СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Создание пластилиновой мультипликации - эффективное средство для развития детей с ОВЗ.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном мире.

Просмотр содержимого документа
«Создание пластилиновой мультипликации - эффективное средство для развития детей с ОВЗ.»

Техника «перекладки» при создании мультфильма.


Автор: Пищулина Екатерина Александровна, педагог дополнительного образования.


Направленность:

данная работа предназначена для учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, работающих со школьниками, родителей.


Краткое содержание:

Внедрение мультипликации в образовательный процесс является относительно новым, в то же время, достаточно универсальным и многогранным способом развития детей в условиях современного мира, насыщенного визуальной информацией. Анимационное искусство, или, более внедрение анимации в учебный процесс - относительно новый, в то же время достаточно универсальный и многогранный способ развития детей в современном, насыщенном визуальной информацией мире.

«Анимация» - это совершенно уникальное искусство, позволяющее решать широкий спектр образовательных задач, соответствующих требованиям Федерального образовательного стандарта. Пластилиновая анимация, созданная руками школьников, в качестве основной задачи определяет рабочий процесс, а не результат.


На практике, как мы убедились, работа наших учеников детско-юношеского цента оказалась блестящей, качественной, интересной. Таким образом, как сам процесс деятельности, так и результат оказались достойными представления опыта работы сообществу учителей и родителей.


Пояснительная записка.


Цель методической разработки:

организация совместных уроков и внеаудиторного взаимодействия обучающихся и преподавателей в работе для ознакомления с этапами работы по созданию пластилинового мультфильма: 1) фотосъемка покадровая, 2) монтаж, 3) звуковое сопровождение, 4) вёрстка в программе «Киностудия».


Задачи:

Обучающие задачи:

- научить пластилиновой анимационной деятельности с использованием разнообразных приемов;

- познакомить учащихся с процессами разработки и изготовления фонов и декораций;

- познакомить учащихся с технологическим процессом создания мультфильма;

- познакомить учащихся с установкой фототехники, обрудования дляосвещения, раскадровкой сюжета и съёмкой кадров.


Развивающие задачи:

- развивать творческие способности, формировать творческое мышление учащихся;

-развивать познавательные и речевые возможности, логическое мышление, пространственное воображение;

- развивать интерес к пластилиновой анимации, стремление к самостоятельному творческому выражению;

- развивать художественно-эстетический вкус.


Воспитательные задачи:

- формировать умение организовывать сотрудничество детей, решать совместные задачи, и организовывать совместную деятельность;

- учить детей находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования интересов и учёта интересов;

- формировать умение договариваться, принимать верное решение в доброжелательной атмосфере;

-формировать трудолюбие, самостоятельность.



Коммуникативные:

- формировать опыт публичного выступления, культуру речи;

- формировать умение управлять голосом, говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации;

- формировать умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.


Значимость методической разработки:

Создание анимации из пластичных материалов это очень увлекательный процесс. Для работы с детьми младшего школьного возраста наиболее «удобным» представляется детский пластилин.

С точки зрения педагогической практики, практика пластилиновой мультипликации решает следующие задачи:

- побуждает детей к речевому развитию. Ребята знакомятся с произведениями детской и национальной литературы. Например, мультфильм по мотивам селькупской сказки «Миф о том, как звери солнце будили» познакомил ребят с местными обычаями народов Севера. У учеников углубляются навыки восприятия «на слух» текстов и прочей информации. Процесс озвучивания мультфильма способствует развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;


- формирует познавательный интерес. Создание мультфильма пробуждает у «мультипликаторов» интерес к результатам своей деятельности, а также поддерживает познавательную мотивацию. В процессе разрешения проблемно-поисковых ситуаций у школьников формируются навыки произвольного внимания, развития слуховой и зрительной памяти, развивается воображение и мышление;


- стимулирует художественное и эстетическое развитие. Известно, что процесс восприятия учащимися художественных произведений непосредственно вызывает стимулирование сопереживания героям. А изготовление персонажей своими руками декораций придает героям индивидуальность;


- развивает социально-коммуникативные навыки. Общение школьников внутри «творческого коллектива», взаимоотношения со взрослыми, руководителями коллектива способствуют развитию самостоятельности, осознанию ответственности за свою деятельность, формированию восприятия мотивации к творческому труду;


Пластилиновая мультипликация при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствует проживанию в процессе съемки опыта героев, их истории. Применение лепки при изготовлении героев мультфильма позволяет развивать речевое взаимодействие со взрослым и со сверстниками, развивает и укрепляет мелкую моторику, дает опыт речевого озвучивания, развивает зрительно-моторную координацию а также воспитывает эмоционально-положительное отношение к занятию.


Создание анимационного мультфильма сочетает в себе различную деятельность учащихся - игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную.







Работая с детьми, имеющими определенные сложности в прохождении основной образовательной программы, важно включать в работу разнообразные методы и формы работы. Для создания «условий равных возможностей», использование пластилиновой анимации, как одного из направлений деятельности на уроке является достаточно перспективным. Учитывая особенности детей с ОВЗ (недостаточно сформированы внимание, память, концентрация, переключаемость, могут быть выявлены сложности регуляторного компонента, недостаточно сформированы причинно-следственные связи и объем обобщений и т.д), применение приемов лепки из пластилина поможет частично скомпенсировать перечисленные сложности учащихся.


Технологичность:

Пластилин – удивительный материал. Безусловно, он обладает яркими изобразительными и выразительными свойствами. Наряду с этим, работа с ним положительным образом влияет на личностное и психическое развитие ребенка. Работа по развитию мелкой моторики, развитию пальцев рук, имеют важное влияние на развитие высшей нервной деятельности учащихся, стимулирует работу речевых зон коры головного мозга. В работах физиологов находим подтверждение связи между нервными окончаниями, расположенными в подушечках пальцев рук с работой больших полушарий мозга.

Метод пластилиновой анимации полезен, интересен, и достаточно прост в применении. Его могут использовать не только учителя начальной школы, воспитатели группы продленного дня, но и коррекционные педагоги в своей практической деятельности. В комплексной работе по созданию «пластилиновой сказки», реализовываются познавательные, речевые, воспитательные, эстетические, коммуникативные задачи.


Наличие результатов:

Процесс лепки из пластилина способствует развитию у детей таких качеств, как самостоятельность, креативность, усидчивость. Ребенок сразу видит результат своего труда, что способствует повышению самооценки. Анимация как искусство способствует развитию художественного и эстетического вкуса, развивает морально-этические качества личности ребенка, влияет на интеллектуальное развитие, внимание и воображение. Что касается пластилиновой анимации, то творчество аниматора похоже на скульптуру - он вырезает из пластилина подвижную форму, которую можно оживить во время съемок.


В общем виде, создание анимационного фильма предполагает прохождение творческой группой следующих этапов:

- определение общей идеи мультфильма;

- написание сценария мультфильма «раскадровки»;

- изготовление героев и декораций для всех сцен фильма;

- покадровая съёмка мультфильма;

- соединение кадров в фильм при помощи компьютерной программы;

- озвучивание фильма.



Как правило, определение идеи мультфильма сводится к выбору известной сказки, рассказа, стихотворения. Возможно совместное придумывание сюжета. Возможно использование различных игровых ситуаций.

Этот процесс непосредственно связан с созданием сценария. Следует отметить, что группа «сценаристов» должна учитывать технику предстоящей анимации.

Она может быть представлена следующими основными видами:

- перекладка – уместна для работы с детьми, любящими рисование;

- кукольная анимация – хорошо подходит тем, кто любит самостоятельно что-либо изготавливать из всевозможных материалов;

- пластилиновая анимация – для «потенциальных скульпторов»;

- предметная анимация – ориентирована на тех, кому нравится процесс строительства и конструирования;

- «смешанная» – совмещающая несколько видов техники.

Наибольшие возможности представляет пластилиновая.


Ожидаемые результаты:


В процессе создания сценария важно прорисовать «раскадровку общих планов. Создание «раскадровки» в ходе общего обсуждения идеи, способствует тому, что дети приучаются видеть сюжет и конечный продукт целиком, учатся планированию своих действий в процессе съёмки, выбору наиболее рационального, с точки зрения подачи материала, способу создания мультфильма.

Уместно сопоставить планы в кадре: дальний, средний, крупный, общий и оценить целесообразность использования каждого из них в конкретной

ситуации.

Наиболее трудоёмким и, в тоже время, интересным является этап создания персонажей, декораций, фонов для будущего фильма. Прежде, чем создавать образы, полезно просмотреть фотографии, иллюстрации и рисунки, отражающие различные варианты изображения создаваемых персонажей, которые отличаются техникой исполнения, манерой, использованием различных художественных материалов. Совместная деятельность участников творческой группы объединяет детский коллектив. Интересно видеть результат творческого труда, а лепка объемных пластилиновых фигурок, еще и увлекательный процесс.



Для обеспечения приемлемой плавности движения требуется частота около 15 кадров в секунду. Очевидно, что и количество экземпляров каждого из персонажей в различных позах должно быть соответствующим. Вот почему пластилин представляется наиболее подходящим материалом.

В процессе творческой деятельности, ребёнок проявляет фантазию, экспериментирует. Он выбирает наиболее яркий (на его взгляд), колоритный образ своих героев, старается передать их внешнее окружение.


Покадровая съёмка. Как уже отмечено, для обеспечения приемлемой плавности движения требуется частота 12÷15 кадров в секунду. Съёмку следует производить исходя из этого. При этом требуется строгое распределение ролей в съёмочной группе. Это оказывает положительное влияние не только на конечный продукт – мультфильм. В этом процессе дети приучаются к самостоятельности, сосредоточенности на выполняемых операциях, ответственности, планированию последовательности действий и операций. Взрослому, как правило, руководителю студии, следует взять на себя функции главного режиссёра, т.е. осуществлять руководство всем ходом процесса. На этапе предварительной работы, взрослый продумывает способы выстраивания композиции в кадре, а затем, вместе с учащимися идеи дорабатываются и воплощаются. Один из участников творческой группы, оператор, выполняет постоянный контроль отснятых кадров. Остальным детям – отведена роль аниматоров, они производят действия «на площадке», передвигая героев и меняя декорации в соответствии сюжетом. Осуществляя передвижение персонажей, дети, зачастую, наделяют «своих» душевными качествами, пытаются воплотиться в них, становятся непосредственными участниками этого действа. Нередко «на площадке» возникают элементы импровизации. «Пластилиновая история», снятая кадр за кадром, становится «ощутимой», учащиеся видят результаты творческой деятельности. Рекомендуем периодически показывать отснятые фрагменты детям. Это будет способствовать лучшему восприятию ими всей технологической последовательности производства фильма.

Отснятый материал монтируется в «киноленту» с помощью программы «Киностудия».

Важным этапом является запись необходимых диалогов, распределение ролей для озвучки. Озвучивая мультфильм, ребята демонстрируют и развивают свои актёрские способности: выразительно читают текст «от автора», интонациями голоса передают особенности характера и эмоциональное состояние персонажа, учатся создавать шумовые эффекты.

Особенно полезна данная деятельность для детей с логопедическими проблемами. Решаются задачи четкого проговаривания, грамотного высказывания. Школьники учатся интонационно выделять значимые контекстные места.


Таким образом, метод создания пластилиновой мультипликации показал себя, как эффективное средство для развития детей младшего и среднего школьного возраста.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!