СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Талантливые самородки Кижингинской долины"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Кижингинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кижингинская

средняя общеобразовательная школа им.Х.Намсараева"

В Районной научно-практической конференции

учащихся начальных классов

«Первые шаги в науку в " Номинации: «История родного края»

по теме: «Талантливые самородки Кижингинской долины" 

 Бадмаев Арсалан, ученик 3»а» класКижингинская СОШ им.Х.Намсараева занял 2 место, 

 

Просмотр содержимого документа
«"Талантливые самородки Кижингинской долины"»

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Муниципальное образование «Кижингинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кижингинская

средняя общеобразовательная школа им.Х.Намсараева»








Районная научно-практическая конференция

учащихя начальных классов

«Первые шаги»






Номинация: «История родного края»

Тема: «Талантливые самородки Кижингинской долины»















Автор:Бадмаев Арсалан, ученик 3»а» класса

Кижингинская СОШ им.Х.Намсараева

Кижингинского района

Домашний адрес:с.Кижинга, ул.Жанаева 5/1

Телефон:+7(983)-424-20-60

Руководитель: Чимитдоржиева Эржена Владимировна

Телефон:+7(914)-982-77-97








с.Кижинга

2019г.

Введение

Однажды, я вышел с музыкальной школы и вдруг подумал, как же жили раньше люди без музыки? Неужели не было музыкантов в Кижинге до того, как открылась музыкальная школа, чем занимали свой досуг Кижингинцы, и много других вопросов. Ведь школа искусств была открыта только в 1956 году! И вот, я решил это выяснить.



Моя исследовательская работа, это «Талантливые самородки Кижингинской долины».



В ходе исследования, я узнал, что было много талантливых людей, которые прославляли и прославляют мою родную землю. Про этих талантливых людей можно рассказать очень много, но я постараюсь изложить кратко.


Оъектом исследователькой работы — это выявить творческих самоучек-музыкантов.


Предметом исследования являются краткие биографические сведения и стихотворения, вырезки газет со статьями о талантливых земляках, фотографии.


Цель работы:

  • Развитие интереса к занятости и увлечениям местных земляков в процессе знакомства с их творчеством



Задачи исследования:

  • Познакомиться с жизнью и творчеством местных земляков;

  • Вызвать интерес к личности и творчеству земляков;

  • Сформировать чувство любви к родному краю;

  • Расспросить у старожилов села Кижинга о музыкантах-самоучках.

  • Изучть литературу, где упоминается о музыкантах-самоучках.


Основная часть.


Народные самородки


Историю делают люди. Творцы и созидатели, враги и разрушители, в одиночку и «крупно воедино». Есть такие, которые в отличие от многих наделены уникальным даром, данным им свыше. Мир вокруг видят немного иначе — ярче и выразительнее. Отрадно, что рядом с нами жили необычные умельцы.









Шагдаров Нима Баторович.

Родился в 1928 году, в семье скотоводов, в селе Эдэрмэг. В 2 года стал слепым после болезни глаз. В народе его называли «hохор Нима». В детстве его бабушка Санжиин Долгор привезла ему инструмент лимбэ, чтобы он научился играть. Когда пас своих коров и овец, он любил играть на нём. Также, он сам научился играть на инструментах хуур,домра, чанза.(Слайд 2). Нима Баторович нигде не учился, только после 22 лет изучил алфавит Брайлера и начал писать свои песни, стихотворения, сказки и многое другое. Его стали печатать в районной газете «Хэжэнгэ» и был членом литературного объединения Бато Базарона при редакции газеты. Умер в 1996 году. (Слайд3)



Гомбоев Балдан Чимитович, родился 8 марта 1933 г. в с. Усть-Орот Кижингинского аймака Бурятской АССР, из крестьян. С юных лет отличался музыкальностью и оригинальностью Первым музыкальным инструментом у Балдана Чимитовича был однострунный хуур, сделанный улусным умельцем из консервной банки. Под его аккомпанемент они часто пели с бабушкой Сэндэмой дуэтом. (Слайд 4 )


По специальности он был архитектором, но у Балдана Чимитовича была очень редкая, уникальная профессия. Он — конструктор-исследователь, мастер музыкальных инструментов, исследует и воссоздает по собственным изысканиям ( историческим, лингвистическим, музыкальным), возвращает из небытия струнные музыкальные инструменты малочисленных народов России. Те древние инструменты, которые были ''народными'', но теперь преданы забвению, исчезли из музыкальной культуры народов. Упоминание о них сохранилось в летописях, в эпосах, в устном народном творчестве. Такого рода и уровня специалистов, как Гомбоев, в бывшем Союзе было лишь семь. Шестеро из них проживали в союзных республиках, ныне ставших самостоятельными государствами. На необъятных российских просторах Гомбоев был практически один озабочен судьбами ''умолкнувших струн''. (Слайд 5 и 6)



Чойжонима Генинов Генинович улусный самородк в театре. Он родился в 1907-м году в селе Куорка Кижингинского аймака. До 18 лет был послушником в дацане. В 1925-м году покинул дацан и поступил в Хоринскую школу колхозной молодежи, где в то время преподавал молодой писатель Хоца Намсараев, он то и заметил весьма способного паренька-переростка.

Он прекрасно исполнял народные песни, самостоятельно овладел игрой на нескольких народных инструментах. Больше всего он любил играть на инструменте хуур и лимбэ, по сей день Чойжонима Генинов известен в республике как хороший музыкант, исполнитель собственных песен и актер в театре.Причем пел он свои песни, не называя себя автором, а люди считали их народными. В годы Великой Отечественной войны Чойжонима Генинов был призванв ряды Советской армии, но по просьбе Бурятского правительства его отозвали для работы в театре. С концертной бригадой он ездил по военным госпиталям республики, где пел задушевные бурятские песни в сопровождении своего хуура. Солдаты разных национальностей, не понимая слова песни, слушали затаив дыхание и награждали его бурными овациями.

Несмотря на свою занятость актера,Чойжонима Генинов написал шесть «одноактовок» и одну многоактную пьесу-легенду «Соелма и Баташулуун», с успехом поставленную на сцене театра. Им написана методическая работа по технике сценической речи («О красоте речи». 1963г.), «Самоучитель игры на хууре» которыми пользуются начинающие и молодые артисты. Ушёл в 1965-м году. (Слайд 8)



Дамбаев Дагба


Со слов Ирины Санжимитыповны Мункиной, был такой самородок, как Дамбаев Дагба, о его биографии мало, что известно. Но он остался в памяти народа как человек, который виртуозно играл на своем вырезном инструменте лимбэ, и в 1965 году с делтгацией участников хора «Ургы» принял участие во Всесоюзном смотре самодеятельного искусства в Москве. (Слайд 9)


Группа «Уетэн»


В 1976 году впервые был создан самоучками-музыкантами группа «Уетэн». Родоначальником группы, по мнению композитора и гитариста Баяра Шойдокова Нимаевича, стал Александр Базаров Нинодович — баянист, переехавший из Хоринска в Кижингу в том знаменательном для бурятской эстрады году. Именно после появления его постепенно стали вырисовываться контуры «Уетена». В состав группы входили самоучки: Ринчин Бурхиев — композтор, синтезатор-инструменталист; Часовитин Константин-синтезатор-инструменталист; Цыденов Роман — барабанщик и многое другое.


Многие из рожденных а 70-80-е годы выросли на их песнях. Учились петь на бурятском языке только благодаря их песням. Вспоминая то время, известные люди республики отмечают, что шоу-бизнес начался в Бурятии именно с группы «Уетен», так как никто до них не выпускал в продажу свои аудиоальбомы и не зарабатывал на этом.(Слайд10.)



Заключение

Результаты исследования:


  1. Обогатил себя интересными сведениями о местных талантливых земляках.

  2. Исследованный материал может быть использован на уроках музыки, внеклассных мероприятиях.

  3. Презентация по теме будет опубоикована на сайте Интернета.



Вывод:



Талантливые самородки Кижингинской долины, любили исключительно живую музыку, поэтому о них помнят, поэтому они талантливы во всем, ведь не зря легендарные музыканты предпочитают выступать только вживую. Поскольку они понимают «секрет успеха» и для них крайне важно иметь тот самый энергетический обмен с аудиторией, отдавая себя зрителям всецело эмоционально и физически растворяясь в этом процессе. Тем более, что живое исполнение музыки — это неоспормый знак качества и профессионализма.


Мы должны знать, что рядом с нами, с вами ходят по той же земле люди, наделённые искорками таланта, музыкальными способностями,люди, которые стараются сделать светлее наше нынешнее бытие в меру своих возможностей. И на этом держатся наша бурятская душа, наша культура, наша красота, наше земное существование.





Литература

  1. «Славься и здравствуй,Кижинга родная!» ред. Бадмаев Д.Б., Бальжинимаев Б.Б,, Батуева В.Б., Золтоев А.Ц., Цырендоржиев Ц.Б., Эрдынеева И.И., Эрдынеев Б.Ц./тираж 1000 жкз., г. Улаг-Удэ.

  2. Вырезки из газеты «Хэжэнгэ»- №26, 30 июня 1995 г./июнь,1993г.

    1. http://viperson.ru/people/gomboev-baldan-chimitovich

    2. http://www.vsp.ru/1998/05/18/mastera-umolknuvshih-strun/

    3. http://givememusic.ru/zhivoe-ispolnenie-muzyki

    4. http://burunen.ru/site/news?id=15012

    5. http://minkultrb.ru/news/detail.php?SECTIONID=95&ELEMENTD-16920








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!