ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
по направлению подготовки 44.03.05. Педагогическое образование
Быковский А. В.
Разуваев Ю. Д.
Тема урока | «Великобритания до Первой мировой войны» |
Тип урока | Комбинированный |
План урока | 1.Викторианская Эпоха. 2.Экономическое развитие Англии в 19 - начале 20 века 3.Реформы 19 – начала 20 века. 4. рабочий и ирландский вопросы 5.Судьба Британской Империи. |
Цель урока | Охарактеризовать основные направления внутренней и внешней политики Великобритании во второй половине ХIX века. |
Задачи урока | Задачи урока: 1. Образовательная: выявить причины потери Великобритании экономического лидерства; охарактеризовать политическое развитие страны; проанализировать колониальную политику; показывать на карте колониальные владения Великобритании; раскрыть суть «ирландского вопроса» 2. Развивающая: продолжить развивать умения обучающихся сопоставлять и сравнивать исторические явления и процессы, устанавливать причинно-следственные связи, формировать умение логически рассуждать, четко, кратко и исчерпывающе излагать свои мысли. 3. Воспитательная: способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, коллективе; содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | «Мастерская мира» |
Формы и методы | индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. |
Планируемые результаты |
Предметные | Смогут определять причины потери Великобритании статуса «мастерская мира», раскрывать характерные черты внутренней и внешней политики консервативной и либеральной партий. |
Метапредметные | Определять тему урока, самостоятельно формулировать цели и задачи своего обучения; продолжат формировать навыки самоконтроля, работы в парах, преобразовывать текстовую информацию и представлять ее в других форматах, выделять главное и делать выводы. |
Личностные | Уметь делать нравственный выбор и давать нравственную оценку историческим событиям. |
Технические средства | презентация по теме, ПК учителя, проектор |
Образовательные ресурсы | Учебник, раздаточный материал |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Инструментарий учителя | Формируемые УУД | Планируемый результат |
Методы и приёмы | Дидактический материал |
1. Организационная часть | Приветствует детей, отмечает отсутствующих | Молча приветствуют учителя, сообщают об отсутствующих | Фронтальная беседа | | Регулятивные: эмоционально настраиваются на урок | Слушают учителя. Порядок на рабочем месте. |
2. проверка домашнего задания | Сообщает о форме проверки Сейчас я вам раздам карточки с тестовыми вопросами. Вам на работу будет отведено 8 минут | Выполняют задание | Индивидуальная работа учеников | Раздаточный материал | Регулятивные: самопроверка изученный темы | Пишут ответы на тестовые вопросы, проверка усвоения материала |
3. коммуникативная атака | Показать ребятам картинки на слайде и сказать, что в них зашифровано название нашей темы. Наводить их к самостоятельному названию темы. Как вы думаете, какая страна изображена на слайде А почему фото ч/Б? | Отвечают на вопросы Великобритания Сделана в начале прошлого века Формируют тему Великобритания до Первой Мировой войны | Фронтальная беседа | Слайд в презентации | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. | Самостоятельно сформулирована тема урока |
4. Викторианская Эпоха. | Рассказ учителя Итак, годы правления королевы Виктории в конце 19 века называют викторианской эпохой. Виктория стала символом богатой и процветающей страны. Страна была популярной среди европейцев и потому, что именно при Виктории было заключено очень много династических браков, в том числе и наш император Николай второй в жены выбрал себе внучку Виктории Александру Фёдоровну. Английскую королеву называли «Бабушкой Европы, у нее было 90 внуков и 140 правнуков. Записать КОРОЛЕВА ВИКТОРИЯ СТАЛА СИМВОЛОМ ЭПОХИ КОНЦА Х/Х ВЕКА, ПОЛУЧИЛА ПРОЗВАНИЕ _ «БАБУШКА ЕВРОПЫ». Далее дать задание внимательно прочитать вопросы на слайде, которые помогут раскрыть ответ на вопрос «в чем заключалась популярность Англии» | Внимательно слушают учителя, записывают Читают учебник, отвечают на вопросы со слайда | Рассказ учителя, фронтальная беседа, чтение учебника | Слайд 3-4, вопросы на слайде , учебник стр 165-166 | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Знают особенности Викторианской эпохи, четко могут дать обоснование неслыханной популярности Великобритании к началу 20-ошо века |
5. Экономическое развитие Англии в 19 - начале 20 века | Подвести к новому пункту Итак, при ответе на вопросы мы с вами уже упомянули, что экономика сосредоточилась в руках небольшой части населения, но при этом всё равно активно развивалась. Как вы думаете, при условии, что капитал в промышленность вкладывался только незначительным процентом населения, могла ли сохранять Англия первенство в промышленности? (нет) Конечно, нет. Но не только ограниченность капитала, но и техническая отсталость Великобритании способствовали тому, что некогда лидер мирового рынка теперь был вынужден уступать своё первенство Германии и США. Давайте мы с вами вслух прочитаем последний абзац на 166 странице и попробуем выяснить, почему же английская буржуазия не модернизировала производство? вопрос Как вы думаете, можно ли только по экономике судить о величии страны? Давайте с вами разберемся в особенностях внутренней политики Великобритании и в новых парламентских реформах. | Отвечают на вопрос Нет Читают учебник, отвечают производство постепенно утрачивало своё значение. Однако Великобритания не теряла своего лидерства в другой сфере - финансовой сфере. Англия превратилась в «Мирового банкира». Также английские капиталисты вкладывали капитал в иностранные предприятия. Считалось, что построить новое предприятие заграницей будет легче, чем модернизировать старое в своей стране. Отвечают на вопрос Действительно, нельзя, нужно учитывать еще и внутреннюю и внешнюю политику государства. | Фронтальный опрос, беседа | Учебник стр 166, слайд 5 презентация | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Понимают, почему Великобритания утрачивает свое первенство на мировом рынке |
6. Реформы 19 – начала 20 века. | Раздает раздаточный материал с информацией про парламент Давайте с вами вспомним, какие же две основные партии были в Великобритании к концу 19 века? Кого они считали опорой Ещё в начале 19 века была заложена система голосования, по которой голосовала меньшая часть населения при выборе в нижнюю палату парламента. Верхняя палата – палата лордов – и вовсе не избиралась. Эта устаревшая система выборов перешла и во вторую половину 19 века. Но обе главные партии понимали, что систему необходимо было менять. Давайте же мы почитаем по цепочке по предложению и подумаем, как же у нас менялась система выборов в Великобритании. Стр 168. Рассказ учителя Однако женщины остались вне выборов. Естественно, политически активные женщины боролись за свои избирательные права, часто устраивали акции протестов. Таких женщин стали называть суфражистками. Однако, к сожалению, им не удалось расширить свои права, это будет достигнуто только после первой мировой войны. Огромным шагом на пути к демократизации страны стала отмена права абсолютного вето палаты лордов в 1911 году. Теперь палата не имела возможности рассматривать финансовые законопроекты и могла лишь на время отложить принятие всех остальных законов. (переписать со слайда второе предложение) Это все было необходимо для того, чтобы преодолеть трудности, связанные с ирландским и рабочим вопросами | Читают про парламент, отвечают на вопрос На тот момент силы между партиями были примерно равны, и концу 19 векам их лидерами становятся Гладстон (либерал) и Дизраэли (консерватор). Читают по цепочке, комментируют прочитанное Слушают рассказ учителя, конспектируют информацию со слайжа | Индивидуальная работа, работа в группе | Раздаточный материал, учебник стр 168 Слайд 7-8 в презентации | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Понимают систему выборов и изменения в ней |
7. Рабочий и Ирландский вопрос | Рассказ учителя, запись опорных пунктов в тетрадь В середине 19 века рабочие были негласно поделены на привилегированных, т.е. высококвалифицированных и обученных, и простых. И первые могли вступать в так называемые тред-юнионы или профсоюзы. Эти профсоюзы были объединены в Британский конгресс тред-юнионов. Постепенно в профсоюзы стали вступать и простые рабочие люди. Профсоюзы обладали всеми юридическими правами, а потому защищали рабочих от произвола капиталистов. Члены профсоюзов поначалу боролись только за экономические права рабочих, но с конца 19 века благодаря профсоюзам создаются первые политические рабочие партии. Также в отношении социальных прав рабочих было проведено несколько реформ Давайте с вами запишем: (переписать со слайда 10) Все эти нововведения значительно облегчали жизнь рабочим и вовлекали всё больше людей в политику, давая им шанс повлиять на жизнь общества. Не менее тяжелая была ситуация в Ирландии. Чтобы разобраться с происходившими там событиями вам нужно будет изучить пункт ИРЛАНДСКИЙ ВОПРОС и ответить на вопросы Слайд | Слушают учителя, конспектируют, отвечают на вопросы по Ирландии 1)Империалисты 2)Родс 3)1.Колонии белых переселенцев (Австралия Канада Новая зеландия) 2. Колонии с небольшим числом английских переселенцев (Острова Ямайка, Цейлон, Мальта) 3.Колонии с Господством над местным населением (Индия) 4) 1876. | индивидуальная | Слайд 10-11 Учебник стр. 172 | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Разбираются в причинах негодования рабочих, узнают о спорном и проблемном вопросе с Ирландией |
8. Судьба Британской империи | Задает учащимся вопрос • Почему с Великобритании 19 – начала 20 века можно было брать пример другим европейским державам? | Отвечают на вопрос, высказывают своё мнение | Фронтальный опрос | - | Коммуникативные: умеют высказывать свое мнение, прислушиваются к мнению других. | Понимают, что Великобритания является одним из мировых лидеров в начале 20-ого века |
9. домашнее задание | Объявляет дз Читать параграф, учить записи в тетради | Записывают домашнее задание | - | - | - | - |
10. рефлексия | Раздать в начале урока три цвета кружочков и предложить детям оставить комментарии на них. Красный кружочек – если понял мало, и записать вопросы, которые не понял. Если желтый – не понял 1-2 вопроса (записать их), зеленый – если всё понятно, можно оставить отзыв | Записывают свои ответы | Фронтальная беседа | | | Зелёный-всё понятно, Жёлтый-ещё поработаю дополнительно,; Красный-ничего не понятно, не интересно. |
| | | | | | |
1.Какая английская компания к 1849 г. покорила всю Индию?
3. Королева Виктория Индию называла...
5.Самые большие по площади колониальные владения в Латинской Америке в XIX веке принадлежали: а)Германия б)Бельгия в) Великобритания г) Португалии д) Франция е) Испании
6.Каудильо-это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Какая маленькая европейская страна приобрела в Африке колонию, территория которой в 70 раз превышала размеры этой страны?
3. Креолами в Латинской Америке называли
4. Самые большие по площади колониальные владения в Латинской Америке в XIX веке принадлежали:
5. Самые большие по площади колониальные владения в Африке в XIX веке принадлежали: а)Германия б)Бельгия в) Великобритания г) Италии д) Франция е) Испании
6. Касты – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________