Тайнопись музыки И.С.Баха
Методы сокрытия письменных сообщений
- метод маскировки
- методы тайнописи или криптографии (от греческих слов kryptos - тайный и grapho - пишу)
му ж по д пн и ко м пр е ме н ни я
А роза упала на лапу Азора.
. а розА упал ан алапу азорА
Это было недавно, это было давно.
1802 год - И.Н.Форкель - первый биограф И.С. Баха.
И.Ф.Уолле (США) – организотор фестивалей музыки И.С.Баха.
Ф.Шпитта – сыграл важную роль в научном осмыслении музыки
И.С.Баха.
1905 г. - книга А.Швейцера (предложил новый метод анализа музыкальных произведений И.С.Баха.
К.С.Терри (Англия) – добавил много биографических материалов.
А.Шеринг (Германия) - осветил музыкальную жизнь И.С.Баха в г.Лейпциге.
Вензель и коды Баха
J[ohann] S[ebastian] B[ach]
Окончательный вариант
J[ohann] S[ebastian] B[ach]
(зеркальное отражение)
Немного арифметики
Сакральные числа.
«3» - символ Св.Троицы;
«6» - шести «рабочих» дней, в которые Бог сотворил мир;
«7» - символ Троицы и Творения в целом, а также Св.Духа;
«10» - десяти заповедей;
«12» - Церкви, апостолов и конгрегации.
Немного арифметики
Примеры использования этих чисел у Баха.
«10». В хоральной прелюдии «Десяти заповедей» из «Органной книжечки» мелодия, образованная из cantus firmus,a, проходит ровно десять раз.
«6». Во времена Баха устойчивой традицией было группировать произведения одного жанра в циклы по шесть. И творческое наследие И.С.Баха является самым ярким примером такой трактовки числа «6»: шесть Французских и шесть Английских сюит, такое количество виолончельных сонат, Бранденбургских концертов, скрипичных сонат.
«3». Это число со всей очевидностью играло важную роль при выборе тональности и разработке формы произведения, которому суждено было олицетворять отношение Баха к Св.Троице. Самое яркое воплощение троичности мы нашли в опубликованных самим Бахом «Клавирных упражнениях»: в третьей части этого собрания он помещает 21 хорал (21=3х7, то есть «Свят, свят, свят!») на вероисповедальные песни, заимствованные из «Катехизиса» Лютера и расположенные в том же порядке, причем три хорала посвящены непосредственно Св.Троице («Kyrie, Gott Vater», «Kyrie, Gott Sohn, Kyrie», «Gott heiliger Geist»); далее фуга, завершающая это собрание, - тоже тройная , то есть написанная на три темы, и к тому же трехчастная ; и, наконец, тональность для нее выбрана не случайная, а ми-бемоль мажор – с тремя бемолями!
Мотив B-A-C-H
В
А
С
Н
Буквы, числа, звуки
А-1 G-7 N-13 Т-19 В-2 Н-8 О-14 U(V)-20 С-3 I (J)-9 P-15 W -21 D-4 K-10 Q-16 X-22 Е-5 L-11 R-17 Y-23 F-6 M-12 S-18 Z-24.
Ключевые христианские слова - Credo ("Верую"), Deus ("Бог"), Iesus (Иисус), Jesu Christe (Иисус Христос), а также твердо установленные христианские аббревиатуры, например SDG (Soli Deo Gloria - "Единому Богу слава"), J. CHR (Jesus Christus - "Иисус Христос") имели числовой "эквивалент".
Credo = 3 + 17+5 + 4 + 14 = 43;
Deus = 4 + 5 + 20 + 18 = 47;
Iesus = 70; J. CHR = 37;
Jesu Christe = 131; SDG = 29 . "70" - сверяйтесь с пронумерованным немецким алфавитом! - это и Iesus и Joh. Seb. Bach ;
"29" - SDG , но также и JSB .
Фамилия "Бах" (ВАСН) по этой системе символизируется числом 14. а вместе с инициалами имени - J. S. ВАСН -получается инверсия этого числа, то есть 41. Как "баховские числа" сопрягаются с сакральными?
Пример 1 : 29 (SDG) + 14 (ВАСН) = 43 (Credo).
Пример 2 : 29 (SDG) + 41 (J. S. ВАСН) = 70 (Iesus или Joh. Seb. ВАСН).
А вот и вовсе захватывающий итог:
58 (Johann) : 2 = 29 (SDG);
86 (Sebastian): 2 = 43 (Credo);
158 (полностью Johann Sebastian BACH) : 2 = 79(Christe).
Сакральная графика мотивов
Сакральная графика мотивов
Сакральная графика мотивов
Сакральная графика мотивов
Заключение
Многие композиторы брали пример с его
произведений или использовали темы из них:
Вариации на тему Диабелли Л.Бетховена,
24 прелюдии и фуги Д.Шостаковича,
(написаны под впечатлением от «Хорошо темперированного
клавира»),
Соната для виолончели ре мажор И.Брамса
(в финал которой вставлены музыкальные цитаты из
«Искусства фуги») и др.
«В его музыке есть космическое величие и космическая гармония, есть познание этого величия и слияние с этой гармонией».