СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта экскурсии "С чего начинается школа?"

Категория: Истоки

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта экскурсии по музею "Век живи - век учись"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта экскурсии "С чего начинается школа?"»

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель туристского

предприятия:

Дата ______________



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ЭКСКУРСИИ



Тема экскурсии: С чего начинается школа?

Продолжительность (ч.): 0 час.15 минут


Автор-разработчик: Блинов Александр Николаевич


Цель: Формирование  интереса к прошлому своей Родины

  Воспитание  чувства патриотизма, уважительного отношения к истории и культуре своего народа.


Задачи: 1. Познакомить с реалиями школьной жизни, дать представление о некоторых школьных предметах и ученических принадлежностях.

2. Способствовать воспитанию чувства уважения к школе, к учителям, бережного отношения к школьному имуществу.


Содержание экскурсии: Музейная экскурсия представляет собой экскурс в школьную жизнь в19-20 веках. Экскурсия знакомит со школьной жизнью через экспозиции различных школьных предметов и ученических принадлежностей того времени. Особое внимание уделяется предметам, каждодневно используемым на школьных уроках, без которых учебный процесс был бы неполноценным.








Участки (этапы) перемещения по маршруту

Места остановок

Объект показа

Продолжительность осмотра

Основное содержание информации

Указания по организации

Методические указания

1

2

3

4

5

6

7

Вступительная беседа

1.Знакомство с группой.


2. Сообщение о правилах поведения и безопасности в музее.


При входе в экспозиционный зал

Колокол школьный

1,5 минуты

С чего начинается школа? С первого школьного звонка. Звенит звонок, и в классах начинается постижение мира во всех его проявлениях.

Представиться группе, назвать фамилию, имя.

Правила поведения и безопасности в музее: экспонаты без разрешения руками не трогать, слушать внимательно гида, не толкаться, сохранять тишину и порядок.

Включить запись песни«Первый школьный звонок».

Для прослушивания инструктажа по технике безопасности поставить группу полукругом.

Звучит первый куплет песни «Первый школьный звонок»

Позвонить в колокол школьный, пригласить на урок ОБЖ для прослушивания инструктажа по ТБ

Объяснение, рассказ про колокол.

А сейчас приглашаю вас подойти к учительскому столу.


Введение в тему «С чего начинается школа?»

.


Перед экспонатами «Стол учительский», «Прибор письменный настольный» «Лампа керосиновая»

Стол учительский

1,5 мин.

Сегодня мы совершим экскурс в школьную жизнь прошлого века. Как и нынче, ученики тех лет на переменках любили собираться у стола учителя и смотреть, как он проверяет тетради. На столе, как правило, стоял чернильный прибор с двумя ручками и чернильницами, перочисткой и пресс-папье. До 1950-х годов неизменным атрибутом классной комнаты была керосиновая лампа.

Экскурсанты слушают рассказ, осматривают выставленные на столе экспонаты, смотрят фотографию.

Звенит звонок.


Описание, рассказ, показ фотографии, сравнение.

После звонка:

«Начинается урок чистописания. Подойдите, пожалуйста, к парте».





1

2

3

4

5

6

7

Экспонаты «Парта щкольная», «Ручка перьевая», «Чернильница-непроливайка», «Прописи»

Перед экспонатами

«Парта щкольная», «Ручка перьевая», «Чернильница-непроливайка», «Прописи»

Парта школьная.








Ручка перьевая



Чернильница


Прописи

2,5 минуты











Парта имела откидную крышку (для чего?) чтобы было удобно садиться и вставать. Сбоку имелся крюк (для чего?) для портфеля, а на горизонтальной части парты были выполнены углубления (для чего?) для ручек и карандашей, а также одно или два отверстия для установки чернильницы-непроливайки.

Ручки перьевые предназначались для выработки аккуратного каллиграфического почерка.


Непроливайка не давала чернилам вылиться на парту.


Прописи предназначались для уроков чистописания, для выработки каллиграфического почерка.


Предлагается сесть за парту, взять ручку и написать буквы на листочках.

Пройти к следующим экспонатам.

Показ, рассказ, демонстрация, объяснение, сравнение. Показ рисунка. Прием вопросов-ответов. 5 экскурсантов пишут по одной букве на листочке, затем из них складывают слово «школа».

Урок чистописания закончился (звенит звонок). А сейчас отгадайте загадку и определите, какой наш следующий урок. «По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук!» (счеты) и перейдем к следующей школьной реликвии для проведения урока математики.





1

2

3

4

5

6

7

Экспонат «Счеты»

Перед счетами в углу зала

Счеты

2 минуты

Счёты — механическое устройство, которое очень просто устроено, но было незаменимо для решения примеров. Счёты – это рама с нанизанными на спицы костяшками по 10 штук на каждой. Ребята в школе учились считать, передвигая по спицам костяшки, при сложении костяшки придвигали, при вычитании – убирали. На счётах можно складывать и вычитать любые числа, делать сложные умножения и деления, причём при определённой сноровке считать на них удается быстрее, чем на калькуляторе.

Предлагается одному из экскурсантов решить на счетах примеры от других экскурсантов.

Пройти к доске, следующему экспонату. и записать ответ примера.

Решение примеров на счетах. Запись ответа на доске.

Экспонат «доска школьная»

Перед доской школьной

Доска школьная

1 минута

В 19 веке появились доски, на которых стали писать белым или цветным мелом. Они оказались настолько удачными, что используются в образовательных учреждениях до сих пор.

Экскурсанты слушают рассказ.

Пройти к следующему экспонату.

Описание.

А следующий экспонат, о котором мы узнаем, сделан из воска.

Экспонаты «Доска восковая» «Приспособление для письма по воску»

Перед доской восковой

Доска восковая



Приспособление для письма по воску

2 минуты

Первые восковые дощечки появились примерно в 7 в. до н.э. Это деревянная дощечка с углублением, в которое заливался разогретый тёмный воск.

По воску писали стилусом –стержнем с заострённым концом. На Руси этот стержень называли писало.

Экскурсанты подходят к экспонатам, слушают рассказ, отвечают на вопрос гида.

.

Рассказ, показ, вопрос.

Окуда появилось выражение «с чистого листа» - «tabula rasa»? -периодически воск с дощечек счищали и покрывали им заново. Следующий объект находится рядом.

1

2

3

4

5

6

7

Экспонат «Доска грифельная»

Перед «Доской грифельной»

Доска грифельная

1 минута

Еще в середине XIX века самым современным «гаджетом», помогающим ребенку в учебе, была небольшая грифельная доска, на которой каждый ученик выполнял задания учителя, а затем стирал написанное. Их еще называли аспидными. Изготовлены такие доски были из тонкого черного сланца и заключены в деревянную рамку – чем не современный планшет? Писали на них грифелем (из грифельного сланца) или, позднее, алюминиевыми палочками.

Экскурсанты слушают, отвечают на вопросы экскурсовода.

Рассказ. Показ.

На этом обзор экспонатов завершился, но экскурсия еще не закончена.

Прошу подойти к столу учителя.









Рефлексия

За столом учителя


Задания для двух групп

3 минуты






1 группа получает задание. «Выберите из предложенных предметов-картинок те, которые использовались в школе прошлого века и расположите их на листе. 2 группа получает задание выбрать предметы для современного класса.

Экскурсанты делятся на две группы, каждая группа получает задание.



Организует на совместную (групповую) деятельность.


Проверяет работы, оценивает.

Заключение

Экспозиционный зал

Нет

0,5 минут

Итак, сегодня вы, поколение Z, окунулись в школьную атмосферу прошлого века. Надеюсь, вы придете сюда еще не раз.

Экскурсанты становятся в полукруг и слушают гида

Благодарит за внимание. Приглашает посетить музей еще раз. Звенит звонок.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!