СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Анализ отдельных глав поэмы «Мертвые души»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Анализ отдельных глав поэмы «Мертвые души»»

Технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

Литература





Тема занятия

Анализ отдельных глав поэмы «Мертвые души»

Вид занятия

Практическое

Цель занятия:



  1. Показать мастерство Н.В. Гоголя в описании характеров помещиков в поэме “Мёртвые души”.

  2. Формировать умение вчитываться, вдумываться в текст, находить ключевые слова, значимые детали в художественном тексте, делать выводы.

1. Образовательные:
а) повторить ранее изученный литературоведческий материал;
б) познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути писателя;
в) познакомить учащихся с основными идеями писателя;

2.Развивающие:
а) формировать умения оригинального мышления;
б) развивать умения грамотно высказывать собственные мысли;

3. Воспитательные:

а) формирование самостоятельности при работе с книгой;

б) воспитание интереса к творчеству писателя;

в) развитие личностных качеств;
г) обогащение словарного запаса обучающихся.


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

-знать содержание глав поэмы

-особенности мировоззрения писателя;

-историю создания произведения;

-особенности композиции произведения;

-особенности идейного содержания произведения

-систему образов

Должны уметь:


-выражать свое мнение,

-доказывать свою позицию;

-анализировать художественное произведение;

-анализировать и сопоставлять факты из жизни писателя и его творчество с содержанием романа, делать выводы.

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе;

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Русский язык, история, обществознание


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла




Средства


Компьютер, учебник, раздаточный материал, текст повести

Основная

Русская литература под ред. В.А.Чалмаева, Москва, просвещение, 1999 г.

литература



содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.


Фронтальный опрос учащихся по содержании третьей главы поэмы

1.С кем встретился Чичиков в этой главе?

2.Как его встретили?

3.Опишите хозяйку.

4. Опишите быт и нрав Коробочки.

5.Что нового мы узнаем о Чичикове в этой главе?

15 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.


Он сказал нам, кто мы таковы, чего недостает нам, к чему должны стремиться, чего гнушаться и что любить. И вся его жизнь была страстною борьбою с невежеством и грубостью... вся была одушевлена одною горячею, неизменною целью — мыслью о служении благу родины.

Н. Г. Чернышевский

Как вы понимаете это высказывание?

10 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.


 - Ребята, сегодня на уроке мы будем анализировать текст первой главы по плану, и учиться делать выводы.

   Выразительное чтение и анализ отрывков из  первой главы поэмы «Мёртвые души» по плану.

1. Въезд Чичикова в город. 

   «В ворота губернского города NN въехала довольно красивая рессорная небольшая бричка…»

2. Гостиница и комната Чичикова. 

       Прочитать  отрывок описание гостиницы и комнаты.

    «Покой был известного рода, ибо гостиница была тоже известного рода, т. е. именно такая, как бывают гостиницы в губернских городах…  с чёрною, как смоль бородою»

 - Перечислить художественные детали, с помощью которых автор иронизирует, описывая гостиницу и комнату, в которую поселился Чичиков?

(«Тараканы, выглядывающие, как чернослив, из всех углов», «висела копчёная люстра»)

 

- Найти отрывок, характеризующий кучера и лакея? 

      («Чемодан внесли кучер Селифан, низенький человек в тулупчике,

и лакей Петрушка, малый лет тридцати, в просторном подержанном сюртуке, как видно с барского плеча, малый немного суровый на взгляд, с очень крупными губами и носом»)


Динамическая пауза


3. Общая зала и обед. 

   Прочитать отрывок описание зала.

«Какие бывают эти общие залы – всякий проезжающий знает очень хорошо: те же стены, выкрашенные масляной краской, потемневшие вверху от трубочного дыма и залосненные снизу спинами разных проезжающих, а еще более туземными купеческими, ибо купцы по торговым дням приходили сюда сам-шест и сам-сём испивать свою известную пару чаю; тот же закопченный потолок; та же копченая люстра со множеством висящих стеклышек, которые прыгали и звенели всякий раз, когда половой бегал по истертым клеенкам, помахивая бойко подносом, на котором сидела такая же бездна чайных чашек, как птиц на морском берегу; те же картины во всю стену, писанные масляными красками, словом, все то же, что и везде…»

 - Для чего автор прибегает к обобщению описываемых явлений: те же, та же, все тоже, что и везде?

(Гоголь хотел нарисовать всю Русь, поэтому рисует типичную гостиницу, типичный город, вообще типичные явления русской жизни).

 - Какие обычно подавались блюда в трактирах?

( Щи с слоеным пирожком, мозги с горошком, сосиски с капустой, пулярка жареная, огурец соленый).

4. Улица и городской сад. 

« Павел Иванович Чичиков отправился посмотреть город, которым был, как казалось, удовлетворен, ибо нашел, что город никак не уступал другим губернским городам…»

 - Далее следует городской пейзаж, как он описан?

( Городской пейзаж показан юмористически. Дана убогая картина небогатого, неблагоустроенного города, лавчонок с нелепыми вывесками, со спящими будочниками, с бедно одетыми, часто пьяными жителями. А рядом на тех же улицах -  богатые дома, коляски четвернёй, лакей на запятках и городская иллюминация; будочник казнит на ногте зверя около столба с театральными афишами. Городской пейзаж дан как обобщенная картина всех городов – ведь он город NN « никак не уступал другим губернским городам»).

- Заглянул Чичиков и в городской сад. Как Гоголь описывает городской сад?

( «…хотя деревца были не выше тростника, о них было сказано в газетах, …что город наш украсился, благодаря попечению гражданского правителя, садом, состоящим из тенистых, широколиственных дерев, дающих прохладу в знойный день…»)

 5. Визиты.

- Кого посетил Чичиков в первой главе?

(Посетил губернатора, вице-губернатора, прокурора, председателя палаты, полицеймейстера, откупщика, начальника над казенными фабриками, инспектора врачебной управы, городского архитектора).

« Был с почтением у губернатора, который, как оказалось, подобно Чичикову, был ни толст, ни тонок собой, имел на шее Анну, и поговаривал даже, что был предоставлен к звезде; впрочем, был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю».           

«…был  у прокурора, у председателя палаты, у полицеймейстера…»

6. Домашняя вечеринка в губернаторском доме. 

- Сколько времени заняло у Чичикова  приготовление к вечеринке? 

( с лишком два)

- Прочитать отрывок приготовление к вечеринке.

«После небольшого послеобеденного сна он приказал подать умыться и чрезвычайно долго тер обе щеки, подперши их изнутри языком; потом, взявши с плеча трактирного слуги полотенце, вытер им со всех сторон полное своё лицо, начав из-за ушей и фыркнув прежде два раза в самое лицо трактирного слуги. Потом надел перед зеркалом манишку, выщипнул вылезшие из носу два волоска и непосредственно за тем очутился во фраке брусничного цвета с искрой».

Губернаторский дом. 

«Впрочем, губернаторский дом был так освещён, хоть бы и для бала; коляска с фонарями, перед подъездом два жандарма, форейторские крики вдали – словом, всё как нужно».

«Мужчины здесь, как и везде, были двух родов: 

одни тоненькие, которые всё увивались около дам… Другой род мужчин составляли толстые или такие же, как Чичиков, то есть не так чтобы слишком толстые, однако ж не тонкие».

- Как описывает гоголь толстых и тонких?

( Гоголь говорит о них с насмешкой: тонкие виляют туда сюда, спускают нажитое отцами добро; толстые наживаю себе капиталец и, чтобы скрыть награбленное, покупают деревеньки, записывая их не на своё  имя.)

35 мин

5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Какие выводы по анализу этой главы мы можем сделать?

1. Гоголь уже с первой страницы рисует яркие реальные картины русской жизни, подчёркивая этим, что его цель – не рассказ о похождениях авантюриста Чичикова, а сатирическое изображение всей современной ему русской жизни.

2. В том, как Гоголь изображает помещиков и чиновников, выявляется народность Гоголя: он разоблачает их, показывает, что под внешней оболочкой культурных, благовоспитанных людей в них скрывается духовное убожество и грубая животная натура.

3. Поэму Гоголя следует читать внимательно, вдумываясь в её смысл, который раскрывается только на основе изучения её.

5 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Давайте поразмышляем над образом Чичикова.

Герой был истовым рыцарем копейки, в жертву которой приносил всего себя без остатка. Как вы понимаете эту фразу?

Чичиков ни во что не верит, кроме силы денег

Отсутствие нравственных идеалов, страсть наживы убивают в нем всё человеческое, растлевают его душу.

Какие выводы о этом человеке мы можем сделать?

Выводы:

  • Мрачная, бездуховная среда, суровое, жестокое, бесчеловечное и меркантильное воспитание сделали нашего героя негодяем.

  • Но каждый человек – творец своей судьбы, он свободен в любой среде, при любых обстоятельствах.

  • Выйдя в самостоятельную жизнь, Чичиков мог бы пойти по пути добра, милосердия, но вместо этого он вымогает деньги у своих товарищей по училищу, подличает, подхалимничает перед преподавателями, пускается в безнравственную коммерцию, т.е. ведет себя как законченный подлец.

-Согласны ли вы с тем, что в каждом человеке сидит частица Чичикова?

10 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.


Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

  • Для меня было новым...

  • Я удивлен (-на), что...

  • Мне запомнилось...

3 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: Прочитать повесть Оноре де Бальзака «Гобсек»

7 мин





Преподаватель




Родина Е.А.





(И.О. Фамилия)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!