СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Танцевально-игровая гимнастика для дошкольников как средство подготовки к занятиям хореографией

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дети с раннего возраста очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы дают возможность ребенку эмоционально выразить себя, приобщить к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет прививают хороший вкус.

Занятия танцами исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, способствуют профилактике плоскостопия, ребенок становится более стройным и изящным.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и во времени. Поэтому задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения ребенка, которые необходимы в дальнейшем для занятий хореографией. Во многом развитию данных умений и навыков способствует танцевально-игровая гимнастика, как одно из наиболее доступных, эффективных  и эмоциональных ритмопластических направлений. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

Просмотр содержимого документа
«Танцевально-игровая гимнастика для дошкольников как средство подготовки к занятиям хореографией»



Танцевально-игровая гимнастика для дошкольников как средство подготовки к занятиям хореографией

Актуальность

Дети с раннего возраста очень любят танцевать. Танцуя, они удовлетворяют свою потребность в движении. Танцы дают возможность ребенку эмоционально выразить себя, приобщить к миру прекрасного, учат разбираться в искусстве, с ранних лет прививают хороший вкус.

Занятия танцами исправляют сутулость, излишний изгиб в пояснице, способствуют профилактике плоскостопия, ребенок становится более стройным и изящным.

У детей дошкольного и младшего школьного возраста недостаточно развита зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не могут на долгое время сосредоточить внимание на музыке, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и во времени. Поэтому задача педагога – развивать органы чувств и сенсорные умения ребенка, которые необходимы в дальнейшем для занятий хореографией. Во многом развитию данных умений и навыков способствует танцевально-игровая гимнастика, как одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных ритмопластических направлений. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность – в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы ребенка. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.


Цель и задачи

Цель: содействие физическому, музыкально-ритмическому, эстетическому развитию дошкольников, воспитание творческой активности детей.

Задачи:

  • Развивать общую физическую подготовку (силу, выносливость, ловкость).

  • Развивать танцевальные данные (гибкость, выворотность, прыжок, шаг, устойчивость, координацию движений).

  • Развивать ритмичность, музыкальность, артистичность, эмоциональную выразительность.

  • Укреплять здоровье детей.

  • Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов.

  • Воспитывать трудолюбие, терпение, навыки общения в коллективе.


Теоретическая база опыта

  1. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. – М., 2002.

  1. Ерохина О. В. Школа танцев для детей. – Ростов н/Д., 2003.

  1. Каралашвили Е.А. Физкультурная минутка. – М., 2002.

  1. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. – М., 2005.

  1. Пуртова Т.В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать. – М., 2003.

  1. Слуцкая С.Л. Танцевальная мозаика. Хореография в детском саду.- М.:Линка-пресс, 2006

  1. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ». – СПб., 2001.

  1. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М., 2003.

  1. Шмаков С. А. Игры шутки – игры минутки. – М., 1993.

  1. Патрикеев А.Ю. Подвижные игры М.,2007

  1. Зарецкая Н. Роот З. Танцы в детском саду М.,2008

  1. Зарецкая Н.В. Танцы для детей старшего дошкольного возраста М.,2005

  1. Роот З. Танцы и песни для детского сада М., 2008

  1. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду М., 1984


Технология опыта

Успешное решение поставленных задач на занятиях танцевально-игровой гимнастикой осуществляется мною при использовании как общедидактических, так и частно-методических принципов и методов обучения.

Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание образовательной программы «Танцевально-игровая гимнастика для детей» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые мною задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.

Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым я иногда предлагаю показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаю ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.

Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок. Однако, не нужно забывать о чередовании нагрузок с отдыхом и смене видов деятельности.

Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Работая в тесном контакте с родителями, добиваюсь, чтобы дети не пропускали занятий, посещали их регулярно. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.

Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.

Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям я вношу в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагаю разнообразные методы и приемы их выполнения.

Принцип наглядности. На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи.

При организации занятий я использую методические приемы, активизирующие у детей желание творчества: метод показа, словесный метод, музыкальное сопровождение, импровизационный метод, игровой метод, концентрический метод.

Метод показа способствует целостному видению художественного образа. Показ движения педагогом должен быть точным и законченным. Дополняет метод показа словесный метод. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными.

Метод музыкального сопровождения. Большое значение необходимо придавать подбору музыкального материала. Совместно с концертмейстером я подбираю элементарный и простой музыкальный материал с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью (марш, полька, вальс и др.), соответствующий исполняемым движениям. Дети очень любят заниматься под знакомую им музыку из мультфильмов, популярных детских песен. Но, чтобы дети не уставали и не скучали от одной и той же музыки, необходимо менять музыкальные произведения. Использование на уроках классической и народной музыки – приобщает ребенка к миру прекрасного и расширяет его кругозор.

Импровизационный метод. В образовательной программе имеется раздел «Креативная гимнастика», содержание которого способствует свободной импровизации воспитанников. Этот раздел предусматривает целенаправленную работу педагога по применению нестандартных упражнений, специальных заданий, творческих игр, направленных на развитие выдумки, творческой инициативы. Благодаря этим занятиям создаются благоприятные возможности для развития созидательных способностей детей, их познавательной активности, мышления, свободного самовыражения и раскрепощенности.

Игровой метод. Данный метод является доминирующим, поскольку процесс игры облегчает процесс запоминания и освоения упражнений дошкольниками, а также вызывает интерес к занятиям. Учитывая, что основным видом деятельности ребенка является игра, весь материал преподносится детям через образ, характер. Игровой метод объединяет все разделы программы: «Игроритмика», «Игрогимнастика», «Игротанцы», «Игропластика», «Музыкально-подвижные игры», «Игры-путешествия».

Игра всегда вызывает у ребят веселое настроение. Игры способствуют развитию памяти ребенка, вырабатывают устойчивость произвольного внимания, совершенствуют творческую активность. Использование на занятиях игрушек, ярких атрибутов помогает детям более выразительно исполнять движения и украшает любой танец, делает его ярким и радостным.

Суть данного метода в том, что я подбираю для детей такую игру, которая отвечает задачам и содержанию занятия, возрасту и подготовленности детей. Например, для развития гибкости тела, пластики рук, корпуса я использую упражнения и игры: «Времена года»; «В мире животных»; «Лебедь»; «Детский сад». Кроме того, они развивают танцевальность, музыкальность, артистичность и выразительность исполнения движения, способствуют развитию воображения, фантазии и творческого потенциала ребенка.

Для того, чтобы снять мышечные и психологические зажимы у детей я включаю в занятия упражнения и игры на расслабления различных групп мышц: «Колбаски»; «Ловушка для птиц»; «Дискотека». Бывает, что дети очень эмоционально возбуждены и неорганизованны на занятие. В этом случае я использую игру «Невидимки», «Займи свое место».

Очень важно, чтобы дети уверенно себя чувствовали на сценической площадке, уверенно управляли своим телом, были внимательны и сосредоточенны. Чтобы дети выглядели таковыми, я предлагаю им упражнения игры: «Дискотека»; «Повторяй за мной»; «Оловянные солдатики»; «Незнайка».

Не следует забывать и про развитие координации. Ведь координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность и танцевальность. В этом случае целесообразно применять игры «Буратино»; «Разминка»; «Часики»; «Паровозик».

Концентрический метод заключается в том, что по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций, мы вновь возвращаемся к изученному, но упражнения и задания становятся все более сложными.

Конечно, не все дети в течение занятия одинаково активны и эмоциональны, но я стараюсь добиваться, чтобы не было равнодушных и безучастных. Какой бы метод ни был выбран, главное, чтобы ребенок занимался с удовольствием, уходил с занятия счастливым и с нетерпением ждал новой встречи с музыкой и танцем.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!