СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 28.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Техническое обслуживание и текущий ремонт КШМ и ГРМ

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме: ТО и ТР КШМ и ГРМ

Просмотр содержимого документа
«Техническое обслуживание и текущий ремонт КШМ и ГРМ»

Инструктивная карта №2 Тема: Двигатель КамАЗ-4310 Упражнение 6. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

Инструктивная карта №2

Тема: Двигатель КамАЗ-4310

Упражнение 6. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма

Цель упражнения  Научиться проверять и подтягивать болты крепления головок цилиндров, опор двигателя, проверять компрессию в цилиндрах двигателя компрессором, обнаруживать и устранять неисправности кривошипно-шатунного механизма двигателя.

Цель упражнения

Научиться проверять и подтягивать

  • болты крепления головок цилиндров,
  • опор двигателя,
  • проверять компрессию в цилиндрах двигателя компрессором,
  • обнаруживать и устранять неисправности кривошипно-шатунного механизма двигателя.
 Материальное обеспечение Автомобиль КамАЗ - 4310, ключи гаечные 17, 19, 22, 24, 30 мм, динамометрический ключ, компрессометр, съёмник форсунок, стетоскоп.

Материальное обеспечение

Автомобиль КамАЗ - 4310, ключи гаечные 17, 19, 22, 24, 30 мм, динамометрический ключ, компрессометр, съёмник форсунок, стетоскоп.

Последовательность выполнения упражнения Проверка и затяжка болтов крепления головок цилиндров;  - проверка крепления опор двигателя и регулировка задних и поддерживающих опор;  - пуск, прогрев и прослушивание работы двигателя;  - проверка компрессии.

Последовательность выполнения упражнения

  • Проверка и затяжка болтов крепления головок цилиндров; - проверка крепления опор двигателя и регулировка задних и поддерживающих опор; - пуск, прогрев и прослушивание работы двигателя; - проверка компрессии.
Проверка и затяжка болтов крепления головок цилиндров

Проверка и затяжка болтов крепления головок цилиндров

Болты крепления головки цилиндров затягивают на холодном двигателе или (если двигатель работал) не ранее чем через 30 мин. После его остановки. Затяжку проводят в три приёма в последовательности показанной на рисунке:  Величина момента затяжки  болтов крепления головки  цилиндра  динамометрическим  ключом:  I приём – 4-5 кгс ּ м  II приём – 12 - 1 5 кгс ּ м  III приём – 19 - 21 кгс ּ м 3 2 4 1

Болты крепления головки цилиндров затягивают на холодном двигателе или (если двигатель работал) не ранее чем через 30 мин. После его остановки. Затяжку проводят в три приёма в последовательности показанной на рисунке:

Величина момента затяжки болтов крепления головки цилиндра динамометрическим ключом: I приём – 4-5 кгс ּ м II приём – 12 - 1 5 кгс ּ м III приём – 19 - 21 кгс ּ м

3

2

4

1

Проверка крепления опор двигателя и регулировка задних и поддерживающих опор Проверьте и при необходимости подтяните:

Проверка крепления опор двигателя и регулировка задних и поддерживающих опор

Проверьте и при необходимости подтяните:

а) болты крепления кронштейна 1 передней опоры к двигателю, болты 2 крепления кронштейна 1 к накладке 3 резиновой подушки 4, болты крепления кронштейна 5 к лонжерону, болты 6 крепления накладки 7 резиновой подушки 4  к кронштейну 5; 1 6 3 2 5 4 7

а) болты крепления кронштейна 1 передней опоры к двигателю, болты 2 крепления кронштейна 1 к накладке 3 резиновой подушки 4, болты крепления кронштейна 5 к лонжерону, болты 6 крепления накладки 7 резиновой подушки 4 к кронштейну 5;

1

6

3

2

5

4

7

б) болты крепления кронштейна 8 задней опоры к картеру сцепления, болты крепления кронштейна 9 лонжерона к лонжерону рамы, болты 10, 11; 11 8 10 9

б) болты крепления кронштейна 8 задней опоры к картеру сцепления, болты крепления кронштейна 9 лонжерона к лонжерону рамы, болты 10, 11;

11

8

10

9

в) болты 15 крепления кронштейна 16 поддерживающей опоры к картеру коробки передач, болты 17 крепления опоры к балке 18 поддерживающей опоры. 17 18 16 15

в) болты 15 крепления кронштейна 16 поддерживающей опоры к картеру коробки передач, болты 17 крепления опоры к балке 18 поддерживающей опоры.

17

18

16

15

Проверьте зазор между крышкой 12 и амортизатором 13 и если он есть, то устраните его путем удаления регулировочных прокладок 14. 12 13 14

Проверьте зазор между крышкой 12 и амортизатором 13 и если он есть, то устраните его путем удаления регулировочных прокладок 14.

12

13

14

При усадке резиновых амортизаторов задних опор с целью разгрузки резиновой подушки 19, поддерживающей опоры, от массы двигателя установите регулировочные прокладки (толщина их должна быть равна величине усадки резиновых амортизаторов задней опоры) между балкой 18 и накладкой 20 резиновой подушки 19. 18 19 20

При усадке резиновых амортизаторов задних опор с целью разгрузки резиновой подушки 19, поддерживающей опоры, от массы двигателя установите регулировочные прокладки (толщина их должна быть равна величине усадки резиновых амортизаторов задней опоры) между балкой 18 и накладкой 20 резиновой подушки 19.

18

19

20

Пуск, прогрев и прослушивание работы двигателя Порядок действия водителя при пуске двигателя зависит от температуры окружающего воздуха и теплового состояния двигателя.

Пуск, прогрев и прослушивание работы двигателя

Порядок действия водителя при пуске двигателя зависит от температуры окружающего воздуха и теплового состояния двигателя.

Пуск двигателя без предварительного подогрева (при температуре окружающего воздуха выше 0=С): проверьте наличие в двигателе масла и охлаждающей жидкости, а в топливном баке - топлива;   - нажмите на кнопку включатели массы;   - установите рычаг управлении коробкой передач в нейтральное положение;   - поверните ключ замка включателя приборов и стартера в первое фиксированное положение;

Пуск двигателя без предварительного подогрева (при температуре окружающего воздуха выше 0=С):

  • проверьте наличие в двигателе масла и охлаждающей жидкости, а в топливном баке - топлива; - нажмите на кнопку включатели массы; - установите рычаг управлении коробкой передач в нейтральное положение; - поверните ключ замка включателя приборов и стартера в первое фиксированное положение;
- установите рукоятку ручного управления рычагом останова двигателя в рабочее нижнее положение;   - установите рукоятку ручного управления подачей топлива в среднее положение, предварительно нажав на педаль подачи топлива;   - включите стартер, повернув ключ замка во второе, нефиксированное положение;   - после начала работы двигателя отпустите ключ замка включателя стартера и уменьшите подачу топлива до минимальной устойчивой частоты вращения коленчатого вала, опустив в нижнее положение рукоятку ручной подачи топлива.

- установите рукоятку ручного управления рычагом останова двигателя в рабочее нижнее положение; - установите рукоятку ручного управления подачей топлива в среднее положение, предварительно нажав на педаль подачи топлива; - включите стартер, повернув ключ замка во второе, нефиксированное положение; - после начала работы двигателя отпустите ключ замка включателя стартера и уменьшите подачу топлива до минимальной устойчивой частоты вращения коленчатого вала, опустив в нижнее положение рукоятку ручной подачи топлива.

Продолжительность работы стартера не должна превышать 15 с. Если двигатель не пускается, то повторный пуск стартером можно осуществить после минутного перерыва. После двух-трех безуспешных попыток необходимо прекратить пуск, найти и устранить неисправность, после чего повторить пуск. Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80 º С, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала от минимальной до средней.

Продолжительность работы стартера не должна превышать 15 с. Если двигатель не пускается, то повторный пуск стартером можно осуществить после минутного перерыва. После двух-трех безуспешных попыток необходимо прекратить пуск, найти и устранить неисправность, после чего повторить пуск.

Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80 º С, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала от минимальной до средней.

Прослушайте работу двигателя, для чего используйте стетоскоп (рис. 3). 5 Стетоскоп: 1. Мембрана 4 3 2. Слуховой стержень 2 3. Резиновые трубки 4. Пружина 1 5. Слуховые наконечники

Прослушайте работу двигателя, для чего используйте стетоскоп (рис. 3).

5

Стетоскоп:

1. Мембрана

4

3

2. Слуховой стержень

2

3. Резиновые трубки

4. Пружина

1

5. Слуховые наконечники

Некоторые характерные оттенки стуков и соответствующие участки их прослушивания:  металлические стуки, усиливающиеся при увеличении частоты вращения коленчатого вала, свидетельствуют о поломке пружин клапанов или заедании клапанов;   - стуки в верхней части блока цилиндров, возрастающие при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и уменьшающиеся при увеличении частоты, могут быть вызваны задирами на поверхности гильз и поршней;

Некоторые характерные оттенки стуков и соответствующие участки их прослушивания:

  • металлические стуки, усиливающиеся при увеличении частоты вращения коленчатого вала, свидетельствуют о поломке пружин клапанов или заедании клапанов; - стуки в верхней части блока цилиндров, возрастающие при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и уменьшающиеся при увеличении частоты, могут быть вызваны задирами на поверхности гильз и поршней;
 стуки, вызываемые увеличенными зазорами между поршневыми пальцами и отверстиями для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов или износом шатунных и коренных подшипников, слышны, как правило, при увеличении нагрузки на двигатель, при резком изменении подачи топлива;   - если в двигателе при любой частоте вращения коленчатого вала в зоне расположения клапанов прослушивается металлический стук с высоким тоном и частотой на фоне общего и глухого шума, то стучат клапаны вследствие большого увеличения зазоре между носком коромысла и стержнем клапана;
  • стуки, вызываемые увеличенными зазорами между поршневыми пальцами и отверстиями для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов или износом шатунных и коренных подшипников, слышны, как правило, при увеличении нагрузки на двигатель, при резком изменении подачи топлива; - если в двигателе при любой частоте вращения коленчатого вала в зоне расположения клапанов прослушивается металлический стук с высоким тоном и частотой на фоне общего и глухого шума, то стучат клапаны вследствие большого увеличения зазоре между носком коромысла и стержнем клапана;
- иногда во время пуска, особенно в первое время после пуска холодного двигателя, слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды, который  может уменьшаться или исчезать с прогревом двигателя. Это значит, что изношены поршни и зазор между поршнями и цилиндрами увеличен.

- иногда во время пуска, особенно в первое время после пуска холодного двигателя, слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды, который может уменьшаться или исчезать с прогревом двигателя. Это значит, что изношены поршни и зазор между поршнями и цилиндрами увеличен.

Проверка компрессии Компрессию проверяют на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости не менее 80°С и при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу  (500 - 600 об/мин).

Проверка компрессии

Компрессию проверяют на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости не менее 80°С и при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (500 - 600 об/мин).

1. Снимите форсунку 1-го цилиндра и вместо нее установите компрессометр (рис. 4) и зажмите его скобой крепления. 1 Компрессометр: 1. Манометр 2 2. Выпускной клапан 3. Шланг 4 3 4. Угловой переходник 5. Переходник 5 6 6. Стержень корпуса 7 7. Корпус 8 8. Впускной клапан

1. Снимите форсунку 1-го цилиндра и вместо нее установите компрессометр (рис. 4) и зажмите его скобой крепления.

1

Компрессометр:

1. Манометр

2

2. Выпускной клапан

3. Шланг

4

3

4. Угловой переходник

5. Переходник

5

6

6. Стержень корпуса

7

7. Корпус

8

8. Впускной клапан

Наденьте на топливопровод, подводящий топливо к снятой форсунке, шланг из бензостойкой резины и опустите его конец в сосуд для сбора топлива, которое будет поступать из секции насоса при проверке компрессии. Пустите двигатель и замерьте давление, показываемое манометром компрессометра при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя. Аналогично проверьте компрессию в остальных цилиндрах. Величина компрессии у исправного двигателя при 500 об/мин коленчатого вала должна быть не ниже 30 кгс/см 2 , а разность давления в цилиндрах не должна превышать 2 кгс/см 2 .

Наденьте на топливопровод, подводящий топливо к снятой форсунке, шланг из бензостойкой резины и опустите его конец в сосуд для сбора топлива, которое будет поступать из секции насоса при проверке компрессии.

Пустите двигатель и замерьте давление, показываемое манометром компрессометра при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.

Аналогично проверьте компрессию в остальных цилиндрах. Величина компрессии у исправного двигателя при 500 об/мин коленчатого вала должна быть не ниже 30 кгс/см 2 , а разность давления в цилиндрах не должна превышать 2 кгс/см 2 .

Контрольные вопросы 1. Объясните, с какой целью проверяют и подтягивают болты крепления головок цилиндров.   2. Почему компрессию проверяют на прогретом двигателе!   3. При каком техническом обслуживании проверяют, подтягивают и регулируют опоры двигателя!   4. Назовите детали, техническое состояние которых влияет на величину компрессии.

Контрольные вопросы

1. Объясните, с какой целью проверяют и подтягивают болты крепления головок цилиндров. 2. Почему компрессию проверяют на прогретом двигателе! 3. При каком техническом обслуживании проверяют, подтягивают и регулируют опоры двигателя! 4. Назовите детали, техническое состояние которых влияет на величину компрессии.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя