СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта «Достижения НТР: блага или проблемы для человека?»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта «Достижения НТР: блага или проблемы для человека?»»


Технологическая карта учебного занятия
в формате сетевого образовательного модуля

(Новый формат)

Раздел 1. Общая информация о модуле

Номер и тематика смены

4 смена 2021 г. («Мы - дети Галактики»)

Название (тема) модуля

«Достижения НТР: блага или проблемы для человека?»

Возрастная группа обучающихся

10-11 классы

Предметные области

География, обществознание, внеурочная деятельность

Разработчик(и) модуля

Курпединов Эдем Тейфихович – учитель географии


Цель модуля

Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «НТР. Мировое хозяйство в эпоху НТР, влияние на отраслевую структуру и территориальную организацию производства»

Задачи модуля


  1. Способствовать углублению знаний обучающихся о хозяйстве стран мира.

  2. Обобщить знания о научно-технической революции, основных чертах и направлениях развития. Показать воздействие НТР на темпы и уровни развития стран.

  3. Показать влияние достижений НТР на жизнь и здоровье человека, окружающую среду.

  4. Способствовать формированию у обучающихся убежденность в необходимости охраны окружающей среды, воспитать экологическое сознание

  5. Способствовать формированию умений отбирать, систематизировать и обобщать изучаемый материал.

  6. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами

Педагогические и образовательные технологии

  • Сетевой образовательный модуль;

  • исследовательские методы обучения;

  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Используемые площадки проведения

Школа/Площадки лагеря (фойе, актовый зал и т.д.)

Тематические партнёры

нет

Ключевой проблемный вопрос модуля

Достижения НТР: блага или проблемы для человека?

Краткое описание (аннотация) модуля

В мире есть такие периоды, когда происходят моментальные и кардинальные изменения производственных сил. Первым таким примером промышленных переворотов считается в XVIII–XIX века, когда в ряде стран ручной труд сменился автоматизированным. В Великобритании был изобретен паровой двигатель в XIX веке, что способствовало дальнейшему толчку в изобретении и развитию конвейера, а также применению его на заводах Форда. Паровой двигатель стал первым толчком промышленных революций, продолжил эти начинания ЭВМ. Современная НТР перешла в активную фазу лишь с середины XX века. В разных странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще не завершена. На данный момент зреет новая техническая революция и какой она будет – покажет будущее. В ходе СОМ артековцы изучат НТР и также создают проект «Достижения НТР», и журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля»


  • География: НТР, воздействие НТР на темпы и уровень развития стран, мировое хозяйство, территориальная структура хозяйства и региональная политика;

  • обществознание: хартия Земли, декларация, экологическая обстановка, глобальные проблемы

  • Внеурочная деятельность: проблемно-ценностное общение

Продукты сетевого образовательного модуля

  • Заполненная тетрадь-навигатор

Ожидаемые результаты сетевого образовательного модуля

  • Предметные: владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

  • Метапредметные:  самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности по теме, исходя из ситуативного задания; выбирать пути решения поставленных задач и оценивать свою успешность при их решении;

  • Личностные:  формирование потребности и интереса к познавательной информации; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире


Формы контроля результатов

Критерии оценки результатов

  1. Проверка устных ответов обучающихся


  • Правильность устных ответов;

  • умение аргументировать ответ или мнение;

  • грамотность устной речи

  1. Оценка заполнения навигатора

    • Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

    • Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы;

    • Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации;

    • Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

Раздел 2. Информация о рабочей группе

Состав рабочей группы

Направления деятельности (задачи)

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.

  • Разработка модуля;

  • подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование;

  • организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке;

  • разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле;

  • проведение аттестации обучающихся по модулю;

  • участие в презентации творческих продуктов;

  • проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование)

Учитель-сореализатор Гончаров К.А.

  • Проведение этапа №2;

  • постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы;

  • предметное консультирование

Педагогический работник детского лагеря

  • Раздача необходимых материалов на этапе № 2 и № 3;

  • соблюдение временных рамок




Раздел II. Модель учебного занятия в формате сетевого образовательного модуля

Элементы СОМ

Хронометраж

Кол-во ак. часов

Реализаторы

Проблемный вопрос

Форма реализации

Предметное содержание элемента

Место проведения

I смена

II смена

Вводная часть

9.50-10.00

16.00-16.10

1

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.



Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит обучающихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам

Мировое хозяйство

Площадки лагерей

Этап 1
(групповая работа)

10.00-10.30

16.10-16.40

1

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.

Что стало возможным благодаря НТР?

Эвристическая беседа по теме «Достижения НТР»,  в ходе которой обучающиеся заполнят навигатор

НТР

Площадки лагерей

Этап 2
(групповая работа):

10.30-11.00

16.40-17.10

1

Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т.

Является ли революционный путь развития производства в эпоху НТР главным?

Работа в группах-обучающиеся заполняют схему, с целью систематизации материала полученного в процессе обучения


Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства

Площадки лагерей

Этап 3
(групповая работа)

11.00-11.30

17.10-17.40

1

Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т.

Реализатор:

пед.раб. лагеря

Каково влияние НТР на формирование отраслевой структуры мирового хозяйство?

Работа в группах – обучающиеся, создают проект «Достижения НТР»




Страны Мира

Площадки лагерей

Этап 4 (групповая работа)

11.30-12.10

17.40-18.00

1

Разработчик: учитель Географии

Курпединов Э.Т.

Реализатор:

Гончаров К.А./ пед.раб. лагеря

Связанно ли развитие НТР с ухудшением экологической ситуации? 

Работа в мини-группах - обучающиеся, пользуясь различными источниками информации, создают журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля» ( внеурочная деятельность)

Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы

Площадки лагерей

Заключительная часть


12.10-12.25

18.00-18.35

1

Учитель-разработчик (география)

Курпединов Э.Т.



Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений, обучающихся (обучающиеся заполняют индивидуальный оценивающий лист)

Хозяйство: развитие и специализация

Площадки лагерей



Приложение 1

Описание вводного этапа

(продолжительность этапа 15-20 минут)

Организационный момент

Обеспечить мотивацию обучающихся на обучение. Предупредить обучающихся о продолжительности занятия (все задания СОМ выполняются в строго отведённое время). Обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм в условиях распространения COVID и социального дистанцирования

Мотивационный крючок


Трудно представить, что в 21 веке новым тигром сможет стать не страна, а

целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами»

отсталости, звеном «третьего мира».

Трудно представить, что в 21 веке новым тигром сможет стать не страна, а

целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами»

отсталости, звеном «третьего мира».

Когда-то, давным-давно, люди начали сочинять и передавать из уст в уста вымышленные истории – сказки. И рассказывалось в них об удивительных вещах: сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, ковре-самолете… Народ хотел воплотить в них свою мечту – быстро передвигаться, летать, словно птица, передавать информацию на большие расстояния. И оказалось, что сказка стала былью.
Давайте попробуем догадаться, во что превратился, к примеру, ковер самолет?
А печка, на которой Иван к царю отправился?
А ступа Бабы-Яги?
А клубочек, который катился и указывал путь?
Удивительно, но действительность превзошла все самые смелые человеческие ожидания. Сегодня не только летают самолеты, но и ракеты поднимаются в космос, есть не только телевидение, радио, телефон, но и «умная» машина – компьютер. Все эти открытия были совершены в макромире.

Ключевой проблемный вопрос модуля

Достижения НТР: блага или проблемы для человека?


Целеполагание

Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос модуля, необходимо выяснить:

  • Что такое НТР

  • Что стало возможным благодаря НТР

  • Чем отличаются друг от друга понятия научно-техническая революция и научно-технический прогресс

  • Мировое хозяйство в эпоху НТР







Описание заключительного этапа

(продолжительность 15-20 минут)

  1. Возвращение к ключевому проблемному вопросу и поставленной цели на вводном этапе модуля.

  2. Определить, достигли ли поставленной цели?

  3. Что помогло в достижении цели? Какие средства использовали для достижения поставленной цели?

  4. Что помешало в достижении цели, как пытались преодолеть?

  5. Каким образом этапы модуля были взаимосвязаны? Как каждый из них помогал найти ответ на ключевой проблемный вопрос?



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!