СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техническая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлена техническая карта урока открытие новых знаний по теме "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями". 

Просмотр содержимого документа
«Техническая карта урока математики 5 класс "Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"»


Аннотация к уроку математики «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Автор: Кривоносова Елена Павловна

Место работы: МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска».

Должность: учитель математики.

Класс: 5.

Тип урока: открытие новых знаний.

Тема: «Обыкновенные дроби».

Место урока: Первый урок по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

Форма учебной работы: классно – урочная.

Продолжительность занятия: 1 урок (30 минут).

Цели урока:

Предметные: формировать умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями по предложенному алгоритму.

Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму. Формировать логическое мышление, интуицию, эрудицию и владение методами математики.

Личностные: формировать познавательный интерес к предмету; навыки контроля и самоконтроля учащихся, навыки совместной деятельности.

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.

Метапредметные УУД:

Регулятивные: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Познавательные:формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.

Коммуникативные: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)

  • Наглядный

  • Проблемно – диалогический

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

Парная

  • Индивидуальная


Оборудование: раздаточный материал - карточка рефлексивного анализа; карточки для изготовления кластера ; авторская презентация; учительский компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска(экран).





















Литература: Учебник «Математика, 5» Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И.Шварцбурдт. – 23-е изд., испр. – М. : Мнемозина, 2008. Математика. 5 кл. Методические рекомендации для учителя. / С.А. Козлова, А.Г. Рубин/ – М.: Баласс, 2011(ОС «Школа 2100»); Математика 5 класс поурочные планы по учебнику Н.Я.Виленкина и др. Второе полугодие. – 2-ое изд., перераб. /авт.-сост. З.С. Стромова, О.В. Пожарская. – Волгоград: «Учитель», 2008.

Интернет - источники: www.school2100.ru (технология проблемного диалога);

http://www.it-n.ru/profil.aspx?cat_no=692&d_no=9658 (рисунки: чаша, дольки арбуза – автор Савченко Е.М.)

http://images.yandex.ru/ (картинки, рисунки)






























Тема урока: Сложение дробей с разными знаменателями.

Цельурока: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, тренировать способность к его практическому использованию

Личностные: формировать познавательный интерес к предмету; навыки контроля и самоконтроля учащихся, навыки совместной деятельности.

Метапредметные: формировать умение работать по алгоритму. Формировать логическое мышление, интуицию, эрудицию и владение методами математики, а также формировать мотивацию практической значимости данной темы.

Предметные: формировать умение складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями по предложенному алгоритму.


Планируемые результаты:

Личностные УУД:

Формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения


Познавательные:

формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; применять полученные знания при решении задач.


Коммуникативные:

воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.

Методы обучения:

  • Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)

  • Наглядный

  • Проблемно – диалогический

Формы работы учащихся:

  • Фронтальная

  • Парная

  • Индивидуальная







Ход урока

Этапы урока, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

ИКТ

Ι. Организационный момент

30 секунд

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

- Здравствуйте ребята! Садитесь.

Зовут меня Елена Павловна Кривоносова. Я учитель математики школы № 4 города Красноармейска. Сегодня у нас необычный урок: я работаю в новом для меня классе, а вы – с новым, незнакомым учителем. Я очень надеюсь на вашу помощь и поддержку, думаю, что наше сотрудничество будет плодотворным.


Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем.
Ни минуты не теряем!


Включаются в деловой ритм урока.


Включаются во взаимодействие с одноклассниками и с учителем.












Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


ΙΙ. Актуализация знаний

3-4 минуты

Координирует деятельность учащихся, определяет содержательные рамки урока (продолжение работы с обыкновенными дробями)

Ребята, отгадайте загадку:

Она бывает барабанная
Или пальцами, 
А еще она бывает охотничья…
(Дробь.)



Какие операции с дробями вы уже умеете выполнять? ( сравнение)


Так что же мы знаем про обыкновенные дроби?

Вопросы:

  1. Стих вопрос;

  2. Что показывает знаменатель дроби ? (знаменатель дроби показывает на сколько долей делят)

  3. Что показывает числитель? Сколько таких долей взято)

  4. Какая дробь называется правильной?( дробь, у которой числитель меньше знаменателя называется правильной)

  5. Какая дробь называется неправильной? ( дробь, у которой числитель больше или равен знаменателю)

  6. Приведите примеры правильных, неправильных дробей)















2.Прочитайте дроби.



3. Какая часть фигуры закрашена




4. Помогите собрать в корзинку только неправильные дроби?

( На доске дерево с грушами дробями, дети по одному подходят и берут грушу с неправильной дробью, комментируют почему. Если комментария нет , то задается вопрос. Почему ты взял эту дробь? Поясни.)




6. Расположите в порядке возрастания.

(Контролировать сразу правильность ответа – до правильного)

- Молодцы! Хорошо справились с заданием!

Устно решают задачи, повторяют теорию, отвечают на вопросы.




Если нет ответа вывести подсказку 1, 2 или дать ответ самой















1.Каждый может за версту
Видеть дробную черту.
Над чертой – числитель,

знайте,
Под чертою – знаменатель.
Дробь такую, непременно,
Надо звать обыкновенной.






























Личностные: смыслообразование

Регулятивные: :умение проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативное:

умение оформлять свои мысли в устной форме, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.

1 слайд

как появится вопрос, навести курсор мышки картинку незнайки

перехода ко слайду 2






















Слайд 1





























Слайд 3


Слайд 4














Слайд 5

ΙΙΙ. Создание проблемной ситуации

1 минуты

Мотивирует учащихся, создает проблемную ситуацию, развивает логическое и критическое мышление

- Рассмотрим задачу: Леша ч решал задачу, ч выполнял упражнение по русскому языку, ч читал книгу. На что Леша потратил больше всего времени? Сколько всего времени он потратил на выполнение всех заданий? На сколько дольше мальчик читал книгу, чем решал задачу?

- Как узнать?

- Что для этого нужно сделать? (сложить дроби, вычесть)


Отвечают на вопросы, делают выводы.












Сравнить, сложить, вычесть дроби.

На первый. Сравнивать дроби.


Познавательные: анализировать, сравнивать, уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, учёт разных мнений учащихся




Слайд 6

ΙV. Формулирование проблемы.

1 минуты

Что мы должны научиться делать?

- Значит перед нами стоят задачи: научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.

– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока, что мы запишем в тетрадь? (Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.)

– Запишите число и тему урока.

(На доске учитель записывает тему урока)



Рассуждают, делают выводы. фиксируют недостаток знаний, называют и записывают тему урока.

-- Складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.















Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; построение логической цепи рассуждений;

подведение под понятие; постановка и формулирование проблемы.

Регулятивные: планирование,

волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

Коммуникативные: Выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся.











V. Открытие нового знания










Фронтальная работа

(работа с текстом учебника)


10-12 минут








































Физминутка

1 минуту

Обучающимся предлагаются задания, после выполнения которых они сами сформулируют алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Давайте запишем условие нашей задачи. Но прежде, чем её решить давайте с вами посмотрим на другую доску.

У нас есть арбуз, его разрезали на 8 равных частей-кусочков. Тогда один кусочек это какая часть арбуза? Сначала на тарелку положили два кусочка. Какую часть арбуза положили на тарелку?

А потом ещё три кусочка

Какую часть арбуза положили на тарелку во второй раз? Какую часть арбуза положили на тарелку за два раза? Какое действие мы выполнили, чтобы узнать, какую часть арбуза положили на тарелку за два раза? Значит

- Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

- Давайте откроем учебник на странице 155-156 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

(слайд, на котором буквенная запись сложения )

- С помощью букв правила можно записать так: . Ребята, запишите буквенную запись сложения в тетрадь.

2. Продолжим. Пришли три мальчика. Каждый из них взял с тарелки по одному кусочку. Какую часть арбуза забрали дети с тарелки? Какая часть арбуза осталась на тарелке? Какое действие мы выполнили, чтобы узнать, какая часть арбуза осталась на тарелку? Значит

- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Всегда ли можно выполнить вычитание?

- Давайте откроем учебник на странице 155-156 и прочтём правила. Так ли мы их сформулировали? Замечательно! Эти правила надо знать!

(слайд, на котором буквенная запись вычитания)

- С помощью букв правила можно записать так: . Ребята, запишите буквенную запись вычитания в тетрадь.

А чтобы о нас говорили, что мы культурные и воспитанные, мы должны говорить правильно. Этому нас тоже учат, (с.157 прочесть вслух, сделать акцент на то, что склонение числительных будем изучать в 6 классе).

На русском языке склонение числительных вы будите изучать в 6 классе, а на математике мы с этим познакомились уже сейчас)

Молодцы! Мы с вами хорошо по работали, а теперь давайте отдохнем.

Быстро встаньте, улыбнитесь,
            Выше, выше, потянитесь.
           Ну-ка, плечи распрямите,
           Поднимите , опустите.
           Влево, вправо повернитесь,
           Руками коленей коснитесь.
           Сели-встали, сели-встали
           И на месте зашагали.

Хорошо! Садитесь.

А глазки наши тоже устали. Давайте зажмурьтесь, повернитесь на право , откройте глаза, найдите шарик зеленого цвета, зажмурьтесь , повернитесь на лево, откройте глаза, найдите шарик желтого цвета, зажмурьтесь, повернитесь назад, найдите шарик красного цвета. Закончили.

Вернёмся к решению нашей задачи

Давайте запишем условие задачи в тетрадь.

На первый вопрос мы с вами уже ответили. Что нужно сделать чтобы ответить на второй вопрос? (сложить)

Что нужно сделать, чтобы ответить на второй вопрос? (вычесть)

Давайте запишем ответ.

Слушают, отвечают на вопросы, делают выводы, работают с учебником;

Ведут записи в тетрадях










Сложение.


При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.



















Вычитание

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

Нет. Только, когда уменьшаемое больше вычитаемого.















































Личностные:

самоопределение, смыслообразование.

Познавательные: анализ, сравнение, обобщение, подведение под понятие, постановка и формулирование проблемы, построение речевого высказывания

Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений, разрешение конфликтной ситуации
































Слайд 7




























Слайд 8

VΙ. Первичное применение нового знания


5 минут











Мотивирует учащихся.

Ставит проблемные вопросы;

учит складывать и вычитать обыкновенные дроби

- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Молодцы!

(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание).


Устное задание :

  1. Прочитайте правильно и вычислите:



Решают поставленные задачи, отвечают на вопросы, закрепляют правила.















Личностные:

самоопределение, смыслообразование

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации;

знаково-символические действия,

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выбор оснований и критериев для сравнения.

Регулятивные: планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог;

участвовать в коллективном обсуждении;









Слайд 12 (для перехода на 6 слайд «Проблемная задача» навести курсор на левую кнопку перевода слайдов и нажать)

Слайд 6 (после решения задачи навести курсор на правую кнопку перевода слайдов и нажать)


VII. Самостоятельная работа 3-5 минут

Самостоятельная работа из учебника страница 157 №1011.



Самостоятельно выполняют задания, затем  проверяют  в парах  по ключу (на обратной стороне доски).

Личностные: смыслообразование

Познавательные: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

умение слушать и вступать в диалог;

принятие решения.


Слайд 13












VΙΙΙ. Повторение и закрепление изученного.



Работа в парах. Составление кластера

3 минуты

-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу. Составим кластер.

В переводе с английского языка кластер – грозди винограда. Вот мы с вами и составим эти грозди.

Работаем в группах (по 2 человека). Как мы будем работать? (слушать друг друга, прислушиваться и уважать мнение друг друга)

Нужно вставить в окна всё, что мы знаем о дробях. А для этого вам нужно подобрать карточки с подходящими словами и прикрепить их в нужном окошке.

- Сигнал об окончании работы – возьмитесь за руки и поднимите вверх.

Проверка правильности составления кластера.

Составляют кластер.

Личностные: осознание ответственности за общее дело

Познавательные: построение логической цепи рассуждений, анализ, обобщение, подведение под понятие

Коммуникативные: выражение своих мыслей, достижение договорённости и согласование общего решения.

Регулятивные: контроль, коррекция, самооценка


Слайд 14


















Слайд 15



ΙX. Итог урока

Рефлексия 1-2 минуты

Мотивирует учащихся на подведение итогов урока. Выявляет уровень усвоения изученного материала.

- Назовите тему урока.

- Какие цели мы ставили на урок?

-Расскажите, как выполняется сложение дробей с одинаковыми знаменателями.

- Расскажите, как выполняется вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

- Оцените свою работу на уроке в карточке рефлексивного анализа:

Все получилось и цель достигнута –

Материал урока не совсем был понятен, нужно продолжать работу –


Цель урока не достигнута, было скучно –

Обобщают изученный материал.

Делают вывод.

Оценивают свою работу на уроке, закрашивая кружочки в карточках для рефлексии.

Личностные: самоопределение

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха

Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества

Регулятивные: оценка – выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения




Слайд 16








Слайд 17

X. Домашнее задание 30 секунд

Стр. 155 – 156 (выучить правила),

написать сказку о приключениях дробей – по желанию.

Записывают в дневники домашнее задание, определяя для себя инвариантную и вариантную часть задания


Слайд 18































Приложение 2















Задания к карточке 1.

1. Выполните действия:

а) + ; б) .



2. Выполните действие - + .







Задания к карточке 2

1. Выполните действия:

а) - ; б) + .

2. Выполните действие: - + .

 Физминутка от Незнайки.
           Быстро встаньте, улыбнитесь,
            Выше, выше, потянитесь.
           Ну-ка, плечи распрямите,
           Поднимите , опустите.
           Влево, вправо повернитесь,
           Руками коленей коснитесь.
           Сели-встали, сели-встали
           И на месте зашагали.

Поднимает руки класс – это раз,
Повернулась голова– это два,
Руки вниз, вперед смотри – это три,
Руки в стороны, пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять, 
Всем ребятам тихо сесть – это шесть.




















Приложение 7





Тренировочные упражнения



1 вариант 2 вариант









И наше первое задание называется «Полоски» (Слайд 2)

Основная часть:

Задание 1: «Полоски»

Каждому учащемуся выдается конверт с заданием: «Выполнить действия» и три полоски трех цветов (красный, желтый, зеленый) с ответами.

Учащийся выполняет задание и выбирает полоску с верным ответом, который должен наклеить на бумагу своей команды под номером своего конверта. (Слайд 4)

Если все учащиеся одной команды справились верно, со своим заданием, то в ряду на бумаге должны быть полоски одного цвета. Добавлю вам еще по 2 полоски, их клеим горизонтально. (как на доске). На что оно похоже? (варианты учащихся). Похож на рельсы поезда (железнодорожный путь). Железнодорожный транспорт на сегодняшний день является одним из самых популярных. Действительно достаточно быстро и весьма комфортно. К тому же безопасно. Хотя, везде есть свои недостатки.

Железная дорога у нас есть, чего не хватает? (самого поезда)

Итак, строим наш поезд. (Слайд 5-7)

Задание 2 «Дольки - фигурки»

На каждой парте перед вами лежат разноцветные фигуры, ножницы, линейка, карандаш и задание:

  1. Синий квадрат разделите на две доли и возьмите половину – это будет носовая часть паровоза

  2. Большой красный квадрат разделите на 4 доли и возьмите 2 доли – кабина паровоза

  3. Возьмите 3 целых зеленых круга – колеса паровоза

  4. Из синего прямоугольника возьмите четверть – окно кабины

  5. Зеленый прямоугольник разделите на 3 доли и возьмите треть – дымовая труба

  6. Красный квадрат разделите на четыре доли в виде треугольников и возьмите четверть – путеочиститель

  7. Из желтого круга с радиусом 2 см возьмите половину - фара

  8. Из красного круга с радиусом 1 см возьмите ½ часть – паровыд.

Проверка. (Слайд 7) Вот такой у вас получились паровозы. (Паровоз – это голова поезда. Поезд — в современном понятии это сформированный и сцепленный состав, состоящий из нескольких вагонов.)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!