СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «Через тернии к звездам»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «Через тернии к звездам»»


Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля

Раздел 1. Общая информация о модуле

Номер и тематика смены

4 смена 2022 г. («Звездный ветер Артека»)

Название (тема) модуля

«Через тернии к звездам»

Возрастная группа обучающихся

10-11 классы

Предметные области

География, обществознание, внеурочная деятельность

Разработчик(и) модуля

Курпединов Эдем Тейфихович – учитель географии


Цель модуля

Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «НТР. Мировое хозяйство в эпоху НТР, влияние на отраслевую структуру и территориальную организацию производства»

Задачи модуля

  1. Способствовать углублению знаний обучающихся о хозяйстве стран мира.

  2. Обобщить знания о научно-технической революции, основных чертах и направлениях развития. Показать воздействие НТР на темпы и уровни развития стран.

  3. Показать влияние достижений НТР на жизнь и здоровье человека, окружающую среду.

  4. Способствовать формированию у обучающихся убежденность в необходимости охраны окружающей среды, воспитать экологическое сознание

  5. Способствовать формированию умений отбирать, систематизировать и обобщать изучаемый материал.

  6. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами

Педагогические и образовательные технологии

  • Сетевой образовательный модуль;

  • исследовательские методы обучения;

  • проектная деятельность;

  • обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Используемые площадки проведения

Площадки МДЦ «Артек»

Тематические партнёры


Ключевой проблемный вопрос модуля / Основная учебная задача

Достижения НТР: блага или проблемы для человека?

Краткое описание ( аннотация) модуля

В мире есть такие периоды, когда происходят моментальные и кардинальные изменения производственных сил. Первым таким примером промышленных переворотов считается в XVIII–XIX века, когда в ряде стран ручной труд сменился автоматизированным. В Великобритании был изобретен паровой двигатель в XIX веке, что способствовало дальнейшему толчку в изобретении и развитию конвейера, а также применению его на заводах Форда. Паровой двигатель стал первым толчком промышленных революций, продолжил эти начинания ЭВМ. Современная НТР перешла в активную фазу лишь с середины XX века. В разных странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще не завершена. На данный момент зреет новая техническая революция и какой она будет – покажет будущее. В ходе СОМ артековцы изучат НТР и также создают проект «Достижения НТР», и журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля»

Продукты сетевого образовательного модуля

  • Заполненная тетрадь-навигатор;

  • Журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля»

Планируемые результаты сетевого образовательного модуля

Предметные:

  • владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества;

  • сформированность представлений и знаний об основных достижениях научно-технического прогресса и революций, основных признаков и направлений НТР и влиянии НТР на развитие мировой экономики;

  • взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах влияния НТР на экологическую ситуацию в мире;

Метапредметные:

  • умение выявлять причинно-следственные связи при изучении географических явлений и процессов;

  • овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

  • овладение навыками критического мышления, сопоставления фактов, умение анализировать;

  • умение извлекать информацию из различных источников, а также собственных наблюдений.


Личностные:

  • наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

  • сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом

  • развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способностей учащихся, самостоятельное приобретение ими новых знаний и практических умений;

  • освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах

Формы контроля результатов.

За занятие учащиеся получают по 2 оценки по следующим формам контроля:

Требования к выполнению, критерии оценки результатов


  1. Оценка навигатора



Работа со схемами и другими источниками географических знаний

I. Базовый уровень

Не приступал к решению задач. Показывает полное неумение использовать карту и источники знаний.

0%

«1»

Не достигнут необходимый уровень знанийНе решена типовая, много раз отработанная задача.
1. Не умеет отбирать и использовать основные источники знаний.

2. Допускает ошибки в выполнении задания и в оформлении работы, существенно влияющие на

результат проделанной работы.

3. Неаккуратно и с ошибками оформляет

результаты проделанной работы.

1-49%

«2»

Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения).

1. Правильно использует основные источники

знаний.
2. Неаккуратно оформляет результаты работы.

3. Допускает неточности в содержании работы

или формулировке выводов, а так же ошибки, существенно не влияющие на результат проделанной работы.

50-69%

«3»

Решение без ошибок или с небольшими недочетами, полностью самостоятельно.

1. Полностью самостоятельно выполняет работу.
2. Правильно, полно и самостоятельно отбирает источники необходимой информации. Допускает неточности в их использовании, существенно не влияющие на результат проделанной работы.
3. Допускает несущественные неточности в

содержании работы или формулировке выводов, при оформлении результатов проделанной работы.

70-100%

«4»

II. Повышенный уровень

Полностью успешное решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации (без ошибок и полностью самостоятельно, или с небольшими недочетами.) 1. Самостоятельно, правильно и полно отбирает источники информации, рационально использует их в определенной последовательности.
2. Умело использует источники географической информации при решении нестандартных задач.

3. Самостоятельно выполняет и формулирует выводы на основе практической деятельности.

4. Аккуратно и в соответствии с требованиями оформляет результаты проделанной работы. 

90-100%

«5»



2. Журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля»


Задание:

Создать журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля»

Требования к журналу:

  • актуальность;

  • информативность;

  • наглядность;

  • отсутствие ошибок;

  • логическое обоснование;

  • защита


Критерии оценивания:

Журнал соответствует всем поставленным требованиям – 5 баллов;

Журнал соответствует требованиям, но допущены незначительные ошибки в интерпретации материала — 4 балла;

Задание в большей степени выполнено, но имеются не значительные ошибки в интерпретации материала — 3 балла;

Журнал выполнен частично, материал написан с ошибками, нет оформления и общей структуры — 2 балла;

Журнал не выполнен — 0 балл




Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.

  • Разработка модуля;

  • подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование;

  • организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке;

  • разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле;

  • проведение аттестации обучающихся по модулю;

Учитель-сореализатор

(история)

Гончаров К.А.


  • Проведение этапа №2;

  • подготовка дидактического и информационного материала, подбор информационных источников;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование


Педагогический работник лагеря

  • Раздача необходимых материалов на этапе № 3;

  • соблюдение техники безопасности

  • соблюдение временных рамок

Раздел II. Модель учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля

Элементы СОМ

Хронометраж

Кол-во ак. часов

Реализаторы

Проблемный вопрос

Форма реализации

Предметное содержание элемента

Место проведения

I смена

II смена

Вводная часть

9.40-10.05

15.00-15.15

0,5

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.




Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит обучающихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам

Мировое хозяйство

Площадка лагеря

Этап 1
(групповая работа)

10.05-10.35

15.15-15.50

1

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.

Что стало возможным благодаря НТР?

Эвристическая беседа по теме «Достижения НТР»,  в ходе которой обучающиеся заполнят навигатор

НТР

Площадка лагеря

Этап 2
(групповая работа):

10.35-11.05

15.50-16.25

1

Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т.

Является ли революционный путь развития производства в эпоху НТР главным?

Работа в группах-обучающиеся заполняют схему, с целью систематизации материала полученного в процессе обучения


Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Площадка лагеря

Этап 3
(групповая работа)

11.05-11.35

16.25-17.00

1

Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т.

Реализатор:

пед.раб. лагеря

Каково влияние НТР на формирование отраслевой структуры мирового хозяйство?

Работа в группах – обучающиеся, создают проект «Достижения НТР»




Страны Мира

Площадка лагеря

Этап 4 (групповая работа)

11.35-12.35

17.05-18.15

1

Разработчик: учитель Географии

Курпединов Э.Т.

Реализатор:

Гончаров К.А./ пед.раб. лагеря

Связанно ли развитие НТР с ухудшением экологической ситуации? 

Работа в мини-группах - обучающиеся, пользуясь различными источниками информации, создают журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля» ( внеурочная деятельность)

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы

Площадка лагеря

Заключительная часть

12.35-12.50

18.15-18.20

0,5

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.



Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений, обучающихся (обучающиеся заполняют индивидуальный оценивающий лист)

Хозяйство: развитие и специализация

Площадка лагеря

Приложение 1

Описание вводного этапа

(продолжительность этапа 15-20 минут)

Организационный момент

Обеспечить мотивацию обучающихся на обучение. Предупредить обучающихся о продолжительности занятия (все задания СОМ выполняются в строго отведённое время). Обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм в условиях распространения COVID и социального дистанцирования

Мотивационный крючок

Когда-то, давным-давно, люди начали сочинять и передавать из уст в уста вымышленные истории – сказки. И рассказывалось в них об удивительных вещах: сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, ковре-самолете… Народ хотел воплотить в них свою мечту – быстро передвигаться, летать, словно птица, передавать информацию на большие расстояния. И оказалось, что сказка стала былью.
Давайте попробуем догадаться, во что превратился, к примеру, ковер самолет?
А печка, на которой Иван к царю отправился?
А ступа Бабы-Яги?
А клубочек, который катился и указывал путь?
Удивительно, но действительность превзошла все самые смелые человеческие ожидания. Сегодня не только летают самолеты, но и ракеты поднимаются в космос, есть не только телевидение, радио, телефон, но и «умная» машина – компьютер. Все эти открытия были совершены в макромире.

Ключевой проблемный вопрос модуля

Достижения НТР: блага или проблемы для человека?


Целеполагание

Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос модуля, необходимо выяснить:

  • Что такое НТР

  • Что стало возможным благодаря НТР

  • Чем отличаются друг от друга понятия научно-техническая революция и научно-технический прогресс

  • Мировое хозяйство в эпоху НТР




















2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!