Цели обучающегося 1. Изучение культурного развития Руси в контексте распространения христианства. 2. Анализ исторических источников по теме. 3. Развитие коммуникативных навыков и проблемного мышления. | Цели преподавателя 1. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству. 2. Создание условий и ситуаций, необходимых для эффективного усвоения новых знаний. 3.Формирование программных знаний, общеучебных и специальных умений в соответствии с темой занятия. |
Основные термины, даты, персоналии Культура материальная и духовная, глаголица, кириллица, каллиграфия, миниатюры, пергамент, летопись, слово, житие, иконопись, фреска, мозаика, 988 г., Нестор, Антоний Печерский, Ярослав Мудрый, кн. Ольга, кн. Владимир, Анна, Д.С. Бортянский | Формируемые результаты Предметные: - овладеть знанием основных терминов по теме, знать и уметь объяснять значение объектов культурного наследия, роли личностей в контексте темы; Личностные: - развить способности к нравственному самосовершенствованию; воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; - использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - совершенствовать коммуникативные способности. Метапредметные: - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, аудиовизуальный ряд); - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственными и временными рамки изучаемых процессов и явлений. |
Этап занятия, время | Цель этапа | Методы/ технологии | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающегося | Результат |
1. Организационный, 2 мин. | Проверка готовности обучающихся, контроль посещаемости | | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, отмечает отсутствующих | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | |
2. Постановка темы и цели урока, 2 мин. | Подведение детей постановке задач урока. Составление плана работы. | Наблюдение, эвристическая беседа. | Выясняет уровень подготовки, использует презентацию для организации беседы, комментирует пункты плана | Участвуют в беседе (с места), записывают тему и план урока: 1. Принятие христианства на Руси. 2. Значение колокола в христианстве. 3. Церковный календарь. | Анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах. |
3. Фронтальный опрос, 5 мин. | Проверка знаний по теме в рамках материала предыдущего урока, вводного для данной темы. | Опрос. | Задает вопросы на знание терминов, дат, персоналий (презентация, раздаточный материал) | Отвечают с места, поднимая руку. Заполняют пропуске в тексте. | Овладеть знанием основных терминов по теме. |
3. Проверка творческого домашнего задания, 15 мин. | Проверка выполнения творческого домашнего задания. | Метод проектов. | Определяет последовательность выступлений, контролирует соблюдение регламента, оценивает выступающих и слушателей с помощью постановки вопросов. | Выступают с проектами по теме «Объекты культурного наследия христианской Руси и персоналии, повлиявшие на христианизацию», отвечают на вопросы по проектам. | Знать и уметь объяснять значение объектов культурного наследия, роли личностей в контексте темы; развить способности к нравственному самосовершенствованию, воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;совершенствовать коммуникативные способности. |
4. Объяснение нового материала, 10 мин. | Объяснить новый материал | Лекция, объяснительно-иллюстративный метод | Демонстрирует слайды презентации, использует звуковые данные, поясняя новый материал по разделам: колокола, православный календарь, христианские имена. | Конспектируют, читают учебник (с.96-99), участвуют в беседе | Овладеть знанием основных терминов по теме, анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах. |
4. Самопроверка, 8 мин. | Письменный ответ на вопросы | Самопроверка, самооценка | Проводит инструктаж обучающихся, демонстрирует ответы. | Выполняют работу в группах (раздаточный материал), производят предварительную оценку работы. | Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственными и временными рамки изучаемых исторических процессов и явлений. |
5. Подведение итогов, 3 мин. | Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей | Рефлексия, контроль | Задает вопросы о результатах урока, предстоящих задачах. | | | Формулируют свои впечатления от урока, делают предположения и вносят предложения о материале следующего урока. | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; совершенствовать коммуникативные способности. |
Христианство на Руси было принято в ____________ году по решению князя ____________. Он был внуком княгини __________, которая задолго до этого первой на Руси приняла христианство. Прежде на Руси верили в существование множества богов, такая религия называется ___________. После принятия христианства братья _______ и ________ создали славянскую азбуку, названную позже именем одного из братьев - ______________. В архитектуре зарождается каменное храмовое __________. Храмы украшали различными изобразительными средствами: ______, _______ по особым правилам - ___________. Появились книги, главными литературными жанрами стали _________, _________. В монастырях стали записывать хронику событий - _________, самой древней такой хроникой считается ____________, созданная монахом _________. |
Персоналии |
1 | Кирилл и Мефодий | А | Просветитель Перми |
2 | Кн. Ярослав Мудрый | Б | Первая, кто принял христианство на Руси |
3 | Антоний Печерский | В | Летописец |
4 | Кн. Ольга | Г | Создатели славянской азбуки |
5 | Кн. Владимир | Д | Иконописец |
6 | Кн. Анна | Е | Композитор |
7 | Нестор | Ж | Создатель первой библиотеки |
8 | А. Рублев | З | Креститель Руси |
9 | Стефан Пермский | И | Основатель монастыря |
10 | Д.С. Бортянский | К | Гречанка, жена Владимира |
Географические объекты |
1 | Днепр | А | Город, в который отправился Стефан Пермский |
2 | Великий Новгород | Б | Столица Византии |
3 | Кижи | В | Страна, послы которой убедили Владимира принять христианство |
4 | Киев | Г | Город, где стоит Царь-колокол |
5 | Константинополь | Д | Река, где крестили киевлян |
6 | Византия | Е | Страна, где в конце IV в. было разрешено христианство |
7 | Римская империя | Ж | Родина Кирилла и Мефодия |
8 | Москва | З | Столица Древней Руси |
9 | Болгария | И | Духовный центр на Северо-Западе Руси в ХI веке |
10 | Пермь | К | Остров, где церкви построены без единого гвоздя |
Термины |
1 | Фреска | А | Хроника событий |
2 | Мозаика | Б | Особый способ написания букв |
3 | Иконопись | В | Выделанная кожа животных, на которой писали |
4 | Каллиграфия | Г | Биографические произведения о святых и деяниях |
5 | Культура | Д | Рисунок на мокрой штукатурке |
6 | Миниатюра | Е | Нравоучительные произведения |
7 | «Слово» | Ж | Искусство изображения ликов святых |
8 | Житие | З | Изображения в древних книгах |
9 | Пергамент | И | Всё созданное человеком |
10 | Летопись | К | Изображение из мелких разноцветных стекол |