,2007,–224 с.

5. Горбачев, А.Г. Тайм-менеджмент. Время руководителя: 24+2.– М.: ДМК-пресс, 2007.–128 с.

6. Гупалов, В.К. Управление рабочим временем на предприятии. – М.: Полярис, 2001. – 192 с.

7. Кови, С. Семь навыков высокоэффективных людей. – М.: Омега-Л, 2005. – 114 с.

8. Кноблаух Йорг, Вьольтьє Хольгер. Управління часом. – 2-е вид. – М. 2006. – 144с.

9. Кукла А. Ментальные ловушки: Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь / Андре Кукла; Пер. с англ. — 6-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2012. — 146 с. — (Серия «Искусство думать»). 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!