СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тавтология – ошибка речи или стилистическая фигура?

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение  различных  оборотов речи, уместное их использование  - важная часть знаний русского языка. Тавтология  - неоднозначное явление в русском языке, при столкновении с которым возникают вопросы.

Просмотр содержимого документа
«Тавтология – ошибка речи или стилистическая фигура?»

Тавтология – ошибка речи или стилистическая фигура? Работу выполнил: Кострикин Игорь, ученик  11 «а» класса МБОУ СОШ № 3 Научный руководитель: Егорева Алла Васильевна, учитель русского языка и литературы  МБОУ СОШ № 3

Тавтология – ошибка речи или стилистическая фигура?

Работу выполнил: Кострикин Игорь, ученик

11 «а» класса МБОУ СОШ № 3

Научный руководитель: Егорева Алла Васильевна, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 3

Актуальность: Изучение различных оборотов речи, уместное их использование - важная часть знаний русского языка. Тавтология - неоднозначное явление в русском языке, при столкновении с которым возникают вопросы. Поэтому актуальность моей работы очевидна.
  • Актуальность:
  • Изучение различных оборотов речи, уместное их использование - важная часть знаний русского языка. Тавтология - неоднозначное явление в русском языке, при столкновении с которым возникают вопросы. Поэтому актуальность моей работы очевидна.
Предмет исследования:  примеры тавтологии в художественной литературе и в повседневной речи.  Объект исследования : отрывки из художественных произведений и реальные речевые ситуации.
  • Предмет исследования: примеры тавтологии в художественной литературе и в повседневной речи. Объект исследования : отрывки из художественных произведений и реальные речевые ситуации.
Цель работы: определить условия уместного и неуместного повторения однокоренных или близких по смыслу слов Задачи : изучить методическую литературу по данной теме; изучить фрагменты художественных произведений, где встречается тавтология Проанализировать знакомые случаи повторения одних и тех же или близких по смыслу слов Провести опрос среди учащихся

Цель работы: определить условия уместного и неуместного повторения однокоренных или близких по смыслу слов

Задачи :

  • изучить методическую литературу по данной теме;
  • изучить фрагменты художественных произведений, где встречается тавтология
  • Проанализировать знакомые случаи повторения одних и тех же или близких по смыслу слов
  • Провести опрос среди учащихся
   Гипотеза : изучение и анализ речевых ситуаций позволит сделать вывод об уместном и неуместном использовании тавтологии

  Гипотеза : изучение и анализ речевых ситуаций позволит сделать вывод об уместном и неуместном использовании тавтологии

Практическая значимость работы Работа может служить дополнительным материалом при подготовке к сочинению на уроках русского языка и литературы

Практическая значимость работы

  • Работа может служить дополнительным материалом при подготовке к сочинению на уроках русского языка и литературы
Определение 1 .  ТАВТОЛОГИЯ англ. tautology, фр. tautologie, нем. Tautologie, ucn. tautológia. Неоправданная избыточность выражения; ср. плеоназм, сз Русск. прост,   самый   наилучший,   более красивее. 2. ТАВТОЛО́ГИЯ  (греч. ταυτολογία, от ταὐτό — то же самое и λόγος — слово) — повторение одних и тех же слов, выражений, оборотов речи. Т. лежит в основе целого ряда риторич. фигур (см. фигуры стилистические), напр. удвоения, единоначатия, градации.

Определение

1 . ТАВТОЛОГИЯ англ. tautology, фр. tautologie, нем. Tautologie, ucn. tautológia. Неоправданная избыточность выражения; ср. плеоназм, сз Русск. прост,   самый   наилучший,   более красивее.

2. ТАВТОЛО́ГИЯ  (греч. ταυτολογία, от ταὐτό — то же самое и λόγος — слово) — повторение одних и тех же слов, выражений, оборотов речи. Т. лежит в основе целого ряда риторич. фигур (см. фигуры стилистические), напр. удвоения, единоначатия, градации.

Источник выражения фраза 1.А.С.Пушкин. Стихотворение «Золото и булат» результат

Источник выражения

фраза

1.А.С.Пушкин. Стихотворение «Золото и булат»

результат

" Все мое",- сказало злато;

2.Былина «Илья и Соловей-разбойник»

"Все мое",- сказал булат.

Способствует построению параллелизма

«Под Черниговом силушки черным-черно, Черным-черно, как черна ворона».

3.А. П. Чехов. Рассказ «Письмо к учёному соседу»

"Все куплю",- сказало злато;

Выделение детали

: " Этого не может быть , потому что этого не может быть никогда"

"Все возьму",- сказал булат.

комизм

4.А. П. Чехов. Рассказ «Письмо к учёному соседу» « Изв е ните и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом… 5.Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба» О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи   «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая  сила , которая бы  пересилила  русскую  силу !» 6.Н.В.Гоголь «Ревизор» Неоправданное употребление героем однокоренных слов подчеркивает его необразованность. И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров!

4.А. П. Чехов. Рассказ «Письмо к учёному соседу»

« Изв е ните и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом…

5.Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»

О. Герасим сообщил мне, что будто Вы сочинили сочинение, в котором изволили изложить не весьма существенные идеи

 

«Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая  сила , которая бы  пересилила  русскую  силу

6.Н.В.Гоголь «Ревизор»

Неоправданное употребление героем однокоренных слов подчеркивает его необразованность.

И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять тысяч одних курьеров! "

7.Н.В.Гоголь «Мертвые души»

 

 

усиление экспрессивности, гиперболизация образа.

Позвольте  вам этого не  позволить , – сказал Манилов с улыбкой.

обозначение большого количества или массы предметов

Характеризует героя. Передает излишнюю мягкость и вежливость

8.Н.В.Гоголь «Мертвые души»

8.Н.В.Гоголь «Мертвые души»

"...везде хоть раз встретится на пути человеку явленье, не похожее на все то, что случалось ему видеть дотоле, которое хоть раз пробудит в нем чувство , не похожее на те, которые суждено ему чувствовать всю жизнь".

9.Л.Н.Толстой «Война и мир»

 

Подчеркивает явление.

"Она [княжна Марья] невольно думала их мыслями и чувствовала их чувствами "

10. Стихотворение «Я так люблю любить»

психологическое осмысление изображаемого

Я так люблю любить,

Любовью наслаждаться!

Передает силу чувства героя, его эмоциональное состояние

Люблю тепло дарить!

Люблю в любви нуждаться!

 

Ошибки в речи обучающихся П исатель   мастерски  описывает   своего героя.  В своем   рассказе  автор  рассказывает   о событиях войны. Лермонтов в образе  Печорина образно  изобразил молодое поколение.  Неоправданное повторение слова.  4. Этот необыкновенный случай случился  недавно.  В прочитанном мною тексте  автор   поднимает проблему патриотизма.  Автор  очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция   автора   мне близка и понятна.

Ошибки в речи обучающихся

  • П исатель   мастерски  описывает   своего героя.
  • В своем   рассказе  автор  рассказывает   о событиях войны.
  • Лермонтов в образе Печорина образно изобразил молодое поколение.

Неоправданное повторение слова.

4. Этот необыкновенный случай случился недавно. В прочитанном мною тексте  автор   поднимает проблему патриотизма.  Автор  очень ярко, точно и смело рассказывает о героизме солдат. Позиция   автора   мне близка и понятна.

Результаты опроса  знаете ли вы, что такое тавтология?

Результаты опроса знаете ли вы, что такое тавтология?

7 КЛАСС  ДА – 53%    НЕТ – 30%  НЕ ЗНАЮ – 17% 8 КЛАСС  ДА – 65% НЕТ – 25% НЕ ЗНАЮ – 10%  10 КЛАСС ДА – 91% НЕТ – 8% НЕ ЗНАЮ – 1%

7 КЛАСС

ДА – 53%

НЕТ – 30%

НЕ ЗНАЮ – 17%

8 КЛАСС

ДА – 65%

НЕТ – 25%

НЕ ЗНАЮ – 10%

10 КЛАСС

ДА – 91%

НЕТ – 8%

НЕ ЗНАЮ – 1%

Помогла ли вам данная работа в изучении темы «Тавтология»?

Помогла ли вам данная работа в изучении темы «Тавтология»?

7  КЛАСС  ДА – 88%    НЕТ – 6%  НЕ ЗНАЮ – 6% 8  КЛАСС  ДА –80 % НЕТ – 17% НЕ ЗНАЮ – 3%   10  КЛАСС ДА – 64% НЕТ – 20% НЕ ЗНАЮ – 16%

7 КЛАСС

ДА – 88%

НЕТ – 6%

НЕ ЗНАЮ – 6%

8 КЛАСС

ДА –80 %

НЕТ – 17%

НЕ ЗНАЮ – 3%

10 КЛАСС

ДА – 64%

НЕТ – 20%

НЕ ЗНАЮ – 16%

Методы развития речевой культуры чтение классической художественной литературы; использование словарей; отказ от неоправданных повторений; обращение за консультацией к специалистам.

Методы развития речевой культуры

  • чтение классической художественной литературы;
  • использование словарей;
  • отказ от неоправданных повторений;
  • обращение за консультацией к специалистам.
Литература Тавтология // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.  А. Н. Николюкина . —  Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1057. — 1596 с. —  ISBN 5-93264-026-X . Тавтология // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.:  Л. И. Тимофеев  и  С. В. Тураев . — М.: «Просвещение», 1974. — С. 394. — 509 с. — 300 000 экз. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка Тавтология  //  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907. Произведения А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя

Литература

  • Тавтология // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред.  А. Н. Николюкина . —  Институт научной информации по общественным наукам РАН : Интелвак, 2001. — Стб. 1057. — 1596 с. —  ISBN 5-93264-026-X .
  • Тавтология // Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.:  Л. И. Тимофеев  и  С. В. Тураев . — М.: «Просвещение», 1974. — С. 394. — 509 с. — 300 000 экз.
  • Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка
  • Тавтология  //  Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона  : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Произведения А.П.Чехова, Л.Н.Толстого, Н.В.Гоголя
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!