Инструктивная карта №2
Тема: Двигатель КамАЗ-4310
Упражнение 6. Техническое обслуживание кривошипно-шатунного механизма
Цель упражнения
Научиться проверять и подтягивать
- болты крепления головок цилиндров,
- опор двигателя,
- проверять компрессию в цилиндрах двигателя компрессором,
- обнаруживать и устранять неисправности кривошипно-шатунного механизма двигателя.
Материальное обеспечение
Автомобиль КамАЗ - 4310, ключи гаечные 17, 19, 22, 24, 30 мм, динамометрический ключ, компрессометр, съёмник форсунок, стетоскоп.
Последовательность выполнения упражнения
- Проверка и затяжка болтов крепления головок цилиндров; - проверка крепления опор двигателя и регулировка задних и поддерживающих опор; - пуск, прогрев и прослушивание работы двигателя; - проверка компрессии.
Проверка и затяжка болтов крепления головок цилиндров
Болты крепления головки цилиндров затягивают на холодном двигателе или (если двигатель работал) не ранее чем через 30 мин. После его остановки. Затяжку проводят в три приёма в последовательности показанной на рисунке:
Величина момента затяжки болтов крепления головки цилиндра динамометрическим ключом: I приём – 4-5 кгс ּ м II приём – 12 - 1 5 кгс ּ м III приём – 19 - 21 кгс ּ м
3
2
4
1
Проверка крепления опор двигателя и регулировка задних и поддерживающих опор
Проверьте и при необходимости подтяните:
а) болты крепления кронштейна 1 передней опоры к двигателю, болты 2 крепления кронштейна 1 к накладке 3 резиновой подушки 4, болты крепления кронштейна 5 к лонжерону, болты 6 крепления накладки 7 резиновой подушки 4 к кронштейну 5;
1
6
3
2
5
4
7
б) болты крепления кронштейна 8 задней опоры к картеру сцепления, болты крепления кронштейна 9 лонжерона к лонжерону рамы, болты 10, 11;
11
8
10
9
в) болты 15 крепления кронштейна 16 поддерживающей опоры к картеру коробки передач, болты 17 крепления опоры к балке 18 поддерживающей опоры.
17
18
16
15
Проверьте зазор между крышкой 12 и амортизатором 13 и если он есть, то устраните его путем удаления регулировочных прокладок 14.
12
13
14
При усадке резиновых амортизаторов задних опор с целью разгрузки резиновой подушки 19, поддерживающей опоры, от массы двигателя установите регулировочные прокладки (толщина их должна быть равна величине усадки резиновых амортизаторов задней опоры) между балкой 18 и накладкой 20 резиновой подушки 19.
18
19
20
Пуск, прогрев и прослушивание работы двигателя
Порядок действия водителя при пуске двигателя зависит от температуры окружающего воздуха и теплового состояния двигателя.
Пуск двигателя без предварительного подогрева (при температуре окружающего воздуха выше 0=С):
- проверьте наличие в двигателе масла и охлаждающей жидкости, а в топливном баке - топлива; - нажмите на кнопку включатели массы; - установите рычаг управлении коробкой передач в нейтральное положение; - поверните ключ замка включателя приборов и стартера в первое фиксированное положение;
- установите рукоятку ручного управления рычагом останова двигателя в рабочее нижнее положение; - установите рукоятку ручного управления подачей топлива в среднее положение, предварительно нажав на педаль подачи топлива; - включите стартер, повернув ключ замка во второе, нефиксированное положение; - после начала работы двигателя отпустите ключ замка включателя стартера и уменьшите подачу топлива до минимальной устойчивой частоты вращения коленчатого вала, опустив в нижнее положение рукоятку ручной подачи топлива.
Продолжительность работы стартера не должна превышать 15 с. Если двигатель не пускается, то повторный пуск стартером можно осуществить после минутного перерыва. После двух-трех безуспешных попыток необходимо прекратить пуск, найти и устранить неисправность, после чего повторить пуск.
Прогрейте двигатель до температуры охлаждающей жидкости 80 º С, постепенно увеличивая частоту вращения коленчатого вала от минимальной до средней.
Прослушайте работу двигателя, для чего используйте стетоскоп (рис. 3).
5
Стетоскоп:
1. Мембрана
4
3
2. Слуховой стержень
2
3. Резиновые трубки
4. Пружина
1
5. Слуховые наконечники
Некоторые характерные оттенки стуков и соответствующие участки их прослушивания:
- металлические стуки, усиливающиеся при увеличении частоты вращения коленчатого вала, свидетельствуют о поломке пружин клапанов или заедании клапанов; - стуки в верхней части блока цилиндров, возрастающие при малой частоте вращения коленчатого вала двигателя и уменьшающиеся при увеличении частоты, могут быть вызваны задирами на поверхности гильз и поршней;
- стуки, вызываемые увеличенными зазорами между поршневыми пальцами и отверстиями для них в бобышках поршней и во втулках верхних головок шатунов или износом шатунных и коренных подшипников, слышны, как правило, при увеличении нагрузки на двигатель, при резком изменении подачи топлива; - если в двигателе при любой частоте вращения коленчатого вала в зоне расположения клапанов прослушивается металлический стук с высоким тоном и частотой на фоне общего и глухого шума, то стучат клапаны вследствие большого увеличения зазоре между носком коромысла и стержнем клапана;
- иногда во время пуска, особенно в первое время после пуска холодного двигателя, слышен звук, напоминающий стук глиняной посуды, который может уменьшаться или исчезать с прогревом двигателя. Это значит, что изношены поршни и зазор между поршнями и цилиндрами увеличен.
Проверка компрессии
Компрессию проверяют на прогретом двигателе (температура охлаждающей жидкости не менее 80°С и при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя на холостом ходу (500 - 600 об/мин).
1. Снимите форсунку 1-го цилиндра и вместо нее установите компрессометр (рис. 4) и зажмите его скобой крепления.
1
Компрессометр:
1. Манометр
2
2. Выпускной клапан
3. Шланг
4
3
4. Угловой переходник
5. Переходник
5
6
6. Стержень корпуса
7
7. Корпус
8
8. Впускной клапан
Наденьте на топливопровод, подводящий топливо к снятой форсунке, шланг из бензостойкой резины и опустите его конец в сосуд для сбора топлива, которое будет поступать из секции насоса при проверке компрессии.
Пустите двигатель и замерьте давление, показываемое манометром компрессометра при минимальной частоте вращения коленчатого вала двигателя.
Аналогично проверьте компрессию в остальных цилиндрах. Величина компрессии у исправного двигателя при 500 об/мин коленчатого вала должна быть не ниже 30 кгс/см 2 , а разность давления в цилиндрах не должна превышать 2 кгс/см 2 .
Контрольные вопросы
1. Объясните, с какой целью проверяют и подтягивают болты крепления головок цилиндров. 2. Почему компрессию проверяют на прогретом двигателе! 3. При каком техническом обслуживании проверяют, подтягивают и регулируют опоры двигателя! 4. Назовите детали, техническое состояние которых влияет на величину компрессии.