СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Такие разные дети...Что с ними делать?!

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на МО учителей-предметников (2018-2019 уч/г)

Просмотр содержимого документа
«Такие разные дети...Что с ними делать?!»

Доклад Такие разные дети! Что с ними делать?

  1. Индивидуальные отличия в восприятии информации.

Каждый из нас познает мир, используя информацию, которую обеспечивает нам 5 классических органов чувств: глаза (зрение), уши (слух), нос (обоняние), кожа (осязание), язык (вкус).

Каналы восприятия: зрение, слух и чувство - одни из наиболее важных фильтров, с помощью которых человек отбирает из информации, поступающей извне, нужную.

  1. Визуальный – то, что мы видим.

  2. Аудиальный – то, что мы слышим.

  3. Кинестетический – (от греч кинес – «движение») – то, что мы чувствуем (кожная чувствительность, внутренние (мышечные, ощущения в желудке) эмоции, запах, вкус).

Итак, существует 3 типа людей, различающихся по типу ведущей репрезентативной системы.

Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и весьма слабо. Первое преимущественно характерно для маленьких детей, у которых сначала развивается лишь одна из репрезентативных систем (чаще – кинестетическая) и только потом – вторая и третья.

Не всегда существует возможность выбрать оптимальный способ представления информации. Скажем, в процессе школьного обучения визуалу легче усваивать новый материал с доски или из книги, а аудиалу – слушая объяснения учителя. Но учитель выберет только что-то одно (что именно, скорее всего будет зависеть от его собственной ведущей системы). Кинестетику же современная система образования не дает почти никаких возможностей. Однако среди детей младшего школьного возраста именно кинестетиков оказывается больше. Преодолевать такие трудности нужно, развивая все 3 репрезентативные системы и формируя навыки перекодирования информации из одной системы в другую. Именно это происходит стихийно в первые годы обучения в школе.

Учет индивидуальных особенностей восприятия позволяет повысить эффективность обучения и организации познавательной деятельности, а также улучшить взаимопонимание между людьми.

У ребенка, как и взрослого, может быть выражена одна ведущая репрезентативная система, но она не всегда бывает развитой в полном объеме. Мы понимаем, что, если у человека хорошо развиты все каналы восприятия и все репрезентативные системы, он будет более успешно воспринимать и обрабатывать информацию.

Функции полушарий мозга

У человека высшие психические функции соотносятся с правым и левым полушариями по-разному.

Правое полушарие более тесно связано с восприятием чувственной информации. Оно, например, прямо касается анализа информации, которую получает человек непосредственно от своего собственного тела, и не связано с вербально-логическими кодами. Именно оно обрабатывает информацию в реальном времени и пространстве, мгновенно обнаруживает структурные свойства объекта, дающие целостные представления о пространственных взаимоотношениях его частей.

Левое полушарие ответственно за использование информации о вероятностных свойствах событий и статистических связях речи. Это предполагает обработку и накопление в памяти этого полушария сведений о прошлых событиях для использования и прогнозирования будущих действий.

Долговременная память каждого полушария имеет свои отличия. Левое полушарие использует информацию о вероятностных свойствах событий и статистических связях. Память в правом полушарии – эпизодическая, представленная в контексте, а в левой – классифицирована по множеству различных оснований и представлена вне контекста.

Возникает вопрос, как оптимально использовать возможность каждого полушария в обучении.

Для повышения эффективности обучения целесообразно чаще обращаться к возможностям правого полушария, чтобы полнее использовать присущие ему особенности: значительную скорость и эмоциональность восприятия. Его обобщенность, целостность, одномоментность и образность, синтез в реальном пространстве и времени, привлечение непроизвольной памяти.

С этой целью в учебный процесс полезно систематически вводить работу с моделями и макетами. Это развивает объемное воображение, навыки мысленного манипулирования с объектами и способность к продуцированию новых конструкций.

Можно активизировать возможности правого полушария, если умело использовать различные схемы. Так, в начале занятия целесообразно представлять (изображать) общую схему материала, который необходимо изложить. Она может содержать не более 6-7 блоков, соответствующих основным или наиболее важным моментам, подлежащим усвоению, и связям между ними. Одновременная видимость схемы позволяет соотносить получаемую информацию по мере ее подробного изложения, а также предусматривать некоторые результаты еще до того, как преподаватель, согласно логике изложения, начнет о них говорить. Общая схема способствует не только выявлению логики в изложении материала, она помогает самостоятельно классифицировать излагаемый материал и с самого начала правильно распределить свое внимание между главными и вспомогательными элементами темы, тем самым повысив эффективность ее усвоения.

Целостность восприятия, обеспечиваемая правым полушарием, позволяет одномоментно отследить не только элементы изучаемого материала, но и их взаимосвязи, т.е. понять общую структуру предмета.

- Психологические особенности учащихся с доминированием каналов восприятия учебного материала

В обучении успеваемость в грамматике может свидетельствовать о левовизуальности. Скорость устной речи и диалогов свидетельствует в пользу аудиальности. В литературе кинестетики делают заметный акцент на сюжете произведения. В математике левосторонним легче дается алгебра, а правосторонним – геометрия. С учебными тестами (вопросы и варианты ответов на выбор) сравнительно легче справиться правовизуалам и правоаудиалам.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!