СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тактильно-кинестетическое развитие ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие тактильных ощущений является первым этапом в развитии коммуникативных навыков и является одним из основных источников информации об окружающем нас мире предметов, способствует развитию органов чувств, двигательных и моторных функций.

Просмотр содержимого документа
«Тактильно-кинестетическое развитие ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития.»

Тактильно-кинестетическое развитие ребенка дошкольного возраста с задержкой психического развития.


Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Тактильные ощущения мы получаем через кожу: горячее-холодное, гладкое – шершавое, сухое - мокрое, мягкое- твердое и другие.

Кинестетические ощущения возникают у человека, во время движения. Они помогают нам ощутить, понять, насколько удобно мы стоим, сидим, лежим, комфортно ли нам при движении. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается мир.

Развитие тактильных ощущений является первым этапом в развитии коммуникативных навыков и является одним из основных источников информации об окружающем нас мире предметов, способствует развитию органов чувств, двигательных и моторных функций.

Для многих детей, а особенно детей с ЗПР, тактильные ощущения помогают лучше понять и представить окружающее пространство. Познание мира посредством тактильных ощущений у таких детей является ведущим, из-за особенностей протекания нервных процессов.

Развитие тактильно-кинестетических ощущений помогает сформировать устойчивые взаимосвязи между нервными клетками в головном мозге. Взаимосвязь "рука – головной мозг" подтверждена многими исследованиями. И как следствие – понимание окружающего мира и предметов в нем, возникновение чувства защищенности, снижение агрессивности, страха и более успешная адаптация в социуме. Поэтому игровые занятия с детьми раннего возраста и детьми с ОВЗ, важно начинать с развития тактильно-кинестетических ощущений. 

Тактильно-кинестетические ощущения помогут ребенку:

  • развить целостное восприятие мира и предметов;

  • расширить представления о макро и микро пространстве;

  • развить другие органы чувств;

  • улучшить двигательно - моторные функции;

  • развить коммуникативные навыки;

  • улучшить эмоциональное состояние;

  • сделать жизнь более интересной и насыщенной;


Жан Пиаже, пионер среди детских психологов, утверждал, что мысль рождается из действия. И он абсолютно прав. Изначально мышление – это повторение мозгом действий, ранее производимых руками. Иными словами – мышление возникает из действия.

Для полноценного познания окружающего мира ребенку необходимо достичь определенного уровня развития ощущений и восприятия, научиться обследовать предметы: ощупывать, рассматривать, нюхать, пробовать, вслушиваться.

Ребенок учится, когда:

  • прикасается к чему-то;

  • смотрит;

  • слушает и общается.

 В младшем дошкольном возрасте дети от действий с предметом переходят к ознакомлению с ним на основе осязания и зрения, причем движения руки по предмету определяют движение глаз. С возрастом у дошкольников совершенствуется как зрительное, так и осязательное восприятие формы, к четырем-пяти годам формируется зрительно-осязательная функциональная сенсорная система.

Тактильно-кинестетическое развитие ребенка с ЗПР имеет свои особенности:

  • дети испытывают трудности в обследовании предметов,

  • не проявляют выраженной ориентировочной активности,

  • обследование предметов поверхностное, фрагментарное,

  • дети не выделяют нужные свойства, не обозначают эти свойства словом.

 Развитие тактильного восприятия – это система целенаправленных педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания, на совершенствование ощущений и восприятия.


Задачами тактильного воспитания детей дошкольного возраста являются:

1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3)формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.

Органом осязания служит рука, следовательно, основные усилия учителя - дефектолога должны быть направлены на развитие чувствительности рецепторов рук. С этой целью используются различные виды деятельности, способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:

  • лепка из глины, пластилина, теста;

  • аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, фольга);

  • аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);

  • конструирование из бумаги (оригами);

  • макраме (плетение из ниток, веревок);

  • рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;

  • игры с крупной и мелкой мозаикой;

  • игры с песком и опилками;

  • игры с водой;

  • игры с конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);

  • собирание пазлов;

  • сортировка мелких предметов различных по величине, форме и материалу (желуди, шишки, орехи, камушки, пуговицы, бусинки, фишки, ракушки).


Практическая деятельность всегда вызывает положительные эмоции у детей, помогает снизить их умственное утомление. Конечно же, не следует забывать о традиционной пальчиковой гимнастике, об использовании элементов массажа и самомассажа рук. Все это способствует повышению тактильной чувствительности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!