2. | Мотивация к учебной деятельнос-ти | | Ребята, мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат цветные полоски: красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная. Посмотрите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. | Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?) Познавательные: - устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. |
3. | Актуализа-ция знаний | | Сегодня на уроке мы продолжим добывать новые знания, изучая «самую живую часть речи, обладающую огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий». На удивительную силу этой части речи обращали вниманием многие писатели и лингвисты (языковеды). А эпиграфом к нашему уроку станет стихотворение В.Кондрашова, замечательного мастера слова. -Прочитайте выразительно стихотворение. Что без меня предметы? Лишь названия. Но я приду – все в действие придет, Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет. (В.Кондрашов) -Ребята, как вы думаете, о чем сегодня мы будем говорить на уроке? - Правильно, тема нашего урока «Глагол как часть речи ». Название «глагол» происходит от старославянского слова «глаголить – говорить». -Известный русский лингвист А.М.Пешковский утверждал, что «глаголы – это слова, оживляющие всё,к чему они приложены». И это действительно так. С помощью глагола мы узнаём, как всё в мире движется, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя. Языковедами глагол выделяется как самая сложная и ёмкая самостоятельная часть речи. По подсчётам учёных глагол занимает второе место (после существительного) по частоте употребления в речи. Мастера русской речи умело использовали в своих произведениях прямое и переносное значение глаголов. Давайте же все вместе будем учиться пользоваться всем многообразием глагольной лексики и выбирать наиболее точные для каждой речевой ситуации глаголы. - На какие вопросы вы бы хотели получить ответ на сегодняшнем уроке? - Определяет вместе с учениками цели урока: Повторить и систематизировать знания по теме: «Глагол». Совершенствовать умение определять части речи, их морфологические признаки. | Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Слушают, рассматривают учебные пособия Определяют тему урока, формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. | Познавательные: -осознавать познавательную задачу; применять ранее полученные знания; -анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные: - взаимодействовать с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме; - слушать и понимать речь других; формулировать собственные мысли, обосновывать свою точку зрения. Регулятивные: - высказывать предположения на основе наблюдений; -формулировать тему и цель урока. |
4. | «Открытие» новых знаний и причины затруднения | | - Ребята, как вы считаете, зачем нам нужно учиться пользоваться многообразием глагольной лексики? - А теперь давайте проведём интересную зарядку, «мозговой штурм»: «Кто что делает?» Повар - …, врач - …, учитель - …, ученик - …,баянист - …, художник - …,портниха - …, продавец - …,пекарь -…, гром -…,молния - …, трава - …, дождь - …,солнце -…, вода - … - Послушайте отрывок из музыкального произведения «Мечты о море» и постарайтесь передать своё эмоциональное состояние, употребив глаголы. - А сейчас давайте поработаем в группах. Каждая группа получит задание. Вам необходимо вспомнить все, что вы знаете о глаголе, и заполнить таблицу. Какой пункт для вас окажется сложным, вы его не заполняете, ставите знак вопроса. Слушаем результаты исследования учащихся. | Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистичес-кие термины, игра Начинают групповую работу по исследованию временных форм глагола. Анализируют, сравнивают, обобщают информацию, делают выводы. Зачитывают результаты своего исследования | Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); обосновывать свое мнение. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. |
5. 6. 7. 8. | Закрепление, обобщение материала. Контроль усвоения полученных знаний. Тест. Итог урока. Рефлексия. Домашнее задание. | | 1.Работа с учебником с. 97-98. — Ребята, а теперь давайте проверим наши исследования и прочитаем определение глагола как части речи в учебнике на стр. 97-98 Глагол — часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени — по родам (в единственном числе) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. - На какие вопросы может отвечать глагол? - Что обозначает глагол как часть речи? - Какие морфологические признаки имеет глагол? - Каким членом предложения обычно бывает? 2.Однако мы с вами помним, что глаголы в русском языке — это не только глаголы речи, но и глаголы труда, глаголы звучания, цвета и др. —Давайте поработаем с глаголами цвета. Прочитайте задание к упражнению 605 на стр. 97. Укажите с помощью глаголов на цвет ромашки, васильков, одуванчиков, травы. Составьте с этими глаголами предложения. Укажите лицо и число глаголов. Разберите одно из предложений по членам. Для справок: белеть, синеть, желтеть, зеленеть. 3.Синтаксическая пятиминутка. Скоро зазеленеют степи, рощи и леса. Повеств. Невоскл. Гр. основа: зазеленеют степи, рощи, леса. Простое. Распр. Осложнено однородными подлежащими. 4.Запись предложений, вставить буквы, объяснить орфограммы, подчеркнуть глаголы, выделенное разобрать по составу. Котелок сердится и бормочет на огне. Мы г..ворим тихо, боимся спугнуть ра..свет. Над нами со свистом проносятся утки. Туман клубится над в..дой. Какие орфограммы повторили? Кто скажет, почему в словах сердится, проносятся, клубится нет ь? Как узнать, когда ь пишется? Учитель читает вопросы и варианты ответа, а ученики выбирают правильный ответ. Подводятся итоги, выставляются отмет-ки. Вопрос 1 Глагол –это часть речи, которая обозначает: А.Действие Б. Признак В.Предмет Вопрос 2 Найдите глагол? А. До свидания Б. Впереди В.Приход Г.Был Вопрос 3 Чем глагол обычно является в предложении? А. Подлежащим Б. Определением В. Сказуемым Г. Дополнением Вопрос 4 Укажи глагол, в котором пишется ь? А. Решает…ся вопрос Б.колосит…ся пшеница В. Колют…ся иголки Г. Сложно познакомит…ся Вопрос 5 Глаголы изменяются: А. По падежам Б. По временам Вопрос 6 Суффикс –л- имеют глаголы А. Настоящего времени Б. Прошедшего времени В. Будущего времени Вопрос 7 Укажите строку, где все глаголы настоящего времени А. Напишу, придёшь, построит, выучим, споёте. Б. Жил, ловил, закинул, пришёл, вымолвил. В. Хотят, велят, идёт, плывёт, говорит. Проверка на экране. - Какие цели мы преследовали на уроке? - Мы достигли их? - Что нового узнали на уроке? - Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? - Как вы их преодолевали? - Понравилось ли вам на уроке? - Какое настроение у вас сейчас? Анализ и выявление качества и уровня овладения знаниями. Предлагает ученикам оценить свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока). 106, упр. 607. | . Делают обобщающий вывод Четыре ученика выполняют задание на доске; остальные дети пишут в тетрадях. Самопроверка. Устное объяснение орфограмм. Воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы теста, выбирая правильный ответ. Делают самоанализ. Определяют уровень приобретенных знаний. | Коммуникативные: -формулировать коммуникативное высказывание; уметь планировать и организовывать работу в группе; уметь управлять поведением партнера; уметь давать свою оценку. Формирование умения определять общевидовое значение глаголов. Определение морфологических признаков глагола. Синтаксический анализ. Самопроверка и самоконтроль. Умение находить глаголы в тексте, повторить орфограммы, морфемный разбор. Познавательные: -ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); Регулятивные: - уметь слушать в соответствии с целевой установкой; - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; - осуществлять само- и взаимоконтроль Личностные: - устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. Регулятивные: - совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. |