СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта. Философская лирика Тютчева. Анализ стихотворения Silentium

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта. Философская лирика Тютчева. Анализ стихотворения Silentium»

Технологическая карта (план) занятия №




Группа

Дата

Дисциплина

Литература





Тема занятия

Философская лирика Тютчева. Анализ стихотворения Silentium

Вид занятия

Практическое

Цель занятия:



  1. Познакомить учащихся с творчеством Ф.И.Тютчева.

  2. Выделить основные темы и особенности тютчевской лирики.

  3. На примере стихотворений показать, что произведения Тютчева несут в себе заряд жизнеутверждающей силы.

  4. Помочь учащимся почувствовать поэтическое обаяние, певучесть и музыкальность текстов Тютчева.


1. Образовательные:
а) повторить ранее изученный литературоведческий материал;
б) познакомить учащихся с основными этапами жизненного пути писателя;
в) познакомить учащихся с основными идеями писателя;

2.Развивающие:
а) формировать умения оригинального мышления;
б) развивать умения грамотно высказывать собственные мысли;

3. Воспитательные:

а) формирование самостоятельности при работе с книгой;

б) воспитание интереса к творчеству писателя;

в) развитие личностных качеств;
г) обогащение словарного запаса обучающихся.


Результат

Должны знать:

- смысл понятий

-основные этапы жизненного и творческого пути писателя;

-особенности мировоззрения писателя;

-историю создания произведения;

-особенности композиции произведения;

-особенности идейного содержания произведения

Должны уметь:


-выражать свое мнение,

-доказывать свою позицию;

-анализировать художественное произведение;

-анализировать и сопоставлять факты из жизни писателя и его творчество с содержанием романа, делать выводы.

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно и в группе;

Оценка «хорошо» ставится за правильные ответы, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

Русский язык, история, обществознание


Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

Предметы общеобразовательного цикла




Средства


Компьютер, учебник, раздаточный материал, текст повести

Основная

Русская литература под ред. В.А.Чалмаева, Москва, просвещение, 1999 г.

литература



содержание занятия

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1.

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

СОДЕРЖАНИЕ – взаимные приветствия, фиксация отсутствующих, проверка внешнего состояния аудитории и готовности обучающихся к занятию, организация внимания.

5 мин

2.

Этап проверки домашнего задания:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми обучающимися, установить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях, совершенствую при этом знания, умения, навыки.


Фронтальный опрос учащихся по теме «Биография Тютчева»:

1.Где родился?

2.Что вы знаете о его семье?

3.Любовные отношения Тютчева.

4. Литературная жизнь.

5.Смерть Тютчева.


Чтение наизусть стихотворений

15 мин

3.

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

Выразительное чтение учителем стихотворения Державина.

Река времен в своем стремленье

Уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

А если что и остается

Чрез звуки лиры и трубы,

То вечности жерлом пожрется

И общей не уйдет судьбы.

  • Какова тема этого стихотворения? (Стихотворение посвящено размышлениям о текучести Времени и бренности всего сущего перед лицом Вечности.)

  • Какова общая тональность этого стихотворения? (Стихотворение пронизано пессимистическим чувством)

  • Каким видится вам автор этих строк? (Это человек пожилой, умудренный опытом лет, возможно, старец, спокойно и мудро взирающий на мирскую суету. Ему некуда спешить, он знает цену жизни.)

Теперь послушайте отрывок из второго  стихотворения. (Читает ученик)

О Время! Вечности подвижное зерцало! –

Все рушится, падёт под дланию твоей!..

Сокрыт предел твой и начало

От слабых смертного очей!..

Века рождаются и исчезают снова,

Одно столетие стирается другим;

Что может избежать от гнева Крона злого?

Что может устоять пред грозным богом сим?..

  • Какова тема этого стихотворения? (Это стихотворение также посвящено теме Времени и Вечности.)

  • Как вы представляете автора этого стихотворения? Похож он на предыдущего? (Автор, возможно, моложе, но это человек, также много испытавший в жизни, знающий подлинную цену всему.)

Оба эти стихотворения написаны в один год. Первое принадлежит Гавриилу Романовичу Державину. Это – последнее стихотворение поэта. Оно написано за 3 дня до смерти, ослабевшей рукой, уже не способной держать перо и лист бумаги. Державину 73 года.

А второе стихотворение принадлежит Тютчеву и называется «На новый 1816 год». Сколько ему в это время лет? (13). Это первое стихотворение Тютчева. Он вступает в русскую поэзию с темой, к которой обращается его великий предшественник, стоя у гроба.

Оба поэта обращаются к одной и той же теме, теме Времени. Тема нашего урока: «Философская лирика Ф. И. Тютчева».




      Чтение преподавателем отрывков из разных стихотворений Тютчева. Учащиеся отвечают на вопросы по содержанию отрывков. Формируют тем самым представление о Тютчеве как о поэте. Формулируют цель занятия (познакомиться с творчеством Тютчева)


10 мин

4.

Этап усвоения новых знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

Слово учителя о философской лирике Тютчева. Учащиеся записывают в тетради.


Беспокойство за судьбу планеты, тревога по поводу того, что возобладают силы зла и человечество ждет гибель, эти беспокойство и тревога - наиболее устойчивые состояния души поэта.

Он кожей ощущал хаос и мечтал о гармонии, он одним из первых в мировой поэзии предугадал катастрофичность цивилизации. Он всем существом почуял, что мы, земляне, “плывем, пылающею бездной со всех сторон окружены”. Мы прочитаем у него и о космосе души, о таинствах природы и человека, о необыкновенном, божественном чувстве-любви. С первого взгляда Тютчев прост и доступен. Но всю жизнь читаешь и всю жизнь открываешь в нем новые глубины и высоты.


За полвека с лишним Тютчевым написано всего около четырехсот стихотворений.


Да, стихов немного, но, как тонко оценил первый биограф Тютчева И.С. Аксаков, велико их философское содержание, ибо: “Для Тютчева жить – значило мыслить”, а размышляя, он пришел к выводу: “Все во мне – и я во всем…”. Но откуда в этом человеке столько глубины, цельности, величия души?

Высокий душевный трепет мы чувствуем во всей лирике Тютчева, о чем бы он ни писал: о России, о природе, о любви. Может быть, больше всего в его поэтическом восприятии природы.


а)Тютчев и природа.


С сердечной любовью к родной природе, с чутким вниманием, умной печалью пишет Тютчев стихи об осени и зиме, о весне и лете, о грозах и звездах…Принято считать, что природа – это фон стихов Тютчева, место действия, пейзаж. В действительности для него природа - это второе имя жизни, это все (помните: “Все во мне-и я во всем”).


Природа – некий мир, необъятный мир.

Тютчев ничего не решает, никому не советует, никого не напутствует. Он оставляет более полное и целостное решение загадки будущим поколениям. Это и делает его поэзию вечной. Состояние души поэта и природы всегда совпадают. А если мы говорим о том, чем жила и что чувствовала эта душа, то мы всегда говорим о любви.


б) Тютчев и любовь.

Любовная лирика Тютчева занимает особое место. Здесь особая страсть и целомудрие, свет, прозрачность и трагизм. Это чувство для Тютчева – самое прекрасное, божественное: “О Господи, дай жгучего страданья…”, т.к. нет ничего ужаснее, чем мертвая душа. Даже страдание для души благодатнее, чем равнодушие, забвение.

Первая любовь к 14-летней Амалии Лерхенфельд, зажегшей в душе 19-летнего Тютчева чистое и восторженное чувство. Через десятилетия отозвавшуюся стихотворением:


Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край


Первая его жена – графиня Элеонора Ботмер. Ей посвящено стихотворение “Еще томлюсь тоской желаний…”


Другая дама его сердца – Эрвестина Пфеффель-Дернберг. Он подарил ей 12 лет счастливой жизни.

Но совершенно необыкновенным был его роман с юной Еленой Александровной Денисьевой. История ее великой и трагической любви к Тютчеву вся перелилась в стихи: от “Предопределении” до “Весь день она молчала в забытьи”. В канун первой годовщины смерти Е.А. Денисьевой Тютчев пишет стихи, поражающие простотой и непосредственностью выражения безмерной печали: “Вот бреду я вдоль большой дороги…”. Однако Тютчев всегда говорил: “Я более всего любил в мире: Отечество и поэзию…”


в) Тютчев и Россия.

Огромное место в его творчестве занимает Россия, ее народ, его душа, ее настоящее и будущее. Мы начнем со строчек, которые всегда всплывают в памяти, когда мы говорим о России:


Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.


Давайте и мы поразмышляем о том, почему Тютчев, европейски образованный человек, был убежден в том, что Разум бессилен что-либо объяснить и понять, если речь идет о России? Почему в нее можно только верить?


Анализ стихотворения «Она сидела на полу…»

Миг, минута  в лирике Тютчева закреплены за временем частным, постигаемым восприятием. Часто поэт противопоставляет миг вечности. Минута и миг в сознании поэта – это мгновения, которые поэт пытается остановить, запечатлеть их.

Обратимся к стихотворению «Она сидела на полу…» (чтение учеником)

  • Какова тема этого стихотворения? (Воспоминания героини о прошлом, в котором осталось так много горя, грусти.)

  • Что можно сказать о лирической героине? Как автор описывает ее внутренние переживания, чувства? Какие детали привлекли ваше внимание? (1. Героиня сидит на полу – отрешенность от действительности. 2. Разбирает письма – она сейчас в другом мире, в прошлом. Сравнение «как остывшую золу» - письма были дороги героини; когда-то угли были горячи, значит, были горячи и чувства. Зола холодна, и чувства между героиней и героем тоже остыли, это неизбежно. 3. «Брала их в руки и бросала» - героиня словно обжигается, когда берет эти холодные письма, воспоминания приносят ей боль. 4. Глядит на письма «чудно» - ее взгляд подобен тому, как смотрит душа с неба на оставленное тело. Оно убито, тело без любви мертво. Это подтверждают следующие строки: «…Любви и радости убитой». 5. Эпитет «чудно» дает представление о том, что прошлое важно для героини, она ни о чем не жалеет. 6. Метафора «письма - жизнь»  подчеркивает, что всё минувшее было жизнью. Эта жизнь пережита, ее невозможно вернуть. 7. Но все же героине дороги горестные минуты, любовь и радость, оставшиеся позади: «О, сколько горестных минут,/ Любви и радости убитой!...»)

  • Так что представляет собой время в этом стихотворении? (Время – это минуты, оставшиеся в прошлом. Они прошли быстротечно, как миг.)


35 мин

5.






Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

Вопросы и задания:

  1. Где и когда родился Ф.И.Тютчев?

  2. Поэт, критик, переводчик – наставник Тютчева?

  3. Сколько лет провёл поэт за границей? Где именно?

  4. Назовите основные темы лирики Тютчева.

  5. «История любви» Тютчева. Назовите имена его «муз».

  6. Кому посвящено стихотворение «Я встретил вас – и всё былое…»?

  7. Кому посвящено стихотворение «О, как убийственно мы любим…»?

  8. Тютчев любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. Найдите подтверждение или опровержение этой мысли в лирике поэта.

  9. Какие художественные средства являются для Тютчева ведущими, предпочтительными при создании облика природы?

  10. Как личная жизнь поэта связана с его творчеством?

5 мин

6.

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Я хочу предложить вам одно из моих любимых стихотворений Тютчева «Из края в край». Проанализируйте стихотворение.

Учащиеся самостоятельно анализируют стихотворение по предложенному плану.

10 мин

7.

Рефлексия учебной деятельности:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.


Интерактивное упражнение «Микрофон»

Продолжите предложения:

  • Для меня было новым...

  • Я удивлен (-на), что...

  • Мне запомнилось...

3 мин

8.

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Домашнее задание: Выучить стихотворение «Слезы людские»

7 мин





Преподаватель




Родина Е.А.






(И.О. Фамилия)




Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук на ветр принес:
Любви последнее прости...
За нами много, много слез,
Туман, безвестность впереди!..

"О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,
В слезах, с отчаяньем в груди...
О, сжалься над своей тоской,
Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней
Себе на память приведи...
Все милое душе твоей
Ты покидаешь на пути!.."

Не время выкликать теней:
И так уж этот мрачен час.
Усопших образ тем страшней.,
Чем в жизни был милей для нас.

Из края в край, из града в град
Могучий вихрь людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Не спросит он... Вперед, вперед! 


Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук на ветр принес:
Любви последнее прости...
За нами много, много слез,
Туман, безвестность впереди!..

"О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,
В слезах, с отчаяньем в груди...
О, сжалься над своей тоской,
Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней
Себе на память приведи...
Все милое душе твоей
Ты покидаешь на пути!.."

Не время выкликать теней:
И так уж этот мрачен час.
Усопших образ тем страшней.,
Чем в жизни был милей для нас.


Из края в край, из града в град
Могучий вихрь людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Не спросит он... Вперед, вперед! 


Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук на ветр принес:
Любви последнее прости...
За нами много, много слез,
Туман, безвестность впереди!..

"О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,
В слезах, с отчаяньем в груди...
О, сжалься над своей тоской,
Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней
Себе на память приведи...
Все милое душе твоей
Ты покидаешь на пути!.."

Не время выкликать теней:
И так уж этот мрачен час.
Усопших образ тем страшней.,
Чем в жизни был милей для нас.

Из края в край, из града в град
Могучий вихрь людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Не спросит он... Вперед, вперед! 


Из края в край, из града в град
Судьба, как вихрь, людей метет,
И рад ли ты, или не рад,
Что нужды ей?.. Вперед, вперед!

Знакомый звук на ветр принес:
Любви последнее прости...
За нами много, много слез,
Туман, безвестность впереди!..

"О, оглянися, о, постой,
Куда бежать, зачем бежать?..
Любовь осталась за тобой,
Где ж в мире лучшего сыскать?

Любовь осталась за тобой,
В слезах, с отчаяньем в груди...
О, сжалься над своей тоской,
Свое блаженство пощади!

Блаженство стольких, стольких дней
Себе на память приведи...
Все милое душе твоей
Ты покидаешь на пути!.."




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!