Театральные подмостки
_____________________________________________________________________________________
МБУДО Детская школа искусств «Гармония»
«Театральные подмостки»
Программа
летней площадки для обучающихся,
посвященная году театра в России
Для детей от 7 до 11 лет
Срок реализации: июнь 2019 года
Автор: Хорошева Татьяна Анатольевна,
методист высшей категории
МБУДО ДШИ «Гармония»
Новосибирск 2019
Информационная карта
Наименование муниципальной организации, район, адрес, телефон, сайт | Муниципальное бюджетной учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Детская школа искусств «Гармония» |
Наименование лагеря | «Факультет искусств» - летняя площадка для обучающихся ДШИ «Гармония» |
ФИО начальника летней площадки, телефон, почта | педагог-организатор ДШИ «Гармония» |
Название программы педагогической деятельности | «Театральные подмостки» программа художественной направленности летнего досуга |
Автор программы: ФИО, контакты | Хорошева Татьяна Анатольевна, методист ДШИ «Гармония» |
Количество участников: всего детей, в том числе детей ТЖС, количество педагогов | Количество детей - 30 чел, в том числе с трудной жизненной ситуацией - 5 чел. Количество педагогов на площадке - 14 чел. |
Категория детей-участников | Обучающиеся ДШИ «Гармония» |
Возраст детей-участников | От 7 до 12 лет |
Цель программы | Создать условия для познавательного и творческого досуга обучающихся ДШИ в летнее время. |
Краткая аннотация программы | Программа посвящена Году Театра в России. Каждый день дети знакомятся с новым видом творческой деятельности: пение, танец, театр, художественное творчество, которые все представлены в музыкальном театре. В конце смены дети готовят театральное представление как итог знакомства с новыми гранями творчества и искусства. |
Продолжительность смены | 9 дней |
Сроки проведения | 03.06.2019 - 14.06.2019. |
Оглавление
№ | Содержание | страницы |
1 | Пояснительная записка | |
2 | Характеристика участников программы | |
3 | Целевой блок программы | |
4 | Содержание и средства реализации программы | |
5 | Кадровое обеспечение программы | |
6 | Информационно-методическое обеспечение программы | |
7 | Особенности материально-технического обеспечения программы | |
8 | Список литературы и источников | |
9 | Приложения | |
Пояснительная записка
Программа «Театральные подмостки» имеет художественную направленность. Основная тема программы летней площадки посвящена году Театра в России (2019 год). На протяжении всей смены с детьми раскрывается понятие «театр». Театр — зрелищный вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства.
Название программы связано с тематикой. Термин «Театральные подмостки» в прямом смысле обозначают как материал, из которого сделана сцена в театре, так и саму сцену. Сцена – это древнегреческое слово, которое буквально значит «шатер, палатка». Сейчас так называют ключевую часть театрального помещения, место, где происходит основное театральное действие.
Актуальность данной программы выражается в возможности познакомить воспитанников ДШИ «Гармония» в летнее время с разными видами театрального искусства посредством познавательно-игровой и творческой деятельности. Каждый день дети знакомятся с новым видом творческой деятельности: пение, танец, театр, изо.
Авторский компонент данной программы заключается в композиционном синтезе при знакомстве детей с разными видами искусств, сочетающихся в музыкальном театре. В современном мире искусств известно, что театральное искусство – это совокупность, синтез самых различных элементов, привлеченных из иных областей художественного творчества. Музыка, живопись, хореография, элементы архитектуры, цирка и кино – все эти виды искусства, или средства выразительности, используемые в современном театре.
Автор программы считает, что одной из важных задач является формирование у детей эстетических интересов, вкуса, потребностей, а также творческих способностей в разных видах творческой деятельности. В конце смены дети готовят совместный концерт или представление как итог знакомства с новыми гранями творчества.
Сегодня в системе образования России художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением. При разработке данной программы основными нормативными документами стали:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
«Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» распоряжение правительства от 29.05.2015 г № 996-р.;
Приказ Минобразования России от 13.07.2016 № 2688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием»
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 , зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 года № 33660;
Концепция развития дополнительного образования и план действий по обеспечению реализации Концепции развития дополнительного образования детей на территории Новосибирской области 2015-2020 годы;
Устав МБУДО «Детская школа искусств «Гармония»;
Образовательная программа Детской школы искусств «Гармония»;
Положение об организации работы летнего лагеря с дневным пребыванием «Факультет искусств».
Краткая характеристика участников программы
Детский контингент летней площадки представлен детьми младшего школьного возраста от 7 до 12 лет. Программа составлена с учетом психологических особенности данного возраста и ориентирована на ведущую деятельность ребенка – учебно-познавательную. Значимость учебной деятельности меняет социальный статус младшего школьника, он становится более самостоятельным, закладываются основы самооценивания ребенком своих поступков.
Дети данного возраста отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, с живым любопытством воспринимают окружающую среду. Учебно-познавательная деятельность стимулирует развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий.
Известно, что не всем детям удается быть успешными в школьном обучении, многим детям трудно даются логические, технические задачи. Это объясняется индивидуальностью развития ребенка, его социальным опытом, способностями и задатками растущего человека.
Важную роль в этом возрасте играет одобрение ребенка значимым взрослым, признание его действий успешными. Одним из мест, где можно успешно реализоваться в новой области и получить одобрение взрослых может стать детская школа искусств. Таким значимым взрослым может стать педагог дополнительного образования.
Формирование интереса к содержанию познавательной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием чувства удовлетворения от своих творческих достижений и нового опыта сотрудничества. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой педагога, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Дети испытывают чувство гордости, особый подъём творчества и сил, когда педагог хвалит их, создает ситуацию успеха на творческих занятиях. Все это способствует формированию позитивной самооценки ребенка, закладывает фундамент в формирование творческой личности.
Целевой блок программы
Цель программы: создать условия для интересного, творческого и познавательного досуга обучающихся ДШИ в летнее время средствами музыкально-художественной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие:
познакомить детей с основами культурного наследия мирового театра;
формировать артистические умения и навыки у обучающихся;
познакомить с навыками исполнительской деятельности, культуры публичного выступления;
Развивающие:
способствовать развитию познавательных способностей: вниманию, памяти, мышлению;
способствовать развитию регулятивных навыков: настойчивости, целеустремленности, решительности, самоконтроля;
способствовать развитию творческих способностей: фантазии, воображения, артистизма.
Воспитательные:
формирование эстетического вкуса через знакомство с произведениями искусства;
воспитывать любовь к наследию народной русской культуры;
формировать навыки общения и взаимодействия с окружающими людьми: доброжелательность, вежливость, соблюдение правил этикета.
Ожидаемыми результатами программы станет развитие у детей интереса к новым видам музыкально-художественной деятельности в ДШИ (детский театр, вокал, инструментальное исполнительство, рисование и ДПИ, хореография). Ведь зачастую дети углубленно занимаются одним из видов творческой деятельности (музыкальный инструмент, вокал или рисование). Программа «Театральные подмостки» позволит узнать особенности целостного восприятия художественного образа через музыку, движение, краски и звучание.
Постоянный перевод обучающегося из зоны его актуального развития в зону его ближайшего развития является основным показателем эффективности образовательной деятельности (по Л Выготскому). Данному переходу способствует совместная или коллективная творческая деятельность. Достижение этого уровня совместной деятельности можно отнести к отсроченным результатам данной программы.
С целью анализа достигнутых результатов программы с обучающимися будет проведено итоговое анкетирование на тему «Мои предпочтения», предложено творческое эссе «Искусство это .. ».
Анкетирование родителей позволит определить уровень ожиданий от смены и качество организационной работы по реализации данной программы.
Содержания и средства реализации программы
Основной формой организации детского досуга на площадке станут творческие мастерские, на которых будет происходить знакомство детей с разными видами искусства. Итоговым продуктом на смене станет подготовленный совместный концерт «Академия волшебников».
Для организации познавательной и игровой деятельности будут использованы:
совместная творческая деятельность,
беседы с игровыми элементами,
сюжетно-ролевые игры,
подвижные игры по правилам,
игры-путешествие,
театрализованные игры,
соревнования.
Примерный тематический план
День | Содержание | Мероприятия и формы взаимодействия | ФИО педагогов |
1 день 03.06. | Настроить детей на общую работу по теме, сплотить коллектив, создать общие правила взаимодействия. | Игровой тренинг на знакомство «Цвета лета» | |
Формирование детских функциональных команд | |
Квест «Театр» | |
2 день 04.06. | Знакомство с работой театрального оформителя, художника | Творческие мастерские «Бумажная пластика и пальчиковый театр» | |
3 день 05.06. | Знакомство с народными инструментами | Творческая мастерская «Мелодии русской души» | |
4 день 06.06. | Знакомство с литературным наследием великого русского поэта А.С. Пушкина | Игры на взаимодействие. Викторина «Лукоморье» | |
5 день 07.06. | Знакомство с духовыми инструментами | Творческая мастерская «Оркестровая яма» | |
6 день 10.06. | Знакомство с хореографическим искусством | Творческая мастерская «Мой край родной» | |
7 день 11.06. | Знакомство с органом | Творческая мастерская «Музыкальная шкатулка» | |
8 день 13.06. | Знакомство с шоу программами | «Гинесс шоу», «Угадай мелодию» | |
9 день 14.06. | Подведение итогов смены | Развлекательная программа «Академия волшебников» | |
С целью обучения детей работы в мини коллективах, оперативно решать поставленные задачи, автором программы была предусмотрена организация функциональных детских групп. Выполнение функциональных поручений позволят ребятам получить навык социального взаимодействия, отработать практику делового сотрудничества в решении конкретных творческих задач.
Так, в течение смены будут организованы временные детские команды, наделенные определенными функциями:
Детский пресс-центр (3 чел.); ребята готовят газеты-молнии по итогам каждого дня, пишут короткие заметки и свои впечатления.
Детская социологическая служба (3 чел.); ребята проводят мини опросы среди детского коллектива, подсчитывают результаты анкетирования.
Творческий совет (3 чел.); ребята помогают в подготовке творческих продуктов, являются помощниками педагогов на творческих мастерских.
Служба спасения в трудной ситуации (3 чел.), ребята являются помощниками и волонтерами при возникновении различных сложных ситуаций в коллективе, помогают решить возникающие споры.
Выбран президент смены (1 чел), ребенок представляет интересы детского коллектива перед взрослыми, является лидером команды.
Примерный план дня на летней площадке
Время | Содержание деятельности | Ответственный |
9.30 - 9.40 | Прием детей. | Куратор лагеря |
9.40.- 10.00. | Утреннее приветствие, настрой. Постановка цели дня. | Вожатый лагеря |
10.05. - 10.50. | Занятие №1 в творческой мастерской | Педагог по предмету |
10.50. – 11.10. | Перерыв | Вожатый лагеря |
11.15. – 12.00 | Занятие №2 в творческой мастерской | Педагог по предмету |
12.10. - 12.55. | Анализ и подведение итогов дня: подготовка ежедневной газеты, анкетирование детей. Организация подвижных игр на улице. | Вожатый лагеря |
13.00. | Дети уходят домой. | Куратор лагеря |
ИТОГО 3,5 часа (без организации горячего питания) |
Кадровое обеспечение программы
Состав педагогической команды (14 человек): методист - 1 чел., педагог-организатор – 1 чел., педагоги дополнительного образования - 12 чел. Все педагогические работники аттестованы, из них с высшей квалификационной категорией - 4 чел., с первой квалификационной категорией - 5 чел.
Функции начальника лагеря (куратора площадки) выполняет педагог-организатор. Основной круг обязанностей:
Начальник лагеря непосредственно подчиняется директору ДШИ «Гармония». Начальнику лагеря непосредственно подчиняются педагоги и вожатый летней площадки.
Несет административную, дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в рамках действующего законодательства за допущенные нарушения в деятельности лагеря.
С учетом специфики деятельности лагеря и в соответствии с утвержденными Правилами его внутреннего распорядка, начальник обязан постоянно находиться на территории и покидать ее только с разрешения директора ДШИ «Гармония».
Руководит работой педагогов и организует работу детского коллектива по всем направлениям, предусмотренных данной программой.
Функции разработчика программы выполняет методист. Основной круг обязанностей:
В своей работе подотчётен начальнику лагеря и директору ДШИ «Гармония».
Разработчик программы разрабатывает общую идею смены, программу летней площадки, помогает в составлении планов творческих мастерских педагогам.
Совместно с директором ДШИ, начальником лагеря участвует в подборе кадров и формирует педагогический состав летней площадки.
Совместно с начальником лагеря руководит деятельностью творческих мастерских на площадке, определяет время их работы, ответственных педагогов.
Проводит совместно с начальником лагеря педагогические совещания по всем вопросам организации работы летней площадки в школе искусств.
Функции вожатого летней площадки выполняет педагог дополнительного образования по хореографии. Основной круг обязанностей:
В своей работе подотчётен начальнику лагеря и директору ДШИ «Гармония».
Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в помещении и на территории школы искусств.
Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом летней площадки.
Организует обязательное участие детей во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает начальнику лагеря.
Участвует в организации и проведении мероприятий, предусмотренных программой лагеря в соответствии с указаниями начальника лагеря.
Функции ведущих творческих мастерских выполняют педагоги дополнительного образования ДШИ «Гармония»: Основной круг обязанностей:
Руководитель творческой мастерской является членом педагогического совета лагеря и в своей работе подотчётен начальнику лагеря и директору ДШИ «Гармония».
Педагог организует и проводит разнообразную творческую деятельность с детьми в форме творческих мастерских. Согласует тему и день работы на смене с начальником лагеря.
Выявляет творческие способности и формирует устойчивые интересы и склонности к разным видам искусств у обучающихся.
Обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов своей работы с детьми. Готовит с детьми совместный творческий продукт к концу смены.
Составляет план работы своей творческой мастерской, имеет возможность получить консультации у методиста или начальника смены. Проводит анализ своих мероприятий, оформляет педагогическую документацию.
Обеспечивает при проведении занятий соблюдение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
Является материально-ответственным лицом за всё имущество и материальные ценности, переданные ему для работы с обучающимися.
Информационно-методическое обеспечение программы
В период с апреля по май в ДШИ организована методическая работа с педагогами по проектированию творческих мастерских для летней площадки, разработаны единые требования к их оформлению, подготовлены планы игровых квестов и сценарии развлечений. Проведена работа с вожатыми лагеря по организации детского взаимодействия, подбору подвижных игр, организации детского пресс-центра и детской социологической службы.
Особенности материально-технического обеспечения
Отдельно стоящее здание детской школы искусств по адресу ул. Мира 45а, общей площадью 1075 кв. м. В школе искусств находятся 16 учебных кабинетов для групповых и индивидуальных занятий, в том числе: хореографический зал, кабинет изобразительного искусства и ДПИ, костюмерная, оркестровый класс, кабинет теоретических занятий, музыкальный зал, библиотека.
Рабочие кабинеты оборудованы компьютерной техникой, имеется выход в Интернет, копировальная и множительная техника, проектор, аудио и видео аппаратура. Оборудованы мастерские для занятий ИЗО и декоративно-прикладным творчеством. В школе искусств имеется наличие фонда музыкальных инструментов: духовые, ударные, народные, фортепиано, синтезатор. Прилегающая территория к школе искусств обработана от клещей. Имеется площадка для подвижных игр, разбиты цветники. Столовая отсутствует, поэтому горячего питания не предусмотрено.
Список литературы и источников
http://fb.ru/article/445821/chto-znachit-teatralnyie-podmostki
https://2019.culture.ru/
https://bookap.info/deti/vygotskiy_psihologiya_razvitiya_rebenka/
Система мониторинга в учреждении дополнительного образования. Сборник методических материалов для специалиста дополнительного образования. Юниор, Новосибирск, 2002.
Проект от А до Я. Сборник информационно-методических материалов по итогам проведения конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании», ГЦРО, Новосибирск, 2014.
Проект от А до Я. Сборник информационно-методических материалов по итогам проведения конкурса инновационных проектов «Инновации в образовании», ГЦРО, Новосибирск, 2013.
Солнечное ассорти. Сборник рекомендаций жизнедеятельности временного детского сообщества в условиях лета 2004 . Юниор, Новосибирск, 2004.
Точки соприкосновения. Сборник рекомендаций по нравственному воспитанию школьников. Юниор, Новосибирск, 2003.
Клуб: коллективное летнее увлеченное братство. Сборник методических рекомендаций по организации клубов по интересам в детских оздоровительных лагерях. Юниор, Новосибирск, 2003.
10