4. | Этап усвоения новых знаний: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими. Слово учителя о философской лирике Тютчева. Учащиеся записывают в тетради. Беспокойство за судьбу планеты, тревога по поводу того, что возобладают силы зла и человечество ждет гибель, эти беспокойство и тревога - наиболее устойчивые состояния души поэта. Он кожей ощущал хаос и мечтал о гармонии, он одним из первых в мировой поэзии предугадал катастрофичность цивилизации. Он всем существом почуял, что мы, земляне, “плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены”. Мы прочитаем у него и о космосе души, о таинствах природы и человека, о необыкновенном, божественном чувстве-любви. С первого взгляда Тютчев прост и доступен. Но всю жизнь читаешь и всю жизнь открываешь в нем новые глубины и высоты. За полвека с лишним Тютчевым написано всего около четырехсот стихотворений. Да, стихов немного, но, как тонко оценил первый биограф Тютчева И.С. Аксаков, велико их философское содержание, ибо: “Для Тютчева жить – значило мыслить”, а размышляя, он пришел к выводу: “Все во мне – и я во всем…”. Но откуда в этом человеке столько глубины, цельности, величия души? Высокий душевный трепет мы чувствуем во всей лирике Тютчева, о чем бы он ни писал: о России, о природе, о любви. Может быть, больше всего в его поэтическом восприятии природы. а)Тютчев и природа. С сердечной любовью к родной природе, с чутким вниманием, умной печалью пишет Тютчев стихи об осени и зиме, о весне и лете, о грозах и звездах…Принято считать, что природа – это фон стихов Тютчева, место действия, пейзаж. В действительности для него природа - это второе имя жизни, это все (помните: “Все во мне-и я во всем”). Природа – некий мир, необъятный мир. Тютчев ничего не решает, никому не советует, никого не напутствует. Он оставляет более полное и целостное решение загадки будущим поколениям. Это и делает его поэзию вечной. Состояние души поэта и природы всегда совпадают. А если мы говорим о том, чем жила и что чувствовала эта душа, то мы всегда говорим о любви. б) Тютчев и любовь. Любовная лирика Тютчева занимает особое место. Здесь особая страсть и целомудрие, свет, прозрачность и трагизм. Это чувство для Тютчева – самое прекрасное, божественное: “О Господи, дай жгучего страданья…”, т.к. нет ничего ужаснее, чем мертвая душа. Даже страдание для души благодатнее, чем равнодушие, забвение. Первая любовь к 14-летней Амалии Лерхенфельд, зажегшей в душе 19-летнего Тютчева чистое и восторженное чувство. Через десятилетия отозвавшуюся стихотворением: Я помню время золотое, Я помню сердцу милый край Первая его жена – графиня Элеонора Ботмер. Ей посвящено стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний…” Другая дама его сердца – Эрвестина Пфеффель-Дернберг. Он подарил ей 12 лет счастливой жизни. Но совершенно необыкновенным был его роман с юной Еленой Александровной Денисьевой. История ее великой и трагической любви к Тютчеву вся перелилась в стихи: от “Предопределении” до “Весь день она молчала в забытьи”. В канун первой годовщины смерти Е.А. Денисьевой Тютчев пишет стихи, поражающие простотой и непосредственностью выражения безмерной печали: “Вот бреду я вдоль большой дороги…”. Однако Тютчев всегда говорил: “Я более всего любил в мире: Отечество и поэзию…” в) Тютчев и Россия. Огромное место в его творчестве занимает Россия, ее народ, его душа, ее настоящее и будущее. Мы начнем со строчек, которые всегда всплывают в памяти, когда мы говорим о России: Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать - В Россию можно только верить. Давайте и мы поразмышляем о том, почему Тютчев, европейски образованный человек, был убежден в том, что Разум бессилен что-либо объяснить и понять, если речь идет о России? Почему в нее можно только верить? Анализ стихотворения «Она сидела на полу…» Миг, минута в лирике Тютчева закреплены за временем частным, постигаемым восприятием. Часто поэт противопоставляет миг вечности. Минута и миг в сознании поэта – это мгновения, которые поэт пытается остановить, запечатлеть их. Обратимся к стихотворению «Она сидела на полу…» (чтение учеником) Какова тема этого стихотворения? (Воспоминания героини о прошлом, в котором осталось так много горя, грусти.) Что можно сказать о лирической героине? Как автор описывает ее внутренние переживания, чувства? Какие детали привлекли ваше внимание? (1. Героиня сидит на полу – отрешенность от действительности. 2. Разбирает письма – она сейчас в другом мире, в прошлом. Сравнение «как остывшую золу» - письма были дороги героини; когда-то угли были горячи, значит, были горячи и чувства. Зола холодна, и чувства между героиней и героем тоже остыли, это неизбежно. 3. «Брала их в руки и бросала» - героиня словно обжигается, когда берет эти холодные письма, воспоминания приносят ей боль. 4. Глядит на письма «чудно» - ее взгляд подобен тому, как смотрит душа с неба на оставленное тело. Оно убито, тело без любви мертво. Это подтверждают следующие строки: «…Любви и радости убитой». 5. Эпитет «чудно» дает представление о том, что прошлое важно для героини, она ни о чем не жалеет. 6. Метафора «письма - жизнь» подчеркивает, что всё минувшее было жизнью. Эта жизнь пережита, ее невозможно вернуть. 7. Но все же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади: «О, сколько горестных минут,/ Любви и радости убитой!...») Так что представляет собой время в этом стихотворении? (Время – это минуты, оставшиеся в прошлом. Они прошли быстротечно, как миг.) | 35 мин |