СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технолгия опыта

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка была представлена как обобщение опыта при защите на 1 квалификационную категорию.

Просмотр содержимого документа
«Технолгия опыта»

Технология опыта


Игра наряду с учением – один из составных видов деятельности человека. Игра, являясь развлечением, отдыхом, способна перерасти в обучение, творчество.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. В современной школе, делающей ставку на активизацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

  • В качестве самостоятельных технологий для освоении понятия, темы или раздела учебного предмета;

  • Как элементы более обширной технологии;

  • В качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, контроля);

  • Как технологии внеклассной работы.

Концептуальные основы игровых технологий были разработаны ученым -психологами

Л.С.Выготским, А.Н. Леонтьевым, Л.Б. Элькониным. Широко известны также технологии развивающих игр для дошкольников Б.П. Никитина, учебник русского языка В.В. Репкина, методика обучения теории музыки В.В. Кирюшина.

Опираясь на возрастные особенности детей, Л.Б. Эльконин особую роль отводит ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание: младший школьный возраст – учебная деятельность, средний – общественно-полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная . Все возрастные периоды не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Педагогические игры имеют следующую классификацию:

По виду деятельности: физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические;

По характеру педагогического процесса:

1) обучающие (игры-упражнения: кроссворды, ребусы, викторины, логические цепочки, «Третий лишний», «Найди пару», «Собери предложение»);

2) тренинговые (игра-путешествие, дискуссия, грамматическая сказка);

3) контрольно-обобщающие (игра-соревнование, игра-конкурс, лингвистический КВН, интеллектуальный марафон).

По характеру игровой методики:

    1. ролевые (дискуссия на основе распределения ролей, заочное путешествие, пресс-конференция);

    2. деловые (урок-суд, эстафета, в редакции газеты);

    3. имитационные (игра «Корректор»)

По игровой среде: с предметами, без предметов, компьютерные и с ТСО, комнатные и др.

Игра имеет свои этапы разработки и проведения:

  • Подготовительный;

  • Игровой
    Заключительный

Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария – условного отображения ситуации и объекта. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснования поставленной задачи, плана деловой игры, общего описания процедуры игры, содержания ситуации и характеристик действующих лиц. Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формулируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости обучающихся обращаются к ведущему за консультацией. Допускаются предварительные контакты между участниками игры. Негласные правила запрещают отказываться от полученной по жребию роли, выходить из игры, пассивно относиться к игре, нарушать регламент и этику поведения.


Этап проведения – процесс игры. Здесь осуществляется групповая работа над заданием, межгрупповая дискуссия (выступления групп, защита результатов). С началом игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблемам, заслушиваются сообщения экспертной группы, выбираются наиболее удачные решения.


Этап анализа, обобщения и обсуждения результатов игры. Выступление экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на установление связи игры с содержанием учебного предмета.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

    1. соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

    2. доступность для учащихся данного возраста;

    3. умеренность в использовании игр на уроках.

Игровые технологии я использую в основном в 5-6 классах. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей. Задача учителя в это время – сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными. А радостными и интересными. Здесь на помощь приходят уроки-игры, уроки-путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, увлечь детей и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

Я убедилась, что на таких уроках ученики работают более активно, с большим интересом. Если урок построен в форме соревнования, то у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После подобных уроков часто слышишь от детей фразу: «Давайте еще поиграем», что свидетельствует об успешности урока.

В своей работе я применяю такие виды уроков с использованием игровых технологий, как:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найти орфограмму, произвести один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определенном этапе урока (начало, середина, конец, знакомство новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады), которые проводятся между учащимися разных классов одной параллели.


Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

  1. правильно организованная с учетом специфики материала игра тренирует память, помогает выработать речевые умения и навыки;

  2. игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

  3. игра – один из приемов преодоления пассивности учеников;

  4. в составе команды каждый ученик несет ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится быстрее и успешнее справиться с заданием.


Перспективы работы:

  1. Использование интерактивных технологий.

  2. Развитие творческого потенциала учащихся:

А) выпуск номера школьной газеты «Пульс школы»;

Б) участие в школьных и районных мероприятиях.

3. Взаимодействие с педагогическим сообществом.






Тема опыта: Игровые технологии на уроках русского языка как средство развития познавательной активности школьников

Раздел «Морфология» «Имя прилагательное»

Активизация познавательной деятельности учащихся – одна из актуальных проблем на современном этапе развития педагогической теории и практики. Это закономерно, так как учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решается главная задача, поставленная перед школой – подготовить думающий молодых людей, культурных, способных принимать самостоятельные решения. А это невозможно без воспитания в учениках любви к родному языку, заинтересованного отношения к нему.

Не секрет, что в настоящее время наблюдается резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль.

Поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Традиционные формы работы не дают должных результатов, поэтому я в своей работе использую инновационные технологии.

Эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой технологии. Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В игровой технологии главную идею и основу эффективности результатов составляют средства, активизирующие деятельность учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

Цель работы: создать условия для развития познавательной активности учащихся посредством использования игровых технологий.

Задачи: 1. Рассмотреть особенности использования игровых технологий на уроках русского языка как средства познавательной активности.

2. Выявить влияние игровых технологий на развитие познавательной активности школьников.

3. Совершенствовать методы и формы обучения, способствующие развитию познавательной активности.


Обобщающий урок-конкурс по теме «Имя прилагательное»

(6 класс )

Тип урока: урок систематизация и обобщение изученного материала

Цели урока:

  1. Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков, повторение орфограмм, изученных в теме «Имя прилагательное»; повторение знаков препинания в простом сложном предложениях;

  2. Повторение теоретических понятий по теме и известных сведений по синтаксису и пунктуации;

  3. Воспитание интереса к урокам русского языка;

  4. Формирование и закрепление навыков внутригрупповой коммуникации с акцентом на позитивную мотивацию поведения.

Форма урока: урок-конкурс

Оборудование и оформление: подготовленная к работе доска; подготовленные таблицы и схемы (на ватмане, красочно оформленные), листы с загадками.

План урока по теме «Имя прилагательное»

Подготовка кабинета (оборудование и оформление урока)

  1. Парты сдвигаются попарно, члены команд садятся вместе, на каждой парте табличка с названием команд ( команда № 1 «Качественные прилагательные», команда № 2 - )

  2. Подготовленные таблицы и схемы (на ватмане, красочно оформленные)

  3. Листы с загадками

  4. Пакеты с заданиями для каждой команды по пунктуации, орфографии, развитию связной речи.

  5. Подготовленная к работе доска с записью: Урок-конкурс по теме «Имя прилагательное»

Объявление целей урока и инструктаж.

Ребята! Сегодня мы с вами проводим заключительное занятие по теме «Имя прилагательное» в форме конкурса. Целью нашего урока является подготовка к диктанту и успешное его написание. А для этого мы проверим вашу орфографическую и пунктуационную зоркость, узнаем, как вы знаете правила правописания имен прилагательных и умеете их применять, как владеете нормами литературной речи; посмотрим, как дружно, слаженно вы можете работать в группах. Девиз нашего урока-игры «Мир освещается солнцем, а человек - знанием».

Для оценивания результатов игры будет работать строгое, но справедливое жюри (учитель и два старшеклассника). Каждый конкурс, а их будет пять, оценивается по пятибалльной системе. Итоги подводятся после каждого конкурса. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Победители будут награждены медалью с надписью «Лучшему знатоку». Успеха вам, ребята!

Основной этап урока.

Конкурс 1. «Озаглавь таблицу, схему»

Представляется таблица (или схема) и предлагается озаглавить ее, а для этого вспомнить о какой орфограмме идет речь, назвать вид орфограммы, рассказать правило, привести как можно больше примеров на это правило.

Первая команда дает задание второй, вторая – первой.

1. Есть краткая форма суффикс

Буквы к, ч, ц -к-

В остальных случаях -ск-

Участники команды № 2 отвечают, что эта таблица называется «Написание суффиксов –к- и –ск- в прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

2. –ан- - онн-

-ян- - енн-

-ин- н+н

Участники команды № 2 отвечают, что эта таблица называется «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

Задание дает вторая команда

1. Не пишется

Слитно Раздельно

Не употребляется без не- Есть противопоставление с союзом а;

Можно заменить синонимом без не- Есть слова далеко не, вовсе не и др.

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Не с прилагательными». Рассказывают правило, приводят примеры.

2. Ж

Ш

Ч О - Е

Щ

Ц

Команда № 1 отвечает, что эта схема к орфограмме «Буквы О – Е после шипящих и Ц в окончаниях и суффиксах прилагательных», рассказывают правило, приводят примеры.

Конкурс 2. «Загадки»

Отрабатывается навык правильного написания прилагательных. Задание в этом конкурсе заключалось в том, что каждая команда должна была найти или придумать 3 загадки, в которых есть изученные орфограммы по теме «Имя прилагательное». Каждой команде предлагаются загадки, красиво и правильно оформленные на ватмане.

Загадки, найденные учениками:

Комочек пуха, дли..ое ухо, прыгает ловко, любит морковку. (Заяц). Маленький мужич..к – костя..ая шубка (Орех.) В деревя..ой рубашке ч..рная душа. (Карандаш.)


(Не)грамотен, а весь век пишет (Карандаш.) Золотое яблочко по серебря..ому блюдечку катится. (Месяц на небе.) Коровка деревя..ая, рожки оловя..ые. (Ухват.)


Жюри подводит итог второго конкурса.


Конкурс 3. «Расставь знаки препинания»


Выдается пакет с заданиями по пунктуации. Выполняют поочередно все участники команды.

Расставить знаки препинания, подчеркнуть грамматические основы.

Задание для первой команды

  1. Но Пацюк взглянул и снова начал хлебать галушки.

  2. При сем слове черт сотворил крест и черт сделался тих.

  3. Оксана смутилась когда до нее дошли такие вести.

  4. Восхищенный кузнец тихо поцеловал ее и лицо ее пуще загорелось.

Задание для второй команды

  1. В сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

  2. Он узнал Кириллу Петровича и ужасное смятение изобразилось на лице его.

  3. Но тут кровля с треском рухнула и вопли утихли.

  4. Он чувствовал сквозь сон что кто-то тихонько дергал его за ворот рубашки.


Конкурс 4. «Укрась рассказ»


Каждой команде предлагается карточка, на которой записаны предложения без прилагательных. Нужно дополнить предложения прилагательными, делая их более выразительными и красивыми. Один представитель от каждой команды зачитывает полученный текст.

1 вариант. Встает солнце. Искрится озеро. Стоят сосны. Тишь и глушь.

2 вариант. Стоит избушка. Живет охотник. Он разбирается в повадках.


Конкурс 5. «Напиши правильно»


Каждая команда получает карточку с тремя заданиями. Каждый участник команды по очереди выходит к доске, объясняет выполненное задание.

Задание для первой команды.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Реч..вой, морж..вый, свинц..вый, ситц..вый, плюш..вый, камыш..вый, глянц..вый, песц..вый.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Утре..ий, песча..ый, цели..ый, тума..ый, оловя..ый, серебря..ый, экскурсио..ый, лебеди..ый.

  1. Раскрыть скобки, написать слитно или раздельно.

(Не)красивый поступок, (не)ряшливый вид, (не)широкая, а узкая дорога; гора отнюдь (не)велика; (не)высокий кустарник.

Задание для второй команды.


  1. Вставь пропущенные буквы.

Скольз..ий, сибир..ий, близ..ий, свет..ий, город..ой, молодец..ий, горня..ий, матрос..ий.

  1. Вставь пропущенные буквы.

Карти..ая, деревя..ая, ветре..ый, соловьи..ый, серебря..ый, стари..ый, багря..ый, дли..ый.

  1. Раскрыть скобки, написать слитно или через дефис.

Бледно(лиловый), древне(русский), русско(немецкий), меде(плавильный), фабрично(заводской), темно(зеленый), лево(бережный).


Итоги конкурса. Рефлексия.

Учитель выясняет у учащихся, понравился ли им урок, что больше всего понравилось, что вызвало затруднения.

Домашнее задание: Повторить все орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное». Подумать и ответить на вопросы: Что дало мне изучение данной темы? Что я узнал нового? Как я могу полученные знания применить в повседневной жизни?

Жюри подсчитывает баллы, определяется команда победителей. Вместе с детьми называем лучших знатоков русского языка по теме «Имя прилагательное».

Учитель: А впереди у нас много разных тем. Проигравшим не стоит унывать, у вас есть возможность в ближайшем будущем стать обладателями медали «Лучшему знатоку русского языка».












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!