СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта этической беседы"Добрым быть полезно"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этическая беседа разъясняющая обучающимся принципы и нормы нравственного общечеловеческого опыта в виде последовательного обсуждения между учителем и обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта этической беседы"Добрым быть полезно"»

Технологическая карта этической беседы для учащихся начальной школы (2-4 классов)

Тема: Добрым быть полезно


Цель: профилактика агрессивного поведения.

Задачи:

  • профилактика и предупреждение конфликтного поведения;

  • формирование позитивных чувств по отношению к окружающим;

  • обучение способам преодоления собственных отрицательных эмоций, способам саморегуляции.


Форма проведения: этическая беседа в рамках изучения программного материала по предметам в начальной школе(литературное чтение, окружающий мир, технология, изобразительное искусство), а также в ходе реализации программ внеурочной деятельности и воспитательной работы.

Оборудование: компьютер, проектор, книги с литературными произведениями. 

Раздаточный методический материал: бумага, карандаши.

Методические указания: Этическая беседа - это форма разъяснения обучающимся принципов и норм нравственного общечеловеческого опыта в виде последовательного обсуждения той или иной темы между учителем и обучающимися. Таким образом, этическая беседа выступает одновременно и формой образования детей и методом нравственного воспитания.

Подготовка к этической беседе состоит из следующих этапов: определение темы (проблемы); подбор материала (фактических примеров, произведений литературы, игр, дискуссионных вопросов и т.д.); составление плана беседы; подготовка учащихся (по необходимости) - объявление темы беседы, указание литературы, индивидуальные и групповые задания. Время проведения беседы зависит от ее тематики, встраиваемости в структуру урока (занятия, мероприятия), рекомендованное время в 1-2 классе - 5-10 мин., 3-4 класс - до 15 мин.








Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результат

1.

Погружение в проблематику беседы (сообщение о фактах поведения людей из жизни или художественных произведений)

1. Информационная справка: "Известно, что больше всего долгожителей в горных селениях Кавказа. Там встречаются старцы, которым 100 и более лет. Ученые давно изучали вопрос: Что влияет на продолжительность жизни горцев? Благоприятный климат? Пища которой питаются местные жители? В конце исследователи пришли к выводу, что главным условием долгожительства является добросердечность, не агрессивность жителей на основе чего из поколение в поколение складывается традиция положительного "микроклимата" во взаимоотношениях между людьми. Такая неконфликтная атмосфера влияет на физическое и психологическое здоровье, а соответственно на продолжительность жизни."

Засушивают информацию






Актуализация знаний о положительных качествах человека, обобщение умений давать положительную характеристику другим людям, героям произведений с опорой на собственный нравственный опыт.


2. Обсуждение информации на основе вопросов:

- Кто такие долгожители?

- Как вы поняли, почему люди на Кавказе живут долго?

- Что значит слово "добросердечные", "неагрессивные"?

- Как вы думаете, какими человеческими качествами обладают такие люди?

Отвечают на вопросы учителя.

3. Проводит игру "Расскажи о хорошем"

Дети по очереди берут карточку с именем одноклассника или героя сказки, художественного произведения и рассказывают о его хороших качествах.

2.

Совместный анализ приведенных примеров из художественной литературы, искусства


1. Чтения отрывка из сказки "Заколдованное дерево"(Братья Гримм)


Ответы на вопросы:

- Как начинается сказка?

- Какое отношение было мачехи к пасынку? как вы его оцениваете?

- Почему так относилась мачеха к мальчику?

- Как вы думаете, какие чувства мог испытывать мальчик?

- Какое окончание сказки вы бы предложили?

- Чтобы посоветовали делать мальчику?

- Встречали вы ситуации в жизни, где проявлялась агрессия?




Проблема становится личностно

значимой,

требующей

ответа на

поставленные

вопросы, разрешения конкретных жизненных ситуаций.

Диагностика со стороны педагога агрессивного отношения к детям, их знания об актах агрессии.

2. Рассмотрение картины Франсиса Снейдерса (выдающийся фламандский художник-анималист живший в 1579 -1657 г.г. ) "Драка котов в кладовой"

Беседа с учителем:

-Рассмотрите картину? Что видите в основе композиции?

- Какие эмоции выражают дерущиеся? На что это указывает?

- Как вы думаете, что произошло в кладовой? Почему произошла драка?

- Какие чувства вызывает картина?

- Такое поведение свойственно животным? Почему?

- Такое поведение не свойственно людям? Почему?



Сопоставление агрессивного поведения животных и человека.

3.

Формирование нравственного поведения, навыков саморегуляции


1. Беседа на проблемные вопросы

Ответы на вопросы беседы:

- Почему происходят конфликты?

- Испытывали вы такие чувства как раздражение, злость, огорчение?

- Как вести себя при проявлении раздражения?

Овладение способами преодоления собственных отрицательных эмоций, способами саморегуляции

2. Составление памятки "Учусь держать себя в руках"


Составляют памятку:

1. Не спеши "выплеснуть" свои чувства на окружающих".

2. Собери свою волю и сдержись.

3. Сделай несколько глубоких вдохов и выдохов.

4. Выпей воды.

5. Поговори с кем-нибудь на другую тему.

6. Обратись к психологу.


3. Проводит игру "Связующая нить"

Дети по кругу передают клубок ниток так, чтобы взяв в руки нить ребенок высказывал, что он сейчас чувствует и что хочет пожелать другим.

6.

Рефлексия

1. Проводит тест "Твое мнение"

Дети выполняют задания:

1. Вспомните о том, как вы сделали другому человеку что-то хорошее. Нарисуйте смайлик этого чувства.

2. Вспомните о том, как вы обидели кого - то. Нарисуйте смайлик этого чувства.

Вывод: Вот видите, о хорошем поступке вспоминать приятно, а значит делать добрые дела лучше.

Делают вывод о необходимости позитивного поведения с окружающими


Приложение 1.

Фрагмент сказки Братьев Гримм "Заколдованное дерево"


Давненько уж это было — тысячи две лет тому назад. Жил да был на свете богатый человек, и жена у него была красивая и богобоязненная, и любили они друг друга сердечно, а детей у них не было. Очень им хотелось иметь детей; и жена молилась об этом и день, и ночь, а детей все же не было и не было…
Перед домом их был двор; среди того двора росло ветвистое дерево, и под тем деревом однажды зимою стояла жена и срезала ножом кожуру с яблока. Срезала да и порезала себе ножом пальчик, так что кровь закапала на снег. «Ах! — сказала жена и глубоко вздохнула, и, взглянув на капли крови, проговорила с грустью: — Вот если бы у меня было такое дитятко: как кровь румяное да как снег белое!»
И как только она это выговорила, у ней вдруг так полегчало на душе, как будто ее желанию суждено было действительно сбыться, и она пошла домой совсем утешенная.
Прошло с той поры около года. Жена все недомогала и, жалуясь на свое здоровье, не раз говаривала мужу: «Если я умру, похорони меня под тем деревом, что растет у нас среди двора».
В конце года она родила сына, белого как снег и румяного как кровь, и когда она его увидела, то обрадовалась так, что с радости и умерла. Муж похоронил жену по ее желанию под тем деревом, что росло среди двора, и очень ее оплакивал; немного спустя он стал уже меньше по ней плакать, а там и совсем перестал;, а еще сколько-то времени спустя взял себе в дом другую жену.
От второй жены родилась дочка, а от первой жены остался хорошенький сынок, румяный как кровь и белый как снег.
Когда мачеха смотрела на свою дочку, она казалась ей милым дитятком, а как взглянет, бывало, на своего хорошенького пасынка, у ней так и кольнет в сердце — тотчас придет ей в голову, что он ей поперек дороги стал, и кабы не он, все богатство отца досталось бы ее дочери.
И стала она на своего хорошенького пасынка злиться, и стала его толкать из угла в угол: и тут щипнет, и там щипнет, так что бедное дитя жило в постоянном страхе. И когда он возвращался домой из школы, у него не было ни одной минуты покоя.





















Приложение 2.




Франсис Снейдерс "Драка котов в кладовой"


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!