Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и культуре своего народа.
2. Способствовать воспитанию чувства уважения к школе, к учителям, бережного отношения к школьному имуществу.
Участки (этапы) перемещения по маршруту | Места остановок | Объект показа | Продолжительность осмотра | Основное содержание информации | Указания по организации | Методические указания |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Вступительная беседа 1.Знакомство с группой. 2. Сообщение о правилах поведения и безопасности в музее. | При входе в экспозиционный зал | Колокол школьный | 1,5 минуты | С чего начинается школа? С первого школьного звонка. Звенит звонок, и в классах начинается постижение мира во всех его проявлениях. Представиться группе, назвать фамилию, имя. Правила поведения и безопасности в музее: экспонаты без разрешения руками не трогать, слушать внимательно гида, не толкаться, сохранять тишину и порядок. | Включить запись песни«Первый школьный звонок». Для прослушивания инструктажа по технике безопасности поставить группу полукругом. | Звучит первый куплет песни «Первый школьный звонок» Позвонить в колокол школьный, пригласить на урок ОБЖ для прослушивания инструктажа по ТБ Объяснение, рассказ про колокол. А сейчас приглашаю вас подойти к учительскому столу. |
Введение в тему «С чего начинается школа?» . | Перед экспонатами «Стол учительский», «Прибор письменный настольный» «Лампа керосиновая» | Стол учительский | 1,5 мин. | Сегодня мы совершим экскурс в школьную жизнь прошлого века. Как и нынче, ученики тех лет на переменках любили собираться у стола учителя и смотреть, как он проверяет тетради. На столе, как правило, стоял чернильный прибор с двумя ручками и чернильницами, перочисткой и пресс-папье. До 1950-х годов неизменным атрибутом классной комнаты была керосиновая лампа. | Экскурсанты слушают рассказ, осматривают выставленные на столе экспонаты, смотрят фотографию. Звенит звонок. | Описание, рассказ, показ фотографии, сравнение. После звонка: «Начинается урок чистописания. Подойдите, пожалуйста, к парте». |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экспонаты «Парта щкольная», «Ручка перьевая», «Чернильница-непроливайка», «Прописи» | Перед экспонатами «Парта щкольная», «Ручка перьевая», «Чернильница-непроливайка», «Прописи» | Парта школьная. Ручка перьевая Чернильница Прописи | 2,5 минуты | Парта имела откидную крышку (для чего?) чтобы было удобно садиться и вставать. Сбоку имелся крюк (для чего?) для портфеля, а на горизонтальной части парты были выполнены углубления (для чего?) для ручек и карандашей, а также одно или два отверстия для установки чернильницы-непроливайки. Ручки перьевые предназначались для выработки аккуратного каллиграфического почерка. Непроливайка не давала чернилам вылиться на парту. Прописи предназначались для уроков чистописания, для выработки каллиграфического почерка. | Предлагается сесть за парту, взять ручку и написать буквы на листочках. Пройти к следующим экспонатам. | Показ, рассказ, демонстрация, объяснение, сравнение. Показ рисунка. Прием вопросов-ответов. 5 экскурсантов пишут по одной букве на листочке, затем из них складывают слово «школа». Урок чистописания закончился (звенит звонок). А сейчас отгадайте загадку и определите, какой наш следующий урок. «По десятку на шесточке Сели умные кружочки И считают громко вслух, Только слышно: стук да стук!» (счеты) и перейдем к следующей школьной реликвии для проведения урока математики. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экспонат «Счеты» | Перед счетами в углу зала | Счеты | 2 минуты | Счёты — механическое устройство, которое очень просто устроено, но было незаменимо для решения примеров. Счёты – это рама с нанизанными на спицы костяшками по 10 штук на каждой. Ребята в школе учились считать, передвигая по спицам костяшки, при сложении костяшки придвигали, при вычитании – убирали. На счётах можно складывать и вычитать любые числа, делать сложные умножения и деления, причём при определённой сноровке считать на них удается быстрее, чем на калькуляторе. | Предлагается одному из экскурсантов решить на счетах примеры от других экскурсантов. Пройти к доске, следующему экспонату. и записать ответ примера. | Решение примеров на счетах. Запись ответа на доске. |
Экспонат «доска школьная» | Перед доской школьной | Доска школьная | 1 минута | В 19 веке появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор. | Экскурсанты слушают рассказ. Пройти к следующему экспонату. | Описание. А следующий экспонат, о котором мы узнаем, сделан из воска. |
Экспонаты «Доска восковая» «Приспособление для письма по воску» | Перед доской восковой | Доска восковая Приспособление для письма по воску | 2 минуты | Первые восковые дощечки появились примерно в 7 в. до н.э. Это деревянная дощечка с углублением, в которое заливался разогретый тёмный воск. По воску писали стилусом –стержнем с заострённым концом. На Руси этот стержень называли писало. | Экскурсанты подходят к экспонатам, слушают рассказ, отвечают на вопрос гида. . | Рассказ, показ, вопрос. Окуда появилось выражение «с чистого листа» - «tabula rasa»? -периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново. Следующий объект находится рядом. |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Экспонат «Доска грифельная» | Перед «Доской грифельной» | Доска грифельная | 1 минута | Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками. | Экскурсанты слушают, отвечают на вопросы экскурсовода. | Рассказ. Показ. На этом обзор экспонатов завершился, но экскурсия еще не закончена. Прошу подойти к столу учителя. |
Рефлексия | За столом учителя | Задания для двух групп | 3 минуты | 1 группа получает задание. «Выберите из предложенных предметов-картинок те, которые использовались в школе прошлого века и расположите их на листе. 2 группа получает задание выбрать предметы для современного класса. | Экскурсанты делятся на две группы, каждая группа получает задание. | Организует на совместную (групповую) деятельность. Проверяет работы, оценивает. |
Заключение | Экспозиционный зал | Нет | 0,5 минут | Итак, сегодня вы, поколение Z, окунулись в школьную атмосферу прошлого века. Надеюсь, вы придете сюда еще не раз. | Экскурсанты становятся в полукруг и слушают гида | Благодарит за внимание. Приглашает посетить музей еще раз. Звенит звонок. |