СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тактика игры в баскетбол

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматриваются методологические подходы к применению игровых комбинации и использование индивидуальных тактических действии в баскетболе.В статье рассматриваются методологические подходы к применению игровых комбинации и использование индивидуальных тактических действии в баскетболе.

Просмотр содержимого документа
«Тактика игры в баскетбол»

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И СПОРТ

УДК 796323(045)

Мухамбеткалиева Гульнар Горькиевна

Казахский национальный аграрный университет(Алматы, Казахстан)

ТАКТИКА ИГРЫ В БАСКЕТБОЛ

Аннотация.В статье рассматриваются методологические подходы к применению игровых комбинации и использование индивидуальных тактических действии в баскетболе.

Ключевые слова:тактика нападения,тактика защиты,игровое противоборство, согласованность действии.


Muhambetkalieva Gulnar Gorkievna

Kazakh National Agrarian University

(Almaty, Kazakhstan)

Basketball tactics

Abstract.There are considered game tactics in basketball , set of technical and tactical actions of command , combinational games in this article.

Key words: attack tactics,defense tactics, game confrontation, coherence of action.


Обучение рациональной тактики основных игровых приемов на учебных занятиях по баскетболу не должно быть самоцелью, так как даже самая совершенная техника не гарантирует успеха в игровом противоборстве с соперником. Нарядус уровнем владения техникой игры не менее важным представляется еще один аспект подготовленности занимающихся - тактическая выучка.

Каждый технический прием или сочетание приемов в игре применяется в конкретной ситуации: на определенном участке площадки, при определенном расположении игроков своей команды и соперников, на определенной стадии развития атакующих или защитных действий, в борьбе с определенным противником, в контексте текущего счета и т.д. Именно адекватность и своевременность использования в пространстве и во времени того или иного элемента технического арсенала предопределяют результативность игровых действий отдельных игроков, а степень взаимопонимания и уровень слаженности взаимодействий между членамикоманды - командный результат в данном игровом эпизоде и в игре в целом.

Характер и содержание индивидуальных действий и взаимодействий игроков- партнеров в каждый игровой момент обусловлены изменяющимися условиями их выполнения, осмысленный выбор диктуется избранной тактикой игры.

Тактика игры - это рациональное, целенаправленное использование способов и форм везения спортивной борьбы учетом особенностей конкретного соперника и складывающихся условий игрового противоборства. Другими словами, это адекватное игровым ситуациям применение многообразия техники игры. Процесс обучение тактике игры должен быть специально организован. Если в процессе обучения технике игры занимающиеся осваивают структуру движений, игровые умения и навыки, то в ходе освоения тактики игры они получают знания и умения применения этих навыков в конкретных условиях с целью достижения победы над потенциально возможным иди конкретным противником.

Уровень тактической оснащенности игроков создает предпосылки для максимального использования в игре их технического потенциала. В то же время, чем совершеннее техника баскетболиста, тем больше возможностей для расширения его тактической подготовленности, выработки разнообразной командной тактики. Существование столь тесной и взаимообусловленной связи между техникой и тактикой игры в баскетбол позволило при характеристике индивидуальной активности игроков ввести специальное понятие – технико- тактическое действие. Оно рассматривается как структурный элемент игровой деятельности отдельных игроков.Взаимно скоординированные и согласованные в пространстве и во вымени технико -тактические действия нескольких игроков одной команды определяются как

тактическое взаимодействие.

А при характеристике целостных командных действий используется термин система игры, подразумеваюший специфическое взаиморасположение и взаимодействия всех игроков команды , объединенные единой целевой направленностью (например, система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите и т.п.). Подчеркивается взаимосвязь и согласованность действий всех игроков в рамках единой концепции ведения игры.

Структурной единицей командных действий в нападении является комбинация - это заранее разученные целенаправленные взаимодействия нескольких или всех игроков в пределах конкретной системы игры, направленные на создание благоприятных условий для завершения атаки.

Существует также термин форма ведения игры - это внешнее проявление действий команды в рамках решения определенных тактических задач. Форма ведения игры может быть активной или пассивной, что проявляется в наступательном или оборонительном характере действий команды. Примером активной формы ведения игры а защите могут служить агрессивные действия по всей площадке или на отдельных ее участках (личный или зонный прессинг) с постоянным «давлением» на мяч, оттеснением соперника с мячом в нужном направлении и в определенное место с дальнейшей организацией группового отбора. В нападении это стремительный переход к атакующим действиям при овладении мячом с последующей организацией скоростной атаки. При пассивных формах ведения игры в защите команда предоставляет соперникам свободу действий за пределами возможных прицельных бросков мяча, а в нападении предпочитает длительный розыгрыш мяча с использованием многоходовым комбинаций.

Бесконечному многообразию возможных игровых ситуаций в баскетболе соответствует наличие многочисленных адекватных тактических действий отдельных игроков, группы игроков и команды в целом. Их можно систематизировать согласно общим признакам.По направленности деятельности выделяют два раздела: тактику нападения и защиты. По особенностям организации каждый раздел подразделяют на группы действий: индивидуальные, групповые и командные.

Индивидуальные действия - это самостоятельные действия игрока, направленные на решение командной тактической задачи без непосредственной помощи партнера.

Групповые действия - это взаимодействия двух или трех игроков а рамках выполнения командной задачи.

Командные действияподразумевают взаимодействия всех игроков команды, направленные на решение задач ведения игры.

В свою очередь, каждая из выделенных групп объединяет несколько видов, способов и их вариантов, которые определяются формами ведения игры, содержанием конкретных игровых действий и особенностями выполнения.

Необходимость эффективной организации действий команды требует распределения функций между игроками. Тем самым конкретизируются задачи ироль каждого находящегося на площадке игрока при организации атакующих и защитных действий. В современном баскетболе принято следующее распределение игроков по функциям (амплуа): защитники, форварды, центровые.

Основные обязанности защитников - четкое руководство действиями партнеров в нападении, а также готовность к завершению атаки позиционным броском или стремительным проходом к корзине; в обороне - сдерживание быстрой контратаки соперников в случае потери мяча, действия на переднем рубеже защиту у своей корзины.

Форварды должны обладать хорошей маневренностью, умением результативно атаковать с дальних и средних позиций, обострять игру вблизи корзины соперников за счет собственного скоростного прохода или нацеленной передачи центровому. Помимо этого они обязаны грамотно осуществлять защитные действия на своих позициях и обеспечивать вместе с центровым подбор мяча на обоих щитах.

Центровые - наиболее высокорослые и мощные игроки в команде, призваны таранить оборону соперников на ближних подступах к их щиту, а также «цементировать» оборону собственной корзины: они играют основную роль при борьбе за отскок, при добивании мяча и накрывании бросков соперников.

Количество игроков по функциям на площадке в ходе игры может меняться в зависимости от избранной командой системы игры и складывающейся в матче ситуации.

Развитие баскетбола требует постоянной универсализации игроков различного амплуа. Что и наблюдается в игре спортсменов высокого класса. Так, современные центровые не только достаточно уверенно чувствуют себя вблизи от чужой корзины, но и успешно завершают атаки дистанционными бросками, достаточно хорошо владеют ведением мяча и острыми атакующими передачами. В то же время защитники кроме выполнения своих традиционных обязанностей способны атаковать через высокорослых игроков броском мяча из-под кольца после скоростного («кинжального») прохода, а также активно и небезуспешно бороться за отскок и добивание мяча у шита соперников. Форварды при необходимости могут с успехом выполнять некоторые функции как защитников, так и центрового.

В связи с этим наблюдается тенденция дифференциации функций внутри традиционных игровых амплуа. Так, среди защитников стали выделять разыгрывающего (первого номера), т. е. дирижера или главного диспетчера (плеймейкера) команды, и атакующего защитника (второго номера), основного поставщика трехочковых попаданий. Среди нападающих - легкого форварда (третьего номера - игрока “периметра“), более склонного к активной игре на дальних подступах к корзине соперника; и тяжелого форварда (четвертого номера), больше тяготеющего к игре на позиции центрового, но выгодно отличающегося от него высокой маневренностью. В свою очередь, центровые (пятые номера) кроме выполнения своих основных, традиционных функций способны также эпизодически сыграть на любой из вышеперечисленных позиций, если того требуетскладывающаяся игровая ситуация.

Обучение тактике игры начинают по мере овладения занимающимся техникой нападения и защиты. Как и при изучении техники баскетбола, первенство отдается игровым действиям в нападании. А на этапе их совершенствования обучают тактическим контрдействиям в защите.

Основу успешных тактических действий баскетболиста в игре составляют уровень развития специальных качеств и способностей (быстроты простых и сложных реакции , ориентировка в пространстве ; быстроты тактического мышления и ответных действий т.п.): степень владения основными приемами техники и умение гибко использовать их в изменяющихся условиях: диапазон теоретических знаний по тактике игры.

Действия отдельных игроков служат структурными элементами тактических взаимодействий группы игроков и команды в целом. Здесь результативность обеспечивается взаимопониманием и согласованностью действий всех партнеров.В процессе обучения каждому разделу тактики игры условно выделяют несколько этапов.

На первом этапе ведётся работа по развитию у занимающихся специфических качеств и способностей , которые составляют основу успешных тактических действий. Ведущее место здесь занимаются подготовительные упражнения для развития быстроты реакций и ориентировка: упражнения на переключение от одних двигательных действий к другим, подвижные и спортивные игры , специальные эстафеты.

На втором этапе в ходе совершенствования технических приемов целенаправленно формируется тактические умения, т.е. разучиваются индивидуальные тактические действия.

Студентам рассказываться о назначении о возможных условиях выполнения изучаемых приемов.По мере усвоения основ движения в упрощённых условиях прием выполняется в вариативных ситуациях: в ответ на звуковые или зрительные сигналы: в ответ на изменение расположения соперников или партнеров:в ситуаций выбора ответных действий только на определенные сигналы и т.п. Далее условия усложняются введением различного рода помех.Вначале пассивного характера, а затем с постепенным увеличением активности противодействия.Поиск рациональных способов преодоления этих помех и многократное повторение правильно выбранного способа действий составляют основу формирования индивидуальных тактических умений. Затем они закрепляются в условиях игрового единоборства.

Следующий, третий этап обучения тактике игры направлен на усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков.

Любое групповое действие игроков разучивается в следующей последовательности:

1) рассказ​и показ на схеме или демонстрационной доске взаимодействий нескольких игроков;

2) разучивание​направления, характера перемещений и содержания действий каждого игрока непосредственно на площадке в условиях пассивного противодействия соперника и в замедленном темпе;

3)воспроизведение взаимодействия на контролируемой скорости и с ограниченной активностью соперника, задаваемой педагогом;

4)то же, но с активным противодействием игровых условиях на ограниченном участке площадки:

5)выполнение изучаемого взаимодействия в двусторонней учебной игре без каких- либо ограничений активности нападающих и защитников.

Групповые действия игроков составляют основу различных тактических систем ведения игры, в которых участвуют все игроки команды , т.е. являются структурными компонентами командных действий а нападении и защите.

Освоению взаимодействий между всеми игроками команды , находящимися на площадке, посвящен четвертый этап обучения тактике баскетбола.

Командные действия изучаются в той же последовательности, что и групповые. В ходе обучения игроки, прежде всего, должны усвоить начальную расстановку на площадке. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневрирования и содержанием действий. Далее уточняются отдельные звенья взаимодействий и, наконец, действия всех игроков снова сводятся воедино.

Следует подчеркнуть, что командные тактические действия изучаются при участии большого количества игроков и в условиях двустороннего противоборства, что создает определенные трудности на отдельных этапах обучения. Преодолению возможных трудностей способствует введение плановых ограничений в действия обороняющихся или нападающих в пространстве и во времени. Наиболее распространенными из них являются: регламентирование участков площадки , где разрешены иди запрещены те или иные технико-тактические действия: жесткое лимитирование количества повторений определенных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе: временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение времени владения мячом и т. п.

Пятый этап обучения тактике игры — этап комплексного совершенствования изученных тактических действий, Он характеризуется их многократным воспроизведением а различной последовательности и в разных сочетаниях в игровых условиях.

Это могут быть двусторонние учебные игры с различным численным составом команд: при количественном равенстве (2 х 2,3x3.4x4. 5x5) или неравенстве (2x1, 3x2.4x3.5x4 и т.п.) игроков. Стимулировать выполнение установок на игру можно поощрением в виде начисления дополнительных премиальных очков за успешное воспроизведение заданных технико-тактических действий либо наказанием в виде наложения «штрафных» санкций путем лишения уже избранных очков в случае отсутствия попыток их применения.

Таким образом наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же время действенными средством ее дальнейшего совершенствования является участие занимающихся в соревнованиях различного уровня: чемпионатах , спартакиадах университета, города, области и т.д.


Литература:

1. Вуден Д. Современный баскетбол/Сокр. пер. с англ. Е Р. Яхонтова.-М.,-1987/с 4.

2. Баскетбол; Учебник для ин-тов физ. культуры/В.М. Корягин, В.Н, Мухин, В.А. Боженар, Р.С. Мозола. Киев. 1989/с 27.'

3. Баскетбол: Учебник щя вузов физ. культуры/Под общ. ред. Ю. М. Потрнова М. - М.. 1997/сЛ.

4. Коряпин В.М. Подготовка высококвалифицированных баскетболистов: Учебник для вузов физ. воспитания. - Львов. 1998/с. 38.

5. Гомельский АЛ. Баскетбол. Секреты мастера, - М„ 1997/с. 57.

6. Колос В.М. Баскетбол: теория, практика. - Минск, 1988/с. 20.

7.Вари П.1000 упражнений игры в баскетбол:Пер. с фр./Под ред.Л.Ю.Поплавского. – Киев,1997/с.41.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!