Тавтология – ошибка речи или стилистическая фигура?
Работу выполнил: Кострикин Игорь, ученик
11 «а» класса МБОУ СОШ № 3
Научный руководитель: Егорева Алла Васильевна, учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3
- Изучение различных оборотов речи, уместное их использование - важная часть знаний русского языка. Тавтология - неоднозначное явление в русском языке, при столкновении с которым возникают вопросы. Поэтому актуальность моей работы очевидна.
- Предмет исследования: примеры тавтологии в художественной литературе и в повседневной речи. Объект исследования : отрывки из художественных произведений и реальные речевые ситуации.
Цель работы: определить условия уместного и неуместного повторения однокоренных или близких по смыслу слов
Задачи :
- изучить методическую литературу по данной теме;
- изучить фрагменты художественных произведений, где встречается тавтология
- Проанализировать знакомые случаи повторения одних и тех же или близких по смыслу слов
- Провести опрос среди учащихся
Гипотеза : изучение и анализ речевых ситуаций позволит сделать вывод об уместном и неуместном использовании тавтологии
Практическая значимость работы
- Работа может служить дополнительным материалом при подготовке к сочинению на уроках русского языка и литературы
Определение
1 . ТАВТОЛОГИЯ англ. tautology, фр. tautologie, нем. Tautologie, ucn. tautológia. Неоправданная избыточность выражения; ср. плеоназм, сз Русск. прост, самый наилучший, более красивее.
2. ТАВТОЛО́ГИЯ (греч. ταυτολογία, от ταὐτό — то же самое и λόγος — слово) — повторение одних и тех же слов, выражений, оборотов речи. Т. лежит в основе целого ряда риторич. фигур (см. фигуры стилистические), напр. удвоения, единоначатия, градации.
Источник выражения
фраза
1.А.С.Пушкин. Стихотворение «Золото и булат»
результат
" Все мое",- сказало злато;
2.Былина «Илья и Соловей-разбойник»
"Все мое",- сказал булат.
Способствует построению параллелизма
«Под Черниговом силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона».
3.А. П. Чехов. Рассказ «Письмо к учёному соседу»
"Все куплю",- сказало злато;
Выделение детали
: " Этого не может быть , потому что этого не может быть никогда"
"Все возьму",- сказал булат.
комизм
4.А. П. Чехов. Рассказ «Письмо к учёному соседу»
« Изв е ните и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом…
5.Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи
«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила , которая бы пересилила русскую силу !»
6.Н.В.Гоголь «Ревизор»
Неоправданное употребление героем однокоренных слов подчеркивает его необразованность.
И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! "
7.Н.В.Гоголь «Мертвые души»
усиление экспрессивности, гиперболизация образа.
Позвольте вам этого не позволить , – сказал Манилов с улыбкой.
обозначение большого количества или массы предметов
Характеризует героя. Передает излишнюю мягкость и вежливость
8.Н.В.Гоголь «Мертвые души»
"...везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство , не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь".
9.Л.Н.Толстой «Война и мир»
Подчеркивает явление.
"Она [княжна Марья] невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами "
10. Стихотворение «Я так люблю любить»
психологическое осмысление изображаемого
Я так люблю любить,
Любовью наслаждаться!
Передает силу чувства героя, его эмоциональное состояние
Люблю тепло дарить!
Люблю в любви нуждаться!
Ошибки в речи обучающихся
- П исатель мастерски описывает своего героя.
- В своем рассказе автор рассказывает о событиях войны.
- Лермонтов в образе Печорина образно изобразил молодое поколение.
Неоправданное повторение слова.
4. Этот необыкновенный случай случился недавно. В прочитанном мною тексте автор поднимает проблему патриотизма. Автор очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция автора мне близка и понятна.
Результаты опроса знаете ли вы, что такое тавтология?
7 КЛАСС
ДА – 53%
НЕТ – 30%
НЕ ЗНАЮ – 17%
8 КЛАСС
ДА – 65%
НЕТ – 25%
НЕ ЗНАЮ – 10%
10 КЛАСС
ДА – 91%
НЕТ – 8%
НЕ ЗНАЮ – 1%
Помогла ли вам данная работа в изучении темы «Тавтология»?
7 КЛАСС
ДА – 88%
НЕТ – 6%
НЕ ЗНАЮ – 6%
8 КЛАСС
ДА –80 %
НЕТ – 17%
НЕ ЗНАЮ – 3%
10 КЛАСС
ДА – 64%
НЕТ – 20%
НЕ ЗНАЮ – 16%
Методы развития речевой культуры
- чтение классической художественной литературы;
- использование словарей;
- отказ от неоправданных повторений;
- обращение за консультацией к специалистам.
Литература
- Тавтология // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина . — Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1057. — 1596 с. — ISBN 5-93264-026-X .
- Тавтология // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев . — М.: «Просвещение», 1974. — С. 394. — 509 с. — 300 000 экз.
- Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка
- Тавтология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Произведения А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя
Спасибо за внимание!