- использовать историческую карту как источник информации об интервенции на территорию Русского государства
-давать оценку действиям Бориса Годунова, Лжедмитрия I, Василия Шуйского, Лжедмитрия II.
Этапы урока, микроэтапы урока | Деятельность учителя (тексты учебных задач и вопросов, ссылки на используемые тексты для их выполнения при необходимости) | Деятельность учащихся (ПУД – познавательные действия; РУД – регулятивные; КУД – коммуникативные; ЛД – оценочные действия, касающиеся ценностей) |
Ориентировочно – мотивационный этап |
1.1 Мотивация учащихся на включение в учебную деятельность | Приветствие учеников. Проверка готовности к уроку | Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку ЛД – мотивация на учебную деятельность |
1.2 Актуализация знаний, выравнивание стартовых позиций. Создание ситуации успеха | Посмотрите, пожалуйста на слайд и прочтите текст и вставьте пропущенные слова. | Вставляют пропущенные слова. К: строить монологические высказывания Р: умение запоминать инструкцию и придерживаться её при решении конкретной задачи, ситуации выбора П: структурирование знаний |
1.3 Проблемная ситуация, постановка цели УД. | Прочитайте стихотворение на слайде: В то время смутное напастям, в России не было конца, И люд не верил уже власти, в стенах кремлевского дворца, Ни в ком не видела опоры, больная русская страна. И всю ее накрыло скоро, измен смердящая волна, Упала нравственность донельзя, и разобщенность возросла, Захватчики к Москве полезли, и «ворам не было числа». О каком периоде русской истории идет речь? -По каким строчкам вы это поняли? | Устно отвечают на вопросы. Формулируют тему урока, ставят цель урока. Л: Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе познавательной деятельности Р: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено школьником, и того, что ещё неизвестно П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; устанавливать причинно-следственные связи и давать объяснения на основе установленных причинно-следственных связей К: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
1.4 Выработка плана действий | Мы с вами уже рассматривали другие периоды русской истории. Давайте на основе тех знаний сформулируем план наших действий | Формулируют план урока. Р: умение планировать, то есть составлять план и определять последовательность промежуточных целей и действий с учётом конечного результата П: структурирование знаний К: развитие умения планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками |
Операционно-исполнительский этап |
2.1 Решение учебной задачи №1; обсуждение решения; фиксация результатов; самооценка решения УЗ | Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «смута. Попробуйте сформулировать определение данного слова. Давайте сравним Откройте стр. 20 в учебнике Найдите определение понятия «Смута» Зафиксируйте это определение в тетрадь | Формулируют определение. Сравнивают его с образцом. Записывают определение в тетрадь. Л: Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности. П: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
2.2 Решение учебной задачи №2; обсуждение решения; фиксация результатов; самооценка решения УЗ | Посмотрите короткое видео, посвящённое Смутного времени. Из того, что вы услышите, вам необходимо выделить и записать в тетрадь причины смуты (они не представлены в явном виде) | Смотрят видео, параллельно выделяя и записывая причины Смуты в тетрадь. Р: умение выбирать адекватные средства для организации своего поведения П: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
2.2 Решение учебной задачи №3; обсуждение решения; фиксация результатов; самооценка решения УЗ | 1 группа. - условие, при котором Лжедмитрий согласился войти в Москву - годы правления Лжедмитрий I Почему Лжедмитрию I не удалось на долго задержаться на русском престоле? | Работают в группе. Оформляют результаты работы в тетради. По два человека от группы представляют результаты работы. Каждая группа дополняет свои записи в тетради. Л: Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности. К: владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения. Слушать и понимать собеседника, быть толерантным к позициям, отличным от собственной. Координировать позиции в сотрудничестве с учётом различных мнений, уметь разрешать конфликты. Р: планировать действия в соответствии с поставленной задачей (свои и группы), выбирая наиболее эффективные способы и пути достижения целей. П: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
2.2 Решение учебной задачи №4; обсуждение решения; фиксация результатов; самооценка решения УЗ | 2 группа. С помощью пунктов 6,7 параграфа 14 и дополнительных источников составить исторический портрет Василия Шуйского по плану: 1. Годы правления 2. Титул, положение 3. Основные направления деятельности а) внутренняя политика б) внешняя политика 4. Результаты деятельности: - чего добился - как оценивают (однозначная оценка, противоречивая оценка, остается неоцененным по достоинству; позиции современников, потомков, ученых | Работают в группе. Л: Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности. К: развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Координировать позиции в сотрудничестве с учётом различных мнений, уметь разрешать конфликты. Р: умение контролировать и выполнять действия по заданному образцу П: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме Читают документ и отвечают на вопросы. К: развитие умения выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Р: умение выбирать адекватные средства для организации своего поведения П: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
Решение учебной задачи №5; обсуждение решения; фиксация результатов; самооценка решения УЗ | 3 группа Прочитайте пункт 8 – 10 параграфа и дополнительную литературу. Ответьте на вопрос: почему Лжедмитрия II называют «тушинским вором»? Покажите на карте поход Лжедмитрия II на Москву? Почему и Лжедмитрий II недолго оставался правителем Российского государства? | Работают в группе. Л: Готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной деятельности. К: развитие умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Координировать позиции в сотрудничестве с учётом различных мнений, уметь разрешать конфликты. Р: умение выбирать адекватные средства для организации своего поведения П: поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме |
2.4. Разрешение проблемной ситуации урока | Проблема: почему период 1604-1618 гг. получил название «Смута»? | Обобщают всё изученное на уроке и делают вывод. П: построение логической цепи рассуждений; доказательство; выдвижение гипотез и их обоснование; умение выражать свои мысли, строить высказывание в соответствие с задачами коммуникации; ученик может структурировать найденную информацию в нужной форме. К: умение решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы, фронтальной работы. |
2.5 Решение типовых заданий на новый способ с проговариванием во внешней речи | Организация работы с картой (при рассмотрении деятельности Лжедмитрия II и интервенции) | Выполняют задание в контурной карте. |
Рефлексивно – оценочный этап |
3.1 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Отвечают на пять тестовых вопросов, проверяют ответы друг друга и ставят отметку. | Каждый ученик отвечает на тестовые вопросы. П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности Р: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения и достижения своих одноклассников |
3.2 Включение нового знания в систему знаний по теме. | Откройте в тетради таблицу «Политика русских царей» и добавим туда Лжедмитрия I, Василия Шуйского. | Работа в тетради. П: структурирование знаний |
3.3 Итоговая самооценка учащимися результатов своей УД | Оцените свою работу на уроке: 1.Я узнал (а), что 2. Я был удивлен (а) тем, что 3. Мне понравилось, что 4. Мне более всего запомнилось, что | Оценивают свою работу на уроке. Р: умение реалистично оценивать свои образовательные достижения П: контроль и оценка процесса и результатов деятельности |
3.4 Разноуровневое домашнее задание | Для всех: Параграф 14-15 – читать; контурная карта – стр. 8 По желанию: стр. 20 «Думаем, сравниваем, размышляем» №1 – письм. | Записывают домашнее задание в дневник. П: структурирование информации – смысловое чтение; поиск и выделение необходимой информации; применение метода информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий |