(слайд 1)
Одна из 5 образовательных областей – художественно-эстетическое развитие. Включает она несколько направлений, но я остановлюсь на одном. Мне видится оно наиболее важным, значимым в формировании эмоциональной сферы ребёнка, в восприятии других, окружающих его людей, в правильной оценке поступков и, даже, в возможности «побыть» на месте другого. Я говорю о театральной деятельности. Особенно это актуально для детей младшего возраста, но и для детей постарше актуальность не уменьшается, просто меняются задачи, ситуации и сцены.
(слайд 2)
-Театр – это одна из самых доступных для восприятия ребёнка, сфера искусства. Одна из самых красочных, эмоциональных и ярких.
(слайд 3)
Театр доставляет детям радость, развивает у них воображение и фантазию. Театр – это то, что понятно для детей, они видят героев или сами их «проигрывают» и, самое важное, дети понимают их чувства, сопереживают героям, учатся сравнивать поступки и ставить себя на их место.
(слайд 4)
Развивается чувство сопереживания и поддержки, то, чего на мой взгляд, не хватает в современном обществе.
(слайд 5)
-Театральная деятельность так же способствует и речевому развитию ребёнка – это и запоминание текста, и чтение по ролям, и изменение интонации и тембра голоса, мимики и походки.
(слайд 6)
Для развития данных качеств хорошо подходят следующие упражнения: имитация характерных движений сказочных животных: игра «Кто как ходит», «Кто как говорит»,
упражнение «Изобрази героя»,
(слайд 7)
«Изобрази мимику» (изобразить на лице различные эмоции: радости, гнева, счастья, горя, скуки, удивления)
Но я хочу обратить внимание не столько на сам вид театрально деятельности, сколько на способы подготовки к этой деятельности, на создание образовательной среды для данного вида деятельности.
- - Например: (слайд 8)
нужно отгадать название сказки по предметам, спрятанным в какой-либо крупе (ищем по очереди в крупе наощупь мелкие предметы-атрибуты сказки), каждый находит, по условию игры, лишь один предмет и когда все предметы найдены - определяем какая же сказка нас ждёт. Дети приходят в восторг от этой игры (и чем больше крупы, тем интересней). Кстати, попутно учим названия круп.
- - Работаем с кинетическим песком:
(слайд 9)
можно дать задание, используя нужные формочки, слепить определенный атрибут или героя нужной сказки (колобка, зверя какого-то, тортик и т.д.). Либо дать ещё незнакомые формочки и посмотреть из какой сказки получился персонаж и можно с этим поиграть, хорошо использовать ТРИЗ-игры.
Игра «Где живет (работает)?»
Цель: учимся определять разные места обитания объекта.
Ход: допустим, у нас получился медведь. Дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Дети: В лесу, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме и т.д.
-В какой сказке можно встретить данного зверя? (перечисляют сказки)
Или получился домик-теремок.
Игра «Назови часть предмета»
Цель: учимся «разбирать» любой объект на составляющие части.
Дети: крыша, крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…
(слайд 10)
Или можно построить терем для сказки и его обыграть как драматизацию сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:
- Тук, тук, я – мяч. Пустите меня к себе в теремок жить?
Из теремка отвечают:
- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – мячик, на меня – чайника похож?
Дети называют 2 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (чашка) называет, чем он похож на мяч и т.д.
(Цель: учить детей сравнивать различные объекты)
Игра «Что умеет делать?»
Цель: учимся выделять функцию объекта.
Ход: есть объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.
Например: Медведь (ходит, рычит, ест малину, спит в берлоге)
- дерево
Дети: - растет, пахнет, цветет, хочет пить….
- штора
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.
- - Можно просеивать крупу, муку
(слайд 11)
(например, для сказки «колобок», мы здесь просеиваем льняное семя, уборки потом, конечно, много!
- -Можно украшать героев, добавлять к их образу свои детали,
(слайд 12)
делать бусы для Машеньки, например (в данном случае из макарон): мастерить туфельку для Золушки из картона.
- - Ещё мы, вместе с детьми, придумываем интерьер сказки из подручных средств: мягкие модули, строительный материал, куски ткани и т.д. Это у нас квартира трёх медведей! (слайд 13)
(развиваем дизайнерские способности). Затем можно эту сказку смоделировать с помощью полосок разной длины и ширины (три полоски-три медведя: большая, поменьше и самая маленькая) или кружков и т.д.
Так же можно предложить детям произнести, как громко {топ-топ-топ) топает взрослый медведь и как тихонько {топ-топ-топ) топает Мишутка. Либо
предложить некоторым детям показать, «изобразить» какого-то — медведя или медвежонка, а остальные дети отгадывают.
- Для создания атрибутов привлекаем родителей (вот такую машину они нам сделали для сказки) и связали кукол.
(слайд 14 и 15)
- - Для детей постарше замечательно подходят творческие задания следующего плана: (слайд 16)
придумать конец недосказанной истории, изменить условия какой-либо известной сказки (красная шапочка: волк прибежал к домику позже девочки или бабушка занималась спортом и была сильнее волка или бабушка у нас оказалась гламурная и т.д) (слайд 17)
и придумать новую концовку этой сказки. Очень интересные и необычные иногда получаются истории! Или просто перевирание сказки, тоже ТРИЗ-технология (хорошо для среднего возраста, например:
Посадила как-то раз бабка морковку (дети: посадил дед репку). А репка совсем не выросла (выросла большая-пребольшая). Пришла в огород коза и захотела ее съесть (стал дед репку тянуть). Тянул-тянул, не вытянул, бросил и пошел чай пить (позвал на помощь бабку). Бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут и вытянули репку (вытянуть не смогли, позвали на помощь внучку) и т.д.
- -Так же со старшим возрастом можно готовить и угощение для героев сказки. (из соленого теста или пластилина)
(слайд 18)
- И так же можно лепить героев сказки, например, из пластилина. Хорошо, намеренно допустить неточности, если с этим выйти к малышам: (слайд 19)
цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые, маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Ещё со старшим возрастом можно изготовить сказочных героев из подручного материала.
(слайд 20)
Подготовить и показать сказку для малышей.
Наша задача, как воспитателей, (слайд 21)
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: поощрять исполнительское творчество, развивать способность раскрепощенно держаться во время выступления, побуждать к импровизации средствами мимики, интонации, выразительных движений.
(слайд 22) спасибо за внимание!
Просмотр содержимого документа
«" Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития и воспитания детей."»
Театральная деятельность как средство художественно-эстетического развития и воспитания малышей.
(слайд 1)
Одна из 5 образовательных областей – художественно-эстетическое развитие. Включает она несколько направлений, но я остановлюсь на одном. Мне видится оно наиболее важным, значимым в формировании эмоциональной сферы ребёнка, в восприятии других, окружающих его людей, в правильной оценке поступков и, даже, в возможности «побыть» на месте другого. Я говорю о театральной деятельности. Особенно это актуально для детей младшего возраста, но и для детей постарше актуальность не уменьшается, просто меняются задачи, ситуации и сцены.
(слайд 2)
-Театр – это одна из самых доступных для восприятия ребёнка, сфера искусства. Одна из самых красочных, эмоциональных и ярких.
(слайд 3)
Театр доставляет детям радость, развивает у них воображение и фантазию. Театр – это то, что понятно для детей, они видят героев или сами их «проигрывают» и, самое важное, дети понимают их чувства, сопереживают героям, учатся сравнивать поступки и ставить себя на их место.
(слайд 4)
Развивается чувство сопереживания и поддержки, то, чего на мой взгляд, не хватает в современном обществе.
(слайд 5)
-Театральная деятельность так же способствует и речевому развитию ребёнка – это и запоминание текста, и чтение по ролям, и изменение интонации и тембра голоса, мимики и походки.
(слайд 6)
Для развития данных качеств хорошо подходят следующие упражнения: имитация характерных движений сказочных животных: игра «Кто как ходит», «Кто как говорит»,
упражнение «Изобрази героя»,
(слайд 7)
«Изобрази мимику» (изобразить на лице различные эмоции: радости, гнева, счастья, горя, скуки, удивления)
Но я хочу обратить внимание не столько на сам вид театрально деятельности, сколько на способы подготовки к этой деятельности, на создание образовательной среды для данного вида деятельности.
нужно отгадать название сказки по предметам, спрятанным в какой-либо крупе (ищем по очереди в крупе наощупь мелкие предметы-атрибуты сказки), каждый находит, по условию игры, лишь один предмет и когда все предметы найдены - определяем какая же сказка нас ждёт. Дети приходят в восторг от этой игры (и чем больше крупы, тем интересней). Кстати, попутно учим названия круп.
(слайд 9)
можно дать задание, используя нужные формочки, слепить определенный атрибут или героя нужной сказки (колобка, зверя какого-то, тортик и т.д.). Либо дать ещё незнакомые формочки и посмотреть из какой сказки получился персонаж и можно с этим поиграть, хорошо использовать ТРИЗ-игры.
Игра «Где живет (работает)?»
Цель: учимся определять разные места обитания объекта.
Ход: допустим, у нас получился медведь. Дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.
Дети: В лесу, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме и т.д.
-В какой сказке можно встретить данного зверя? (перечисляют сказки)
Или получился домик-теремок.
Игра «Назови часть предмета»
Цель: учимся «разбирать» любой объект на составляющие части.
Дети: крыша, крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…
(слайд 10)
Или можно построить терем для сказки и его обыграть как драматизацию сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:
- Тук, тук, я – мяч. Пустите меня к себе в теремок жить?
Из теремка отвечают:
- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – мячик, на меня – чайника похож?
Дети называют 2 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (чашка) называет, чем он похож на мяч и т.д.
(Цель: учить детей сравнивать различные объекты)
Игра «Что умеет делать?»
Цель: учимся выделять функцию объекта.
Ход: есть объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.
Например: Медведь (ходит, рычит, ест малину, спит в берлоге)
- дерево
Дети: - растет, пахнет, цветет, хочет пить….
- штора
Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.
- Можно просеивать крупу, муку
(слайд 11)
(например, для сказки «колобок», мы здесь просеиваем льняное семя, уборки потом, конечно, много!
-Можно украшать героев, добавлять к их образу свои детали,
(слайд 12)
делать бусы для Машеньки, например (в данном случае из макарон): мастерить туфельку для Золушки из картона.
- Ещё мы, вместе с детьми, придумываем интерьер сказки из подручных средств: мягкие модули, строительный материал, куски ткани и т.д. Это у нас квартира трёх медведей! (слайд 13)
(развиваем дизайнерские способности). Затем можно эту сказку смоделировать с помощью полосок разной длины и ширины (три полоски-три медведя: большая, поменьше и самая маленькая) или кружков и т.д.
Так же можно предложить детям произнести, как громко {топ-топ-топ) топает взрослый медведь и как тихонько {топ-топ-топ) топает Мишутка. Либо
предложить некоторым детям показать, «изобразить» какого-то — медведя или медвежонка, а остальные дети отгадывают.
- Для создания атрибутов привлекаем родителей (вот такую машину они нам сделали для сказки) и связали кукол.
(слайд 14 и 15)
придумать конец недосказанной истории, изменить условия какой-либо известной сказки (красная шапочка: волк прибежал к домику позже девочки или бабушка занималась спортом и была сильнее волка или бабушка у нас оказалась гламурная и т.д) (слайд 17)
и придумать новую концовку этой сказки. Очень интересные и необычные иногда получаются истории! Или просто перевирание сказки, тоже ТРИЗ-технология (хорошо для среднего возраста, например:
Посадила как-то раз бабка морковку (дети: посадил дед репку). А репка совсем не выросла (выросла большая-пребольшая). Пришла в огород коза и захотела ее съесть (стал дед репку тянуть). Тянул-тянул, не вытянул, бросил и пошел чай пить (позвал на помощь бабку). Бабка за дедку, дедка за репку тянут-потянут и вытянули репку (вытянуть не смогли, позвали на помощь внучку) и т.д.
-Так же со старшим возрастом можно готовить и угощение для героев сказки. (из соленого теста или пластилина)
(слайд 18)
- И так же можно лепить героев сказки, например, из пластилина. Хорошо, намеренно допустить неточности, если с этим выйти к малышам: (слайд 19)
цыпленок красного цвета клюет морковку; медвежонок с ушами зайца; лиса синяя без хвоста и т.п. Ребенок исправляет: цыпленок желтый, клюет зернышки; у медвежонка круглые, маленькие ушки; у лисы длинный хвост и рыжая шубка.
Ещё со старшим возрастом можно изготовить сказочных героев из подручного материала.
(слайд 20)
Подготовить и показать сказку для малышей.
Наша задача, как воспитателей, (слайд 21)
создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности: поощрять исполнительское творчество, развивать способность раскрепощенно держаться во время выступления, побуждать к импровизации средствами мимики, интонации, выразительных движений.
(слайд 22) спасибо за внимание!