Номер и тематика смены | 4 смена 2021 г. («Мы - дети Галактики») |
Название (тема) модуля | «Достижения НТР: блага или проблемы для человека?» |
Возрастная группа обучающихся | 10-11 классы |
Предметные области | География, обществознание, внеурочная деятельность |
Разработчик(и) модуля | Курпединов Эдем Тейфихович – учитель географии |
Цель модуля | Создание условий для развития у обучающихся компетенций учебно-исследовательской деятельности при изучении темы «НТР. Мировое хозяйство в эпоху НТР, влияние на отраслевую структуру и территориальную организацию производства» |
Задачи модуля | Способствовать углублению знаний обучающихся о хозяйстве стран мира. Обобщить знания о научно-технической революции, основных чертах и направлениях развития. Показать воздействие НТР на темпы и уровни развития стран. Показать влияние достижений НТР на жизнь и здоровье человека, окружающую среду. Способствовать формированию у обучающихся убежденность в необходимости охраны окружающей среды, воспитать экологическое сознание Способствовать формированию умений отбирать, систематизировать и обобщать изучаемый материал. Продолжить формирование навыков работы с различными источниками географической информации и контурными картами |
Педагогические и образовательные технологии | Сетевой образовательный модуль; исследовательские методы обучения; обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) |
Используемые площадки проведения | Школа/Площадки лагеря (фойе, актовый зал и т.д.) |
Тематические партнёры | нет |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Достижения НТР: блага или проблемы для человека? |
Краткое описание (аннотация) модуля | В мире есть такие периоды, когда происходят моментальные и кардинальные изменения производственных сил. Первым таким примером промышленных переворотов считается в XVIII–XIX века, когда в ряде стран ручной труд сменился автоматизированным. В Великобритании был изобретен паровой двигатель в XIX веке, что способствовало дальнейшему толчку в изобретении и развитию конвейера, а также применению его на заводах Форда. Паровой двигатель стал первым толчком промышленных революций, продолжил эти начинания ЭВМ. Современная НТР перешла в активную фазу лишь с середины XX века. В разных странах она проявляется по-разному и поэтому можно сказать, что она еще не завершена. На данный момент зреет новая техническая революция и какой она будет – покажет будущее. В ходе СОМ артековцы изучат НТР и также создают проект «Достижения НТР», и журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля» |
| География: НТР, воздействие НТР на темпы и уровень развития стран, мировое хозяйство, территориальная структура хозяйства и региональная политика; обществознание: хартия Земли, декларация, экологическая обстановка, глобальные проблемы Внеурочная деятельность: проблемно-ценностное общение |
Продукты сетевого образовательного модуля | |
Ожидаемые результаты сетевого образовательного модуля | Предметные: владение представлениями о современной географической науке, её участии в решении важнейших проблем человечества; сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем; Метапредметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; определять цель учебной деятельности по теме, исходя из ситуативного задания; выбирать пути решения поставленных задач и оценивать свою успешность при их решении; Личностные: формирование потребности и интереса к познавательной информации; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире |
Формы контроля результатов | Критерии оценки результатов |
Проверка устных ответов обучающихся | Правильность устных ответов; умение аргументировать ответ или мнение; грамотность устной речи |
Оценка заполнения навигатора | Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям |
Состав рабочей группы | Направления деятельности (задачи) |
| Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | Разработка модуля; подготовка технологической карты, дидактического и информационного материала, подбор информационных источников; постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы; предметное консультирование; организация рефлексии обучающихся по итогам самостоятельной работы в предметном блоке; разработка критериев оценки результатов самостоятельной работы в модуле; проведение аттестации обучающихся по модулю; участие в презентации творческих продуктов; проектирование и организация межструктурного взаимодействия (школа, лагерь, дополнительное образование) |
| Учитель-сореализатор Гончаров К.А. | Проведение этапа №2; постановка задач и разъяснение способов деятельности обучающихся в рамках самостоятельной работы; предметное консультирование |
| Педагогический работник детского лагеря | Раздача необходимых материалов на этапе № 2 и № 3; соблюдение временных рамок |
Элементы СОМ | Хронометраж | Кол-во ак. часов | Реализаторы | Проблемный вопрос | Форма реализации | Предметное содержание элемента | Место проведения |
I смена | II смена |
Вводная часть | 9.50-10.00 | 16.00-16.10 | 1 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель кратко знакомит обучающихся с тематикой СОМа, определяет вместе с ними основную учебную задачу, а также распределяет их по группам | Мировое хозяйство | Площадки лагерей |
Этап 1 (групповая работа) | 10.00-10.30 | 16.10-16.40 | 1 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | Что стало возможным благодаря НТР? | Эвристическая беседа по теме «Достижения НТР», в ходе которой обучающиеся заполнят навигатор | НТР | Площадки лагерей |
Этап 2 (групповая работа): | 10.30-11.00 | 16.40-17.10 | 1 | Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т. | Является ли революционный путь развития производства в эпоху НТР главным? | Работа в группах-обучающиеся заполняют схему, с целью систематизации материала полученного в процессе обучения | Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства | Площадки лагерей |
Этап 3 (групповая работа) | 11.00-11.30 | 17.10-17.40 | 1 | Разработчик: учитель географии Курпединов Э.Т. Реализатор: пед.раб. лагеря | Каково влияние НТР на формирование отраслевой структуры мирового хозяйство? | Работа в группах – обучающиеся, создают проект «Достижения НТР» | Страны Мира | Площадки лагерей |
Этап 4 (групповая работа) | 11.30-12.10 | 17.40-18.00 | 1 | Разработчик: учитель Географии Курпединов Э.Т. Реализатор: Гончаров К.А./ пед.раб. лагеря | Связанно ли развитие НТР с ухудшением экологической ситуации? | Работа в мини-группах - обучающиеся, пользуясь различными источниками информации, создают журнал на тему «НТР и её влияние на экологическую безопасность планеты Земля» ( внеурочная деятельность) | Загрязнение окружающей среды и экологические проблемы | Площадки лагерей |
Заключительная часть | 12.10-12.25 | 18.00-18.35 | 1 | Учитель-разработчик (география) Курпединов Э.Т. | | Фронтальная работа со всеми группами обучающихся. Учитель подводит итоги модуля, организует рефлексию и оценку индивидуальных достижений, обучающихся (обучающиеся заполняют индивидуальный оценивающий лист) | Хозяйство: развитие и специализация | Площадки лагерей |
Организационный момент | Обеспечить мотивацию обучающихся на обучение. Предупредить обучающихся о продолжительности занятия (все задания СОМ выполняются в строго отведённое время). Обеспечить соблюдение санитарно-эпидемиологических норм в условиях распространения COVID и социального дистанцирования |
Мотивационный крючок | Трудно представить, что в 21 веке новым тигром сможет стать не страна, а целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира». Трудно представить, что в 21 веке новым тигром сможет стать не страна, а целый континент, который считается по сей день типичным, со всеми «минусами» отсталости, звеном «третьего мира». Когда-то, давным-давно, люди начали сочинять и передавать из уст в уста вымышленные истории – сказки. И рассказывалось в них об удивительных вещах: сапогах-скороходах, скатерти-самобранке, ковре-самолете… Народ хотел воплотить в них свою мечту – быстро передвигаться, летать, словно птица, передавать информацию на большие расстояния. И оказалось, что сказка стала былью. Давайте попробуем догадаться, во что превратился, к примеру, ковер самолет? А печка, на которой Иван к царю отправился? А ступа Бабы-Яги? А клубочек, который катился и указывал путь? Удивительно, но действительность превзошла все самые смелые человеческие ожидания. Сегодня не только летают самолеты, но и ракеты поднимаются в космос, есть не только телевидение, радио, телефон, но и «умная» машина – компьютер. Все эти открытия были совершены в макромире. |
Ключевой проблемный вопрос модуля | Достижения НТР: блага или проблемы для человека? |
Целеполагание | Для того, чтобы ответить на проблемный вопрос модуля, необходимо выяснить: Что такое НТР Что стало возможным благодаря НТР Чем отличаются друг от друга понятия научно-техническая революция и научно-технический прогресс Мировое хозяйство в эпоху НТР |
Возвращение к ключевому проблемному вопросу и поставленной цели на вводном этапе модуля.
Определить, достигли ли поставленной цели?
Что помогло в достижении цели? Какие средства использовали для достижения поставленной цели?
Что помешало в достижении цели, как пытались преодолеть?
Каким образом этапы модуля были взаимосвязаны? Как каждый из них помогал найти ответ на ключевой проблемный вопрос?