Организационный момент Задача: эмоциональный настрой. Проверка рабочего места. | Учитель приветствует учащихся. - Садитесь. - Рада вас всех видеть, проверьте свою готовность к уроку, на парте у вас должен лежать учебник русского языка, тетрадь в линейку, дневник и пенал. - Напоминаю вам, про правила нашего урока. Когда вы знаете ответ и хотите ответить, поднимите руку, не стоит выкрикивать ответ с места. - Тема сегодняшнего урока очень интересная, чтобы ее узнать выполните задание. | Учащиеся приветствует учителя. Садятся на места. Проверяют готовность к урока. |
II. Актуализация знаний (минутка чистописания) Задача: вспомнить материалы прошлого урока. | 2. Вспоминают знания, изученные на прошлых уроках. - Сейчас ваша задача взять распечатки с предложениями, в каждом из них выделить главные и второстепенные члены предложения. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо. Разгорелся рассвет. Синева на востоке сменилась тёмно-красной, багровой тьмой. - Поменяетесь листами с соседом, оцените работу друг друга по следующим критериям. Все члены предложения подчеркнуты правильно – отметка 5. Неправильно подчеркнут 1 член предложения – отметка 4. Неправильно подчеркнут 2 члена предложения –– отметка 3. -Поднимите руку у кого отметка 5? Поднимите руку у кого отметка 4? -Прекрасно! Вы большие молодцы! Ну что идем дальше, сейчас мы с вами узнаем тему нашего урока. | Вспоминают знания, изученные на прошлых уроках. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо. Разгорелся рассвет. Синева на востоке сменилась тёмно-красной, багровой тьмой. Проверка работ. |
3. Формулирование темы урока, постановка цели. Задача: целеполагание. | Постановка цели урока и определение темы. - А сейчас сядьте прямо, спина прямая, приготовьтесь послушать стихотворение. После прочтения я задам вам вопросы. Много слов на земле…. Есть дневные слова, - В них весеннего неба сквозит синева. Есть ночные слова, о которых мы днём Вспоминаем с улыбкой и со стыдом. Есть слова – словно раны, слова – словно суд, С ними в плен не сдаются и в плен не берут. Словом можно убить, словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести... Итак, ребята, понравилось ли вам это стихотворение, если да, то поднимите руку? О чем оно? Зачем нам нужны слова? Как вы думаете для чего человеку нужно иметь большой словарный запас? Как называется книга, в которой записываются значения слов? Какие словари вы знаете? Сегодня на уроке углубим свои знания. Прочитайте тему сегодняшнего урока со слайда. Какую цель каждый поставит перед собой. | Слушают стихотворение. - Стихотворение понравилось, оно о разных словах. - Человеку нужно иметь большой словарный запас, чтобы красиво говорить, многое понимать. - Словарь, в котором записывается значение слов, называется – толковым. - Мы знаем только толковый словарь. Ставят цель на урок. - Узнать о значениях слов. |
4. Открытие нового знания Задачи: Проверить умение классифицировать объекты по существенному признаку Проверить умение выбирать источник информации для выполнения задания. Проверить умение анализировать и создавать информацию в соответствие с темой. | Взгляните на слайд, поднимите руку, кому знакомо это слово. Где мы сможем найти значение этого слова? Верно, в словаре. Вспомним название первого, всем вам уже известного словаря – толковый. Толковый словарь — это сборник слов русского языка, расположенных в алфавитном порядке от А до Я. В толковом словаре даётся точное описание различным терминам и понятиям, объясняется в каком значении может употребляться то или иное слово. - Откройте свои тетради. Отступите две строки от предыдущей работы, на третьей запишите сегодняшнее число, ниже запишите классная работа. Сейчас, ваша задача записать значение каждого слова со слайда, к себе в тетрадь, пишите каждое слово с красной строки. Слова: апельсин, кровать, ключ. Выпишите из текста предложения в которых есть обращения: - Петя, ты знаешь алфавит? - Да. - Молодец, а я его еще не учила. - Оля, у тебя все получится, это легко. Дайте определение термину: 1. Обращение. Найдите ответы на вопросы: 1. С какой интонацией произносят обращение? 2. Для чего нужно обращение в литературных произведениях? Создайте презентацию из 3 слайдов по теме «Что такое обращение», используя текстовую, графическую информацию. - Прочитайте варианты, которые у вас получились. Наверняка вы заметили, что у слова «ключ» есть несколько значений. Такие слова называются многозначными. Сравним толкование данных слов, со значением этих слов в толковом словаре. У вас получились похожие варианты, просто, другими словами. - В каком же словаре вы сможете найти значение слов? - Взгляните на слайд. Если изменить форму каждого из слов их значение поменяется? Лексическое значение слова – это основной смысл слова (его содержание). Он не измениться, даже если изменить форму слова. | Правильность Самостоятельность «5» - задание выполнено правильно, в полном объеме, без ошибок, без посторонней помощи. «4» -допущена 1 ошибка, задание выполнено в полном объеме, без посторонней помощи. «3» - допущены 2-3 ошибки, при выполнении задания требовалась помощь. «2» - задание не выполнено/ выполнено неверно. - Петя, ты знаешь алфавит? - Оля, у тебя все получится, это легко. Самостоятельность выбора источников; Способность выбрать достоверные источники информации; Кол-во подобранных источников. «5» - ученик самостоятельно выбрал два и более достоверных источника информации. «4» - ученик выбрал 1 достоверный источник информации с помощью взрослых. «3» - выбрал недостоверные источники информации. «2» - задание не выполнено/выполнено\\ неверно. Обращение - слово или группа слов, которыми называют того, к кому адресована речь. (Толковый словарь С.И.Ожегова). Обращение произносят с особой, звательной интонацией. (образовательная платформа РЯ). Обращение привлекает внимание к теме текста, делает художественную речь яркой и выразительной. (образовательная платформа фоксфорд). Информация соответствует теме; Представлены все виды информации; Кол-во созданных слайдов. «5» - презентация соответствует теме, состоит из 3 слайдов, представлены все виды информации. «4» - презентация соответствует теме, состоит из 3 слайдов, представлены не все виды информации. «3» - презентация частично соответствует теме, кол-во слайдов не соответствует заданию, представлены не все виды информации. «2» - задание не выполнено/ выполнено неверно. 1 слайд – определение термина «Обращение». 2 слайд – таблица со схемами где изображены запятые и обращения. 3 слайд – видео, в котором к каждой схеме придумано и объяснено предложение. |
5.Закрепление нового материала Задачи: Проверить умение обучающихся планировать свои действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий. Проверить умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности. Проверить умение учащегося корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок | Работа по учебнику. На 84 странице учебника прочитайте упражнение 133. Орфограммы в словах необходимо подчеркнуть, выделить часть слова, в которой находится орфограмма, поставить ударение, а также рядом в скобках записать проверочное слово. На следующей строке, от предыдущей работы, с красной строки начинайте записывать текст. Первые три человека, кто выполнит работу быстрее доски, принесите мне тетради, вы получите отметки. Выходим к доске, записываем только те предложения, где есть орфограммы. Составьте план ответа из 3 пунктов по теме «Что такое обращение» Выберите ответ на вопрос «Почему я не смог выполнить задание на «отлично»? Я хорошо/плохо знаю правило. Я знаю /не знаю алгоритм выполнения задания. Я могу/ не могу привести свои примеры. Составь 3 задания-ловушки по теме «Что такое обращение». В каком словаре вы можете найти объяснение орфограмм? Верно, это орфографический словарь. | Логичность составленного плана; Кол-во пунктов; «5» - составленный план соответствует теме, пункты выстроены в логической последовательности, пунктов 3. «4» - составленный план соответствует теме, нарушена логика последовательности пунктов плана, пунктов 3. «3» - кол-во пунктов не соответствует заданию, нарушена логика последовательности пунктов. «2» - задание выполнено неверно/задание не выполнено. План: Что такое обращение. Как обособляется обращение в предложениях. Функции обращений. Показатели: Понимание способов решения познавательной задачи. Правильный выбор последовательности действий. «Высокий уровень» - ученик дал три положительных ответа. «Средний уровень» - ученик дал два положительных ответа. «Низкий уровень» - ученик дал 1-0 положительный ответ. Я хорошо/плохо знаю правило. Я знаю /не знаю алгоритм выполнения задания. 3. Я могу/ не могу привести свои примеры. Понимание способов решения познавательной задачи. Правильный выбор последовательности действий. «5» - ученик составил три задания по теме «4» - ученик составил 2 задания по теме «5» - ученик составил 1-0 задания Обращения никогда не обособляются в предложениях. Исправь ошибки: Петя, пошли гулять! Оля никуда я не пойду. Продолжи предложение: Обращение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на действие … Составь три предложения с перечисленными обращениями: гулять, есть, бежать. |
6. Итог Задачи: Проверить умение обучающегося строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей. Проверить умение обучающегося создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование). Проверить умение ответственно выполнять свою часть работы. | - Наш урок подходит к концу, сегодня вы работали продуктивно и активно, молодцы. Ответим на вопросы. - Какая сегодня у нас была сегодня тема урока, какая цель? Предлагаю выполнить творческое задание! Составьте три предложения по теме «Что такое обращение» Напишите рассказ (5 предложений) на тему «Путешествие в страну русского языка, знакомство с обращением» Прочитайте диалог из сказки. Выделите красным цветом предложения, в которых нет обращения, а зеленым, в которых есть. Работайте в паре. – Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь? – Рыбку. – Сестричка, дай мне попробовать. – Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь! - Получилось ли у нас ее достигнуть? - О каких словарях вы сегодня узнали? | Показатели: Правильность построения высказывания. Точность отбора языковых средств. Кол-во составленных предложений. Критерии: «5» - ученик правильно составил три предложения в соответствие с темой, точно отобрал языковые средства. «4» - ученик правильно составил три предложения в соответствие с темой, не точно отобрал языковые средства. «3» - ученик правильно составил предложения, не точно отобрал языковые средства, кол-во предложений не соответствует заданию. «2» - ученик не выполнил задание / выполнил неверно. 1.Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью. 2.Обращение произносят с особой, звательной интонацией. 3.Цель обращения — привлечь внимание собеседника к тому, что ему говорят. Соответствие теме типу речи; Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок. «5» - рассказ соответствует теме, типу речи, отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки, выдержан объём. «4» - рассказ соответствует теме, типу речи,1-2 орфографические и пунктуационные ошибки, выдержан объём. «3» - рассказ соответствует теме, 3-4 орфографические и пунктуационные ошибки, объём не соответствует заданию. «2» - задание не выполнено/выполнено неверно. Сегодня на уроке мы путешествовали в страну русского языка. Его жители совсем забыли, как звать друг друга. Это произошло из-за одного случая, когда житель Обращение покинул город. Обычно, он всегда ходит со своими друзьями запятыми. Мы его отыскали и привели обратно в город. Все стали активно общаться и дружить друг с другом. Вот такое увлекательное путешествие мы совершили! Правильность заполнения таблицы; Точность выполнения своей части работы. «5» - таблица заполнена правильно, каждый ученик в паре выполнил часть своей работы. «4» - в заполнении таблицы допущены 1-2 ошибки, каждый ученик в паре выполнил часть своей работы. «3» - в заполнении таблицы допущены 3 и более ошибок, обучающиеся испытывали в выполнение совместной работы. «2» - задание не выполнено/выполнено неверно. – Здравствуй, сестрица! Что ты кушаешь? – Рыбку. – Сестричка, дай мне попробовать. – Ты, братец, ступай на реку, опусти хвост в воду. Сам наловишь! |